Спасибо автору за креативные презентации! Очень они порадовали. Также отмечу, что автор оперативно вносит исправления, когда нужно. Мерси!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кредитные организации являются важной составной частью банковской системы. Они влияют на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений, управляя денежными потоками и изменяя скорость их обращения. Однако экономическая среда, в которой банки осуществляют свою деятельность, также оказывает значительное влияние на процессы преобразования в банковской системе. Для обеспечения эко-номической безопасности банковской системы необходимо укрепление правопорядка в банковской сфере.
Пруденциальный надзор представляет собой системный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования. Например, с точки зрения принимаемых рисков поведение экономического агента является пруденциальным тогда, когда разумная мера принимаемых им рисков не превышена и риски надлежащим образом управляются. Пруденциальное регулирование нацелено на защиту финансовой устойчивости и предотвращение нестабильности финансовой системы.
Формирование эффективной системы пруденциального надзора является актуальной задачей. Одним из условий ее решения является осуществление регулирования и надзора в банковском секторе страны.
Степень разработанности темы исследования. В области экономики различным аспектам вопросов стабильности и устойчивости банковской системы посвящены работы Герасимовой Е.Б.,Живалова В.Н., Ильясова С.М., Лаврушина О.И., Ларионовой И.В., Леонтьева В.В., Мамоновой И.Д., Новиковой В.В., Тавасиева А.М., Тарасенко О.А., Фетисова Г.Г., Хоменко Е.Г., Юданова А.Ю. и др.
Важное значение в области формирования и обеспечения устойчивости банковских систем имеют исследования зарубежных ученых, среди которых наибольший интерес представляют работы Блэкуэлла Д.У., ДоланаЭ.Дж., КэмпбеллаР.Дж., Кэмпбелла Колина Д., Кидуэлла Д.С., Петерсона Р.Л., посвященные практическим и методологическим вопросам устойчивого развития элементов современной банковской системы.
Цель работы состоит в анализе системы государственного регулирования банковского сектора Российской Федерации для выявления перспективных направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить систему банковского регулирования и надзора.
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование и надзор за деятельностью российских банков.
3. Изучить методы регулирования и надзора Банка России.
4 Определить пути совершенствования методов регулирования и надзора за деятельностью банков в современных условиях, учесть международный и российский опыт.
Объектом исследования является банковская система России.
Предмет исследования - совокупность методов и инструментов государственного регулирования банковской системы России.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых и специалистов - практиков в области современной экономической теории, финансов и математики, а также действующие законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие банковскую деятельность на территории Российской Федерации, аналитические и статистические материалы Банка России, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, публикации.
Введение 3
Глава 1. Система банковского регулирования и надзора 5
1.1. Понятия «регулирование» и «надзор». Необходимость и значение в современных условиях 5
1.2. Виды и формы регулирования и надзора за деятельностью банков 8
1.3. Органы, осуществляющие регулирование и надзор за деятельностью банков, их статус, цели и полномочия 14
1.3.1. Международные институты регулирования и надзора 14
1.3.2. Система банковского регулирования и надзора в России 28
Глава 2. Методы проведения надзора и регулирования Банком России 33
2.1. Нормативно-правовое регулирование и надзор за деятельностью российских банков 33
2.2. Методы регулирования и надзора Банка России 39
2.3. Совершенствование методов регулирования и надзора за деятельностью банков в современных условиях: международный и российский опыт 49
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложение 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя все вышеприведённые проблемы банковской системы можно сделать вывод, что она ещё не приобрела достаточный опыт, ввиду её молодости в нашей стране. В русле существующих проблем для разрешения данного кризиса крайне необходимо решить следующие программы: усиление государственного воздействия на банковскую деятельность, репатриация капитала, совершенствование системы мониторинга за деятельностью коммерческих банков в пределах страны, реализация антикризисных мер государства.
После мирового кризиса, начавшегося в 2008 году, на различных экономических форумах, конференциях остро обсуждается вопрос степень воздействия государства на деятельность банков. Это связанно с тем, что низкие процентные ставки способствуют усилению инфляции, надуванию «пузыря» в экономике; высокие - падению предпринимательской инициативы, уменьшению собираемости налогов, а, вследствие этого, ухудшению экономического состояния в целом. Для разрешения данной проблемы руководству страны нужно тщательно рассмотреть механизм рефинансирования, процентную политику Центрального Банка России; решить вопросы государственных гарантий по кредитам, а также реструктуризация ипотечных кредитов.
Принятие мер по минимизации рисков банкротства или ликвидации банка. Если посмотреть на опыт недавних лет, можно убедиться в том, что Банк России не всегда руководствуется своей стратегией и миссией при отзыве лицензии у очередного банка. Зачастую несостоятельными признают кредитные организации, еще недавно санируемые самим Центральным банком РФ. Такие события подрывают доверие как к самому регулятору, так и к банкам, которые тем или иным образом могут быть зависимы от него.
Порядок и процедура банкротства или ликвидации кредитных организаций на сегодня мало регламентированы и непрозрачны для клиентов банка.
Соответственно, возникает риск ущемления их прав в процессе таких процедур. Законом частично защищены только частные лица, и то в пределах суммы 700 000 руб. благодаря выпущенному в 2007 г. указанию 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками».
Юридические же лица не могут в полной мере доверять любому банку и поэтому при его выборе чаще всего полагаются на субъективные оценки, как то реклама или негласная информация. Необходимо сделать процедуру отзыва лицензий у банков жестко регламентированной, с указанием четких сроков и ответственных лиц; закрепить основные критерии, в соответствии с которыми банк может быть лишен лицензии, вплоть до проработки конкретных показателей. Это позволит клиентам взвешивать риски при выборе банка по его финансовым показателям.
Определение роли МСФО. Практически все банки с участием иностранного капитала и/или банки, ориентированные на выход за пределы РФ, ориентируются в своей деятельности на международные стандарты финансовой отчетности. Реальность такова, что четкие законодательные требования есть только к российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), и маппинг-перевод отчетности РСБУ в МСФО не всегда может быть осуществлен корректно (с приемлемой долей погрешности). Зачастую необходимо введение дополнительных признаков, четкой регламентации которых нет. Соответственно, на базе принятых в мировой практике стандартов регулятору было бы правильно поручить разработать на первом этапе рекомендации по использованию МСФО и установить определенные правила соответствия РСБУ и МСФО. Это позволит сделать отчетность более прозрачной и открытой как для иностранных инвесторов, так и для внутреннего рынка.
Современная мировая финансовая система как внешний фактор влияния. Если с образованием Евросоюза дело шло к синтезу финансовых рынков Европы, то сейчас тренд поменялся - объединение переживает один из самых серьезных кризисов. Пришло понимание, что простым слиянием экономик и введением единой валюты не решить проблем отдельно взятых национальных экономик, вошедших в ассоциацию. Видимо, проблема гармоничного развития всех стран ЕС должна решаться комплексно, но с обязательным учетом специфики той или иной страны, так как в экономическом смысле она остается отдельным хозяйствующим субъектом.
В этой связи роль Европейского центрального банка, которая раньше сводилась к определению денежно-кредитной политики в зоне евро (в том числе эмиссия единой валюты и определение основных процентных ставок), ныне значительно расширилась и включила в себя подготовку антикризисных мер, направленных на поддержание экономик тех стран, которые находятся на спаде. События последних месяцев показали, что на руководство банка в значительной мере влияет политическая ситуация в Евросоюзе, а также за его пределами, а это в значительной мере снижает качество принимаемых экспертных решений. Проявившиеся тенденции необходимо учитывать при определении дальнейшей стратегии реформирования банковского сектора в РФ.
Роль регулятора в новой банковской структуре. Миссия Центрального банка РФ должна быть модернизирована. Последние события в Еврозоне дали понять, что на сегодня действия Банка России зачастую несут в себе большие риски, так как напрямую связаны с политикой в стране и часто выражают позицию руководства того или иного ведомства, а не решение регулятора, подкрепленное объективными экспертными оценками.
Большинство решений о санации ряда банков были слишком рискованными и не оправдали доверия. С учетом полученного опыта необходимо разработать законодательство, которое поможет принимать антикризисные меры быстро, своевременно и, самое главное, в пределах допустимых рисков. Надо также законодательно прописать ответственность регулятора в случае принятия им некомпетентных мер. Скорее всего, это должна быть персональная ответственность руководителя, поскольку зачастую решение той или иной проблемы сводится обычно к снятию с постов руководства без всякого наказания за допущенные провалы. Нововведение позволит видеть обратную связь от регулятора и, как следствие, повысит уровень доверия населения к решениям данного органа.
За последнее десятилетие постоянно увеличиваются и создаются различные мошеннические схемы перевода денежных средств за рубеж, т.е. увеличивается незаконный перевод активов в другие страны через банки, что приводит к ухудшению платёжного баланса страны. По данным МВФ только за последние несколько лет из России было вывезено около 100 млрд. долл. США. Для предотвращения данного явления крайне необходимо своевременно выявлять новые схемы перевода, модернизировать систему слежения за движением денежных средств внутри страны в лице Банка России, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Поэтому вопрос о репатриации капитала имеет крайне важное значение.
Следует отметить, что необходимо постоянное совершенствование надзорной функции ЦБ РФ для минимизации рисков или их устранения в банковской деятельности, которая проявляется в проверке кредитных организаций на факт: соблюдения банковского законодательства, предоставление достоверной финансовой отчётности, соблюдения нормативов достаточности капитала, ликвидности и т.д. Если рассматривать нынешнюю ситуацию, то работы в этом направлении уже активно ведутся с 2013 года, когда был создан Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями. С 2013 года Банк России разрабатывает более жёсткие методы к регулированию деятельности коммерческих банков и усиливает контроль за регулированием в направлении:
- повышения требований к минимальному размеру банковского капитала;
- ужесточения системы резервирования;
- изменения процентной политики;
- изменения механизма рефинансирования;
- контроль за операциями по легализации доходов, полученных преступным путём.
При подготовке к реформированию банковской системы целесообразно работать в следующих кардинальных направлениях:
- корректировка целевой ориентации банков (как Банка России, так и коммерческих банков);
- разработка в этой сфере единой законодательной системы на основе российской и мировой практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянчик Р. В. Банковский надзор как эффективное средство предупреждения банкротс¬тва кредитных организаций. Товарно-денежные отношения, собственность, право собственнос¬ти: сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции, 23-24 марта 2006 г. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2016. Ч. 2. С.33-42
2. Базельский комитет по банковскому надзору: Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. 06.2004. C. 6
3. Банковский клуб. Режим доступа: https:// www.interbankclub.com/LoadedFiles/M00DYS_0CT_2013_Basel_III.pdf&name=M00DYS_0CT_2013_Basel_III.pdf&lang=ru&c=569f6ee345a3\
4. Банковский менеджмент: учебник/ коллектив авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 554 с.
5. Банковское дело: учебник /О.И.Лаврушин, Н.И.Валенцева [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина. – 12-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 800 с. – (Бакалавриат). Раздел 1. Глава 1, стр. 16-48. Раздел 3. Глава 8, стр. 290-292; стр. 309-312. (Режим доступа: https://www.book.ru/book/917953)
6. Белоглазова Г. Н. МСФО: новые подходы к оценке дея¬тельности кредитных организаций // Деньги и кредит. 2012. № 5. С. 58-68
7. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров / 3-е изд. – М.: Юрайт, 2015. –545 с.
8. Брюков В.Г. Новые стандарты капитала в свете требований Базеля ІІІ. // Управление в кредитной организации, 2012, № 4.
9. Гладкова Т. Е. Особенности банковского регулирования в посткризисный период // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 1. С. 26- 30
10. Гусева А.И., Соболева Е.С. Финансы и реформирование банковской системы//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №1 (91). С. 2-6
11. Данилова Л. С. Банковский надзор Банка России как антикризисная мера стабилизации фи¬нансовой системы // Банковское право. 2015. № 4. С. 28-32
12. Дворецкая А.Е. Модификация банковского надзора с учетом уроков мирового кризиса // Деньги и кредит, 2012, №5
13. Дьяков А. В. Разработка эффективной методики управ¬ления операционным риском в коммерческом банке // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 6. С. 85-87
14. Зике Р.В., Пыткина С.А. Посткризисные проблемы российских банковских организаций // Российское предпринимательство. 2016. №19. С. 44-49
15. Инструкция Банка России от 02.04. 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в последней редакции).
16. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах банков" (в последней редакции).
17. Кондратова О.С. Регулятивный капитал банка: Сравнительный Анализ соглаше¬ний Базель II и Базель III // Финансы и кредит. 2015. 22 (646).
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
19. Конягина М. Н. Корпоративное управление как фактор стратегического успеха в банковском менеджменте // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 6. С. 28-31
20. Куманова Л.Р., Коротун А.С. Типы надзорных систем в зарубежных странах//Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 1376-1379.
21. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело. М.: Кнорус, 2015.
22. Научное исследование консалтингового агентства Территория Лизинга: «Базель и российская практика определения достаточности капитала» Режим доступа: http: // kleasing.ru/skins/konsalting_reload/images/pr4.pdf
23. Неретин М.С. Административно - правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 16 - 23
24. Неретин М.С. Вопросы безопасности и административно - правовое регулирование контрольно - надзорной деятельности в банковской системе // Правовые вопросы национальной безопасности. 2015. № 1 - 2. С. 33 - 36
25. Овсянко Д. М. Административное право: учеб. пособие. М.: Юристъ. 2014. С. 169
26. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие / В.В. Рудько-Селиванов и др.. – М.: Кнорус, 2015. - 200 с. – Глава 4. Банковское регулирование и банковский надзор, стр. 68-99. (Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/cgi-bin/lib.pl?func=book&level=&book=5462)
27. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов[Электронный ресурс]– Режим доступа: http://cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018).pdf
28. Отчет Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. Раздел I, II [Электронный ресурс] Центрального Банка Российской Федерации – Режим доступа: http://cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9878
29. Павлодский Е. А. Механизм воздействия на проблемные банки нуждается в совершенствовании // Юридический мир. 2015. № 9. С. 23
30. Плотников В. А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2016. № 1. С. 147-150
31. Поздышев В.А. Основные изменения в банковском регулировании (2014 год) //Деньги и кредит. – 2014. - № 5. – С. 8-10.
32. Поздышев В.А. Развитие банковского регулирования в России в 2015 году //Деньги и кредит. – 2015. - № 1. – С. 5-8.
33. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (в последней редакции).
34. Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (в последней редакции).
35. Положение Банка России от 28 декабря 2012 года № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")» (в последней редакции).
36. Романовский М. В. Формирование и развитие научной школы финансов СПбГУЭФ // Известия Санкт-Петер¬бургского университета экономики и финансов. 2015. № 4. С. 64-73
37. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Экономическая роль показателя достаточности капитала в банковской системе. [Электронный ресурс] // Банковское дело. – 2014. - № 9. – С. 36-44. – Режим доступа: http://www.bankdelo.ru/index.php/nomera/soderzhanie-9-2014.
38. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (часть 1) // Деньги и кредит. – 2014.-№3. – С.3-11.
39. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (часть 2) // Деньги и кредит. – 2014.-№9. – С.3-14.
40. Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 г. № 2005-У - "Об оценке экономического положения банков" (в последней редакции).
41. Усоскин В. М. Базель III: влияние на экономический рост (обзор эмпирических исследований)// Деньги и кредит. 2013. № 9
42. Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/)
43. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в последней редакции) Глава X. Банковское регулирование и банковский надзор. Ст. 56, Ст.57, Ст. 62, Ст. 67. (в последней редакции).
44. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в последней редакции).
45. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в последней редакции).
46. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015)
47. Халафян Т. В. Нормативно-правовое регули¬рование надзорной деятельности в банковской сфере Российской федерации // Общество: политика, эконо¬мика, право. 2014. № 3. С. 31-34
48. Халафян Т. В. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности / Т. В. Халафян // Актуальные вопросы экономических наук. 2014 г. С. 80-84.
49. Хоминич И.П. Методы оценки эффективности финансового надзора//Банковские услуги. 2016. № 1. С. 8-13
50. Черновалов С.С. Направления обеспечения стабильности банковской системы//Экономика и управление. 2016. №5. С.107-110
51. Core Principles for Effective Banking Supervision. BIS, oct.2006
52. World Economic Outlook. Financial Stress, Downturns and Recoveries. International Monetary Fund. 0ct.2008 http: // Режим доступа: www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2008/02/pdf/text.pdf
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кредитные организации являются важной составной частью банковской системы. Они влияют на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений, управляя денежными потоками и изменяя скорость их обращения. Однако экономическая среда, в которой банки осуществляют свою деятельность, также оказывает значительное влияние на процессы преобразования в банковской системе. Для обеспечения эко-номической безопасности банковской системы необходимо укрепление правопорядка в банковской сфере.
Пруденциальный надзор представляет собой системный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования. Например, с точки зрения принимаемых рисков поведение экономического агента является пруденциальным тогда, когда разумная мера принимаемых им рисков не превышена и риски надлежащим образом управляются. Пруденциальное регулирование нацелено на защиту финансовой устойчивости и предотвращение нестабильности финансовой системы.
Формирование эффективной системы пруденциального надзора является актуальной задачей. Одним из условий ее решения является осуществление регулирования и надзора в банковском секторе страны.
Степень разработанности темы исследования. В области экономики различным аспектам вопросов стабильности и устойчивости банковской системы посвящены работы Герасимовой Е.Б.,Живалова В.Н., Ильясова С.М., Лаврушина О.И., Ларионовой И.В., Леонтьева В.В., Мамоновой И.Д., Новиковой В.В., Тавасиева А.М., Тарасенко О.А., Фетисова Г.Г., Хоменко Е.Г., Юданова А.Ю. и др.
Важное значение в области формирования и обеспечения устойчивости банковских систем имеют исследования зарубежных ученых, среди которых наибольший интерес представляют работы Блэкуэлла Д.У., ДоланаЭ.Дж., КэмпбеллаР.Дж., Кэмпбелла Колина Д., Кидуэлла Д.С., Петерсона Р.Л., посвященные практическим и методологическим вопросам устойчивого развития элементов современной банковской системы.
Цель работы состоит в анализе системы государственного регулирования банковского сектора Российской Федерации для выявления перспективных направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить систему банковского регулирования и надзора.
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование и надзор за деятельностью российских банков.
3. Изучить методы регулирования и надзора Банка России.
4 Определить пути совершенствования методов регулирования и надзора за деятельностью банков в современных условиях, учесть международный и российский опыт.
Объектом исследования является банковская система России.
Предмет исследования - совокупность методов и инструментов государственного регулирования банковской системы России.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых и специалистов - практиков в области современной экономической теории, финансов и математики, а также действующие законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие банковскую деятельность на территории Российской Федерации, аналитические и статистические материалы Банка России, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, публикации.
Введение 3
Глава 1. Система банковского регулирования и надзора 5
1.1. Понятия «регулирование» и «надзор». Необходимость и значение в современных условиях 5
1.2. Виды и формы регулирования и надзора за деятельностью банков 8
1.3. Органы, осуществляющие регулирование и надзор за деятельностью банков, их статус, цели и полномочия 14
1.3.1. Международные институты регулирования и надзора 14
1.3.2. Система банковского регулирования и надзора в России 28
Глава 2. Методы проведения надзора и регулирования Банком России 33
2.1. Нормативно-правовое регулирование и надзор за деятельностью российских банков 33
2.2. Методы регулирования и надзора Банка России 39
2.3. Совершенствование методов регулирования и надзора за деятельностью банков в современных условиях: международный и российский опыт 49
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложение 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя все вышеприведённые проблемы банковской системы можно сделать вывод, что она ещё не приобрела достаточный опыт, ввиду её молодости в нашей стране. В русле существующих проблем для разрешения данного кризиса крайне необходимо решить следующие программы: усиление государственного воздействия на банковскую деятельность, репатриация капитала, совершенствование системы мониторинга за деятельностью коммерческих банков в пределах страны, реализация антикризисных мер государства.
После мирового кризиса, начавшегося в 2008 году, на различных экономических форумах, конференциях остро обсуждается вопрос степень воздействия государства на деятельность банков. Это связанно с тем, что низкие процентные ставки способствуют усилению инфляции, надуванию «пузыря» в экономике; высокие - падению предпринимательской инициативы, уменьшению собираемости налогов, а, вследствие этого, ухудшению экономического состояния в целом. Для разрешения данной проблемы руководству страны нужно тщательно рассмотреть механизм рефинансирования, процентную политику Центрального Банка России; решить вопросы государственных гарантий по кредитам, а также реструктуризация ипотечных кредитов.
Принятие мер по минимизации рисков банкротства или ликвидации банка. Если посмотреть на опыт недавних лет, можно убедиться в том, что Банк России не всегда руководствуется своей стратегией и миссией при отзыве лицензии у очередного банка. Зачастую несостоятельными признают кредитные организации, еще недавно санируемые самим Центральным банком РФ. Такие события подрывают доверие как к самому регулятору, так и к банкам, которые тем или иным образом могут быть зависимы от него.
Порядок и процедура банкротства или ликвидации кредитных организаций на сегодня мало регламентированы и непрозрачны для клиентов банка.
Соответственно, возникает риск ущемления их прав в процессе таких процедур. Законом частично защищены только частные лица, и то в пределах суммы 700 000 руб. благодаря выпущенному в 2007 г. указанию 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками».
Юридические же лица не могут в полной мере доверять любому банку и поэтому при его выборе чаще всего полагаются на субъективные оценки, как то реклама или негласная информация. Необходимо сделать процедуру отзыва лицензий у банков жестко регламентированной, с указанием четких сроков и ответственных лиц; закрепить основные критерии, в соответствии с которыми банк может быть лишен лицензии, вплоть до проработки конкретных показателей. Это позволит клиентам взвешивать риски при выборе банка по его финансовым показателям.
Определение роли МСФО. Практически все банки с участием иностранного капитала и/или банки, ориентированные на выход за пределы РФ, ориентируются в своей деятельности на международные стандарты финансовой отчетности. Реальность такова, что четкие законодательные требования есть только к российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), и маппинг-перевод отчетности РСБУ в МСФО не всегда может быть осуществлен корректно (с приемлемой долей погрешности). Зачастую необходимо введение дополнительных признаков, четкой регламентации которых нет. Соответственно, на базе принятых в мировой практике стандартов регулятору было бы правильно поручить разработать на первом этапе рекомендации по использованию МСФО и установить определенные правила соответствия РСБУ и МСФО. Это позволит сделать отчетность более прозрачной и открытой как для иностранных инвесторов, так и для внутреннего рынка.
Современная мировая финансовая система как внешний фактор влияния. Если с образованием Евросоюза дело шло к синтезу финансовых рынков Европы, то сейчас тренд поменялся - объединение переживает один из самых серьезных кризисов. Пришло понимание, что простым слиянием экономик и введением единой валюты не решить проблем отдельно взятых национальных экономик, вошедших в ассоциацию. Видимо, проблема гармоничного развития всех стран ЕС должна решаться комплексно, но с обязательным учетом специфики той или иной страны, так как в экономическом смысле она остается отдельным хозяйствующим субъектом.
В этой связи роль Европейского центрального банка, которая раньше сводилась к определению денежно-кредитной политики в зоне евро (в том числе эмиссия единой валюты и определение основных процентных ставок), ныне значительно расширилась и включила в себя подготовку антикризисных мер, направленных на поддержание экономик тех стран, которые находятся на спаде. События последних месяцев показали, что на руководство банка в значительной мере влияет политическая ситуация в Евросоюзе, а также за его пределами, а это в значительной мере снижает качество принимаемых экспертных решений. Проявившиеся тенденции необходимо учитывать при определении дальнейшей стратегии реформирования банковского сектора в РФ.
Роль регулятора в новой банковской структуре. Миссия Центрального банка РФ должна быть модернизирована. Последние события в Еврозоне дали понять, что на сегодня действия Банка России зачастую несут в себе большие риски, так как напрямую связаны с политикой в стране и часто выражают позицию руководства того или иного ведомства, а не решение регулятора, подкрепленное объективными экспертными оценками.
Большинство решений о санации ряда банков были слишком рискованными и не оправдали доверия. С учетом полученного опыта необходимо разработать законодательство, которое поможет принимать антикризисные меры быстро, своевременно и, самое главное, в пределах допустимых рисков. Надо также законодательно прописать ответственность регулятора в случае принятия им некомпетентных мер. Скорее всего, это должна быть персональная ответственность руководителя, поскольку зачастую решение той или иной проблемы сводится обычно к снятию с постов руководства без всякого наказания за допущенные провалы. Нововведение позволит видеть обратную связь от регулятора и, как следствие, повысит уровень доверия населения к решениям данного органа.
За последнее десятилетие постоянно увеличиваются и создаются различные мошеннические схемы перевода денежных средств за рубеж, т.е. увеличивается незаконный перевод активов в другие страны через банки, что приводит к ухудшению платёжного баланса страны. По данным МВФ только за последние несколько лет из России было вывезено около 100 млрд. долл. США. Для предотвращения данного явления крайне необходимо своевременно выявлять новые схемы перевода, модернизировать систему слежения за движением денежных средств внутри страны в лице Банка России, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Поэтому вопрос о репатриации капитала имеет крайне важное значение.
Следует отметить, что необходимо постоянное совершенствование надзорной функции ЦБ РФ для минимизации рисков или их устранения в банковской деятельности, которая проявляется в проверке кредитных организаций на факт: соблюдения банковского законодательства, предоставление достоверной финансовой отчётности, соблюдения нормативов достаточности капитала, ликвидности и т.д. Если рассматривать нынешнюю ситуацию, то работы в этом направлении уже активно ведутся с 2013 года, когда был создан Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями. С 2013 года Банк России разрабатывает более жёсткие методы к регулированию деятельности коммерческих банков и усиливает контроль за регулированием в направлении:
- повышения требований к минимальному размеру банковского капитала;
- ужесточения системы резервирования;
- изменения процентной политики;
- изменения механизма рефинансирования;
- контроль за операциями по легализации доходов, полученных преступным путём.
При подготовке к реформированию банковской системы целесообразно работать в следующих кардинальных направлениях:
- корректировка целевой ориентации банков (как Банка России, так и коммерческих банков);
- разработка в этой сфере единой законодательной системы на основе российской и мировой практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянчик Р. В. Банковский надзор как эффективное средство предупреждения банкротс¬тва кредитных организаций. Товарно-денежные отношения, собственность, право собственнос¬ти: сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции, 23-24 марта 2006 г. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2016. Ч. 2. С.33-42
2. Базельский комитет по банковскому надзору: Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. 06.2004. C. 6
3. Банковский клуб. Режим доступа: https:// www.interbankclub.com/LoadedFiles/M00DYS_0CT_2013_Basel_III.pdf&name=M00DYS_0CT_2013_Basel_III.pdf&lang=ru&c=569f6ee345a3\
4. Банковский менеджмент: учебник/ коллектив авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 554 с.
5. Банковское дело: учебник /О.И.Лаврушин, Н.И.Валенцева [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина. – 12-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 800 с. – (Бакалавриат). Раздел 1. Глава 1, стр. 16-48. Раздел 3. Глава 8, стр. 290-292; стр. 309-312. (Режим доступа: https://www.book.ru/book/917953)
6. Белоглазова Г. Н. МСФО: новые подходы к оценке дея¬тельности кредитных организаций // Деньги и кредит. 2012. № 5. С. 58-68
7. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров / 3-е изд. – М.: Юрайт, 2015. –545 с.
8. Брюков В.Г. Новые стандарты капитала в свете требований Базеля ІІІ. // Управление в кредитной организации, 2012, № 4.
9. Гладкова Т. Е. Особенности банковского регулирования в посткризисный период // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 1. С. 26- 30
10. Гусева А.И., Соболева Е.С. Финансы и реформирование банковской системы//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №1 (91). С. 2-6
11. Данилова Л. С. Банковский надзор Банка России как антикризисная мера стабилизации фи¬нансовой системы // Банковское право. 2015. № 4. С. 28-32
12. Дворецкая А.Е. Модификация банковского надзора с учетом уроков мирового кризиса // Деньги и кредит, 2012, №5
13. Дьяков А. В. Разработка эффективной методики управ¬ления операционным риском в коммерческом банке // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 6. С. 85-87
14. Зике Р.В., Пыткина С.А. Посткризисные проблемы российских банковских организаций // Российское предпринимательство. 2016. №19. С. 44-49
15. Инструкция Банка России от 02.04. 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в последней редакции).
16. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах банков" (в последней редакции).
17. Кондратова О.С. Регулятивный капитал банка: Сравнительный Анализ соглаше¬ний Базель II и Базель III // Финансы и кредит. 2015. 22 (646).
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
19. Конягина М. Н. Корпоративное управление как фактор стратегического успеха в банковском менеджменте // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2015. № 6. С. 28-31
20. Куманова Л.Р., Коротун А.С. Типы надзорных систем в зарубежных странах//Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 1376-1379.
21. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело. М.: Кнорус, 2015.
22. Научное исследование консалтингового агентства Территория Лизинга: «Базель и российская практика определения достаточности капитала» Режим доступа: http: // kleasing.ru/skins/konsalting_reload/images/pr4.pdf
23. Неретин М.С. Административно - правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 16 - 23
24. Неретин М.С. Вопросы безопасности и административно - правовое регулирование контрольно - надзорной деятельности в банковской системе // Правовые вопросы национальной безопасности. 2015. № 1 - 2. С. 33 - 36
25. Овсянко Д. М. Административное право: учеб. пособие. М.: Юристъ. 2014. С. 169
26. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие / В.В. Рудько-Селиванов и др.. – М.: Кнорус, 2015. - 200 с. – Глава 4. Банковское регулирование и банковский надзор, стр. 68-99. (Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/cgi-bin/lib.pl?func=book&level=&book=5462)
27. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов[Электронный ресурс]– Режим доступа: http://cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018).pdf
28. Отчет Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. Раздел I, II [Электронный ресурс] Центрального Банка Российской Федерации – Режим доступа: http://cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9878
29. Павлодский Е. А. Механизм воздействия на проблемные банки нуждается в совершенствовании // Юридический мир. 2015. № 9. С. 23
30. Плотников В. А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2016. № 1. С. 147-150
31. Поздышев В.А. Основные изменения в банковском регулировании (2014 год) //Деньги и кредит. – 2014. - № 5. – С. 8-10.
32. Поздышев В.А. Развитие банковского регулирования в России в 2015 году //Деньги и кредит. – 2015. - № 1. – С. 5-8.
33. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (в последней редакции).
34. Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (в последней редакции).
35. Положение Банка России от 28 декабря 2012 года № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")» (в последней редакции).
36. Романовский М. В. Формирование и развитие научной школы финансов СПбГУЭФ // Известия Санкт-Петер¬бургского университета экономики и финансов. 2015. № 4. С. 64-73
37. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Экономическая роль показателя достаточности капитала в банковской системе. [Электронный ресурс] // Банковское дело. – 2014. - № 9. – С. 36-44. – Режим доступа: http://www.bankdelo.ru/index.php/nomera/soderzhanie-9-2014.
38. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (часть 1) // Деньги и кредит. – 2014.-№3. – С.3-11.
39. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (часть 2) // Деньги и кредит. – 2014.-№9. – С.3-14.
40. Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 г. № 2005-У - "Об оценке экономического положения банков" (в последней редакции).
41. Усоскин В. М. Базель III: влияние на экономический рост (обзор эмпирических исследований)// Деньги и кредит. 2013. № 9
42. Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/)
43. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в последней редакции) Глава X. Банковское регулирование и банковский надзор. Ст. 56, Ст.57, Ст. 62, Ст. 67. (в последней редакции).
44. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в последней редакции).
45. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в последней редакции).
46. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015)
47. Халафян Т. В. Нормативно-правовое регули¬рование надзорной деятельности в банковской сфере Российской федерации // Общество: политика, эконо¬мика, право. 2014. № 3. С. 31-34
48. Халафян Т. В. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности / Т. В. Халафян // Актуальные вопросы экономических наук. 2014 г. С. 80-84.
49. Хоминич И.П. Методы оценки эффективности финансового надзора//Банковские услуги. 2016. № 1. С. 8-13
50. Черновалов С.С. Направления обеспечения стабильности банковской системы//Экономика и управление. 2016. №5. С.107-110
51. Core Principles for Effective Banking Supervision. BIS, oct.2006
52. World Economic Outlook. Financial Stress, Downturns and Recoveries. International Monetary Fund. 0ct.2008 http: // Режим доступа: www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2008/02/pdf/text.pdf
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую