Замечательный автор. Спасибо . Вся группа пишет работы у него.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Перенос на психологию восприятия физических представлений о свойствах окружающего мира, а также оптических и физиологических моделей строения зрительной системы не соответствует реальному содержанию процессов восприятия окружающего человека пространства и тех свойств зрительной системы, которые обеспечивают это восприятие в естественных условиях восприятия окружающего мира как среды обитания. Среда обитания как объект восприятия предстает перед живым существом не в виде отдельных квадратов, треугольников, прямых линий и т.п. абстрактных геометрических объектов, а в виде сосуществующих комплексов пространственно-предметных отношений, соответствующих способу жизнедеятельности данного существа, т.е. биологически и функционально значимых или не значимых для данного вида живого существа.
Целью работы является изучение пространственного зрительного восприятия взрослых различной гендерной принадлежности.
Введение 3
1. Теоретические основы экологической оптики 5
1.1. Зрительное восприятие с точки зрения экологического подхода 5
1.2. Психофизика восприятия пространства и формы 11
1.3. Поле зрения: самовосприятие оптической информации 13
1.4. Зрительная кинестезия и управление локомоцией 17
2. Методика исследования 26
2.1. Программа исследования 26
2.2. Методики исследования 27
3. Результаты исследования зрительного восприятия взрослых в зависимости от гендерной принадлежности 33
3.1. Исследование поля зрения методом периметрии 33
3.2. Исследование объема зрительного восприятия 47
3.3. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов 53
3.4. Исследование иллюзии размера 63
3.5. Исследование геометрических иллюзий зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера) 66
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения 78
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2006.
15. Грегори Р. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972.
16. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. – М.: Прогресс, 1970
17. Грэхем Ч. Зрительное восприятие. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. Том 2, М., 1963.
18. Двойнев, В.В. Экологическое сознание в современной России: социологический анализ на примере города Смоленска./ В.Двойнев. – Смоленск: СПУ, 2004.
19. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. / А.А. Деркач. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
20. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: «Питер» – 2000.-368с.
21. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. - 106 с.
22. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2000.
23. Кроль В.М. Психология. Учебное пособие «Высшая школа». – М.: 2005. – 736 с.
24. Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.
...
1.1. Зрительное восприятие с точки зрения экологического подхода
Любая традиционная теория восприятия исходит из того, что контакт человека с объектами внешнего мира опосредован светом. Воздействие света на орган зрения вызывает психические состояния, называемые ощущениями, которые подвергаются дальнейшей обработке. Высказывались различные мнения относительно характера этой обработки (бессознательные умозаключения, творческий синтез, перцептивная организация и, наконец, просто обработка наподобие той, которой подвергается информация в ЭВМ). Но никто до Дж.Гибсона не сомневался в необходимости такой обработки1.
Называя свою теорию восприятия «непосдерственной» и противопоставляя ее традиционным теориям, Гибсон отвергает саму идею необходимости обработки сенсорной информации, поскольку не считает, что восприятие основано на ощущениях2.
В его концептуальном аппарате не находится места и для такого понятия как «стимул». Гибсон не просто отказывается от одних понятий в пользу других.
...
1.2. Психофизика восприятия пространства и формы
Традиционная психофизика — лабораторная дисциплина, в которой для предъявления наблюдателю используются физические стимулы. Зрительную систему наблюдателя подвергают раздражению с помощью тщательно выверенных и систематически варьируемых порций энергии, с тем чтобы выявить, как в ответ на это будут меняться впечатления наблюдателя. Такая процедура не позволяет наблюдателю извлекать инварианты или по крайней мере затрудняет этот процесс. Стимулы-раздражители обычно не несут никакой информации об окружающем мире.
Говоря о психофизике восприятия, Дж.Гибсон подчеркивает прямой, а не опосредствованный характер восприятия. Он исключает такие внешние процессы, как умозаключение и интерпретация. Животные и люди ощущаютокружающиймир,ноневтомсмысле,что у них есть ощущения, а в том смысле, что они его обнаруживают.
...
1.3. Поле зрения: самовосприятие оптической информации
Поле зрения животного, в понимании Дж.Гибсона, представляет собой телесный угол объемлющего света, который может охватить его глаз. В отличие от объемлющего строя поле зрения ограниченно; это нечто вроде выборки изо всей сферы. Угловые размеры поля зрения зависят от того, как размешены глаза на голове. У некоторых животных глаза расположены сбоку — у них поле зрения почти панорамно; у других животных глаза находятся спереди — у них поле зрения приблизительно равно полусфере. К первой группе относятся, например, лошади, а ко второй — люди. И у тех, и у других поле зрения левого глаза частично накладывается впереди на поле зрения правого глаза, однако у людей степень наложения гораздо больше, чем у животных с полупанорамным зрением. Полем зрения Гибсон называет результат объединения полей зрения от обоих глаз13.
Поле зрения — это большой зрительный телесный угол вместе с его образующей.
...
1.4. Зрительная кинестезия и управление локомоцией
Зрение участвует в сенсорных коррекциях многих движений. Эту его функцию Дж. Гибсон предложил назвать зрительной кинестезией. Когда наблюдатель перемещается в своем окружении, непрерывно меняется раздражение его зрительного анализатора. Однако, эти изменения оптической стимуляции не воспринимаются им как движения видимых предметов, т. е. в качестве экстероцепции. Они выполняют функцию зрительной кинестезии и служат для контроля осуществляемых движений19.
Теория возможностей подразумевает, что видеть вещи означает видеть, как между ними можно пройти, что с ними можно делать, а чего делать нельзя. Если так, то зрительное восприятие обслуживает поведение, а поведение управляется восприятием. Разумеется, если наблюдатель стоит, смотрит и никуда не движется, то он себя никак не ведет. Но не увидеть возможностей для поведения, предоставляемых тем, на что он смотрит, он не сможет даже в этом случае.
...
2.1. Программа исследования
Целью исследования является изучение пространственного зрительного восприятия взрослых различной гендерной принадлежности.
Задачи исследования:
1. Определить границы полей зрения и функциональной ассиметрии глаз с помощью периметра Ферстера
2. Исследовать объем зрительного восприятия
3. Исследовать идентификацию одномерных и многомерных зрительных стимулов
4. Исследовать иллюзию размера
5. Исследовать геометрические иллюзии зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера)
Эмпирической базой для проведения исследований послужил МПГУ г. Москвы.
Объектом исследования являются студенты МПГУ в возрасте от 20 до 23 лет в количестве 60 чел.
Предметом исследования являются гендерные аспекты пространственного зрительного восприятия взрослых.
Гипотеза исследования: зрительное восприятие взрослых различной гендерной принадлежности имеет отличия.
Характеристика выборки. Численность выборки – 60 чел., в том числе 34 мужчины и 26 женщин. Границы возраста: 20-23 года.
...
2.2. Методики исследования
1. Определение границ полей зрения и функциональной ассиметрии глаз с помощью периметра Ферстера
В данном исследовании поле зрения определяется для всех четырех направлений: височного, носового, верхнего и нижнего. Для измерения границ поля зрения целесообразно пользоваться психофизическим методом границ. Метку-стимул во время опыта сначала передвигают с периферии поля зрения к центру, что соответствует восходящему ряду стимуляции. Передвижение продолжают до сообщения испытуемым о появлении метки в его поле зрения. Затем метку передвигают в обратном направлении - от центра к периферии, что соответствует нисходящему ряду стимуляции.
Это делается также до тех пор, пока испытуемый не сообщит, что метка исчезла. При предъявлении хроматических стимулов следует обращать внимание на то, чтобы испытуемый правильно называл цвет стимула. Необходимо помнить, что по мере передвижения метки-стимула из центра к периферии видимый испытуемым цвет стимула может меняться.
...
3.1. Исследование поля зрения методом периметрии
Под полем зрения понимается пространство, видимое глазом при фиксации неподвижной точки. Его величина определена рядом факторов, включая анатомические особенности лица человека. В норме поле зрения ограничено сверху (верхнее направление) 55°, изнутри (носовое направление) и снизу (нижнее направление) - 60°, снаружи (височное направление) - 90°. Эти значения являются пределами нормальной видимости ахроматического стимула. Для хроматических стимулов поле зрения сужено. При раздельном измерении полей зрения правого и левого глаз границы полей зрения могут не совпадать. Если исключить случайные ошибки измерения (для проверки производят статистическую оценку значимости различий), можно предполагать наличие функциональной асимметрии полей зрения.
В ходе исследования было изучено поле зрения 34 мужчины и 26 женщин в возрасте 20-23 года. Значения величин поля зрения в четырех направлениях по всем испытуемым приведены в прил.4.
В таблице 3.1.
...
2. Исследование объема зрительного восприятия
Цель – определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
В опыте используется классический метод полного воспроизведения.
Объектом служит набор бессмысленных сочетаний из восьми букв. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Процедура опыта. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол (прил 2).
3. Исследовать идентификацию одномерных и многомерных зрительных стимулов
Цель - определить зависимость эффективности зрительной идентификации от числа и характера признаков стимула, которыми оперирует испытуемый в процессе сличения.
В данном опыте использован метод идентификации по эталону памяти.
...
3.3. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов
Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания, проведенные различными авторами, привели к утверждению взгляда на восприятие как на своего рода операциональную структуру. Выделяют четыре операции в составе процесса восприятия:
1. Обнаружение объекта - исходная фаза развития любого сенсорного процесса; на этой фазе субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул.
2. Различение, т. е. выделение в объекте отдельных признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем, формирование перцептивного образа.
3. Идентификация, т. е. отождествление объекта с одним из эталонов, записанных в памяти.
4. Опознание знакомых объектов.
Первые две операции относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.
...
4. Исследование иллюзии размера
Цель эксперимента: демонстрация иллюзии размера.
Опыт состоит из предварительной и контрольной серий.
Предварительная серия. Испытуемому на экране дисплея на время экспозиции 200 мс предъявляются две окружности существенно различного диаметра. Задача испытуемого - сравнить окружности по размеру и указать большую.
Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий ответ.
5. Исследование геометрических иллюзий зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера)
Оборудование и материал. Для проведения опыта необходимо изготовить простую экспериментальную установку. На вертикальном непрозрачном экране закрепляют лист белого картона (297 х 210 мм), на котором тушью начерчена прямая горизонтальная линия толщиной около 3 мм и длиной 230 мм.
...
Заключение
Разработанный Дж. Гибсоном экологический подход к восприятию кардинально отличается от психофизического подхода. Основное отличие нового экологического подхода заключается в признании, что субъекту в акте восприятия, противостоит не физический мир, каким его описывают физики, а экологический мир. Экологический уровень описания мира, который окружает животное, определяется формами его жизнедеятельности.
Центральный тезис экологической оптики состоит в том, что любой экологической реальности окружающего мира в объемлющем световом строе соответствует какая-то оптическая реальность.
Произведенная Дж. Гибсоном критика физикальной парадигмы изучения зрительного восприятия и предложенная им экологическая парадигма оказали большое влияние на представления психологов о том, что и как надо исследовать в психологии восприятия и в других областях психологической науки.
...
Список использованной литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина - СПб.: Питер, 2001. - 688с.
2. Антонов В.Ф. Физика и биофизика. Курс лекций для студентов мед.вузов. Изд-е 3-е,-переработанное и дополненное. М. ГЭОТАР “Медиа”, 2006 г. – 240с.
3. Антонов В.Ф. Практикум по биофизике. Практикум по биофизике: Учебное пособие для вузов — М.: ВЛАДОС. - 352с.
4. Аронин, Э.А. Великая коэволюция. Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ./ Э.Аронин. – Киев: Парламентское изд., 2003.
5. Ахола, Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Терапия, фокусированная на решении /Фурман Б. – СПб.: Речь, 2000
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
7. Бавра Н.В. Поиски новой парадигмы в психологии восприятия // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. – СПб.: 2002.
8. Бейтсон, Г. Экология разума. / Г.Бейтсон.– М.: Смысл, 2000.
9. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. - 175 с.
10. Гибсон, Дж. Восприятие как функция стимуляции // Хрестоматия по восприятию и ощущению / Ю.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. - С.182-200.
11. Гибсон, Дж. Основные термины, используемые в экологической оптике. / Хрестоматия по восприятию и ощущению / Ю.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002 С.201-208.
12. Гибсон, Дж. Дж., Гибсон Э.Дж. Перцептивное научение – дифференциация или обогащение? // Хрестоматия по восприятию и ощущению. /Гиппенрейтер, Гибсон Э. – М.: ЧеРо, 2002. – С.547-561.
13. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер.с англ. / Общ. ред. А.Д. Логвиненко. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2006.
15. Грегори Р. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972.
16. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. – М.: Прогресс, 1970
17. Грэхем Ч. Зрительное восприятие. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. Том 2, М., 1963.
18. Двойнев, В.В. Экологическое сознание в современной России: социологический анализ на примере города Смоленска./ В.Двойнев. – Смоленск: СПУ, 2004.
19. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. / А.А. Деркач. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
20. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: «Питер» – 2000.-368с.
21. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. - 106 с.
22. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2000.
23. Кроль В.М. Психология. Учебное пособие «Высшая школа». – М.: 2005. – 736 с.
24. Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. – М.: 2006. – 560 с.
25. Кузнецова Л.В. Психология детей. - М.: Наука, 2007, 480 с.
26. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
27. Маклаков А.Т. Общая психология./ А.Т Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 450с.
28. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти: Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей / Сост.: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов - М.: Изд - во ВЛАДОС, 2007. - 564с.
30. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2005. - 439с.
31. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2007. - 380с.
32. Панов, В.И. Основные направления экологической психологии: Крат. курс /В.Панов.- Смол.гуманитар. ун-т; Психол. ин-т Рос.акад. образования .- Смоленск : Изд-во СГУ "Универсум", 2002.- 156с.
33. Пахомова А.С. Межполушарная асимметрия и проблема константности зрительного восприятия больших и малых размеров // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. - С. 31-35.
34. Практикум по курсу медико-биологической физики. Часть1. Простейшие инструментальные методы измерений и лабораторного анализа: учебно- методическое пособие /под ред. В.И.Бухтояровой/. – Кемерово. КГМА. 2007.
35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.
37. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с
38. Реан А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 407 с.
39. Ремизов А.Н. Учебник по медицинской и биологической физике. М. «Дрофа», 2003 г. - 500 с.
40. Ризниченко Г.Ю. Математические модели в биофизике и экологии. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 184 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн.: - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
42. Рожкова Г.И., Токарева В.С., Огнивов В.В., Бастаков В.А. Геометрические иллюзии и точность глазомера у детей и взрослых // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. Т. 90. – № 8 (часть 1).
43. Рок И. Введение в зрительное восприятие. – М.: Педагогика, 1980.
44. Шаров А.С. Курс лекций по методологии и методам психологических исследований. — Омск, 2003.
45. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
46. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.
47. Электронный ресурс / http://psylist.net/praktikum/
48. Электронный ресурс / http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30-11-31-52/1038-2011-01-25-02-24-25
49. Электронный ресурс / http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html
50. Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М. Т. Яхина // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Перенос на психологию восприятия физических представлений о свойствах окружающего мира, а также оптических и физиологических моделей строения зрительной системы не соответствует реальному содержанию процессов восприятия окружающего человека пространства и тех свойств зрительной системы, которые обеспечивают это восприятие в естественных условиях восприятия окружающего мира как среды обитания. Среда обитания как объект восприятия предстает перед живым существом не в виде отдельных квадратов, треугольников, прямых линий и т.п. абстрактных геометрических объектов, а в виде сосуществующих комплексов пространственно-предметных отношений, соответствующих способу жизнедеятельности данного существа, т.е. биологически и функционально значимых или не значимых для данного вида живого существа.
Целью работы является изучение пространственного зрительного восприятия взрослых различной гендерной принадлежности.
Введение 3
1. Теоретические основы экологической оптики 5
1.1. Зрительное восприятие с точки зрения экологического подхода 5
1.2. Психофизика восприятия пространства и формы 11
1.3. Поле зрения: самовосприятие оптической информации 13
1.4. Зрительная кинестезия и управление локомоцией 17
2. Методика исследования 26
2.1. Программа исследования 26
2.2. Методики исследования 27
3. Результаты исследования зрительного восприятия взрослых в зависимости от гендерной принадлежности 33
3.1. Исследование поля зрения методом периметрии 33
3.2. Исследование объема зрительного восприятия 47
3.3. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов 53
3.4. Исследование иллюзии размера 63
3.5. Исследование геометрических иллюзий зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера) 66
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения 78
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2006.
15. Грегори Р. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972.
16. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. – М.: Прогресс, 1970
17. Грэхем Ч. Зрительное восприятие. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. Том 2, М., 1963.
18. Двойнев, В.В. Экологическое сознание в современной России: социологический анализ на примере города Смоленска./ В.Двойнев. – Смоленск: СПУ, 2004.
19. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. / А.А. Деркач. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
20. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: «Питер» – 2000.-368с.
21. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. - 106 с.
22. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2000.
23. Кроль В.М. Психология. Учебное пособие «Высшая школа». – М.: 2005. – 736 с.
24. Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.
...
1.1. Зрительное восприятие с точки зрения экологического подхода
Любая традиционная теория восприятия исходит из того, что контакт человека с объектами внешнего мира опосредован светом. Воздействие света на орган зрения вызывает психические состояния, называемые ощущениями, которые подвергаются дальнейшей обработке. Высказывались различные мнения относительно характера этой обработки (бессознательные умозаключения, творческий синтез, перцептивная организация и, наконец, просто обработка наподобие той, которой подвергается информация в ЭВМ). Но никто до Дж.Гибсона не сомневался в необходимости такой обработки1.
Называя свою теорию восприятия «непосдерственной» и противопоставляя ее традиционным теориям, Гибсон отвергает саму идею необходимости обработки сенсорной информации, поскольку не считает, что восприятие основано на ощущениях2.
В его концептуальном аппарате не находится места и для такого понятия как «стимул». Гибсон не просто отказывается от одних понятий в пользу других.
...
1.2. Психофизика восприятия пространства и формы
Традиционная психофизика — лабораторная дисциплина, в которой для предъявления наблюдателю используются физические стимулы. Зрительную систему наблюдателя подвергают раздражению с помощью тщательно выверенных и систематически варьируемых порций энергии, с тем чтобы выявить, как в ответ на это будут меняться впечатления наблюдателя. Такая процедура не позволяет наблюдателю извлекать инварианты или по крайней мере затрудняет этот процесс. Стимулы-раздражители обычно не несут никакой информации об окружающем мире.
Говоря о психофизике восприятия, Дж.Гибсон подчеркивает прямой, а не опосредствованный характер восприятия. Он исключает такие внешние процессы, как умозаключение и интерпретация. Животные и люди ощущаютокружающиймир,ноневтомсмысле,что у них есть ощущения, а в том смысле, что они его обнаруживают.
...
1.3. Поле зрения: самовосприятие оптической информации
Поле зрения животного, в понимании Дж.Гибсона, представляет собой телесный угол объемлющего света, который может охватить его глаз. В отличие от объемлющего строя поле зрения ограниченно; это нечто вроде выборки изо всей сферы. Угловые размеры поля зрения зависят от того, как размешены глаза на голове. У некоторых животных глаза расположены сбоку — у них поле зрения почти панорамно; у других животных глаза находятся спереди — у них поле зрения приблизительно равно полусфере. К первой группе относятся, например, лошади, а ко второй — люди. И у тех, и у других поле зрения левого глаза частично накладывается впереди на поле зрения правого глаза, однако у людей степень наложения гораздо больше, чем у животных с полупанорамным зрением. Полем зрения Гибсон называет результат объединения полей зрения от обоих глаз13.
Поле зрения — это большой зрительный телесный угол вместе с его образующей.
...
1.4. Зрительная кинестезия и управление локомоцией
Зрение участвует в сенсорных коррекциях многих движений. Эту его функцию Дж. Гибсон предложил назвать зрительной кинестезией. Когда наблюдатель перемещается в своем окружении, непрерывно меняется раздражение его зрительного анализатора. Однако, эти изменения оптической стимуляции не воспринимаются им как движения видимых предметов, т. е. в качестве экстероцепции. Они выполняют функцию зрительной кинестезии и служат для контроля осуществляемых движений19.
Теория возможностей подразумевает, что видеть вещи означает видеть, как между ними можно пройти, что с ними можно делать, а чего делать нельзя. Если так, то зрительное восприятие обслуживает поведение, а поведение управляется восприятием. Разумеется, если наблюдатель стоит, смотрит и никуда не движется, то он себя никак не ведет. Но не увидеть возможностей для поведения, предоставляемых тем, на что он смотрит, он не сможет даже в этом случае.
...
2.1. Программа исследования
Целью исследования является изучение пространственного зрительного восприятия взрослых различной гендерной принадлежности.
Задачи исследования:
1. Определить границы полей зрения и функциональной ассиметрии глаз с помощью периметра Ферстера
2. Исследовать объем зрительного восприятия
3. Исследовать идентификацию одномерных и многомерных зрительных стимулов
4. Исследовать иллюзию размера
5. Исследовать геометрические иллюзии зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера)
Эмпирической базой для проведения исследований послужил МПГУ г. Москвы.
Объектом исследования являются студенты МПГУ в возрасте от 20 до 23 лет в количестве 60 чел.
Предметом исследования являются гендерные аспекты пространственного зрительного восприятия взрослых.
Гипотеза исследования: зрительное восприятие взрослых различной гендерной принадлежности имеет отличия.
Характеристика выборки. Численность выборки – 60 чел., в том числе 34 мужчины и 26 женщин. Границы возраста: 20-23 года.
...
2.2. Методики исследования
1. Определение границ полей зрения и функциональной ассиметрии глаз с помощью периметра Ферстера
В данном исследовании поле зрения определяется для всех четырех направлений: височного, носового, верхнего и нижнего. Для измерения границ поля зрения целесообразно пользоваться психофизическим методом границ. Метку-стимул во время опыта сначала передвигают с периферии поля зрения к центру, что соответствует восходящему ряду стимуляции. Передвижение продолжают до сообщения испытуемым о появлении метки в его поле зрения. Затем метку передвигают в обратном направлении - от центра к периферии, что соответствует нисходящему ряду стимуляции.
Это делается также до тех пор, пока испытуемый не сообщит, что метка исчезла. При предъявлении хроматических стимулов следует обращать внимание на то, чтобы испытуемый правильно называл цвет стимула. Необходимо помнить, что по мере передвижения метки-стимула из центра к периферии видимый испытуемым цвет стимула может меняться.
...
3.1. Исследование поля зрения методом периметрии
Под полем зрения понимается пространство, видимое глазом при фиксации неподвижной точки. Его величина определена рядом факторов, включая анатомические особенности лица человека. В норме поле зрения ограничено сверху (верхнее направление) 55°, изнутри (носовое направление) и снизу (нижнее направление) - 60°, снаружи (височное направление) - 90°. Эти значения являются пределами нормальной видимости ахроматического стимула. Для хроматических стимулов поле зрения сужено. При раздельном измерении полей зрения правого и левого глаз границы полей зрения могут не совпадать. Если исключить случайные ошибки измерения (для проверки производят статистическую оценку значимости различий), можно предполагать наличие функциональной асимметрии полей зрения.
В ходе исследования было изучено поле зрения 34 мужчины и 26 женщин в возрасте 20-23 года. Значения величин поля зрения в четырех направлениях по всем испытуемым приведены в прил.4.
В таблице 3.1.
...
2. Исследование объема зрительного восприятия
Цель – определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
В опыте используется классический метод полного воспроизведения.
Объектом служит набор бессмысленных сочетаний из восьми букв. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Процедура опыта. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол (прил 2).
3. Исследовать идентификацию одномерных и многомерных зрительных стимулов
Цель - определить зависимость эффективности зрительной идентификации от числа и характера признаков стимула, которыми оперирует испытуемый в процессе сличения.
В данном опыте использован метод идентификации по эталону памяти.
...
3.3. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов
Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания, проведенные различными авторами, привели к утверждению взгляда на восприятие как на своего рода операциональную структуру. Выделяют четыре операции в составе процесса восприятия:
1. Обнаружение объекта - исходная фаза развития любого сенсорного процесса; на этой фазе субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул.
2. Различение, т. е. выделение в объекте отдельных признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем, формирование перцептивного образа.
3. Идентификация, т. е. отождествление объекта с одним из эталонов, записанных в памяти.
4. Опознание знакомых объектов.
Первые две операции относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.
...
4. Исследование иллюзии размера
Цель эксперимента: демонстрация иллюзии размера.
Опыт состоит из предварительной и контрольной серий.
Предварительная серия. Испытуемому на экране дисплея на время экспозиции 200 мс предъявляются две окружности существенно различного диаметра. Задача испытуемого - сравнить окружности по размеру и указать большую.
Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий ответ.
5. Исследование геометрических иллюзий зрительного восприятия (иллюзия Мюллера-Лайера)
Оборудование и материал. Для проведения опыта необходимо изготовить простую экспериментальную установку. На вертикальном непрозрачном экране закрепляют лист белого картона (297 х 210 мм), на котором тушью начерчена прямая горизонтальная линия толщиной около 3 мм и длиной 230 мм.
...
Заключение
Разработанный Дж. Гибсоном экологический подход к восприятию кардинально отличается от психофизического подхода. Основное отличие нового экологического подхода заключается в признании, что субъекту в акте восприятия, противостоит не физический мир, каким его описывают физики, а экологический мир. Экологический уровень описания мира, который окружает животное, определяется формами его жизнедеятельности.
Центральный тезис экологической оптики состоит в том, что любой экологической реальности окружающего мира в объемлющем световом строе соответствует какая-то оптическая реальность.
Произведенная Дж. Гибсоном критика физикальной парадигмы изучения зрительного восприятия и предложенная им экологическая парадигма оказали большое влияние на представления психологов о том, что и как надо исследовать в психологии восприятия и в других областях психологической науки.
...
Список использованной литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина - СПб.: Питер, 2001. - 688с.
2. Антонов В.Ф. Физика и биофизика. Курс лекций для студентов мед.вузов. Изд-е 3-е,-переработанное и дополненное. М. ГЭОТАР “Медиа”, 2006 г. – 240с.
3. Антонов В.Ф. Практикум по биофизике. Практикум по биофизике: Учебное пособие для вузов — М.: ВЛАДОС. - 352с.
4. Аронин, Э.А. Великая коэволюция. Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ./ Э.Аронин. – Киев: Парламентское изд., 2003.
5. Ахола, Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Терапия, фокусированная на решении /Фурман Б. – СПб.: Речь, 2000
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
7. Бавра Н.В. Поиски новой парадигмы в психологии восприятия // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. – СПб.: 2002.
8. Бейтсон, Г. Экология разума. / Г.Бейтсон.– М.: Смысл, 2000.
9. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. - 175 с.
10. Гибсон, Дж. Восприятие как функция стимуляции // Хрестоматия по восприятию и ощущению / Ю.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. - С.182-200.
11. Гибсон, Дж. Основные термины, используемые в экологической оптике. / Хрестоматия по восприятию и ощущению / Ю.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002 С.201-208.
12. Гибсон, Дж. Дж., Гибсон Э.Дж. Перцептивное научение – дифференциация или обогащение? // Хрестоматия по восприятию и ощущению. /Гиппенрейтер, Гибсон Э. – М.: ЧеРо, 2002. – С.547-561.
13. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер.с англ. / Общ. ред. А.Д. Логвиненко. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2006.
15. Грегори Р. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972.
16. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. – М.: Прогресс, 1970
17. Грэхем Ч. Зрительное восприятие. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. Том 2, М., 1963.
18. Двойнев, В.В. Экологическое сознание в современной России: социологический анализ на примере города Смоленска./ В.Двойнев. – Смоленск: СПУ, 2004.
19. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. / А.А. Деркач. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
20. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – СПб.: «Питер» – 2000.-368с.
21. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. - 106 с.
22. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2000.
23. Кроль В.М. Психология. Учебное пособие «Высшая школа». – М.: 2005. – 736 с.
24. Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. – М.: 2006. – 560 с.
25. Кузнецова Л.В. Психология детей. - М.: Наука, 2007, 480 с.
26. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
27. Маклаков А.Т. Общая психология./ А.Т Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 450с.
28. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти: Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей / Сост.: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов - М.: Изд - во ВЛАДОС, 2007. - 564с.
30. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2005. - 439с.
31. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2007. - 380с.
32. Панов, В.И. Основные направления экологической психологии: Крат. курс /В.Панов.- Смол.гуманитар. ун-т; Психол. ин-т Рос.акад. образования .- Смоленск : Изд-во СГУ "Универсум", 2002.- 156с.
33. Пахомова А.С. Межполушарная асимметрия и проблема константности зрительного восприятия больших и малых размеров // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. - С. 31-35.
34. Практикум по курсу медико-биологической физики. Часть1. Простейшие инструментальные методы измерений и лабораторного анализа: учебно- методическое пособие /под ред. В.И.Бухтояровой/. – Кемерово. КГМА. 2007.
35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.
37. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с
38. Реан А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 407 с.
39. Ремизов А.Н. Учебник по медицинской и биологической физике. М. «Дрофа», 2003 г. - 500 с.
40. Ризниченко Г.Ю. Математические модели в биофизике и экологии. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 184 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн.: - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
42. Рожкова Г.И., Токарева В.С., Огнивов В.В., Бастаков В.А. Геометрические иллюзии и точность глазомера у детей и взрослых // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. Т. 90. – № 8 (часть 1).
43. Рок И. Введение в зрительное восприятие. – М.: Педагогика, 1980.
44. Шаров А.С. Курс лекций по методологии и методам психологических исследований. — Омск, 2003.
45. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
46. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.
47. Электронный ресурс / http://psylist.net/praktikum/
48. Электронный ресурс / http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30-11-31-52/1038-2011-01-25-02-24-25
49. Электронный ресурс / http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html
50. Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М. Т. Яхина // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
10000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55763 Дипломной работы — поможем найти подходящую