Буркхарт считал, что есть три главных властвующих силы – государство, религия, культура. Эти три власти непрерывно взаимодействуют друг с другом – и это вот взаимодействие он удачно показал в своей книге, рассматриваемой нами.
Интересной чертой является то, что автор не скатился к банальным жизнеописаниям великих деятелей Возрождения – Леонардо и Микеланджело и других, а также не заполнил объем книги обычными характеристиками шедевров Ренессанса. Вместо этого Буркхарт проводит анализ факторов, которые способствовали формированию культурного сознания людей той прекрасной эпохи. ...
В своей книге Эрик Берн излагает теорию о том, что большинство людей запечатлевают в глубоком детстве сценарий действий, который до конца не осознают и который до конца жизни определяет их поступки и поведение в обществе. Этот сценарий закладывается родителями, ближайшим окружением, в возрасте до шести лет. Это своего рода система отрицательного подкрепления и «поглаживаний», в чем-то напоминающая дрессировку животных.
Взрослый – это наша логика и опыт, построенные на понятиях морали и законах. Наш внутренний Родитель – это традиции, правила поведения, заложенные в детстве. Из-за конфликта этих двух составных частей нашего «Я» мы в какой-то ситуации принимаем роль жертвы, а где-то представляем собой умника и зазнайку....
Авторы предлагают изменить свою привычную точку зрения и рассматривать жалобы, прежде всего, как средство выявления и устранения ошибок в работе. Практически, жалобы заменяют работу эксперта по выявлению ошибок.
Конечно, некоторые моменты в книге могут вызвать улыбку и не слишком подходят к российской реальности. Например, приведу цитату из книги: «Распространяйте информацию о том, что Вам необходимы жалобы: «Мы не боимся жалоб, мы можем стать только лучше, если Вас послушаем».
Представляете, что может начаться в ответ на это наивное заявление?
...
Внимательный читатель может обратить внимание, что автор старался рассматривать гражданскую историю Англии без отрыва от её культурного развития, пытался чтобы не порывалась органическая связь между этими самыми важными тенденциями развития любого общества. Кертман тонко чувствовал и понимал, что историю и имеют друг на друга колоссальное влияние культурные отношения, имеющие место в то время, неразрывно связанны между собой, и допускать такую непростительную узкость взглядов ни ученику, ни тем более исследователю непростительно. Таким образом в пособие вы не встретите деление, или точнее сказать, отделения культурных аспектов от исторических и географических особенностей. Глядя на то как построено само произведение, его структура, в голову приходит всего одна мысль для её характеристики-«цельность»., «неотрывность». Большое внимание уделено возникновению и развитию рабочего движения в Англии, как одной из составных элементов классовой борьбы общества, а также развитию социалистических взглядов в английском, британском обществе. Не обошёл Лев Ефимович, своим вниманием становление и развитие капиталистических отношений и их положение в современном разрезе общественных отношений в британском обществе. Практически отсутствует наполнение труда терминами и тенденциями характерными для марксистской школы и для изучения истории КПСС. Это, кстати, довольно важная деталь, которая помогает не отвлекать читателя и человека, изучающего произведение от фактического материала и авторской мысли, которая там имеет первостепенное значение, а не вкрапления об влиянии где нужно, а где нет социалистических идей с коммунистическим окрасом.
Пособие написано простым, понятным для всех языком, что мгновенно превращает его в легко читающиеся произведение, которое не приносит определённого дискомфорта, связанного с излишним временем для переработки прочитанного материала. Очень подробно рассмотрены достижения английской национальной культуры, в области общественной мысли, естественных науках, философии и искусства. Каждое культурно-значимое событие привязано к определённому историческому отрезку, в котором оно имело место быть.
Экономическая, социальная, политическая, культурная жизнь современной Великобритании неразрывно связанна прочными нитями с историей и развитием общественно-политических, экономических и культурных отношений самых ранних эпох английской истории и всей истории страны в целом. Сама англо-саксонская цивилизация, общество — это именно продукт взаимодействия и тех сложных процессов древнего времени и современности....
Второстепенные персонажи:
Михаил Карповиус – Балтийский друг главного героя, который сопровождал его до конца рассказа. Имел ничем непримечательную внешность и такие же антисоветские взгляды как и главный герой: «Этот узколицый молодой человек в резко сдвинутом набок литовском берете, помимо многих других открытий, открыл для меня существование ломбарда, то есть воплотил литературную ситуацию в жизнь». О Венгерском восстании он с горечью говорил: «Жаль, что нас там не было»
Лена Горн – Однокурсница главного героя, объект эротических размышлений главного героя, одна из немногих причин которая заставляла героя посещать клиники по зову профессии: «Быстро в плащишках перемещались из одной клиники в другую, интересуясь не столько больными, сколько сокурсницами, и, в частности, высокой рыжей девушкой, Леной Горн, о которой "на потоке" говорили, что она "дает с ходу", и которая смотрела на нас всех с нескрываемым презрением»
...