Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Методические особенности изучения темы

  • 68 страниц
  • 2017 год
  • 132 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Сегодня в многоуровневом образовательном пространстве РФ одним из важнейших звеньев является школа. Школа отражает все положительные и отрицательные изменения, происходящие в нашем обществе, на нее влияют все социально-экономические процессы. Поэтому на общее среднее образование возлагается самая большая ответственность за формирование новых взглядов, ценностей и поведения с целью предотвращения возникновения риска для жизни и здоровья людей [5].
Концепция общеобразовательной школы РФ определила принципиальные подходы к развитию российской школы на основе демократизации всех сторон школьной жизни. Согласно этой концепции, кроме общеобразовательных задач, школа должна решать следующие задачи: знакомить учащихся с основными факторами риска; формировать умение идентифицировать их и проводить соответствующие мероприятия по их устранению; учить использовать алгоритмы поведения в чрезвычайных ситуациях.
Высшая ценность общества – человек, его жизнь и здоровье. Однако с каждым годом увеличивается количество факторов, негативно влияющих на его жизнь и здоровье, на безопасность его жизнедеятельности. Технический прогресс постоянно, как тень, сопровождают техногенные аварии и несчастные случаи. В большинстве случаев они создаются самим человеком: его деятельностью, опасным поведением с природой, научно-техническим прогрессом. Беду же лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями, часто трагическими.
В связи с бурным развитием цивилизации растет количество коммуникаций, транспорта, возникает опасность антропогенных катастроф, аварий, терроризма. Много вреда людям наносит электрический ток, водопровод, газовые коммуникации (при неосторожном обращении с ними). Ведь мы не представляем свою жизнь без этих достижений человечества. Иногда этот «комфорт» становится причиной многих опасностей. Последствия катастроф трудно переоценить. От подобных опасностей никто не застрахован [20].
Статистика несчастных случаев с учащимися со смертельным исходом за последние годы подтверждает необходимость усиления работы в направлении улучшения учений по безопасности жизнедеятельности. Распределение несчастных случаев со смертельным исходом сохраняется почти таким же, как в прошлом десятилетии. Наиболее распространенными причинами гибели детей остаются болезни, утопления и самоубийства. Не отстает от них статистика транспортного травматизма. Особенно актуален детский дорожно-транспортный травматизм, который приводит к значительным увечьям (43%), инвалидности (38%) и, к сожалению, нередки и летальные случаи (19%). Дорожно-транспортный травматизм имеет сезонный характер, особенно часто ДТП происходят в летний период, период каникул. Ситуация детского травматизма на дорогах приобретает угрожающие масштабы, а число пострадавших постоянно растет.
Огромный вклад в развитие и преобразование существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательную область (2001 г.) внесли О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, C.B. Белов и др., что позволяет откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени. Эти требования выявлены современной наукой и практикой, отражены в целом ряде документов ООН, федеральных Законов и других государственных актов Российской Федерации о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды.
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, A.M. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, настоящее время обострило противоречие между уровнем требований современного образования и недостаточной методологической основой в формировании представлений детей о безопасности на дорогах в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Противоречие определило проблему исследования: каковы методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах. Решение данной проблемы определило выбор темы исследования «Методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах».
Цель исследования –выявить методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах и привести примеры их реализации в разработках конкретных занятий.
Объект исследования – процесс формирования представлений о дорожной безопасности.
Предмет исследования – методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах.
Гипотеза исследования: изучение темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах может быть осуществлено успешно, если будут выявлены основоположные методические особенности, в частности:
– будет обоснован модульный подход к преподаванию темы «Безопасность на дорогах»;
– будут учтены психолого-педагогические особенности учеников среднего возраста;
– будут расширены тематические рамки для того, чтобы знания приобретали прикладной характер;
– преподавание предмета выстроено как система учебных модулей, предусматривающих обязательную реализацию учебного проекта.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть безопасность на дорогах как элемент образовательного процесса по ОБЖ в средней школе
2. Описать психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов
3. Конкретизировать основные направления преподавания темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах
4. Разработать методические рекомендации и материалы к теме «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах
Методы теоретического уровня: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического материала.
Работа над исследованием проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2016г) – анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
На втором этапе (январь-март 2017г) – на основании теоретически обоснованных методических подходов был сформирован модуль «Безопасность на дорогах» и разработаны занятия конкретного содержания к нему.
На третьем этапе (апрель-май 2017г) –подводились и оформлялись итоги исследования.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методических подходов к преподаванию темы «Безопасность на дороге» в 5-8 класса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (62 наименования). Общий объем работы составляет 69 страниц машинописного текста.


Содержание

Введение 3
1 Специфика формирования представлений о безопасности на дорогах в 5-8 классах 7
1.1 Безопасность на дорогах как элемент образовательного процесса по ОБЖ в средней школе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов 12
1.3 Основные направления преподавания темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 19
2 Разработка методических рекомендаций и материалов к теме «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 28
2.1 Изучение опыта работы учителей ОБЖ по теме "Безопасность на дороге" в 5-8 классах 28
2.2 Методические рекомендации к преподаванию темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 31
Заключение 37
Список литературы 44
Приложения 49



Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Одним из действенных мер, направленных не только на выживание человека в сложных условиях современности, но и на улучшение качества его жизни является образовательная составляющая. Курс «Безопасность жизнедеятельности» направлен на решение вопросов, связанных с предупреждением опасности и смягчением тяжести их последствий. Он предусматривает основательную теоретическую, психологическую и практическую подготовку учеников, включая изучение возможных опасностей, закономерностей их проявления, способов предупреждения и степень защищенности современного человека от них.
Очевидно, что обучение учащихся образовательных учреждений по существующим программам в существующем сегодня объеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения. Образовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах, должны быть нацелены и на перспективу: почти все сегодняшние учащиеся – будущие водители и от них будет зависеть безопасность на дорогах.
2. В настоящее время подростки ввиду интенсификации внедрения информационных технологий и оборудования подвержены опасностям на дорогах, которые могут привести к травмам и даже летальному исходу. Именно поэтому подбор методов должен быть направлен именно на формирование нового взгляда подростков на данную проблему и ориентирован на приобретение практических умений поведения на дороге или схожих потенциально опасных ситуациях.
3. В рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки безопасного поведения на дорогах. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оценить дорожную обстановку, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Для этого на основании предусмотренной программой по ОБЖ тематического минимума нами была предложена расширенная программа и образцы занятий к ней по модульному принципу, которые позволят, как значительно расширить представления учащихся о безопасности на дорогах, так и смогут поспособствовать формированию практических навыков и умений по этой теме.
Мы выявили, что изучение темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах может быть осуществлено успешно, если в образовательном процессе будет обоснован модульный подход к преподаванию темы «Безопасность на дорогах», учтены психолого-педагогические особенности учеников среднего возраста, будут расширены тематические рамки для того, чтобы знания приобретали прикладной характер. Кроме того, предполагается, что преподавание предмета выстроено как система учебных модулей, предусматривающих обязательную реализацию учебного проекта. Таким образом, задачи решены, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.







Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] : электронная версия учебного пособия. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 256 с. - Режим доступа :http://www.knigafund.ru.
2. Антюхин Э., Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин //Основы безопасности жизни, 2007. – № 5. С. 34-37
3. Ахмадиева Р. Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник ЧГУ, 2011. – №2 –С.239-243.
4. Ахмадиева Р. Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник КазГУКИ, 2011. – №2 – С.44-47.
5. Ахмадиева Р.Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода / Р.Ш. Ахмадиева // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. Науки, 2011. – №5 – С.136-142.
6. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др.Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева,С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. – 466 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод.пособие./ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
9. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. − №6. – С.23−25.
10. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с
11. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.
12. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.
13. Болотов В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. − №2. − С.3−5.
14. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.  СПб.: Питер, 2013. – 624 с.
15. Веденеева С.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Лениногорского района республики Татарстан / С.А. Веденеева // Вестник НЦ БЖД. – 2009. – № 2.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд.  М., 1979.
17. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Графкина М. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин,В.А. Михайлов. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
19. Данилов В.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В.Ф.Данилов. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010.- 28 с.
20. Дик Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.
21. Добровольская А.П. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть / А.П. Добровольская, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
22. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД / В.И. Ковалько. – М: ВАКО, 2011. – 192с .
23. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И.А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − №6 .− 2009. – С. 29−34.
24. Коршунов С.А.Формирование безопасного поведения у младших школьников в процессе учебно – воспитательной работы// V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года https://www.scienceforum.ru/2013/10/3503
25. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.Л. Мардерфельд. – СПб.: Просвещение, 2002.
26. Масленникова И. С. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
27. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум / Авт.-сост. Э.А.Кузнецова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 110 с.
28. Михайлов Л.А. Учебное пособие по правилам дорожного движения. I часть / Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
29. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности . − 2000. − № 8. − С. 13−16.
30. Науменко, Ю.Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников. /Ю.Л. Науменко //Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. − М.: Академия педагогических и социальных наук, 2009. − 169 с.
31. Науменко, Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. − М., 2005. – С. 3−14.
32. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб.пособие / сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.
33. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. О. А. Хаткевич,Н. С. Криволап. – Минск: Красико-принт, 2006. –176 с.
34. Примерная учебная программа курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования / Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа, 2010. – 18 с.
35. Прихожан А. М.Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.  М., 1990.
36. Просандеев, А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №2. – С34−38.
37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Должин.  СПб. Питер, 2012.
38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт.  М, 1994.
39. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2003.
40. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, Ч.1 и Ч.2./ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
41. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 5 класса/ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
42. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 6 класса. / Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
43. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. − М., 2008. – 276 с.
45. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2008. − 268 с.
46. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
47. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов/ И.К. Топоров. − М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
48. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
49. Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа
50. Учителю о правилах дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982.
51. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
52. Форштат М. Л. О культуре дорожной безопасности / М.Л. Форштат // Основы безопасности жизни. — 2005.-№12.-С. 24-29.
53. Форштат М.Л. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения / М.Л. Форштат, А.П. Добровольская, А.В. Эпова, А.В. Новиков. – СПб, 2001.
54. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». – СПб, 2000.
55. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
56. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007. — № 9. — С. 48—53.
57. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система / М.А. Ягупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.
58. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1, 2, 3 классы / А.М. Ягупов. – М.: АСТ ЛТД,1997.




Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Сегодня в многоуровневом образовательном пространстве РФ одним из важнейших звеньев является школа. Школа отражает все положительные и отрицательные изменения, происходящие в нашем обществе, на нее влияют все социально-экономические процессы. Поэтому на общее среднее образование возлагается самая большая ответственность за формирование новых взглядов, ценностей и поведения с целью предотвращения возникновения риска для жизни и здоровья людей [5].
Концепция общеобразовательной школы РФ определила принципиальные подходы к развитию российской школы на основе демократизации всех сторон школьной жизни. Согласно этой концепции, кроме общеобразовательных задач, школа должна решать следующие задачи: знакомить учащихся с основными факторами риска; формировать умение идентифицировать их и проводить соответствующие мероприятия по их устранению; учить использовать алгоритмы поведения в чрезвычайных ситуациях.
Высшая ценность общества – человек, его жизнь и здоровье. Однако с каждым годом увеличивается количество факторов, негативно влияющих на его жизнь и здоровье, на безопасность его жизнедеятельности. Технический прогресс постоянно, как тень, сопровождают техногенные аварии и несчастные случаи. В большинстве случаев они создаются самим человеком: его деятельностью, опасным поведением с природой, научно-техническим прогрессом. Беду же лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями, часто трагическими.
В связи с бурным развитием цивилизации растет количество коммуникаций, транспорта, возникает опасность антропогенных катастроф, аварий, терроризма. Много вреда людям наносит электрический ток, водопровод, газовые коммуникации (при неосторожном обращении с ними). Ведь мы не представляем свою жизнь без этих достижений человечества. Иногда этот «комфорт» становится причиной многих опасностей. Последствия катастроф трудно переоценить. От подобных опасностей никто не застрахован [20].
Статистика несчастных случаев с учащимися со смертельным исходом за последние годы подтверждает необходимость усиления работы в направлении улучшения учений по безопасности жизнедеятельности. Распределение несчастных случаев со смертельным исходом сохраняется почти таким же, как в прошлом десятилетии. Наиболее распространенными причинами гибели детей остаются болезни, утопления и самоубийства. Не отстает от них статистика транспортного травматизма. Особенно актуален детский дорожно-транспортный травматизм, который приводит к значительным увечьям (43%), инвалидности (38%) и, к сожалению, нередки и летальные случаи (19%). Дорожно-транспортный травматизм имеет сезонный характер, особенно часто ДТП происходят в летний период, период каникул. Ситуация детского травматизма на дорогах приобретает угрожающие масштабы, а число пострадавших постоянно растет.
Огромный вклад в развитие и преобразование существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательную область (2001 г.) внесли О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, C.B. Белов и др., что позволяет откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени. Эти требования выявлены современной наукой и практикой, отражены в целом ряде документов ООН, федеральных Законов и других государственных актов Российской Федерации о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды.
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, A.M. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, настоящее время обострило противоречие между уровнем требований современного образования и недостаточной методологической основой в формировании представлений детей о безопасности на дорогах в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Противоречие определило проблему исследования: каковы методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах. Решение данной проблемы определило выбор темы исследования «Методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах».
Цель исследования –выявить методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах и привести примеры их реализации в разработках конкретных занятий.
Объект исследования – процесс формирования представлений о дорожной безопасности.
Предмет исследования – методические особенности изучения темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах.
Гипотеза исследования: изучение темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах может быть осуществлено успешно, если будут выявлены основоположные методические особенности, в частности:
– будет обоснован модульный подход к преподаванию темы «Безопасность на дорогах»;
– будут учтены психолого-педагогические особенности учеников среднего возраста;
– будут расширены тематические рамки для того, чтобы знания приобретали прикладной характер;
– преподавание предмета выстроено как система учебных модулей, предусматривающих обязательную реализацию учебного проекта.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть безопасность на дорогах как элемент образовательного процесса по ОБЖ в средней школе
2. Описать психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов
3. Конкретизировать основные направления преподавания темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах
4. Разработать методические рекомендации и материалы к теме «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах
Методы теоретического уровня: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического материала.
Работа над исследованием проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2016г) – анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
На втором этапе (январь-март 2017г) – на основании теоретически обоснованных методических подходов был сформирован модуль «Безопасность на дорогах» и разработаны занятия конкретного содержания к нему.
На третьем этапе (апрель-май 2017г) –подводились и оформлялись итоги исследования.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методических подходов к преподаванию темы «Безопасность на дороге» в 5-8 класса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (62 наименования). Общий объем работы составляет 69 страниц машинописного текста.


Содержание

Введение 3
1 Специфика формирования представлений о безопасности на дорогах в 5-8 классах 7
1.1 Безопасность на дорогах как элемент образовательного процесса по ОБЖ в средней школе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов 12
1.3 Основные направления преподавания темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 19
2 Разработка методических рекомендаций и материалов к теме «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 28
2.1 Изучение опыта работы учителей ОБЖ по теме "Безопасность на дороге" в 5-8 классах 28
2.2 Методические рекомендации к преподаванию темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 31
Заключение 37
Список литературы 44
Приложения 49



Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Одним из действенных мер, направленных не только на выживание человека в сложных условиях современности, но и на улучшение качества его жизни является образовательная составляющая. Курс «Безопасность жизнедеятельности» направлен на решение вопросов, связанных с предупреждением опасности и смягчением тяжести их последствий. Он предусматривает основательную теоретическую, психологическую и практическую подготовку учеников, включая изучение возможных опасностей, закономерностей их проявления, способов предупреждения и степень защищенности современного человека от них.
Очевидно, что обучение учащихся образовательных учреждений по существующим программам в существующем сегодня объеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения. Образовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах, должны быть нацелены и на перспективу: почти все сегодняшние учащиеся – будущие водители и от них будет зависеть безопасность на дорогах.
2. В настоящее время подростки ввиду интенсификации внедрения информационных технологий и оборудования подвержены опасностям на дорогах, которые могут привести к травмам и даже летальному исходу. Именно поэтому подбор методов должен быть направлен именно на формирование нового взгляда подростков на данную проблему и ориентирован на приобретение практических умений поведения на дороге или схожих потенциально опасных ситуациях.
3. В рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам навыки безопасного поведения на дорогах. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оценить дорожную обстановку, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Для этого на основании предусмотренной программой по ОБЖ тематического минимума нами была предложена расширенная программа и образцы занятий к ней по модульному принципу, которые позволят, как значительно расширить представления учащихся о безопасности на дорогах, так и смогут поспособствовать формированию практических навыков и умений по этой теме.
Мы выявили, что изучение темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах может быть осуществлено успешно, если в образовательном процессе будет обоснован модульный подход к преподаванию темы «Безопасность на дорогах», учтены психолого-педагогические особенности учеников среднего возраста, будут расширены тематические рамки для того, чтобы знания приобретали прикладной характер. Кроме того, предполагается, что преподавание предмета выстроено как система учебных модулей, предусматривающих обязательную реализацию учебного проекта. Таким образом, задачи решены, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.







Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] : электронная версия учебного пособия. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 256 с. - Режим доступа :http://www.knigafund.ru.
2. Антюхин Э., Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин //Основы безопасности жизни, 2007. – № 5. С. 34-37
3. Ахмадиева Р. Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник ЧГУ, 2011. – №2 –С.239-243.
4. Ахмадиева Р. Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник КазГУКИ, 2011. – №2 – С.44-47.
5. Ахмадиева Р.Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода / Р.Ш. Ахмадиева // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. Науки, 2011. – №5 – С.136-142.
6. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др.Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева,С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. – 466 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод.пособие./ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
9. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. − №6. – С.23−25.
10. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с
11. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.
12. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.
13. Болотов В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. − №2. − С.3−5.
14. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.  СПб.: Питер, 2013. – 624 с.
15. Веденеева С.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Лениногорского района республики Татарстан / С.А. Веденеева // Вестник НЦ БЖД. – 2009. – № 2.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд.  М., 1979.
17. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Графкина М. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин,В.А. Михайлов. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
19. Данилов В.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В.Ф.Данилов. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010.- 28 с.
20. Дик Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.
21. Добровольская А.П. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть / А.П. Добровольская, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
22. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД / В.И. Ковалько. – М: ВАКО, 2011. – 192с .
23. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И.А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − №6 .− 2009. – С. 29−34.
24. Коршунов С.А.Формирование безопасного поведения у младших школьников в процессе учебно – воспитательной работы// V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года https://www.scienceforum.ru/2013/10/3503
25. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.Л. Мардерфельд. – СПб.: Просвещение, 2002.
26. Масленникова И. С. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
27. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум / Авт.-сост. Э.А.Кузнецова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 110 с.
28. Михайлов Л.А. Учебное пособие по правилам дорожного движения. I часть / Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
29. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности . − 2000. − № 8. − С. 13−16.
30. Науменко, Ю.Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников. /Ю.Л. Науменко //Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. − М.: Академия педагогических и социальных наук, 2009. − 169 с.
31. Науменко, Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. − М., 2005. – С. 3−14.
32. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб.пособие / сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.
33. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. О. А. Хаткевич,Н. С. Криволап. – Минск: Красико-принт, 2006. –176 с.
34. Примерная учебная программа курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования / Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа, 2010. – 18 с.
35. Прихожан А. М.Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.  М., 1990.
36. Просандеев, А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №2. – С34−38.
37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Должин.  СПб. Питер, 2012.
38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт.  М, 1994.
39. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2003.
40. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, Ч.1 и Ч.2./ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
41. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 5 класса/ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
42. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 6 класса. / Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
43. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. − М., 2008. – 276 с.
45. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2008. − 268 с.
46. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
47. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов/ И.К. Топоров. − М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
48. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
49. Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа
50. Учителю о правилах дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982.
51. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
52. Форштат М. Л. О культуре дорожной безопасности / М.Л. Форштат // Основы безопасности жизни. — 2005.-№12.-С. 24-29.
53. Форштат М.Л. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения / М.Л. Форштат, А.П. Добровольская, А.В. Эпова, А.В. Новиков. – СПб, 2001.
54. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». – СПб, 2000.
55. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
56. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007. — № 9. — С. 48—53.
57. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система / М.А. Ягупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.
58. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1, 2, 3 классы / А.М. Ягупов. – М.: АСТ ЛТД,1997.




Купить эту работу

Методические особенности изучения темы

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мукомольного производства на примере МОАО "Авангард" г.Новосибирск.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на площадке хранения мазутного топлива котельной №33 ОАО "НовосибирскЭнерго"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Прогнозирование и разработка мероприятий по ликвидности чрезвычайных ситуаций в гостинице ОАО "Ривер парк" г.Новосибирск.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Пути решения проблем связанных с употреблением подростками алкоголя и наркотичеких веществ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Анализ учебных пособий по курсу ОБЖ и разработка предложений по их совершенствованию.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв punklexa об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-09-03
Дипломная работа

Спасибо автору!

Общая оценка 5
Отзыв stasya24 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-08
Дипломная работа

спасибо автору!все делала вовремя, отвечала всегда, корректировки без проблем. Цена и качество соответствует!высокая степень уникальности.работа на отлично!

Общая оценка 5
Отзыв Нина95 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-14
Дипломная работа

Спасибо большое за работу!

Общая оценка 5
Отзыв user91628 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-06-19
Дипломная работа

Спасибо огромное и Удачи Вам!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Кейс-задания по БЖД (с ответами)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Исследовательский проект по ОБЖ: «Народная медицина»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект "Здоровый образ жизни и туризм"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

СПАТЬ ИЛИ НЕ СПАТЬ? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС! Исследовательская работа для школьников с практической частью

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Портфолио. Безопасность на транспорте.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Фликер - мой лучший друг! Яркий буклет для школьников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

ЧЕМ УДИВИТЕЛЕН СОН ЖИВОТНЫХ работа для школьников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

проект о пожарной безопасности( Текст,есть и презентация)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Охрана труда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
12000 ₽
Готовая работа

Здоровый сон

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пожарно техническая культура личность

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
60 ₽