Инновационные процессы в современном профессиональном образовании
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных процессов в профессиональном образование
1.1 Основные характеристики инновационного подхода
В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы.
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности.
В начале двадцатого века была сформирована новая область знания - наука о новом, нововведениях, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а, следовательно, и в образование, в котором закладываются основы педагогической инновации.
В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
На наш взгляд, наиболее полное определение инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования [8].
Итак, инновации - это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения. Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.
В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство педагогических инноваций, а именно новых технологий, методов и приемов обучения и воспитания, и управленческих инноваций, включающих институциональные формы в области образования (организационные инновации) и экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации)....