Модерн, или ар-нуво — это направление в искусстве, ставшее переходной ступенью от эклектики к художественным системам Новейшего времени. Модерн появился на рубеже XIX–XX веков сразу во многих странах, где развивался с учетом национальных особенностей. Произведения модернистов объединяют ряд общих черт — извилистые плавные линии, орнаментальность, плоскостное изображение. Называлось течение по-разному, но в любом определении использовались понятия «новый» или «современный».
В Англии бытовал термин Modern Style, в России — модерн, во Франции — ар-нуво. Модерн. Сюжеты, темы и символизм модерна Модерн зарождался на фоне бурного развития технического прогресса, что приводило в смятение сознание людей конца XIX века. Появилось множество новых философских направлений, где в центре внимания находились идеи роста, развития жизненных сил, необузданных чувств. Эти темы занимали важное место в творчестве модернистов. Вихри, танцы, вакханалии стали востребованными сюжетами в живописи разных школ.
Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства. Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников. Однако в любовном томлении и в экстатических порывах нередко прослеживаются ущербность, надлом, бессилие перед стихией, характерные для искусства декаданса.
Особенностью иконографики ар-нуво стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого. Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента. Излюбленные цветы живописцев — тюльпаны, орхидеи и лилии — уже несли в себе определенные понятия. К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.
Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом. Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены. Картины имели мало общего с реальной действительностью и опирались на заведомую условность.
Характерные особенности стиля модерн: изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов; природно-органические формы; декоративные элементы, выступающие частью сюжета; плоскостной рисунок; пастельная цветовая гамма с одним доминирующим тоном; равноценность изображения и фона. Стилизация служила средством объединить условное и реальное, добиться преображения действительности.
Творения мастеров отличает двойственность, подчеркнутая декоративность, отсутствие правдоподобия. Как показало время, такой подход не имел будущего. Новое искусство часто называют «вздохом умирающего столетия», оно стало лишь промежуточным явлением для перехода живописи на следующую ступень развития.
Английский modern. Истоки модерна следует искать в викторианской Англии, где прозвучали первые призывы вернуться к простым и органическим формам средневекового искусства. Стиль как самостоятельное явление окончательно сформировался в творчестве Артура Макмердо. Свою книгу «Городские церкви Рена» художник украсил изящным орнаментом из удлиненных изогнутых элементов с четкими контурами, а по краям страниц разместил стилизованные изображения подсолнухов и птиц. Художественный язык, созданный Макмердо, стал отличительной чертой нового направления.
Английский «современный стиль» доминировал прежде всего в графике и декоративно-прикладном искусстве, а на живопись распространился значительно позднее. Дальнейшее его развитие показало, что Великобритания, став родоначальницей ар-нуво, в дальнейшем остановилась, передав эстафету другим странам. К художникам поколения 1880-х годов позднее прибавилось всего несколько ярких имен.
Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею. За короткое время художник проделал путь от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного гротеска. Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.
Модерн в России. Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции.
В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.
К модерну относятся произведения Валентина Серова, основанные на мифологии и античных сюжетах. Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента. Но среди российских мастеров не появилось таких последовательных приверженцев Modern Style, как в Европе. Новое искусство не успело закрепиться в творчестве живописцев и быстро растворилось в авангардных течениях начала XX века.
Несмотря на это, русский модерн высоко ценится на зарубежных аукционах антиквариата — картина «Радуга» Константина Сомова была продана за рекордную на тот момент сумму 7,3 миллиона долларов. В настоящее время стиль ар-нуво востребован прежде всего в дизайне и интерьере. Работы мастеров представлены в каталогах онлайн-аукционов площадки Very Important Lot, где авторы напрямую продают свои работы коллекционерам.
...
В 24 в. до н. э. борьба городов-государств и их объединений за земли привела к возвышению города Аккада. Правители его сумели подчинить своей власти большую часть Двуречья. Возвышение Аккада связано со временем правления царя Саргона, имя которого окружено легендами. Он первый объединил Двуречье в единое государство, что имело для того времени прогрессивное значение.
В искусстве Двуречья в этот период начало господствовать новое влияние — аккадского семитского искусства, которое несло гораздо больше реалистических тенденций, чем шумерийское. Впервые в период Аккада утверждается роль художественной индивидуальности. Найдена даже надпись, в которой упоминается имя мастера-скульптора.
В культуре и искусстве аккадского периода главным мотивом была идея героя. Это либо обожествлённый царь незнатного происхождения, который сумел добиться власти, собрать и повести за собой огромную армию, объединить земли Междуречья и отправиться походом в далёкие земли (Саргон Древний и Нарам-Суэн). Либо это был человек из низов общества, благодаря своей силе и способностям отличившийся в военных походах и возвышенный царём. Таким образом, в искусстве аккадцы придавали большее значение личности человека, чем шумеры в предшествующий период.
Архитектура времени Аккада. В архитектуре Аккада шире, чем в архитектуре Шумера, распространены арки, своды. Если в Шумере свод встречается только в гробницах I династии Ура, то в Аккаде он использовался для перекрытий храмов. В жилых помещениях можно встретить арки, которыми оформлялись дверные пролеты. Жилой дом имел небольшие окна, забранные глиняными или деревянными рамами, вход устраивался для сбережения тепла не в центре фасада, а сбоку. Возможно, что жилые дома строили с двускатными крышами. Все эти черты связаны с более прохладным климатом Аккада, по сравнению с Шумером. Но некоторые храмы и дома строили еще по-старому шумерийскому типу. Таков, например, великолепный когда-то дворец правителя города Эшнунны, объединенный с храмом. Стены его, как и прежде, были оформлены чередованием ниш и выступов. Комнаты дворца располагались вокруг открытых дворов; во дворце было устроено и свое небольшое святилище.
Скульптура времени Аккада. Памятников скульптуры аккадского времени обнаружено пока очень немного, но они показывают следующую ступень в реалистической трактовке человека. Такова, например, найденная в Ниневии портретная голова из меди с инкрустированными глазами, являющаяся, как предполагают, портретным изображением самого Саргона (Багдад, Иракский музей). Очень индивидуальная по внешним чертам, она передает и внутренний образ конкретного человека, сурового, даже жестокого. Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем.
Стела Нарам-Сина. Одним из лучших памятников этого времени является рельефная стела царя Нарам-Сина из красного песчаника, высотой в 2 м (Париж, Лувр) на ней изображен поход Нарам-Сина против горного племени луллубеев. Стела Нарамсина высотой 2 м выполнена из красного песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над горными племенами. Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции. Удачно использовав прием диагонального построения, художник показывает восхождение войск на гору. Умелое расположение фигур по всему полю рельефа создает впечатление движения и пространства. Появился пейзаж, являющийся объединяющим мотивом композиции. Волнообразными линиями показаны скалы, несколько деревьев дают представление о лесистой местности.
Реалистические тенденции сказались и в трактовке человеческих фигур, причем в первую очередь это относится к Нарамсину. Короткая туника (являющаяся новым типом одежды) оставляет обнаженным свободно переданное сильное мускулистое тело. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Умело противопоставлены в композиции молящее о пощаде спускающееся с горы разбитое войско неприятеля и полные энергии воины Нарамсина, поднимающиеся на гору. Очень верно передана поза смертельно раненного воина, опрокинувшегося навзничь от удара копья, пронзившего ему шею. Ничего подобного искусство Двуречья раньше не знало. Новой чертой является и передача объема фигур в рельефе. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.
Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены. В отличие от памятников архитектуры и скульптуры, печатей аккадского периода сохранилось довольно много. Их находили в погребениях и жилых домах. Аккадские резчики печатей внесли несколько новшеств в их изготовление. В отличие от шумерских художников, объединяющих все фигуры в одной большой сцене, аккадцы составляли композиции из отдельных картин, разделённых клинописным текстом. Сами изображения стали крупнее, а промежутки между ними больше. Поэтому отпечаток получался более рельефным. В качестве сюжета выбирались разнообразные религиозные и мифологические сцены: например, птица Зу, крадущая «таблички судьбы»; Этана, летящий на орле; и другие. На печатях часто вырезалось имя владельца и его отца, должность или профессия владельца.
Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев — племен, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет.
...
У основания трона Богоматери Дуччо оставил надпись, которая значит (по-итальянски, я в переводе уже читаю): «О Пресвятая Богородица, дарующая мир Сиене и жизнь Дуччо, который тебя так написал». Т.е. он себя прославил и вот эту подпись написал. Это грандиозная алтарная композиция размером 3,7 на 4,5, т.е. почти четыре и почти пять метров. По одной стороне она почти четыре метра, по другой – четыре с половиной, и с двух сторон еще расписана. Ее, конечно, реставрировали, часть композиции, к сожалению, утрачена. В 1505 году ее как раз из-за ремонта перенесли из главного собора и поставили позади алтаря святого Себастьяна. Собственно, поэтому ее в 1568 году Вазари и не мог обнаружить. Потом ее разобрали в 1771 году, собрали каким-то образом… Сейчас даже считается, что там нарушен кое-какой порядок композиции. Но окончательно и в том виде, в каком она сейчас существует, она была отреставрирована в 1956 г., т.е. в середине XX в.
...
Римские термы — это не просто бани в привычном для современного человека понимании, где смывают грязь. Площадь этих масштабных сооружений могла достигать и 130 000 кв. м. Такими, например, были термы императора Диоклетиана. В них находилось все для удобства богатых посетителей...
Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло
здесь признания.
Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо – город воинствующей веры и
монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю.
В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших
противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство
художника было понято и достигло расцвета.
Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в
состоянии мистического экстаза.
Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму....
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах.
Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.
Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию....
Арктический собор, как ему и положено, оборудован органом, который имеет 22 голоса и 124 ключа.
Располагается он в западной галерее. Есть здесь и колокола, они находятся
на фронтальной части здания, прямо у главного входа.
Самый большой из них весит 1050 кг, а его диаметр – 118 см, а вес самого маленького – 570 кг, диаметр – 99 см. На каждом колоколе выбито библейское изречение и выгравировано какое-нибудь изображение. ...
Аристотелю принадлежит определение искусства (др.-греч. techne — искусство, мастерство, умение) как «творческой привычки, следующей истинному разуму». Близкий смысл имеет старорусское понятие рукомесло; то же значение подразумевает лат. ars (с производным лат. artificium), близкое к англ. art в широком смысле, понимаемое как «составление», осмысленный синтез чего-либо.
...
Представители кинетизма стремились выйти за пределы привычного восприятия и задействовать все возможные органы чувств зрителя, тем самым приближая к нему искусство. Идеи кинетизма и оп-арта стали интегрироваться в мир дизайна, рекламы и стали частью уличного искусства. Подобные инсталляции стали создаваться для различных шоу.
...