Спасибо, нам очень понравилось!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Широко известно, что, начиная с середины 20 века, современный этап развития как гуманитарных так и технических наук, характеризуется весьма высокой степенью антропоцентричности, иными словами говоря - выходом человека и его деятельности, в том числе и речевой, как основным средством коммуникации, на авансцену научных изысканий.
Выбранная тема актуальна, так как, общение – неотъемлемая часть человеческой жизни. При этом закономерно, что любая речь несет в себе определенные качественные характеристики, по которым можно узнать личностные особенности, возрастную, гендерную, социально-профессиональную принадлежность человека и т.д. Другими словами, благодаря анализу речевых особенностей мы можем составить речевой портрет, а далее и собственно портрет человека.
Вследствие вышеупомянутого процесса антропоцентризации научного мира, а отсюда стремлением изучать язык в тесной связи с человеком, наше время ознаменовалось появлением и активным развитием таких научных направлений, тесно связанных с антропологическим подходом, как молодая наука лингвоперсонология – предметом которой является «языковая личность», а также психолингвистика, социолингвистика и др. – объединенных единым объектом исследования: Homo loquens - человека говорящего или точнее, применительно к нашему исследованию - «языковой личностью человека». Что в свою очередь является одним из фундаментальных понятий для анализа тематической литературы и систематизации знаний в нашей исследовательской работе в отношении понятия «речевой портрет», что по выражению С. В. Леорда можно считать ничем иным «как воплощенной в речи языковой личностью определенной социальной общности» , иными словами функциональная модель языковой личности.
Историческая справка
Проблематика функционирования терминологического и понятийного аппарата
История разработки вопросов теории и методологии изучения «речевого портрета», а также обоснование собственного понимания тех или иных составляющих этого феномена неоднократно приводится в работах разных исследователей М.В. Китайгородской, Ю. Н. Караулова , В. И. Карасика, Л. П. Крысина и др.
До 60-х годов ХХ века понятие «речевой портрет» используется исключительно в литературоведении применительно к одному из способов создания художественно - драматургического образа. Непосредственным основателем учения о «социально-речевом портрете» считается М. В. Панов, который в середине 60-х годов 20 века выдвинул и воплотил идею фонетического портрета, на примере целого ряда политических деятелей, писателей, ученых XVIII –XX вв. Для создания фонетического портрета ученый в диахроническом аспекте охарактеризовал именно социальные и социокультурные характеристики личности, т.е. принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой и т.п.), наличие диалектических и личных особенностей произношения
Идея была подхвачена и более глубоко проработана другими исследователями, например, Т. М. Николаева занималась исследованиями о построении таких речевых или социолингвистических портретов, в составе которых присутствовал компонент, характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов (из пар или ряда вариантов) и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других вариантов .
В основе разграничения понятий «языковая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость развести понятия «язык и речь». Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в языковую систему включаются только наиболее устойчивые и частотные компоненты речи. Исходя из этого положения, мы можем утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее «речевого портрета». При этом функционирование термина «языковая личность» имеет в современном языкознании несколько особенностей: учеными выделяется существование речевой, коммуникативной, словарной (этносемантической), филологической, совокупной языковой личности.
У истоков детальной разработки понятия и теории «языковой личности» в отечественной лингвистике стоят три имени: В. В. Виноградов, который ввел данный термин в научный оборот , Г. И. Богин, разработавший модель языковой личности в лингводидактическом аспекте, и Ю. Н. Караулов, его концепция «языковой личности» является базовой для современных исследователей.
1. Поиск научной литературы по теме «Речевой портрет» и составление библиографического списка.
Составление обзора научной литературы по теме «Речевой портрет».
2. Сбор материала по теме «Речевой портрет спортивного комментатора»: выбор 1 примера спортивного комментария , расшифровка записи звучащего текста.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Балыхина Т. М. Коммуникативный портрет современного политика / Т. М. Балыхина, М. С. Нетёсина // Вестник науки Сибири. Сер. 9. Филология. Педагогика. - 2012. - № 1 (2). - С. 287-293
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. - С. 250-296
3. В.И. Карасик, О.А. Дмитриева Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. – С. 5-25.
4. Винокур Т. Г. Речевой портрет современного человека / Т. Г. Винокур // Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. - С. 361-370
5. Гончарова, Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте. – Томск, 1984. – 148 с.
6. Гуляева Е.В.. Лингвокультурный типаж «американский адвокат»: дис. …канд. филол. наук. – Волгоград, 2009. – 176 с.
7. Земская Е. А. Речевой портрет эмигрантки первой волны (третье поколение) / Е. А. Земская // Русский язык в научном освещении. 2008. -№1 (15).-С. 196-207
8. Иванцова Е. В. Изучение языковой личности в Томской лингвистической школе // Вестн. Том. ун-та. 2006. - №291. - С. 5-11.
9. Иванцова Т. В. Лингвоперсонология : Основы теории языковой личности: учеб. пособие / Т. В. Иванцова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. - 160 с.
10. Иванцова Т. В. Феномен диалектной языковой личности / Т. В. Иванцова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 312 с.
11. Иссерс О. С. Коммуникативный портрет языковой личности (на материале писем Сергея Довлатова) / О. С. Иссерс // Активные языковые процессы конца XX века : Тез. докл. междунар. конф. : IV Шмелевские чтения. М. : Азбуковник, 2000. - С. 60-63.
12. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей / В. И. Карасик // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХІ веков: Человек и его дискурс : сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. ИЯ РАН. М. : «Азбуковник», 2003. - С. 24-45.
13. Карасик В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М. : Гнозис, 2002.-333 с.
14. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. М. : Наука, 1989. - С. 3-8.
15. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М. : Наука, 1987. - 263 с.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 257 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Широко известно, что, начиная с середины 20 века, современный этап развития как гуманитарных так и технических наук, характеризуется весьма высокой степенью антропоцентричности, иными словами говоря - выходом человека и его деятельности, в том числе и речевой, как основным средством коммуникации, на авансцену научных изысканий.
Выбранная тема актуальна, так как, общение – неотъемлемая часть человеческой жизни. При этом закономерно, что любая речь несет в себе определенные качественные характеристики, по которым можно узнать личностные особенности, возрастную, гендерную, социально-профессиональную принадлежность человека и т.д. Другими словами, благодаря анализу речевых особенностей мы можем составить речевой портрет, а далее и собственно портрет человека.
Вследствие вышеупомянутого процесса антропоцентризации научного мира, а отсюда стремлением изучать язык в тесной связи с человеком, наше время ознаменовалось появлением и активным развитием таких научных направлений, тесно связанных с антропологическим подходом, как молодая наука лингвоперсонология – предметом которой является «языковая личность», а также психолингвистика, социолингвистика и др. – объединенных единым объектом исследования: Homo loquens - человека говорящего или точнее, применительно к нашему исследованию - «языковой личностью человека». Что в свою очередь является одним из фундаментальных понятий для анализа тематической литературы и систематизации знаний в нашей исследовательской работе в отношении понятия «речевой портрет», что по выражению С. В. Леорда можно считать ничем иным «как воплощенной в речи языковой личностью определенной социальной общности» , иными словами функциональная модель языковой личности.
Историческая справка
Проблематика функционирования терминологического и понятийного аппарата
История разработки вопросов теории и методологии изучения «речевого портрета», а также обоснование собственного понимания тех или иных составляющих этого феномена неоднократно приводится в работах разных исследователей М.В. Китайгородской, Ю. Н. Караулова , В. И. Карасика, Л. П. Крысина и др.
До 60-х годов ХХ века понятие «речевой портрет» используется исключительно в литературоведении применительно к одному из способов создания художественно - драматургического образа. Непосредственным основателем учения о «социально-речевом портрете» считается М. В. Панов, который в середине 60-х годов 20 века выдвинул и воплотил идею фонетического портрета, на примере целого ряда политических деятелей, писателей, ученых XVIII –XX вв. Для создания фонетического портрета ученый в диахроническом аспекте охарактеризовал именно социальные и социокультурные характеристики личности, т.е. принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой и т.п.), наличие диалектических и личных особенностей произношения
Идея была подхвачена и более глубоко проработана другими исследователями, например, Т. М. Николаева занималась исследованиями о построении таких речевых или социолингвистических портретов, в составе которых присутствовал компонент, характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов (из пар или ряда вариантов) и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других вариантов .
В основе разграничения понятий «языковая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость развести понятия «язык и речь». Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в языковую систему включаются только наиболее устойчивые и частотные компоненты речи. Исходя из этого положения, мы можем утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее «речевого портрета». При этом функционирование термина «языковая личность» имеет в современном языкознании несколько особенностей: учеными выделяется существование речевой, коммуникативной, словарной (этносемантической), филологической, совокупной языковой личности.
У истоков детальной разработки понятия и теории «языковой личности» в отечественной лингвистике стоят три имени: В. В. Виноградов, который ввел данный термин в научный оборот , Г. И. Богин, разработавший модель языковой личности в лингводидактическом аспекте, и Ю. Н. Караулов, его концепция «языковой личности» является базовой для современных исследователей.
1. Поиск научной литературы по теме «Речевой портрет» и составление библиографического списка.
Составление обзора научной литературы по теме «Речевой портрет».
2. Сбор материала по теме «Речевой портрет спортивного комментатора»: выбор 1 примера спортивного комментария , расшифровка записи звучащего текста.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Балыхина Т. М. Коммуникативный портрет современного политика / Т. М. Балыхина, М. С. Нетёсина // Вестник науки Сибири. Сер. 9. Филология. Педагогика. - 2012. - № 1 (2). - С. 287-293
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. - С. 250-296
3. В.И. Карасик, О.А. Дмитриева Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. – С. 5-25.
4. Винокур Т. Г. Речевой портрет современного человека / Т. Г. Винокур // Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. - С. 361-370
5. Гончарова, Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте. – Томск, 1984. – 148 с.
6. Гуляева Е.В.. Лингвокультурный типаж «американский адвокат»: дис. …канд. филол. наук. – Волгоград, 2009. – 176 с.
7. Земская Е. А. Речевой портрет эмигрантки первой волны (третье поколение) / Е. А. Земская // Русский язык в научном освещении. 2008. -№1 (15).-С. 196-207
8. Иванцова Е. В. Изучение языковой личности в Томской лингвистической школе // Вестн. Том. ун-та. 2006. - №291. - С. 5-11.
9. Иванцова Т. В. Лингвоперсонология : Основы теории языковой личности: учеб. пособие / Т. В. Иванцова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. - 160 с.
10. Иванцова Т. В. Феномен диалектной языковой личности / Т. В. Иванцова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 312 с.
11. Иссерс О. С. Коммуникативный портрет языковой личности (на материале писем Сергея Довлатова) / О. С. Иссерс // Активные языковые процессы конца XX века : Тез. докл. междунар. конф. : IV Шмелевские чтения. М. : Азбуковник, 2000. - С. 60-63.
12. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей / В. И. Карасик // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХІ веков: Человек и его дискурс : сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. ИЯ РАН. М. : «Азбуковник», 2003. - С. 24-45.
13. Карасик В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М. : Гнозис, 2002.-333 с.
14. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. М. : Наука, 1989. - С. 3-8.
15. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М. : Наука, 1987. - 263 с.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 257 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
510 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 8653 Отчета по практике — поможем найти подходящую