Очень довольна работой автора, претензий нет, работа выполнена качественно, в срок, на вопросы отвечает быстро, приятно работать.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Неотъемлемой частью рыночной экономики на сегодняшний день явля-ются малые предприятия. Более того, нельзя забывать о том, что постоянно происходит их увеличение. В связи с этим, можно отметить, что мировая эко-номика в современном мире переживает настоящий «бум» малого предприни¬мательства. Следует отметить несколько причин такому подъему, а именно рост роли услуг в экономике, проведение приватизации и уменьшение регули¬рующей роли государства, предоставление государством свободы в предпри¬нимательской деятельности, а также расширением государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства в раз¬витых странах мира. Малый бизнес приобрел актуальность в 90 -х годах, по¬скольку в то время малый бизнес содействовал развитию конкуренции, кроме того, малые предприятия создавали новые рабочие места и интенсивно занима¬лись научными разработками. Малый бизнес также является залогом демокра¬тизации экономики и фактором поддержки социальной справедливости в со¬временном обществе. Эффективность существования малых предприятий также подтверждается зарубежным опытом.
Так, малое предпринимательство является важным звеном научно - технического прогресса, основным поставщиком рабочих мест во всех отраслях экономики. Уровень малого и среднего бизнеса, активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации страны и открытости ее эконо¬мики.
Малое и среднее предпринимательство в России, являясь новым эконо-мическим явлением два десятилетия назад, сегодня состоялось и является неотъемлемой частью российской экономики. Поэтому важным направлением исследования является поиск мер стимулирования развития сферы малого и среднего предпринимательств.
Крупный бизнес, по сравнению с малым, требует выгодного емкого рын¬ка и стабильного продолжительного спроса. Кроме того, для него важна про¬дукция массового производства, которая соответствует требованиям, а также аккумулирование значительных финансовых средств.
Малые предприятия же имеют целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, а именно простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей, а также отсутствие жесткой иерархии. Кроме того, себе¬стоимость продукции в малом бизнеса ниже, но остается высокое качество про¬изводимой продукции и услуг.
Одной из особенностей малого бизнеса является доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, а его функционирование не требует крупных финансовых вложений и больших материальных и трудовых ресурсов.
В отечественной экономике переход к рыночным отношениям обуслов-лен необходимостью организационно-экономических новаций во многих обла¬стях хозяйственной деятельности. Развитие малых форм производства способ¬ствует развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а также формиро¬ванию широкого круга собственников.
В настоящее время в экономике нашей страны одним из главных источ-ников роста эффективности производства, повышения уровня жизни населения и насыщения рынка необходимыми товарами, услугами является развитие ма¬лого предпринимательства. Поднимаемая в данной работе тема крайне актуаль¬на для современной России.
В работе предполагается, изучив теоретические и методологические ас-пекты развития малого предпринимательства и проанализировав состояние и тенденции развития малого предпринимательства определить ключевые про-блемы, предложить и обосновать возможные направления их решения как в стране в целом, так и в конкретном регионе.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет гово¬рить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы - раз¬нообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальней¬шего успешного развития Российской Федерации .
Не случайно вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко , критическая оценка проблем малого бизнеса проведена в статьях Н.Ю. Шадченко , М.Н. Безугловой, Ю.А. Маркарьян , А.В. Сухопаровой , Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Коренякиной , Н.К. Чистяковой , вопросы налогообложения малого бизнеса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб , проблема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в публикации Е.С. Куликовой и О.А. Ду- рандиной .
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании роли малого предпринимательства в системе социально-экономического разви¬тия в России.
Задачи исследования:
• определить понятие малого предпринимательства, его сущность и крите-рии;
• охарактеризовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
• исследовать меры государственной поддержки развития малого предпри¬нимательства;
• проанализировать динамику и тенденции развития малого предпринима¬тельства в России;
• выделить проблемы развития малого препирательства в России;
• охарактеризовать конкурентную среду, как условие развития малого предпринимательства;
• изучить зарубежный опыт развития малого предпринимательства;
• предложить рекомендации по развитию условий для развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предмет исследования состоит в роли и месте малого предприниматель¬ства в системе социально-экономического развития России.
При написании выпускной квалификационной работы использованы ос-новные нормативные документы, касающиеся непосредственно малого пред-принимательства, новейшая литература по вопросам экономики, основ пред-принимательской деятельности.
В выпускной квалификационной работе были применены следующие ме¬тоды: анализ теоретического материала, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Малое предпринимательства: сущность и критерии 7
1.2 Место малого предпринимательства в национальной экономике 17
1.3 Меры государственной поддержки развития малого
предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 28
2.1 Динамика и тенденции развития малого предпринимательства в России 28
2.2 Проблемы развития малого препирательства в России 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 59
3.1 Динамика, проблемы и меры поддержки малого предпринимательства в г.
Сургут 59
3.2 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства 72
3.3 Рекомендации по развитию условий для развития малого
предпринимательства 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Приложение 1 102
Приложение 2 103
Приложение 3
Неотъемлемой частью рыночной экономики на сегодняшний день явля-ются малые предприятия. Более того, нельзя забывать о том, что постоянно происходит их увеличение. В связи с этим, можно отметить, что мировая эко-номика в современном мире переживает настоящий «бум» малого предприни¬мательства. Следует отметить несколько причин такому подъему, а именно рост роли услуг в экономике, проведение приватизации и уменьшение регули¬рующей роли государства, предоставление государством свободы в предпри¬нимательской деятельности, а также расширением государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства в раз¬витых странах мира. Малый бизнес приобрел актуальность в 90 -х годах, по¬скольку в то время малый бизнес содействовал развитию конкуренции, кроме того, малые предприятия создавали новые рабочие места и интенсивно занима¬лись научными разработками. Малый бизнес также является залогом демокра¬тизации экономики и фактором поддержки социальной справедливости в со¬временном обществе. Эффективность существования малых предприятий также подтверждается зарубежным опытом.
Так, малое предпринимательство является важным звеном научно - технического прогресса, основным поставщиком рабочих мест во всех отраслях экономики. Уровень малого и среднего бизнеса, активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации страны и открытости ее эконо¬мики.
Малое и среднее предпринимательство в России, являясь новым эконо-мическим явлением два десятилетия назад, сегодня состоялось и является неотъемлемой частью российской экономики. Поэтому важным направлением исследования является поиск мер стимулирования развития сферы малого и среднего предпринимательств.
Крупный бизнес, по сравнению с малым, требует выгодного емкого рын¬ка и стабильного продолжительного спроса. Кроме того, для него важна про¬дукция массового производства, которая соответствует требованиям, а также аккумулирование значительных финансовых средств.
Малые предприятия же имеют целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, а именно простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей, а также отсутствие жесткой иерархии. Кроме того, себе¬стоимость продукции в малом бизнеса ниже, но остается высокое качество про¬изводимой продукции и услуг.
Одной из особенностей малого бизнеса является доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, а его функционирование не требует крупных финансовых вложений и больших материальных и трудовых ресурсов.
В отечественной экономике переход к рыночным отношениям обуслов-лен необходимостью организационно-экономических новаций во многих обла¬стях хозяйственной деятельности. Развитие малых форм производства способ¬ствует развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а также формиро¬ванию широкого круга собственников.
В настоящее время в экономике нашей страны одним из главных источ-ников роста эффективности производства, повышения уровня жизни населения и насыщения рынка необходимыми товарами, услугами является развитие ма¬лого предпринимательства. Поднимаемая в данной работе тема крайне актуаль¬на для современной России.
В работе предполагается, изучив теоретические и методологические ас-пекты развития малого предпринимательства и проанализировав состояние и тенденции развития малого предпринимательства определить ключевые про-блемы, предложить и обосновать возможные направления их решения как в стране в целом, так и в конкретном регионе.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет гово¬рить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы - раз¬нообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальней¬шего успешного развития Российской Федерации .
Не случайно вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко , критическая оценка проблем малого бизнеса проведена в статьях Н.Ю. Шадченко , М.Н. Безугловой, Ю.А. Маркарьян , А.В. Сухопаровой , Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Коренякиной , Н.К. Чистяковой , вопросы налогообложения малого бизнеса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб , проблема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в публикации Е.С. Куликовой и О.А. Ду- рандиной .
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании роли малого предпринимательства в системе социально-экономического разви¬тия в России.
Задачи исследования:
• определить понятие малого предпринимательства, его сущность и крите-рии;
• охарактеризовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
• исследовать меры государственной поддержки развития малого предпри¬нимательства;
• проанализировать динамику и тенденции развития малого предпринима¬тельства в России;
• выделить проблемы развития малого препирательства в России;
• охарактеризовать конкурентную среду, как условие развития малого предпринимательства;
• изучить зарубежный опыт развития малого предпринимательства;
• предложить рекомендации по развитию условий для развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предмет исследования состоит в роли и месте малого предприниматель¬ства в системе социально-экономического развития России.
При написании выпускной квалификационной работы использованы ос-новные нормативные документы, касающиеся непосредственно малого пред-принимательства, новейшая литература по вопросам экономики, основ пред-принимательской деятельности.
В выпускной квалификационной работе были применены следующие ме¬тоды: анализ теоретического материала, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод.
1. Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. (ред. от 26.07.2017) «О раз¬
витии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтер¬ской отчетности организаций».
3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства Российской Феде¬рации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов мало¬го и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг от¬дельными видами юридических лиц»
4. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуж¬дения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и сред¬него предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законо¬дательные акты Российской Федерации».
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства».
6. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стра¬тегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государ-ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рын¬ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпри¬нимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. «Об утверждении плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза».
11. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 192с.
12. Барашева Т.И. Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд пред¬принимателей Мурманской области//Экономические и социальные пере¬мены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3 (33). С. 140-150.
13. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 1 (80). С. 11-13.
14. Беликова Е.В., Чуб М.В. Оценка современного состояния налогообложе¬ния и проблем администрирования малого бизнеса в РФ // журнал «Биз¬нес. Образование. Право», 2017 № 4 (41). С. 116-122.
15. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономи¬ческой безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // журнал «Инновационное развитие экономики», 2017 № 5 (41). С. 186 - 190.
16. Бобошко В.И. Роль институциональной поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса // журнал «Мировая экономика: про-блемы безопасности», 2016 № 1. С. 85-88.
17. Быковская Ю.В. Проблема картелизации Российской экономики: пути решения // журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: эконо-мика, наука, технологии», 2017 № 8-3 (55). С. 22-27.
18. Дадашев А., Мешков Д. Ресурсная эффективность малых предприятий / Экономист. 2017. №10. С.55;
19. Клейнер Г.Б. Предпринимательский сектор в экономике и обществе: мис¬сия и проблемы ее реализации //Экономическая наука современной Рос¬сии. - 2001. - №2(7). - С.46-60;
20. Куликова Е.С., Дурандина О.А. К проблеме профессиональной подготов¬ки специалистов в сфере малого бизнеса // журнал «Аграрное образова¬ние и наука», 2017 № 4. С. 5.
21. Кумпилова, А.Р. Государственное регулирование малого бизнеса / А.Р. Кумпилова // Социально-экономические явления и процессы. -2011. - №1. - С.124-127.
22. Лескина, О.Н. Развитие малого предпринимательства в России (нацио-нальный и региональный аспекты) / О.Н. Лескина, М.В. Мурысин // Кон¬цепт. - 2014. - №1. - С.36-40.
23. Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регу¬лирования экономики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Са¬ратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 300 с.
24. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. В 2-х ч. Ч. II. Интеграция крупного и малого бизнеса, механизм регулирования, эконо¬мическая безопасность: Учебное пособие. — СПб., 2014. -С. 116.
25. Региональная экономика / под ред. В.Г. Глушковой, Е.Л. Плисецкого. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 583с.
26. Риполь-Сарагоси Л.Г., Коренякина Н.Н. Проблемы и инструменты под¬держки малого бизнеса в современных условиях // журнал «Наука и обра¬зование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управле¬ние», 2017 № 8 (87). С. 21-24.
27. Сивенок, А.И. Перспективы развития малого бизнеса в России /
A. И.Сивенок // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С.293-294.
28. Спасская, Н.В. Эффективность механизмов регионального стимулирова¬ния субъектов малого предпринимательства / Н.В. Спасская // Проблемы прогнозирования. - 2013. - №5. - С.62-72.
29. Сухопарова А.В. Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды // журнал «Управленче¬ские науки», 2017. Т. 7 № 1. С. 19-25.
30. Умнова Д.И., Губарь Е.В. Роль бизнес-инкубаторов в поддержке развития малого и среднего предпринимательства // Экономика и менеджмент ин¬новационных технологий. - 2014. - № 5. - С. 15.
31. Фань Чуньюн Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае //Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - С. 140-146.
32. Финансовое обеспечение развития Северных регионов/Р. В. Бадылевич, Е. Н. Барашева, Т. И. Барашева, Е. А. Вербиненко, Н. В. Дядик, Т. А. Зу¬барева, Г. В. Кобылинская, В. В. Кобылинский, Д. С. Крапивин, Т. М. Па- чина, Г. П. Почивалова, А. Н. Чапаргина, Л. В. Чупенко//под науч. ред. Г.
B. Кобылинской. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 193 с.
33.Чистякова М.К. Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на со-временном этапе // журнал «Вестник сельского развития и социальной политики», 2017 № 3 (15). С. 97-99.
34. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего биз¬неса в России на современном этапе // «Базис», 2018 № 1 (3). С. 5-8.
35. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
36. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное 40. пособие / Под ред. Проф. В. Я. Иохина. — М., 2014. -С. 200.
37. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой и Т. В. Чече- левой. — М., 2013. -С. 199.
38. Баринова В., Земцов С. Роль МСП в экономике России не так мала в сравнении с другими странами // https://www.iep.ru/ru/rol-msp-v- ekonomike-rossii-ne-tak-mala-v-sravnenii-s-drugimi-stranami.html (дата об¬ращения: 14.02.2019)
39. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпри¬
нимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки, 2018 №5,
https://esj.today/PDF/12ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
40. Быркова Е. Российский несырьевой экспорт: перспективы до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://провэд.рф/агйс1е/25484- possiyskiy-nesypyevoy-ekspopt-pepspektivy-do-2030-goda.html.
41. Быркова Е. Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://провэд.рф/artide/26003-kak-zhivet-malyy- biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html.
42. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni- samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodolemya (Дата обращения: 28.01.2019).
43. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения пред¬принимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpris e/refor m/# (Дата обращения: 28.01.2019).
44. Инновационная активность малых предприятий промышленного произ¬водства URL:
https://issek.hse.ru/data/2016/08/31/1121081402/NTI_N_15_31082016 .pdf (Дата обращения: 28.01.2019)
45. Как сделать промышленность цифровой:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/17/729823-sdelat- promishlennost-tsifrovoi
46. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия 2016/2017, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. URL: www.gsom.spbu.ru (Дата обраще¬ния: 28.01.2019).
47. Национальный портал субконтрактации: https://innokam.pro/
48. Портал Субконтрактов: http://www.subcontractrf.ru
49. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7?from= newsfeed
50. Сайт администрации города Сургут // http://admsurgut.ru/
51. Сам себе хозяин. URL: https://rg.ru/2016/11/24/na-rossijskom-rynke-truda- vyrosla-dolia-samozaniatyh-grazhdan.html (дата обращения: 28.01.2019).
52. Самозанятость населения. URL:
https://promdevelop.ru/rabota/samozanyatost-naseleniya/ (Дата обращения: 28.01.2019).
53. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
54. ФНС России // https://rmsp.nalog.ru/#
55. Шамахов В.А. Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы // Среднерусский вест¬ник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - №5. - С. 173-181.
56. White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan, 2016: http://www.chusho.meti.go.jp/pamflet/hakusyo/H28/PDF/2016hakusho_eng.pd f
57. U.S. Small Business Administration (https://www.sba.gov/sites/default/ files/2018-02/FY 16_SB_Procurement_Scorecard_Summary_Final .pdf
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Неотъемлемой частью рыночной экономики на сегодняшний день явля-ются малые предприятия. Более того, нельзя забывать о том, что постоянно происходит их увеличение. В связи с этим, можно отметить, что мировая эко-номика в современном мире переживает настоящий «бум» малого предприни¬мательства. Следует отметить несколько причин такому подъему, а именно рост роли услуг в экономике, проведение приватизации и уменьшение регули¬рующей роли государства, предоставление государством свободы в предпри¬нимательской деятельности, а также расширением государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства в раз¬витых странах мира. Малый бизнес приобрел актуальность в 90 -х годах, по¬скольку в то время малый бизнес содействовал развитию конкуренции, кроме того, малые предприятия создавали новые рабочие места и интенсивно занима¬лись научными разработками. Малый бизнес также является залогом демокра¬тизации экономики и фактором поддержки социальной справедливости в со¬временном обществе. Эффективность существования малых предприятий также подтверждается зарубежным опытом.
Так, малое предпринимательство является важным звеном научно - технического прогресса, основным поставщиком рабочих мест во всех отраслях экономики. Уровень малого и среднего бизнеса, активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации страны и открытости ее эконо¬мики.
Малое и среднее предпринимательство в России, являясь новым эконо-мическим явлением два десятилетия назад, сегодня состоялось и является неотъемлемой частью российской экономики. Поэтому важным направлением исследования является поиск мер стимулирования развития сферы малого и среднего предпринимательств.
Крупный бизнес, по сравнению с малым, требует выгодного емкого рын¬ка и стабильного продолжительного спроса. Кроме того, для него важна про¬дукция массового производства, которая соответствует требованиям, а также аккумулирование значительных финансовых средств.
Малые предприятия же имеют целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, а именно простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей, а также отсутствие жесткой иерархии. Кроме того, себе¬стоимость продукции в малом бизнеса ниже, но остается высокое качество про¬изводимой продукции и услуг.
Одной из особенностей малого бизнеса является доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, а его функционирование не требует крупных финансовых вложений и больших материальных и трудовых ресурсов.
В отечественной экономике переход к рыночным отношениям обуслов-лен необходимостью организационно-экономических новаций во многих обла¬стях хозяйственной деятельности. Развитие малых форм производства способ¬ствует развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а также формиро¬ванию широкого круга собственников.
В настоящее время в экономике нашей страны одним из главных источ-ников роста эффективности производства, повышения уровня жизни населения и насыщения рынка необходимыми товарами, услугами является развитие ма¬лого предпринимательства. Поднимаемая в данной работе тема крайне актуаль¬на для современной России.
В работе предполагается, изучив теоретические и методологические ас-пекты развития малого предпринимательства и проанализировав состояние и тенденции развития малого предпринимательства определить ключевые про-блемы, предложить и обосновать возможные направления их решения как в стране в целом, так и в конкретном регионе.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет гово¬рить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы - раз¬нообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальней¬шего успешного развития Российской Федерации .
Не случайно вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко , критическая оценка проблем малого бизнеса проведена в статьях Н.Ю. Шадченко , М.Н. Безугловой, Ю.А. Маркарьян , А.В. Сухопаровой , Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Коренякиной , Н.К. Чистяковой , вопросы налогообложения малого бизнеса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб , проблема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в публикации Е.С. Куликовой и О.А. Ду- рандиной .
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании роли малого предпринимательства в системе социально-экономического разви¬тия в России.
Задачи исследования:
• определить понятие малого предпринимательства, его сущность и крите-рии;
• охарактеризовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
• исследовать меры государственной поддержки развития малого предпри¬нимательства;
• проанализировать динамику и тенденции развития малого предпринима¬тельства в России;
• выделить проблемы развития малого препирательства в России;
• охарактеризовать конкурентную среду, как условие развития малого предпринимательства;
• изучить зарубежный опыт развития малого предпринимательства;
• предложить рекомендации по развитию условий для развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предмет исследования состоит в роли и месте малого предприниматель¬ства в системе социально-экономического развития России.
При написании выпускной квалификационной работы использованы ос-новные нормативные документы, касающиеся непосредственно малого пред-принимательства, новейшая литература по вопросам экономики, основ пред-принимательской деятельности.
В выпускной квалификационной работе были применены следующие ме¬тоды: анализ теоретического материала, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Малое предпринимательства: сущность и критерии 7
1.2 Место малого предпринимательства в национальной экономике 17
1.3 Меры государственной поддержки развития малого
предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 28
2.1 Динамика и тенденции развития малого предпринимательства в России 28
2.2 Проблемы развития малого препирательства в России 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 59
3.1 Динамика, проблемы и меры поддержки малого предпринимательства в г.
Сургут 59
3.2 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства 72
3.3 Рекомендации по развитию условий для развития малого
предпринимательства 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Приложение 1 102
Приложение 2 103
Приложение 3
Неотъемлемой частью рыночной экономики на сегодняшний день явля-ются малые предприятия. Более того, нельзя забывать о том, что постоянно происходит их увеличение. В связи с этим, можно отметить, что мировая эко-номика в современном мире переживает настоящий «бум» малого предприни¬мательства. Следует отметить несколько причин такому подъему, а именно рост роли услуг в экономике, проведение приватизации и уменьшение регули¬рующей роли государства, предоставление государством свободы в предпри¬нимательской деятельности, а также расширением государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства в раз¬витых странах мира. Малый бизнес приобрел актуальность в 90 -х годах, по¬скольку в то время малый бизнес содействовал развитию конкуренции, кроме того, малые предприятия создавали новые рабочие места и интенсивно занима¬лись научными разработками. Малый бизнес также является залогом демокра¬тизации экономики и фактором поддержки социальной справедливости в со¬временном обществе. Эффективность существования малых предприятий также подтверждается зарубежным опытом.
Так, малое предпринимательство является важным звеном научно - технического прогресса, основным поставщиком рабочих мест во всех отраслях экономики. Уровень малого и среднего бизнеса, активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации страны и открытости ее эконо¬мики.
Малое и среднее предпринимательство в России, являясь новым эконо-мическим явлением два десятилетия назад, сегодня состоялось и является неотъемлемой частью российской экономики. Поэтому важным направлением исследования является поиск мер стимулирования развития сферы малого и среднего предпринимательств.
Крупный бизнес, по сравнению с малым, требует выгодного емкого рын¬ка и стабильного продолжительного спроса. Кроме того, для него важна про¬дукция массового производства, которая соответствует требованиям, а также аккумулирование значительных финансовых средств.
Малые предприятия же имеют целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, а именно простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей, а также отсутствие жесткой иерархии. Кроме того, себе¬стоимость продукции в малом бизнеса ниже, но остается высокое качество про¬изводимой продукции и услуг.
Одной из особенностей малого бизнеса является доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, а его функционирование не требует крупных финансовых вложений и больших материальных и трудовых ресурсов.
В отечественной экономике переход к рыночным отношениям обуслов-лен необходимостью организационно-экономических новаций во многих обла¬стях хозяйственной деятельности. Развитие малых форм производства способ¬ствует развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а также формиро¬ванию широкого круга собственников.
В настоящее время в экономике нашей страны одним из главных источ-ников роста эффективности производства, повышения уровня жизни населения и насыщения рынка необходимыми товарами, услугами является развитие ма¬лого предпринимательства. Поднимаемая в данной работе тема крайне актуаль¬на для современной России.
В работе предполагается, изучив теоретические и методологические ас-пекты развития малого предпринимательства и проанализировав состояние и тенденции развития малого предпринимательства определить ключевые про-блемы, предложить и обосновать возможные направления их решения как в стране в целом, так и в конкретном регионе.
Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет гово¬рить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы - раз¬нообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальней¬шего успешного развития Российской Федерации .
Не случайно вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко , критическая оценка проблем малого бизнеса проведена в статьях Н.Ю. Шадченко , М.Н. Безугловой, Ю.А. Маркарьян , А.В. Сухопаровой , Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Коренякиной , Н.К. Чистяковой , вопросы налогообложения малого бизнеса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб , проблема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в публикации Е.С. Куликовой и О.А. Ду- рандиной .
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании роли малого предпринимательства в системе социально-экономического разви¬тия в России.
Задачи исследования:
• определить понятие малого предпринимательства, его сущность и крите-рии;
• охарактеризовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
• исследовать меры государственной поддержки развития малого предпри¬нимательства;
• проанализировать динамику и тенденции развития малого предпринима¬тельства в России;
• выделить проблемы развития малого препирательства в России;
• охарактеризовать конкурентную среду, как условие развития малого предпринимательства;
• изучить зарубежный опыт развития малого предпринимательства;
• предложить рекомендации по развитию условий для развития малого предпринимательства.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предмет исследования состоит в роли и месте малого предприниматель¬ства в системе социально-экономического развития России.
При написании выпускной квалификационной работы использованы ос-новные нормативные документы, касающиеся непосредственно малого пред-принимательства, новейшая литература по вопросам экономики, основ пред-принимательской деятельности.
В выпускной квалификационной работе были применены следующие ме¬тоды: анализ теоретического материала, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод.
1. Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. (ред. от 26.07.2017) «О раз¬
витии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтер¬ской отчетности организаций».
3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства Российской Феде¬рации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов мало¬го и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг от¬дельными видами юридических лиц»
4. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуж¬дения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и сред¬него предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законо¬дательные акты Российской Федерации».
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства».
6. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стра¬тегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государ-ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рын¬ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпри¬нимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. «Об утверждении плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза».
11. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 192с.
12. Барашева Т.И. Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд пред¬принимателей Мурманской области//Экономические и социальные пере¬мены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3 (33). С. 140-150.
13. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 1 (80). С. 11-13.
14. Беликова Е.В., Чуб М.В. Оценка современного состояния налогообложе¬ния и проблем администрирования малого бизнеса в РФ // журнал «Биз¬нес. Образование. Право», 2017 № 4 (41). С. 116-122.
15. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономи¬ческой безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // журнал «Инновационное развитие экономики», 2017 № 5 (41). С. 186 - 190.
16. Бобошко В.И. Роль институциональной поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса // журнал «Мировая экономика: про-блемы безопасности», 2016 № 1. С. 85-88.
17. Быковская Ю.В. Проблема картелизации Российской экономики: пути решения // журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: эконо-мика, наука, технологии», 2017 № 8-3 (55). С. 22-27.
18. Дадашев А., Мешков Д. Ресурсная эффективность малых предприятий / Экономист. 2017. №10. С.55;
19. Клейнер Г.Б. Предпринимательский сектор в экономике и обществе: мис¬сия и проблемы ее реализации //Экономическая наука современной Рос¬сии. - 2001. - №2(7). - С.46-60;
20. Куликова Е.С., Дурандина О.А. К проблеме профессиональной подготов¬ки специалистов в сфере малого бизнеса // журнал «Аграрное образова¬ние и наука», 2017 № 4. С. 5.
21. Кумпилова, А.Р. Государственное регулирование малого бизнеса / А.Р. Кумпилова // Социально-экономические явления и процессы. -2011. - №1. - С.124-127.
22. Лескина, О.Н. Развитие малого предпринимательства в России (нацио-нальный и региональный аспекты) / О.Н. Лескина, М.В. Мурысин // Кон¬цепт. - 2014. - №1. - С.36-40.
23. Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регу¬лирования экономики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Са¬ратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 300 с.
24. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. В 2-х ч. Ч. II. Интеграция крупного и малого бизнеса, механизм регулирования, эконо¬мическая безопасность: Учебное пособие. — СПб., 2014. -С. 116.
25. Региональная экономика / под ред. В.Г. Глушковой, Е.Л. Плисецкого. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 583с.
26. Риполь-Сарагоси Л.Г., Коренякина Н.Н. Проблемы и инструменты под¬держки малого бизнеса в современных условиях // журнал «Наука и обра¬зование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управле¬ние», 2017 № 8 (87). С. 21-24.
27. Сивенок, А.И. Перспективы развития малого бизнеса в России /
A. И.Сивенок // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С.293-294.
28. Спасская, Н.В. Эффективность механизмов регионального стимулирова¬ния субъектов малого предпринимательства / Н.В. Спасская // Проблемы прогнозирования. - 2013. - №5. - С.62-72.
29. Сухопарова А.В. Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды // журнал «Управленче¬ские науки», 2017. Т. 7 № 1. С. 19-25.
30. Умнова Д.И., Губарь Е.В. Роль бизнес-инкубаторов в поддержке развития малого и среднего предпринимательства // Экономика и менеджмент ин¬новационных технологий. - 2014. - № 5. - С. 15.
31. Фань Чуньюн Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае //Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - С. 140-146.
32. Финансовое обеспечение развития Северных регионов/Р. В. Бадылевич, Е. Н. Барашева, Т. И. Барашева, Е. А. Вербиненко, Н. В. Дядик, Т. А. Зу¬барева, Г. В. Кобылинская, В. В. Кобылинский, Д. С. Крапивин, Т. М. Па- чина, Г. П. Почивалова, А. Н. Чапаргина, Л. В. Чупенко//под науч. ред. Г.
B. Кобылинской. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 193 с.
33.Чистякова М.К. Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на со-временном этапе // журнал «Вестник сельского развития и социальной политики», 2017 № 3 (15). С. 97-99.
34. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего биз¬неса в России на современном этапе // «Базис», 2018 № 1 (3). С. 5-8.
35. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
36. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное 40. пособие / Под ред. Проф. В. Я. Иохина. — М., 2014. -С. 200.
37. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой и Т. В. Чече- левой. — М., 2013. -С. 199.
38. Баринова В., Земцов С. Роль МСП в экономике России не так мала в сравнении с другими странами // https://www.iep.ru/ru/rol-msp-v- ekonomike-rossii-ne-tak-mala-v-sravnenii-s-drugimi-stranami.html (дата об¬ращения: 14.02.2019)
39. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпри¬
нимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки, 2018 №5,
https://esj.today/PDF/12ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
40. Быркова Е. Российский несырьевой экспорт: перспективы до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://провэд.рф/агйс1е/25484- possiyskiy-nesypyevoy-ekspopt-pepspektivy-do-2030-goda.html.
41. Быркова Е. Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://провэд.рф/artide/26003-kak-zhivet-malyy- biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html.
42. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vyhoda-iz-teni- samozanyatyh-lits-v-rossii-riski-i-puti-ih-preodolemya (Дата обращения: 28.01.2019).
43. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения пред¬принимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpris e/refor m/# (Дата обращения: 28.01.2019).
44. Инновационная активность малых предприятий промышленного произ¬водства URL:
https://issek.hse.ru/data/2016/08/31/1121081402/NTI_N_15_31082016 .pdf (Дата обращения: 28.01.2019)
45. Как сделать промышленность цифровой:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/17/729823-sdelat- promishlennost-tsifrovoi
46. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия 2016/2017, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. URL: www.gsom.spbu.ru (Дата обраще¬ния: 28.01.2019).
47. Национальный портал субконтрактации: https://innokam.pro/
48. Портал Субконтрактов: http://www.subcontractrf.ru
49. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7?from= newsfeed
50. Сайт администрации города Сургут // http://admsurgut.ru/
51. Сам себе хозяин. URL: https://rg.ru/2016/11/24/na-rossijskom-rynke-truda- vyrosla-dolia-samozaniatyh-grazhdan.html (дата обращения: 28.01.2019).
52. Самозанятость населения. URL:
https://promdevelop.ru/rabota/samozanyatost-naseleniya/ (Дата обращения: 28.01.2019).
53. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
54. ФНС России // https://rmsp.nalog.ru/#
55. Шамахов В.А. Государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы // Среднерусский вест¬ник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - №5. - С. 173-181.
56. White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan, 2016: http://www.chusho.meti.go.jp/pamflet/hakusyo/H28/PDF/2016hakusho_eng.pd f
57. U.S. Small Business Administration (https://www.sba.gov/sites/default/ files/2018-02/FY 16_SB_Procurement_Scorecard_Summary_Final .pdf
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
990 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5573 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую