Аристотель – гениальный древнегреческий философ и ученный, вклад которого в развитие человеческой цивилизации невозможно переоценить. Логика, физика, биология, политология, социология, правоведение, педагогика, психология, этика, эстетика – вот неполный перечень наук, история которых начинается с трудов Аристотеля. Он и философию, которая до него являлась совокупностью многих учений, превратил в науку – систему знаний о природе, обществе и мышлении, которая основывается и развивается на единых принципах. Более того, именно он сформулировал и первым применил в своих исследованиях те принципы, которыми наука отличается от ремесла, искусства или религии.
Аристотель впервые ввел термин этика и превратил ее в самостоятельную и систематическую философскую науку. Центральным понятием этики Аристотеля является его учение о добродетелях. В современном обществе учение о добродетелях до сих пор является актуальнейшей темой для дискуссий.
Добродетель – это положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения. Она находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Признаком добродетели является чувство меры, способствующее выбору среднего между двумя крайностями.
Философ считал, что добродетель не дана нам от природы. Из чего следует, что человек сам отвечает за то, какие поступки – благородные или низкие – он выбирает; быть добродетельным или порочным во власти человека, и он несет ответственность за то, добр он или дурен. По мнению Аристотеля, человек должен контролировать собственные эмоции, и не поддаваться сильным страстям, так как из-за них он теряет чувство меры и приближается к пороку, то есть к крайности. Однако без определенного рода эмоций также нельзя быть нравственным, так как действенность добродетели определяется именно аффектом, поставленным под контроль разума.
Существуют два рода добродетелей: интеллектуальные и нравственные соответствующие двум частям души: разумной и неразумной. Интеллектуальные добродетели приобретаются путем обучения, нравственные – путем воспитания.
Добродетельность в каждом отдельном случае имеет свою собственную меру, определить которую невозможно без соответствующих навыков и привычек. Для этого нужно в страстях и действиях добиваться «золотой середины». По мнению Аристотеля, «как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает».
Это доказывается рассмотрением различных добродетелей.
Например, щедрость – середина по отношению к двум крайностям: скупостью и транжирством. Рассматривая вопрос об актуальности, можно сказать, что наука о добродетелях помогает человеку осознать главные цели в своей жизни, а также решает вопрос об увеличении доброжелательных граждан в государстве, путем воспитания. Она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой, стремясь сделать человека моральным, а значит счастливым.
Подведя итоги, можно сказать, что счастливый человек живёт в соответствии с добродетелью. Совершая благие поступки, он стремится полностью оправдать свою роль, тем самым чувствуя себя счастливее. Аристотель утверждает, что человек должен управлять своими чувствами, стараясь избегать сильных страстей. Потеряв контроль над эмоциями, очень просто не заметить меру и приблизится к порогу. Людям не под силу достигнуть уровня божественной жизни, но, насколько это возможно, они должны стремиться к нему путем созерцательной деятельности, как к идеалу.
...
Конфуцианство — морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире.
Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса. Творчество Конфуция, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.
Конфуций заимствовал первобытные верования. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида.
В основе конфуцианства лежало два принципа:
1. все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. Необходимо было вернуться к этим традициям.
2. идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.
Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Центральными для конфуцианства являются:
• Понятие «жэнь» или «гуманность». Этот принцип можно сформулировать так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».
• Принцип «ли» — соблюдение ритуала. Человек должен четко соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого функционирование общества было невозможно. Этот принцип стал основным принципом организации жизни китайского общества.
В «Луньюе», сборнике высказываний Конфуция, составленном его учениками, записаны его беседы с ними. В этих беседах раскрывается идеал совершенного человека, при этом человеческая личность рассматривается как самоценная.
Конфуций создал программу совершенствования человека с целью достижения гармонии с Космосом. Назначение мудреца — преобразовывать общество по законам гармонии. Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". Государство — это большая семья, а семья — это малое государство. Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи. В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Она стала центральной в китайской культуре.
Большой вклад в развитие конфуцианства внес его ученик Мэн- цзы. Он считал, что основа счастья и процветания народа лежит в его обучении высоким нравственным нормам.
На рубеже новой эры в конфуцианстве к ритуалу добавляется институт закона: ритуал следует применять в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказания.
Начиная со II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. Каждый чиновник должен был доказать свои знания основных идей учения Конфуция, участвуя в экзаменах. Конфуцианские нормы становятся общепризнанными и превращаются в символ «истинно китайского».
С IV в. н.э. в Китае получает распространение буддизм, под влиянием которого происходит модификация конфуцианства. Возникло философское направление неоконфуцианства. Постепенно происходит обожествление Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.
Реформированное конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая вплоть до XX в., когда оно подверглось уничтожающей критике в годы культурной революции. В настоящее время конфуцианство восстанавливает свое влияние в некоторых странах.
...
Реальная роль морали как важнейшего регулятора общественной жизни отражена в ее социальных функциях, т.е. основных ролях, которая она выполняет в жизни человечества, общества и каждого человека в отдельности. Своеобразие воздействия морали на человека проявляется в полифоничности, целостности ее функционирования и неразделенность ее функций.
К основным функциям морали обычно относят:
— регулятивную;
— ценностно-ориентационную;
— социализирующую.
Выполняя регулятивную функцию, мораль выступает в качестве одного из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества, утверждая императивный характер морали как вида социального управления. В то же время осуществляется саморегуляция личности и социальной среды в целом.
Ценностно-ориентационная функция морали выражается в том, что любой поступок человека оценивается через сравнение должного и сущего, реального поведения и ценностей и идеалов, которые формируются не только в общественном мнении, но и в структуре личных моральных убеждений индивида, осуществляющего оценку событий и явлений окружающего мира, поступков других людей, а также самооценку в соответствии с ориентацией на представления о чести, добре, справедливости, составляющие в качестве моральных ценностей фундамент морали.
В процессе моральной саморегуляции личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям — жизненно важным для человека ориентирам, заложенным в морали. Таким образом, профессиональная мораль дает человеку ориентиры, касающиеся нравственного смысла его поступков.
Социализирующая функция обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие и интериоризацию норм общественной, профессиональной или групповой морали, способствующее гармонизации взаимоотношений в социальной среде.
Характеризуя полифункциональность морали, ученые выделяют также следующие функции:
— воспитательную;
— познавательную;
— коммуникативную;
— интегративную;
— социального контроля и др.
1. Воспитательная функция. Воспитательная функция морали и состоит в том, чтобы "научиться быть человеком". Воспитание, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, бережном отношении к личному достоинству человека, эмпатии, составляет фундамент культуры нравственного сознания и поведения личности, формирование которой продолжается всю жизнь и на всех этапах ее социализации в процессе этического и этико-профессионального развития, самовоспитания.
2. Познавательная функция. Через оценку своих и чужих поступков человек приобретает знания о должном, усваивает их, познает необходимость следования установленным требованиям. В этом процессе усвоения знаний о должном, осознания их глубинного смысла и формирования готовности следовать им в своей жизни происходит становление культуры нравственного сознания личности.
3. Коммуникативная функция. Усвоение знаний о должном происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, оценки их реальных поступков на основе соотнесения их с установленными требованиями общественной морали, профессиональной этики, правил общепринятого этикета.
4. Функция социального контроля. Для устранения социальных отклонений в целях обеспечения устойчивости и интегрированность социальной системы мораль выполняет функцию социального контроля, обеспечивая управление социальными процессами и поведением людей.
5. Интегративная функция. Благодаря этой функции морали члены социальной группы обретают "чувство общности", сопричастности к общему делу, формирующей понятие "мы".
6. Компенсаторская функция. Формируя культуру нравственных чувств, мораль посредством компенсаторной функции выступает в роли своеобразной "отдушины" в условиях безличных отношений, способствуя сближению людей, созданию атмосферы доверительности, чувства психологического комфорта и личной защищенности.
Выделение определенных функций морали достаточно условно, так как в реальности они тесно переплетены между собой. Именно в этой целостности функционирования проявляется своеобразие воздействия морали на человека
...
Свобода слова — право человека свободно выражать своё мнение. Это право также включает свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты.
Это право упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых: «Всеобщая декларация прав человека» (ст. 19), «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).
Исторически свобода слова возникла как инструмент для обеспечения информированности и поддержания высокого уровня компетентности государственных органов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировал членам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, без чего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова до сих пор ценится даже некоторыми авторитарными режимами.
С точки зрения этой политической системы, наиболее важной стороной свободы слова является свобода распространения такой информации, которая может повлиять на исход выборов или на работу правительства.
В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчётность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека.
Либерализм раскрыл этическую сторону свободы слова, которая на эмоциональном уровне стала доминировать над изложенным выше утилитарным взглядом. Здесь на первый план выступают человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права), данные человеку от рождения. Эта концепция имеет христианские корни. Такой подход, впервые отражённый в американском «Билле о правах» и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 года.), означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер.
На сегодняшний день среди легитимных ограничений числятся защита национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, репутации и прав других лиц (в том числе, авторского права), конфиденциальной информации, правосудия.
Цензура — система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, передач радио и телевидения и других. Цензурой называют также органы светской или духовной власти, которые осуществляют такой контроль.
Цензура — неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды.
Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократических и тоталитарных государствах.
В демократическом правовом государстве цензура призвана обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при условии соблюдения прав и свобод человека.
При тоталитарном характере власти цензура не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан.
Исторически сложились такие виды цензуры по характеру регулируемой информации: военная, государственная, экономическая, коммерческая, политическая, идеологическая, нравственная, духовная.
По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая. При предварительной цензуре необходимо получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. При последующей цензуре оценивается уже опубликованная информация и принимаются ограничительные либо запретительные меры.
Существует также самоцензура как сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений, либо из боязни наказания.
Многие либеральные мыслители, отмечали важность обучения культуре свободы слова. По их мнению, ведение дискуссии с целью установления истины и терпимое отношение к альтернативным точкам зрения способствует прогрессу и согласию в обществе. С культурной точки зрения, свобода слова стремится к независимому от общества развитию собственных убеждений для каждого человека, самостоятельной формулировке им стандартов и жизненных целей. С другой стороны, народ, наделённый властью самоуправления, должен ей пользоваться разумно и на благо общества. Таким образом, люди должны не просто обладать свободой обсуждать все общественные вопросы, но и уметь использовать её для осуществления взвешенного выбора.
Однако воспитание «ответственных граждан» выходит за рамки чистого образования и по сути является разновидностью цензуры, поскольку ставит личные убеждения в зависимость от общественной морали. Ряд современных критиков указывают, что потеря самостоятельности мышления повышает риск манипуляций общественным сознанием.
Другой стороной данного вопроса является регулирование частных предприятий. Прежде всего это касается рекламы, которая является формой «коммерческой свободы слова» и которая часто подвержена многочисленным законодательным ограничениям. Однако даже в отношении обычной свободы слова, государственное регулирование СМИ и ведущих рекламодателей, а также высокая доля государственных источников на рынке информации, приводит к «самоцензуре», когда частные СМИ вводят упреждающие ограничения из страха перед потерей существенных источников дохода.
Борьба за свободу слова и плюрализм мнений ведется со времен Вольтера и Руссо и уже дала свои плоды. В большинстве государств независимость СМИ, недопустимость цензуры установлены законодательными актами. Не исключение и Россия – здесь цензура запрещена конституционно. Однако влияние «четвертой власти» на три первых так велико, что государству бывает трудно удержаться от вмешательства в жизнь газеты, телеканала или новостного портала.
...
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет):
Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
...
Введение
Развитие этики и этикетных норм в европейской деловой культуре:
- Специфика делового поведения и его нравственных норм на Древнем Востоке
- Античный мир и этика его деловых отношений
- Средневековье и его деловая жизнь
- Осознание ценности деловой этики и культуры в эпоху Возрождения
- Технологичность и рационализм Нового времени – основа современной этики деловых отношений
Развитие этики деловых отношений в России:
- Нравственно-деловая культура Древней Руси
- Вхождение России в европейское деловое пространство при Петре I
- Особенности этики деловых отношений в социальных слоях XIX века
Заключение...