Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Воспитание здорового поколения и правильного образа жизни ребенка является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования, педагогов, воспитателей, родителей, так как от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в будущем.
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования показал, что в последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Дошкольный возраст – это очень важный этап в формировании физического и психического здоровья ребенка. До семи лет он проходит огромный путь развития, который на протяжении всей последующей жизни уже не повторяется. Именно в данный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно поэтому важность овладения полезными привычками является актуальной темой.
Формирование полезных привычек у дошкольников – важная задача, стоящая перед родителями и педагогами. В данном возрасте дети активно впитывают окружающий мир, их поведение и привычки начинают набирать общественные черты. Поэтому формирование полезных привычек в раннем детском возрасте имеет огромное значение для будущего развития ребенка.
Первоочередной аспект формирования полезных привычек у дошкольников – это образец для подражания. Взрослые, начиная с родителей и заканчивая педагогами, играют ключевую роль в формировании привычек у детей. Сам пример взрослых, их поведение, отношения и общение с окружающим миром являются основным источником для дошкольников во время формирования и укрепления полезных привычек. Для успешного формирования полезных привычек у дошкольников важно уделить внимание режиму дня в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), в котором предусмотрены время для еды, сна, игр, уроков и других занятий. Правильно организованный режим дня помогает закрепить полезные привычки, такие как: умывание, чистка зубов, занятия физической культурой и другие. Также игровые методики и педагогические техники играют важную роль в формировании полезных привычек у дошкольников. Игра позволяет детям учиться через опыт, повторять действия и укреплять навыки, делая процесс обучения увлекательным и познавательным.
Степень разработанности темы. Вопросы формирования полезных привычек детей дошкольного возраста являлись предметом исследования многих ученых (Б.Н. Абдулахамидова, Е.А. Андрианова, Б.А. Балыков, Т.И. Осокина. Е. Н Вавилова., Э.С. Вильчковский, Л.С. Выготский. Л. Д. Глазырина, В.А. Овсянкин и др.). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее: формирование полезных привычек у дошкольников является сложным многокомпонентным процессом; у детей 4-6 года жизни уже сформированы на определенном уровне некоторые полезные привычки. Однако данный уровень может быть повышен с помощью специально организованной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая деятельность как средство формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть теоретические основы формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, провести опытно-экспериментальную работу по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Тургай».
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
2. Представить общую характеристику понятий полезных привычек у ребенка дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы, формы и средства формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
4. Представить цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
5. Разработать и реализовать проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта педагогов-практиков;
- практический сравнительный метод, сопоставление, опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного проекта формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…….………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста…6
1.2. Общая характеристика понятий полезных привычек у детей дошкольного возраста……………………………………………….…………………………………..14
1.3 Методы, формы и средства формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…..20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «ТУБЫЛГЫТАУСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТУРГАЙ»)……………………………….25
2.1 Цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………25
2.2 Проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………………....31
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...50
Исследование поводилось на базе МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Тургай» Новошешминского муниципального района РТ».
В опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации принимали участи 24 дошкольника, 5-6 лет.
На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны методики для определения уровня сформированности полезных привычек у ребенка дошкольного возраста: беседа «Что такое полезные и вредные привычки?» (автор В. Г. Кудрявцев); анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева); наблюдение за детьми в режимные моменты (И. Н. Новикова) и проведена первичная диагностика на выявления исходного уровня формирования полезных привычек у дошкольников.
Результаты констатирующего этапа позволяют прийти к выводу, что средний уровень формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста встречается у 71 % детей, низкий уровень – у 17 %, высокий уровень у 12 % детей. Не все испытуемые обладают знаниями о необходимости соблюдения гигиенических требований, об основах ведения здорового образа жизни. 5-6 возраст – это подходящее время, в которое необходимо привить детям правильное отношение к себе и к своему здоровью. Поэтому необходимо вести работу, направленную на формирование полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, на приобщение детей к соблюдению режима дня, соблюдению санитарно-гигиенических правил.
На формирующем этапе исследования был разработан и реализован проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО.
Цель проекта - формирование полезных привычек, сохраняющих и укрепляющих здоровье, у дошкольников.
Для реализации поставленной цели определены задачи:
1. Проанализировать представления детей о полезных привычках, сохраняющих и укрепляющих здоровье.
2. Закрепить у дошкольников культурно - гигиенические навыки.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье (значение сна, прогулки, занятий физкультурой и спортом и т.д.).
5. Создать в группе условия для реализации сформированных у детей полезных привычек.
6. Презентация полученных результатов на педагогическом совете.
Используемый материал: художественная литература по теме проекта, дидактическая игра «Что сначала, что потом?», алгоритм умывания, дидактическая игра «Помоги Денису», алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, дидактическая игра «Составляем меню», алгоритм раздевания перед сном, дидактическая игра «Здоровый – нездоровый сон», алгоритм одевания на прогулку, дидактическая игра «Одень ребят на прогулку», дидактическая игра «Загадай – отгадай», памятки для родителей «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний», мультимедийный проектор, компьютер.
Реализация проекта рассчитана на 8 недель.
В результатах контрольного исследования наблюдаем положительную динамику работы по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Отмечалось, что дошкольники испытывали меньше затруднений в выполнении предложенных заданий.
Благодаря работе по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста, их знания значительно улучшились. Теперь нет детей, у которых низкий уровень привычки к здоровому образу жизни. Например, при обсуждении темы «Здоровый образ жизни» на начальном этапе исследования 17% детей показали недостаточные знания по этому вопросу, но на контрольном этапе недостатков в знаниях не обнаружено. Результаты опроса «Отношении детей к ценности здоровья и здоровому образу жизни» на начальном этапе также были хуже, чем на контрольном. В начальном этапе дети испытывали трудности с ответами и просили помощи. Наблюдая за детьми в течение дня с учетом определенных параметров, разработанных И.Н. Новиковой, было замечено, что они стали более внимательными и заботливыми к себе, что свидетельствует о формировании и выработке у них здоровых привычек.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собр. Законод. РФ. 2012. № 273. Ст. 301.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Гарант: [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 11.04.2024).
3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024.
Научная, учебная и специальная литература
4. Абдулахамидова Б.Н. Педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2023. № 1 (54). С. 15-20.
5. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
6. Балыков Б.А. Развитие педагогических взглядов на проблему формирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара, 2022. С. 9-19.
7. Блонский, П.П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
9. Володина, Н.В. Примерный режим дня в дошкольном учреждении / Н. В. Володина // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 26-32
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 2007. – 221 с.
11. Восканян Л.С., Карапетян С.Л. Формула здоровой жизни: влияние здорового образа жизни на нервно-психический компонент здоровья человека // В книге: Сборник тезисов 84-ой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием студенческого научного общества им. проф. Н.П. Пятницкого. Краснодар, 2023. С. 755-756.
12. Гладкая Е.С., Ковешникова Е.С. Мотивация студентов к здоровому образу жизни // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией З.И. Тюмасевой. Челябинск, 2022. С. 79-82.
13. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2019. – 176с.
14. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум / Н.Ф. Голованова. – М.: Юрайт, 2019. – 378 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2020. – 464 с.
16. Дьяченко, М. Режим дня, личная гигиена, развитие движений / М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С.17-28.
17. Ерёмушкин М.А. Двигательная активность и здоровье / М.А. Ерёмушкин. – М.: Спорт, 2019. – 184 с.
18. Канищева Н.В., Синегубова Ю.В., Попова О.А., Павлова О.И. Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. № 17 (96). С. 44-46.
19. Кудряшова С.К. Формирование у обучающихся здорового образа жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 136-139.
20. Карманова, Л.В. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод. пособие / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко. – Минск: Полымя, 2019. – С. 14.
21. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В. Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
23. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2018. - 64 с.
24. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.
25. Мизилина Н.Д., Кондрашова Ю.Н., Семыкина С.А., Степаненко И.В. Роль здорового образа жизни и физического воспитания в процессе становления личности дошкольника // Вестник научных конференций. 2023. № 3-1 (91). С. 56-58.
26. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной психологии и физиологии / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 2018. – С. 271.
27. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
28. Мовсарова Х.З. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр // ХХ Всероссийская студенческая научно-практической конференция Нижневартовского государственного университета. – Нижневартовск, 2018. – С. 193-196.
29. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.Д. Неверкович. – М.: Академия, 2020. – 528 с.
30. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Мир и образование. – 2019. – 736 с.
31. Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста / А.С. Рогоза, В.А. Поддубная, А.С. Левченко [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 410-412.
32. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник и практикум / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2019. – 410 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2019. – 576 с.
34. Подымова Л.С. Педагогика: учебник и практикум / Л.С. Подымова В.А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2019. – 332 с.
35. Рекало Т.С. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью народных подвижных игра // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Краснодар, 2018. – С. 216-217.
36. Родин, Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков / Ю.И. Родин/ –Тула: Замок, 2019. – 24 с.
37. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 256 с.
38. Смирнова, Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е.О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2019. – 136 с.
40. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. – М.: Спорт, 2018. – 280 с
41. Физическое развитие дошкольников: [пособие] / [Виноградова Н. А. и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. – Формирование двигательного опыта и физических качеств. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2019. – Ч. 2: 172 с.
42. Хохрякова, Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.
43. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2019. – 288 с.
44. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина. - 4-е изд., испр. – М.: ACADEMIA, 2020. – 176 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Воспитание здорового поколения и правильного образа жизни ребенка является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования, педагогов, воспитателей, родителей, так как от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в будущем.
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования показал, что в последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Дошкольный возраст – это очень важный этап в формировании физического и психического здоровья ребенка. До семи лет он проходит огромный путь развития, который на протяжении всей последующей жизни уже не повторяется. Именно в данный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно поэтому важность овладения полезными привычками является актуальной темой.
Формирование полезных привычек у дошкольников – важная задача, стоящая перед родителями и педагогами. В данном возрасте дети активно впитывают окружающий мир, их поведение и привычки начинают набирать общественные черты. Поэтому формирование полезных привычек в раннем детском возрасте имеет огромное значение для будущего развития ребенка.
Первоочередной аспект формирования полезных привычек у дошкольников – это образец для подражания. Взрослые, начиная с родителей и заканчивая педагогами, играют ключевую роль в формировании привычек у детей. Сам пример взрослых, их поведение, отношения и общение с окружающим миром являются основным источником для дошкольников во время формирования и укрепления полезных привычек. Для успешного формирования полезных привычек у дошкольников важно уделить внимание режиму дня в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), в котором предусмотрены время для еды, сна, игр, уроков и других занятий. Правильно организованный режим дня помогает закрепить полезные привычки, такие как: умывание, чистка зубов, занятия физической культурой и другие. Также игровые методики и педагогические техники играют важную роль в формировании полезных привычек у дошкольников. Игра позволяет детям учиться через опыт, повторять действия и укреплять навыки, делая процесс обучения увлекательным и познавательным.
Степень разработанности темы. Вопросы формирования полезных привычек детей дошкольного возраста являлись предметом исследования многих ученых (Б.Н. Абдулахамидова, Е.А. Андрианова, Б.А. Балыков, Т.И. Осокина. Е. Н Вавилова., Э.С. Вильчковский, Л.С. Выготский. Л. Д. Глазырина, В.А. Овсянкин и др.). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее: формирование полезных привычек у дошкольников является сложным многокомпонентным процессом; у детей 4-6 года жизни уже сформированы на определенном уровне некоторые полезные привычки. Однако данный уровень может быть повышен с помощью специально организованной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая деятельность как средство формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть теоретические основы формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, провести опытно-экспериментальную работу по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Тургай».
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
2. Представить общую характеристику понятий полезных привычек у ребенка дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы, формы и средства формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста.
4. Представить цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
5. Разработать и реализовать проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта педагогов-практиков;
- практический сравнительный метод, сопоставление, опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного проекта формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…….………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста…6
1.2. Общая характеристика понятий полезных привычек у детей дошкольного возраста……………………………………………….…………………………………..14
1.3 Методы, формы и средства формирования полезных привычек у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…..20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «ТУБЫЛГЫТАУСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТУРГАЙ»)……………………………….25
2.1 Цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………25
2.2 Проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………………....31
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...50
Исследование поводилось на базе МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Тургай» Новошешминского муниципального района РТ».
В опытно-экспериментальной работы по формированию полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации принимали участи 24 дошкольника, 5-6 лет.
На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны методики для определения уровня сформированности полезных привычек у ребенка дошкольного возраста: беседа «Что такое полезные и вредные привычки?» (автор В. Г. Кудрявцев); анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева); наблюдение за детьми в режимные моменты (И. Н. Новикова) и проведена первичная диагностика на выявления исходного уровня формирования полезных привычек у дошкольников.
Результаты констатирующего этапа позволяют прийти к выводу, что средний уровень формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста встречается у 71 % детей, низкий уровень – у 17 %, высокий уровень у 12 % детей. Не все испытуемые обладают знаниями о необходимости соблюдения гигиенических требований, об основах ведения здорового образа жизни. 5-6 возраст – это подходящее время, в которое необходимо привить детям правильное отношение к себе и к своему здоровью. Поэтому необходимо вести работу, направленную на формирование полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, на приобщение детей к соблюдению режима дня, соблюдению санитарно-гигиенических правил.
На формирующем этапе исследования был разработан и реализован проект формирования полезных привычек у ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО.
Цель проекта - формирование полезных привычек, сохраняющих и укрепляющих здоровье, у дошкольников.
Для реализации поставленной цели определены задачи:
1. Проанализировать представления детей о полезных привычках, сохраняющих и укрепляющих здоровье.
2. Закрепить у дошкольников культурно - гигиенические навыки.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье (значение сна, прогулки, занятий физкультурой и спортом и т.д.).
5. Создать в группе условия для реализации сформированных у детей полезных привычек.
6. Презентация полученных результатов на педагогическом совете.
Используемый материал: художественная литература по теме проекта, дидактическая игра «Что сначала, что потом?», алгоритм умывания, дидактическая игра «Помоги Денису», алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, дидактическая игра «Составляем меню», алгоритм раздевания перед сном, дидактическая игра «Здоровый – нездоровый сон», алгоритм одевания на прогулку, дидактическая игра «Одень ребят на прогулку», дидактическая игра «Загадай – отгадай», памятки для родителей «Слагаемые здоровья», «Правильное питание», «Прогулки на свежем воздухе», «Профилактика простудных заболеваний», мультимедийный проектор, компьютер.
Реализация проекта рассчитана на 8 недель.
В результатах контрольного исследования наблюдаем положительную динамику работы по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Отмечалось, что дошкольники испытывали меньше затруднений в выполнении предложенных заданий.
Благодаря работе по формированию полезных привычек у детей дошкольного возраста, их знания значительно улучшились. Теперь нет детей, у которых низкий уровень привычки к здоровому образу жизни. Например, при обсуждении темы «Здоровый образ жизни» на начальном этапе исследования 17% детей показали недостаточные знания по этому вопросу, но на контрольном этапе недостатков в знаниях не обнаружено. Результаты опроса «Отношении детей к ценности здоровья и здоровому образу жизни» на начальном этапе также были хуже, чем на контрольном. В начальном этапе дети испытывали трудности с ответами и просили помощи. Наблюдая за детьми в течение дня с учетом определенных параметров, разработанных И.Н. Новиковой, было замечено, что они стали более внимательными и заботливыми к себе, что свидетельствует о формировании и выработке у них здоровых привычек.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собр. Законод. РФ. 2012. № 273. Ст. 301.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Гарант: [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 11.04.2024).
3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024.
Научная, учебная и специальная литература
4. Абдулахамидова Б.Н. Педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2023. № 1 (54). С. 15-20.
5. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
6. Балыков Б.А. Развитие педагогических взглядов на проблему формирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара, 2022. С. 9-19.
7. Блонский, П.П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
9. Володина, Н.В. Примерный режим дня в дошкольном учреждении / Н. В. Володина // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 26-32
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 2007. – 221 с.
11. Восканян Л.С., Карапетян С.Л. Формула здоровой жизни: влияние здорового образа жизни на нервно-психический компонент здоровья человека // В книге: Сборник тезисов 84-ой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием студенческого научного общества им. проф. Н.П. Пятницкого. Краснодар, 2023. С. 755-756.
12. Гладкая Е.С., Ковешникова Е.С. Мотивация студентов к здоровому образу жизни // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией З.И. Тюмасевой. Челябинск, 2022. С. 79-82.
13. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2019. – 176с.
14. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум / Н.Ф. Голованова. – М.: Юрайт, 2019. – 378 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2020. – 464 с.
16. Дьяченко, М. Режим дня, личная гигиена, развитие движений / М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С.17-28.
17. Ерёмушкин М.А. Двигательная активность и здоровье / М.А. Ерёмушкин. – М.: Спорт, 2019. – 184 с.
18. Канищева Н.В., Синегубова Ю.В., Попова О.А., Павлова О.И. Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. № 17 (96). С. 44-46.
19. Кудряшова С.К. Формирование у обучающихся здорового образа жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 136-139.
20. Карманова, Л.В. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод. пособие / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко. – Минск: Полымя, 2019. – С. 14.
21. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В. Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
23. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2018. - 64 с.
24. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.
25. Мизилина Н.Д., Кондрашова Ю.Н., Семыкина С.А., Степаненко И.В. Роль здорового образа жизни и физического воспитания в процессе становления личности дошкольника // Вестник научных конференций. 2023. № 3-1 (91). С. 56-58.
26. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной психологии и физиологии / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 2018. – С. 271.
27. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
28. Мовсарова Х.З. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр // ХХ Всероссийская студенческая научно-практической конференция Нижневартовского государственного университета. – Нижневартовск, 2018. – С. 193-196.
29. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.Д. Неверкович. – М.: Академия, 2020. – 528 с.
30. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Мир и образование. – 2019. – 736 с.
31. Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста / А.С. Рогоза, В.А. Поддубная, А.С. Левченко [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 410-412.
32. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник и практикум / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2019. – 410 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2019. – 576 с.
34. Подымова Л.С. Педагогика: учебник и практикум / Л.С. Подымова В.А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2019. – 332 с.
35. Рекало Т.С. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью народных подвижных игра // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Краснодар, 2018. – С. 216-217.
36. Родин, Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков / Ю.И. Родин/ –Тула: Замок, 2019. – 24 с.
37. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 256 с.
38. Смирнова, Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е.О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2019. – 136 с.
40. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. – М.: Спорт, 2018. – 280 с
41. Физическое развитие дошкольников: [пособие] / [Виноградова Н. А. и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. – Формирование двигательного опыта и физических качеств. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2019. – Ч. 2: 172 с.
42. Хохрякова, Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.
43. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2019. – 288 с.
44. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина. - 4-е изд., испр. – М.: ACADEMIA, 2020. – 176 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую