2 слайд
Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Экономическая преступность свойственна только странам с развитой рыночной экономикой, связанной с воспроизводством капитала и извлечением максимальной прибыли, основу которой составляют договорные отношения в этих целях между производителем и потребителем товаров и услуг. Нарушение договора, основанного на принципе эквивалентности, между ними путем обмана или злоупотребления доверием служит основанием установления уголовно-правовой (административно-правовой) ответственности, а во всех иных случаях - гражданско-правовой.
3 слайд
В странах с рыночной экономикой экономические отношения между субъектами хозяйствования близки к идеалу. В то же время есть определенные сферы экономических отношений, особенно в странах (Россия и др. страны бывшего СССР) с переходной экономикой, которые недостаточно полно закреплены и защищены законом. Это так называемые деформированные экономические отношения, которые не соответствуют сложившемуся правопорядку. Здесь образуются криминологически значимые обстоятельства (противоречия), которые формируют неконтролируемую государством (т.н. серую) зону в сфере экономики. Если же нарушаются экономические отношения, охраняемые уголовно-правовыми и иными правовыми средствами, и происходит нелегальное получение прибыли, то речь идет о так называемой теневой экономике. Ее составной частью является криминальная экономика. Это та часть экономических отношений, которая связана с совершением преступлений, определяемых соответствующими составами УК.
4 слайд
Криминализированные экономические отношения в России характеризуются следующими признаками:
• 1. Теневая экономика стала доминирующим сектором экономики.
• 2. В сфере экономики образовались теневые финансовые группы (кланы), представляющие собой властно-хозяйственную структуру, блокирующие конкуренцию на финансовых рынках, присваивающие огромные доходы.
• 3. Следствием развития теневой экономики стала деградация бюджетной системы, паразитирование финансового капитала на бюджетных средствах.
• 4. Теневая экономика вызвала перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления, появление финансовых олигархов.
• 5. Теневая экономика свои капиталы вывозит за границу.
Теневая (серая) экономика - это хозяйственная, коммерческая и иная экономическая деятельность, скрытая от учета и контроля с целью обогащения.
Криминальная экономика - эта такой способ хозяйствования, который обеспечивает получение сверхдоходов (сверхприбыли) от преступной деятельности (совершения преступлений). Она стала угрозой национальной безопасности страны, ее легальной экономике. При этом криминальная экономика стала функционально необходимой для удовлетворения целого ряда потребностей (удовольствий) определенных социальных групп населения.
5 слайд
Существует несколько подходов к определению границ экономической преступности, включающие преступления: 1) посягающие на любые виды экономических отношений, складывающихся как в сфере экономики, так и вне ее пределов (кражи, грабеж, вымогательство и т.п. имущества); 2) совершаемые только в сфере экономики (хищения на производстве, совершаемые наемными работниками); 3) совершаемые в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.
Последний подход более полно отражает суть хозяйственной деятельности, основу которой составляет рынок. При этом экономические преступления совершаются в целях незаконного обогащения, то есть незаконного получения прибыли. Незаконное обогащение есть удовлетворение собственных материальных потребностей одних субъектов предпринимательской деятельности за счет незаконного снижения степени удовлетворенности таких потребностей у других субъектов этой деятельности.
6 слайд
Экономической преступности свойственны следующие особенности:
• · высокий уровень латентности;
• · не сопоставимо высокий размер наносимого ущерба;
• · формирование криминального или полукриминального образа жизни в предпринимательской среде;
• · устоявшийся организованный характер;
• · прикрытие законной экономической деятельностью;
• · использование криминальных методов хозяйствования;
• · установление сильных коррупционных связей;
• · корыстный и массовый характер и т.д.
Основными направлениями экономической преступности являются: 1) сфера кредитно-денежных отношений и банковской деятельности; 2) рынок ценных бумаг; 3) сфера внешнеэкономической деятельности; 4) потребительский рынок; 5) сфера приватизации государственного и муниципального имущества; 6) налоговая сфера.
К причинам, условиям и факторам распространенности и роста экономической преступности можно отнести следующие:
• · отсутствие политической стабильности, политической воли всех ветвей власти на формирование социально ориентированной идеологии построения общества;
• · незаинтересованность бизнеса и политики в построении гражданского общества; криминальная борьба за передел собственности и политической власти; привлечение в экономику криминальных и теневых капиталов с их криминальной и полукриминальной культурой хозяйствования;
• · негативные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере по типу «дикого» капитализма (криминальная форма проведения приватизации основных фондов производства, умышленное сокращение и убыточность производства, низкий уровень инвестиций, сырьевая направленность экспорта, разрастание теневой, в т.ч. криминальной экономики, высокий уровень бедности и безработицы, низкий покупательский спрос населения);
• · неэффективная деятельность контролирующих органов (отсутствие эффективно действующей системы контролирующих государственных органов и общественных организаций, отсутствие взаимодействия между ними и правоохранительными органами, правовая необеспеченность их деятельности, коррумпированность госчиновников данных органов);
• · недостатки в деятельности правоохранительных органов в борьбе с экономическими преступлениями (снижение властного и социального авторитета, низкое качество расследования уголовных дел, текучесть кадров и низкий профессионализм следственных и оперативных работников, коррумпированность сотрудников, отсутствие координации между различными структурами правоохранительных органов);
• · недостатки в законотворческой деятельности (отсутствие или нивелирование основополагающих правовых актов о праве на собственность, формах и методах хозяйствования, конкуренции, ограничении деятельности монополий, разрешении хозяйственных споров, принятие взаимоисключающих друг другу законов, распространение литературы по антизаконной предпринимательской деятельности, криминогенность принимаемых законов, отсутствие правовой пропаганды и правового воспитания).
7 слайд
Личность экономического преступника характеризуется высоким социальным статусом, интеллектом, отсутствием обширного криминального опытам, психологической устойчивостью. Экономический преступник в рыночных условиях в основном мужского пола, с одним или несколькими высшими образованиями, способный к предпринимательской деятельности, склонный к инновациям и техническим новшествам. Он часто разведен, по характеру самоуверенный, контролирует себя и ситуацию, отличается добротой и отзывчивостью.
8 слайд
Вместе с тем личности экономического преступника присущи определенные криминогенные черты и свойства. Среди них выделяются:
• 1) ценностная установка на чрезмерное материальное обогащение и обладание властью над людьми любыми способами;
• 2) превращение наслаждения в смысл жизни и высшее благо;
• 3) низкий уровень правового сознания и правовой культуры; правовой нигилизм;
• 4) ярко выраженный эгоцентризм, цинизм; самонадеянность; высокое самомнение;
• 5) склонность к обману, злоупотреблению доверием;
• 6) мимикрия, т.е. использование внешних признаков благополучного и добропорядочного бизнесмена;
• 7) отсутствие устойчивых долговременных брачных и семейных отношений;
• 8) криминально активен.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности невозможно без решения общей проблемы декриминализации предпринимательской деятельности в современных капиталистических рыночных условиях, осуществляемой с нарушением основных общечеловеческих принципов взаимоотношений (равенства, свободы и справедливости). Современная рыночная экономика во всем мире, тем более в России, обладает высоким криминогенным потенциалом, что делает проблематичным хотя бы снизить темпы роста экономической преступности.
Снижение криминогенного потенциала российской экономики возможно только в условиях определения государственной политики построения экономической модели хозяйствования, основанной на выше названных принципах, а также на принципах права, воспроизводства духовного, нравственного начала, а не морали ростовщичества и паразитизма, социально ориентированной на естественные права каждого человека в сфере хозяйствования.
К общесоциальным мерам предупреждения экономических преступлений относятся меры, направленные на приостановление спада производства, обуздание инфляции, осуществление перехода от «дикого» капитализма к цивилизованному, создание инфраструктуры рыночной экономики, демонополизацию экономики, обеспечение честной, добросовестной конкуренции, борьбу с безработицей и уменьшение степени социального расслоения населения по размерам доходов; а также включающие в себя мероприятия, осуществляемые в целях повышения уровня правопорядка во всех сферах общественной жизни, в т.ч. экономике, борьбы с коррупцией.
Специальные меры предупреждения этих преступлений включают создание условий, исключающих проникновение криминальных отношений в хозяйственную, финансовую и иные сферы экономической деятельности, среди которых можно назвать создание коллективных собственников производства и торговли; снижение административного давления на бизнес; борьба с отмыванием «грязных» денег; введение уголовно-правовых, налоговых, таможенных, финансовых и иных правоограничений в наиболее криминогенных отраслях экономики; разработка целевых региональных программ борьбы с отдельными правонарушениями в экономической сфере с учетом специфики социально-экономического положения регионов; организация взаимодействия правоохранительных органов; создание правовой базы по обеспечению экономической безопасности страны.
9 слайд
Современные причины экономической преступности
Преобладание экономических преступлений (если включить в их число преступления против собственности) в общей структуре преступности является неотъемлемым признаком экономически развитого государства. Россия в этом отношении не является исключением.
Огромное количество факторов формирует благодатную почву для преобладания этого вида преступности. К ним можно отнести: 1) неспособность государства обеспечить конструктивное реформирование
Особенная часть криминологии экономических отношений и сформировать цивилизованную социально ориентированную рыночную хозяйственную систему; 2) необоснованное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка, длительное сохранение в этой сфере правового вакуума; 3) правовой нигилизм в обществе, неподготовленность населения и хозяйствующих субъектов к цивилизованной и законопослушной деятельности в условиях формируемых рыночных отношений; 4) низкую эффективность работы контролирующих органов в сфере экономической деятельности; 5) недостатки в деятельности правоохранительных органов, низкий профессиональный уровень их сотрудников и судей; 6) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные специфические корпоративные интересы.
Решающее значение имеет также отсутствие у разных слоев населения длительных перспективных устремлений. Мы живем в так называемом обществе коротких целей. Социальная политика государства также не способствует формированию в общественном сознании сколь-нибудь отдаленных перспектив. Отсутствие внятной социальной политики в России приводит к нежеланию предпринимателей выполнять социально значимую функцию по формированию государственной казны. Большое количество разрешительных процедур, запретов и проверок, постоянно усугубляющееся налоговое бремя и в то же время полное отсутствие защиты от незаконных посягательств демотивируют и без того не слишком альтруистичных представителей бизнеса, руководителей организаций и рядовых граждан.
Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».
10 слайд
К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала, за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.
Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.
В последующие пять–семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия, в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.
Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.
Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.
11 слайд
Меры предупреждения экономической преступности
Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение
Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность, провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике. Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета, позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов. Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.
12 слайд
Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:
• необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
• предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах, обеспечить независимость судебной системы, ее открытость и доступность правосудия;
• провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
• принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств, создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
• сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов;
• установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.
...
Правовые основы деятельности центрального экспертно-криминалистического таможенного управления;
Руководство;
Филиалы подразделения;
Направления деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления;
Планы и программы развития ЦЭКТУ....
Допрос
Процедура и приемы допроса
Тактика допроса
Тактические комбинации допроса
Допрос обвиняемого/ допрос подсудимого
Допрос свидетеля
Допрос эксперта
Допрос несовершенного летнего обвиняемого, подозреваемого
Тактические условия результативного допроса
Выводы...