Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Степень изученности проблемы. Проблемы формирования у ребенка дошкольного возраста основ безопасного поведения исследовалась в работах Т.Г. Хромцовой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой.
Вопросы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, В.Н. Мошкина, Л.Л. Тимофеевой, Т.Г. Хромцовой и др.
Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Однако методического обеспечения для этой программы явно недостаточно, указания по ее реализации в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства.
Несмотря на обилие работ по проблеме исследования, в настоящее время имеется необходимость дальнейшего исследования проблемы формирования у ребенка дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме и на природе.
Объект исследования: основы безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое исследование и практическая разработка проекта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть направления, формы и методы формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
4. Подобрать пакет диагностических методик по выявлению уровня сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
6. Выявить степень эффективности реализованного проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии внедрения в педагогический процесс ДОО авторского проекта, основанного на полученных результатах диагностического исследования.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент, методики диагностики).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны воспитателям ДОО, при организации педагогического процесса.
База исследования МКДОУ «Ауринко» Республики Карелия, г. Костомукша. В исследовании приняли участие 52 ребенка в возрасте 5-6 лет, двух старших групп, а так же родители и педагоги.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами: введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.….6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования…………………………………………………………..……………6
1.2. Направления, формы и методы формирования основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе………………………………...…………..11
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий формирования у
детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту,
социуме, природе…………………………………………………………….……17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МКДОУ «АУРИНКО»…………….….24
2.1. Выявление исходного уровня сформированности основ безопасного
поведения в быту, социуме и на природе у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………….…24
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста………….....33
2.3. Анализ эффективности реализованной работы………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…….44
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...……………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….……51
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит сфере образования.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем, старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно формировать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Основной задачей воспитателей является формирование основ безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018).№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Литература:
3. Алексеева, Л. Н. Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников / Л. Н. Алексеева, Ю. А. Шопина, А. В. Скрипникова, Е. А. Коненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (285). — С. 26-28.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 2016. – 540 с.
5. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2020. — 284 с.
6. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 111 с.
7. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 223. — 111 с.
8. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с.
9. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с.
10. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2021. — 640 c.
11. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. Ростов-наДону: Феникс, 2021. 124 с.
12. Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика. М.: Юрайт, 2024. 228 с.
13. Руденко А. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 234 с.
14. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
15. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024. 401 с.
16. Симонов В. П. Педагогика. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2024. 320 с.
17. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: КноРус, 2023. 490 с.
18. Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
19. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
20. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2021. 320 с.
21. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2022. 168 с.
22. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.: Проспект, 2023. 240 с.
23. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с.
Интернет-источники:
24. Портал МКДОУ г. Костомукша / Основные сведения. МКДОУ «Ауринко» г. Костомукша, Р. Карелия // [электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://vebgnomik.ucoz.ru/ (дата обращения: 21.02.2024)
25. Современные проблемы науки и образования / Электронный научный журнал [электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.scienceeducation.ru/ (дата обращения: 21.02.2024)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Степень изученности проблемы. Проблемы формирования у ребенка дошкольного возраста основ безопасного поведения исследовалась в работах Т.Г. Хромцовой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой.
Вопросы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, В.Н. Мошкина, Л.Л. Тимофеевой, Т.Г. Хромцовой и др.
Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Однако методического обеспечения для этой программы явно недостаточно, указания по ее реализации в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства.
Несмотря на обилие работ по проблеме исследования, в настоящее время имеется необходимость дальнейшего исследования проблемы формирования у ребенка дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме и на природе.
Объект исследования: основы безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое исследование и практическая разработка проекта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть направления, формы и методы формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
4. Подобрать пакет диагностических методик по выявлению уровня сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
6. Выявить степень эффективности реализованного проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту, социуме, природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии внедрения в педагогический процесс ДОО авторского проекта, основанного на полученных результатах диагностического исследования.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент, методики диагностики).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть полезны воспитателям ДОО, при организации педагогического процесса.
База исследования МКДОУ «Ауринко» Республики Карелия, г. Костомукша. В исследовании приняли участие 52 ребенка в возрасте 5-6 лет, двух старших групп, а так же родители и педагоги.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами: введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.….6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования…………………………………………………………..……………6
1.2. Направления, формы и методы формирования основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе………………………………...…………..11
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий формирования у
детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в быту,
социуме, природе…………………………………………………………….……17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МКДОУ «АУРИНКО»…………….….24
2.1. Выявление исходного уровня сформированности основ безопасного
поведения в быту, социуме и на природе у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………….…24
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста………….....33
2.3. Анализ эффективности реализованной работы………………………….…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…….44
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...……………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….……51
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит сфере образования.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем, старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно формировать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Основной задачей воспитателей является формирование основ безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018).№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Литература:
3. Алексеева, Л. Н. Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников / Л. Н. Алексеева, Ю. А. Шопина, А. В. Скрипникова, Е. А. Коненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (285). — С. 26-28.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 2016. – 540 с.
5. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2020. — 284 с.
6. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 111 с.
7. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 223. — 111 с.
8. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с.
9. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с.
10. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2021. — 640 c.
11. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. Ростов-наДону: Феникс, 2021. 124 с.
12. Подымовой Л. С., Сластенина В. А. Педагогика. М.: Юрайт, 2024. 228 с.
13. Руденко А. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 234 с.
14. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
15. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024. 401 с.
16. Симонов В. П. Педагогика. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2024. 320 с.
17. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: КноРус, 2023. 490 с.
18. Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
19. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
20. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2021. 320 с.
21. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2022. 168 с.
22. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.: Проспект, 2023. 240 с.
23. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с.
Интернет-источники:
24. Портал МКДОУ г. Костомукша / Основные сведения. МКДОУ «Ауринко» г. Костомукша, Р. Карелия // [электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://vebgnomik.ucoz.ru/ (дата обращения: 21.02.2024)
25. Современные проблемы науки и образования / Электронный научный журнал [электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.scienceeducation.ru/ (дата обращения: 21.02.2024)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую