Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Одной из важнейших задач этнографической науки является изучение традиционной духовной культуры народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования становятся различные компоненты духовной культуры и в том числе мифология и религиозные верования.
Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается из различных компонентов, которые являются своего рода этническими признаками. Одним из таких существенных признаков выступают традиционно-бытовые (в том числе, религиозно-бытовые) особенности духовной культуры. В качестве отличительных этнических признаков выступают религия и мифология. Их влияние распространяется не только на интеллектуальную сторону человеческого сознания, но и на его эмоциональную сторону и находит выражение в совокупности действий – в обрядах и обычаях, в определенных формах быта, в действиях людей, в формах проведения досуга, в способах ознаменования важных событий личной и общественной жизни и в веками устоявшихся привычках и традициях. Русский народ никогда не отделял себя от природы и от занимаемой территории. Связь со своей исконной землей была так сильна, что при отправлении культов гораздо чаще обращались к божествам стихий природы, нежели к верховным богам. До сих пор среди русских сохраняются традиционные верования, отражающие анимистические представления о природе и человеке. Безусловно, время вносит свои коррективы, многие традиционные представления осовремениваются и продолжают жить в модернизированных формах.
Традиционные верования всегда привлекали внимание ученых, а в последнее время, этот интерес даже усилился. Учитывая, что в связи с коренными изменениями в экономике, культуре и быте, в условиях нашей страны изменилось и старое миропонимание людей, ушли из сознания людей и из практической жизни некоторые явления, особенно связанные с религиозными представлениями, все большее значение приобретают материалы, собранные у людей пожилого возраста, несмотря на то, что они являются «продуктом» советского общества в их сознании еще сохраняются некоторые архаические представления.
Актуальность научных исследований в области религиозно-мифологических представлений определяется необходимостью не только раскрыть подлинную картину их бытования и выяснить генезис, но что самое важное, установить причины сохранения тех или иных традиционных представлений до наших дней. В религиозных верованиях отражается общественное сознание, которое предполагает определенное отношение к действительности, а именно – веру в реальность сверхъестественного. Изучение религиозных представлений народа о природных стихиях может способствовать реконструкции и более глубокому пониманию общей картины мира русского традиционного сознания.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Почитание земли у русского народа (XIX – нач. XX в.)…..……….12
Глава 2. Водная стихия в религиозных представлениях русских XIX – нач. XX в........................................................................................................................27
Глава 3. Почитание огня русскими крестьянами в XIX – нач. XX в………...41
Глава 4. Народные представления о ветре и воздушной стихии…………….54
Глава 5. Пережитки солярного культа в XIX – начале XX в….……………..65
Заключение………………………………………………………………….......72
Список использованных источников и литературы………………………75
Настоящая работа посвящена религиозно-мифологическим представлениям русского народа о природных стихиях в XIX – нач. XX вв. С древних времен человек почтительно относился к силам природы, от которых в значительной степени зависело благополучие его жизни. У наших предков природные стихии воспринимались как живые. Им поклонялись и приносили жертвы, к ним обращались с просьбами и ждали от них помощи. Отношения мира природы и мира человека, или мира культуры, складывались как равноправные и существовали в форме постоянного диалога и взаимообмена, которые обеспечивались выработанными в веках обрядовыми практиками, системами норм поведения и запретов. Чтобы получить желаемое, человек строго придерживался предписаний, сложившихся в традиции. Нарушение же правил и запретов могло привести, по народным представлениям, к несчастью, болезни и даже смерти, причем не одного нарушителя, но всей общины в целом.
Архаичные представления о взаимоотношениях сил природы и людей нашли отражение не только в обрядах, запретах, предписаниях, но и в фольклорных произведениях разных жанров: сказках, былинах, преданиях, легендах, мифологических рассказах, заговорах, пословицах, поговорках. В различных текстах зачастую можно найти взывание о помощи к природным стихиям, наделенным, по поверьям, необычной силой. Это просьбы, касающиеся не только хозяйственной деятельности человека-земледельца, но и просьбы об излечении от болезни или несчастья, об устройстве личной судьбы. Такое отношение к миру природы со стороны человека традиционной культуры сохранялось вплоть до рубежа XIX–XX веков, а в некоторых случаях и до нашего времени.
Объектом данного исследования является комплекс религиозно-мифологических представлений русского народа XIX –нач. XX в.
Предметную область исследования составляют традиционные представления русских о природных стихиях и связанных с ними обычаев, обрядов и запретов.
2014 г. Оценка: отлично
Более 40 наименований.
Список использованных источников и литературы
Источники
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: Т. 1-3 / А. Н. Афанасьев.— М. : К. Солдатенков, 1865-1869. – Т. 1. – 1866. – 800 с.
Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси / А.Н. Афанасьев. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль.- М., 1957. – 990 с.
Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль.- СПб., М., 1897-1898. – 738 с.
Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах : Ч. 1-4 / А. С. Ермолов.— СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1901-1905. – Ч. 1. – 1901. – 620 с.
Забылин М. Русский народ: Обычаи. Обряды. Предания. Суеверия / М.Забылин. – М. : Русская книга, 1994. – 480 с.
Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества: Вып. 1-3 / Д.К. Зеленин. – Пг., 1914-1916. – 1279 с.
Коринфский А. А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа / А. А. Коринфский.— М. : Белый город, 2006 .— 589 с.
Макаренко А. А. Сибирский народный календарь / А. А. Макаренко .— Новосибирск : Наука, 1993 .— 164 с.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С. В. Максимов. – М. : Книга, 1989. – 176 с.
Русские заветные сказки собранные А.Н.Афанасьевым / Отв. ред. И.Тимофеев.— М. : МИФ, 1991 .— 154 с.
Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко.— М. : Эксмо, 2008 .— 729 с.
Литература
Баня и печь в русской народной традиции / [отв. Ред. В. А. Липинская]. – М.: Intrada, 2004. – 288 с.
Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси: Русский народный православный календарь / Э. О. Бондаренко. – 5-е изд., перераб., доп. –Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. – 479 с.
Великие православные праздники / Авт.-сост. О. Глаголева .— М. : ОЛМА-пресс, 2001 .— 122 с.
Громова И. А. Православные и народные праздники / И. А. Громова. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 352 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Одной из важнейших задач этнографической науки является изучение традиционной духовной культуры народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования становятся различные компоненты духовной культуры и в том числе мифология и религиозные верования.
Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается из различных компонентов, которые являются своего рода этническими признаками. Одним из таких существенных признаков выступают традиционно-бытовые (в том числе, религиозно-бытовые) особенности духовной культуры. В качестве отличительных этнических признаков выступают религия и мифология. Их влияние распространяется не только на интеллектуальную сторону человеческого сознания, но и на его эмоциональную сторону и находит выражение в совокупности действий – в обрядах и обычаях, в определенных формах быта, в действиях людей, в формах проведения досуга, в способах ознаменования важных событий личной и общественной жизни и в веками устоявшихся привычках и традициях. Русский народ никогда не отделял себя от природы и от занимаемой территории. Связь со своей исконной землей была так сильна, что при отправлении культов гораздо чаще обращались к божествам стихий природы, нежели к верховным богам. До сих пор среди русских сохраняются традиционные верования, отражающие анимистические представления о природе и человеке. Безусловно, время вносит свои коррективы, многие традиционные представления осовремениваются и продолжают жить в модернизированных формах.
Традиционные верования всегда привлекали внимание ученых, а в последнее время, этот интерес даже усилился. Учитывая, что в связи с коренными изменениями в экономике, культуре и быте, в условиях нашей страны изменилось и старое миропонимание людей, ушли из сознания людей и из практической жизни некоторые явления, особенно связанные с религиозными представлениями, все большее значение приобретают материалы, собранные у людей пожилого возраста, несмотря на то, что они являются «продуктом» советского общества в их сознании еще сохраняются некоторые архаические представления.
Актуальность научных исследований в области религиозно-мифологических представлений определяется необходимостью не только раскрыть подлинную картину их бытования и выяснить генезис, но что самое важное, установить причины сохранения тех или иных традиционных представлений до наших дней. В религиозных верованиях отражается общественное сознание, которое предполагает определенное отношение к действительности, а именно – веру в реальность сверхъестественного. Изучение религиозных представлений народа о природных стихиях может способствовать реконструкции и более глубокому пониманию общей картины мира русского традиционного сознания.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Почитание земли у русского народа (XIX – нач. XX в.)…..……….12
Глава 2. Водная стихия в религиозных представлениях русских XIX – нач. XX в........................................................................................................................27
Глава 3. Почитание огня русскими крестьянами в XIX – нач. XX в………...41
Глава 4. Народные представления о ветре и воздушной стихии…………….54
Глава 5. Пережитки солярного культа в XIX – начале XX в….……………..65
Заключение………………………………………………………………….......72
Список использованных источников и литературы………………………75
Настоящая работа посвящена религиозно-мифологическим представлениям русского народа о природных стихиях в XIX – нач. XX вв. С древних времен человек почтительно относился к силам природы, от которых в значительной степени зависело благополучие его жизни. У наших предков природные стихии воспринимались как живые. Им поклонялись и приносили жертвы, к ним обращались с просьбами и ждали от них помощи. Отношения мира природы и мира человека, или мира культуры, складывались как равноправные и существовали в форме постоянного диалога и взаимообмена, которые обеспечивались выработанными в веках обрядовыми практиками, системами норм поведения и запретов. Чтобы получить желаемое, человек строго придерживался предписаний, сложившихся в традиции. Нарушение же правил и запретов могло привести, по народным представлениям, к несчастью, болезни и даже смерти, причем не одного нарушителя, но всей общины в целом.
Архаичные представления о взаимоотношениях сил природы и людей нашли отражение не только в обрядах, запретах, предписаниях, но и в фольклорных произведениях разных жанров: сказках, былинах, преданиях, легендах, мифологических рассказах, заговорах, пословицах, поговорках. В различных текстах зачастую можно найти взывание о помощи к природным стихиям, наделенным, по поверьям, необычной силой. Это просьбы, касающиеся не только хозяйственной деятельности человека-земледельца, но и просьбы об излечении от болезни или несчастья, об устройстве личной судьбы. Такое отношение к миру природы со стороны человека традиционной культуры сохранялось вплоть до рубежа XIX–XX веков, а в некоторых случаях и до нашего времени.
Объектом данного исследования является комплекс религиозно-мифологических представлений русского народа XIX –нач. XX в.
Предметную область исследования составляют традиционные представления русских о природных стихиях и связанных с ними обычаев, обрядов и запретов.
2014 г. Оценка: отлично
Более 40 наименований.
Список использованных источников и литературы
Источники
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: Т. 1-3 / А. Н. Афанасьев.— М. : К. Солдатенков, 1865-1869. – Т. 1. – 1866. – 800 с.
Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси / А.Н. Афанасьев. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль.- М., 1957. – 990 с.
Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль.- СПб., М., 1897-1898. – 738 с.
Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах : Ч. 1-4 / А. С. Ермолов.— СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1901-1905. – Ч. 1. – 1901. – 620 с.
Забылин М. Русский народ: Обычаи. Обряды. Предания. Суеверия / М.Забылин. – М. : Русская книга, 1994. – 480 с.
Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества: Вып. 1-3 / Д.К. Зеленин. – Пг., 1914-1916. – 1279 с.
Коринфский А. А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа / А. А. Коринфский.— М. : Белый город, 2006 .— 589 с.
Макаренко А. А. Сибирский народный календарь / А. А. Макаренко .— Новосибирск : Наука, 1993 .— 164 с.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С. В. Максимов. – М. : Книга, 1989. – 176 с.
Русские заветные сказки собранные А.Н.Афанасьевым / Отв. ред. И.Тимофеев.— М. : МИФ, 1991 .— 154 с.
Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко.— М. : Эксмо, 2008 .— 729 с.
Литература
Баня и печь в русской народной традиции / [отв. Ред. В. А. Липинская]. – М.: Intrada, 2004. – 288 с.
Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси: Русский народный православный календарь / Э. О. Бондаренко. – 5-е изд., перераб., доп. –Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. – 479 с.
Великие православные праздники / Авт.-сост. О. Глаголева .— М. : ОЛМА-пресс, 2001 .— 122 с.
Громова И. А. Православные и народные праздники / И. А. Громова. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 352 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55697 Дипломных работ — поможем найти подходящую