Переживала за работу – тема не избитая, материалы надо было подбирать. Автор справился. Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Лоббизм представляет собой одно из значимых явлений политической жизни. Наряду с институтами представительной демократии лоббизм представляет собой один из институтов взаимосвязи общества и государства. Для понимания роли лоббизма надо обратить внимание на тот факт, что в некоторых развитых странах, например, во Франции, он законодательно за-прещен. Французский законодатель тем самым приравнивает лоббизм к опасным для общест-ва явлениям. Лоббизм запрещен и в Индии. В США лоббизм регулируется Конституцией и специальным законодательством, хотя и не запрещен к употреблению. Лоббизм как явление политической жизни получил практически повсеместное распространение. Можно с уверен-ностью утверждать, что в настоящее время лоббизм является неизбежным компонентом лю-бой политической системы. Нельзя провести различие между политическими системами по признаку наличия или отсутствия в них лоббизма, можно проводить различие лишь по степе-ни присутствия лоббизма в той или иной политической системе.
Лоббизм неизбежно возникает в любом обществе, в котором существуют независимые от государства интересы. Лоббизм и есть деятельность, направленная на реализацию таких инте-ресов. Чтобы устранить лоббизм, необходимо устранить независимые, отличные от государ-ственных интересы. А так как сделать это в настоящее время невозможно в силу самой приро-ды человека, то и устранить лоббизм невозможно. Однако признание факта неистребимости лоббизма не должно означать, что с данной проблемой следует смириться и просто не обра-щать на нее внимания. Напротив, следует всесторонне изучать данную проблему. Лоббизм, как и любое явление общественной жизни, имеет положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам лоббизма следует отнести такие его негативные проявления, как коррупция и взяточничество и порождаемые ими проблемы общества. Но не следует сводить лоббизм лишь к этим моментам. Лоббизм позволяет группам интересов более эффективно сотрудничать с властью. При определенных условиях лоббизм становится фактически одним из институтов демократического государства, связующим звеном между властью и народом, он позволяет власти более эффективно выявлять существующие в обществе потребности и реагировать на них. А как известно, только такая власть может считаться по- настоящему эф-фективной. Следовательно, актуальность исследования проблемы очевидна.
Как явление общественной жизни лоббизм активно изучается учеными различных стран. Начало непосредственному изучению лоббизма положил А. Бентли в своей книге «Процесс управления», впервые опубликованной в 1908 году, в которой он изложил свою концепцию групп интересов. В межвоенный период изучением лоббизма занимались в основном в США в рамках Чикагской школы. Исследование лоббизма развивалось в рамках различных подходов к пониманию демократии. В период между выходом книги А. Бентли и вплоть до конца 50 – х лоббизм рассматривался в основном в рамках плюралистического и элитисткого подходов к демократии. Среди известнейших ученых – «плюралистов», занимавшихся про-блемами лоббизма, М. Дюверже, Д. Труман, Р. Даль. Противостояла данной модели элитист-ская теория демократии. В ее рамках группами интересов занимались Г. Моска, Р. Михельс, Й. Шумпетер. С конца 60 – х гг. развивается неокорпоративистский подход к пониманию госу-дарства. В рамках этого подхода развиваются и исследования лоббизма. Среди известнейших представителей – С. Рокан, Г. Лембрух, У. Штрек, А. Косон и др. Среди современных иссле-дований можно выделить работу Ф. Шмиттера и Ю. Гротте «Современный Сизиф: прошлое, настоящее, будующее» [110]. На тему лоббизма пишут А. Лейпхарт, Дж. Гринвуд и множест-во других авторов. Активно развивается данное направление исследований в России (В. Лепе-хин, В. Разуваев, А. Салмин, А. Зудин, Н. Зяблюк, С. Перегудов, Ю. Федоров, В. Кисилев, Т. Лусикова, А. Михеев и ряд других авторов). К сожалению, белорусская наука не проявляет должного интереса к лоббизму как явлению политической жизни. Прежде всего это проявля-ется в отсутствии специальных монографий отечественных ученых по вопросам лоббизма. Существуют лишь публикации белорусских ученых, посвященные тем или иным сторонам лоббизма. Так, исследованиями профсоюзов занимаются В. Голубев и П. Давидюк. Предпри-нимательские союзы изучаются Н. Ефимовой, Л. Заико, Г. Дракохруст, Г. Евелькиным, Ю. Подольским. В целом общественными объединениями занимаются А. Потупа, С. Богданке-вич, И. Бугрова. Особо хотелось бы отметить статью В. Боровцова «Лоббирование как эффек-тивное средство изменения законодательства» [46, c. 12 -15], которой начинаются исследова-ния конкретно лоббизма. В целом много информации по проблеме содержится в аналитиче-ском бюллетене «Новости НИСЭПИ»и «Национальной экономической газете». Значитель-ный вклад в исследование лоббизма вносит и Кафедра политологии БГУ. Однако в целом данная тема слабо разработана белорусскими авторами. Между тем нельзя отрицать того фак-та, что лоббизм в нашей стране существует. Причем проявляется он зачастую в своих наибо-лее отрицательных формах- коррупции, взяточничестве. О том, что это действительно так, свидетельствует озабоченность государства проблемой коррупции. В качестве примера можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500 «О государствен-ной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 - 2006 годы» говорится о росте числа коррупционных преступлений. Также отмечается, что применяемые для борьбы с этим явлением меры неэффективны [22]. Таким образом, государство фактически признает, что существующая система мер по борьбе с коррупцией малоэффективна. В качестве выхода из этой ситуации предлагается ужесточение антикоррупционного законодательства [76] . Однако такой подход не предполагает устранения причин, порождающих коррупцию. В свою оче-редь, причиной применения именно такого подхода законодателем к проблеме коррупции вы-звано недостаточным пониманием лоббизма как явления политической жизни. На мой взгляд, при выработке мер по борьбе с коррупцией речь должна идти о внедрении и развитии альтер-нативных механизмов взаимодействия групп интересов и государственных органов, ведь кор-рупция, как одна из форм лоббизма, получила распространение прежде всего в силу неразви-тости в нашей стране легальных форм лоббизма. В свою очередь, их развитие, на мой взгляд, могло бы значительно снизить уровень коррупции в нашем обществе. Однако реализация та-кого подхода возможна лишь в случае детального исследования данных методов и проведения анализа их применения в нашей стране. Поэтому исследование проблемы лоббизма именно в нашей стране является актуальным.
Лоббизм как механизм взаимодействия власти и общества можно исследоваться на различ-ных уровнях в зависимости от положения государственных органов в системе государствен-ных органов нашей страны. В данной работе для анализа выбран уровень города Минска - бу-дут исследованы проблемы взаимодействия органов местного управления и самоуправления города Минска, структурных подразделений республиканских органов государственного управления, основной задачей которых является осуществление функций создавших их орга-нов в отношении города Минска, с одной стороны, и групп интересов, существующих в горо-де Минске. В сферу анализа не включены республиканские органы государственного управ-ления потому, что это не входит в задачи этого исследования. Кроме того, лишь немногие субъекты лоббирования могут лоббировать свои интересы на национальном уроне. Лоббист-ского потенциала большинства субъектов лоббирования хватает максимум на то, чтобы лоб-бировать свои интересы в органах местного управления и самоуправления. В то же время они, как я уже сказал, составляют большинство серди лоббистов. Итак, объект исследования - фе-номен лоббизма, а предмет – система лоббизма на уровне города Минска
Цель исследования: исследовать лоббизм как подсистему политической системы города Минска.
Задачи исследования:
1. Исследовать субъекты лоббирования на уровне города Минска.
2. Исследовать объекты лоббирования на уровне города Минска
3. Исследовать методы лоббирования, используемые вышеназванными субъектами лоббиро-вания.
4. Исследовать проблему правового регулирования лоббизма в нашей стране.
При проведении данного исследования я использовал прежде всего контент- анализ различ-ных письменных источников. В силу острого дефицита в специальных работах по исследуе-мой проблеме большинство моих источников составили нормативно- правовые акты и печат-ные СМИ. Анализ СМИ, прежде всего газет, дает обширный фактический материал для ис-следования. При этом в сферу анализа я включил как нейтральные по отношению к объектам исследования издания, так и издания, учредителями которых выступают объекты исследова-ния. Последние позволяют получить более полное представление о исследуемых объектах. Для реализации целей и задач исследования полезно было изучение аналитического бюллете-ня «Новости НИСЭПИ», а «Национальной экономической газеты».
В качестве основы своего исследования я использовал положение о том, что лоббизм явля-ясь одной из подсистем политической системы общества, одновременно представляет собой самостоятельную систему с присущими ей компонентами. К таковым я отнес субъекты лоб-бирования, объекты лоббирования и методы лоббирования (так называются основные три главы моего исследования). Кроме того, к элементам системы я отношу также нормы права, которые регулируют лоббизм. Таким образом методика исследования выглядит следующим образом: я вычленил проблему лоббизма на уровне города Минска, предположив наличие системы взаимосвязанных компонентов комплексного явления под названием лоббизм и ис-следовал ее при помощи контент- анализа. Кроме контент- анализа мне удавалось использо-вать интервью.
Гипотеза исследования:
В городе Минске сложилась специфическая модель лоббизма, при которой к объектам лоб-бирования относятся Минский городской исполнительный комитет и Минский городской Совет депутатов, а также правоохранительные органы, действующие на уровне города Мин-ска, причем наиболее часто лоббирование осуществляется в отношении Минского городского исполнительного комитета. Наиболее интенсивно осуществляют лоббистскую деятельность субъекты предпринимательской деятельности. Остальные группы интересов по ряду обстоя-тельств не могут считаться эффективными лоббистами. Субъекты лоббирования в качестве методов воздействия на государственные органы наиболее часто используют различного рода личные контакты. Воздействие через общественное мнение используется редко. Что касается правового регулирования лоббизма, то действует французская модель регулирования лоббиз-ма, при которой он законодательно запрещен.
Оглавление
Введение …………………………………………………………..…………………......3 - 6
Глава 1. Теоретические основы исследования лоббизма. Правовые аспекты лоббизма
1.1. Теоретические основы исследования лоббизма……………………………………...7 - 9
1.2. Правовые аспекты лоббизма……………...…………………………………………10 - 15
Глава 2. Объекты лоббирования.
2.1. Определение термина………………………………………………………………..16 - 18
2.2. Минский городской Совет депутатов как объект лоббирования……………………..19 - 32
2.3. Местные исполнительные органы как объекты лоббирования…….………………... 33 - 47
2.4. Контрольные и правоохранительные органы как
объекты лоббирования……………………………………………………………….48 - 52
Глава 3. Субъекты лоббирования
3.1. Определение термина…………………………………………………………….…53 - 56
3.2. Субъекты предпринимательской деятельности и их объединения
как субъекты лоббирования. Профсоюзы как субъекты лоббирования…………………57 - 72
3.3. Методы лоббирования………………………………………………………………73 - 72
Заключение…………………………………………………………………………………79
Список использованной литературы…………………………………………………….80 - 88
Приложение 1. Решение Минского городского Совета депутатов от 24.04.2003
«О повестке дня 2-й сессии Совета»………………………………………………………...89
Приложение 2. Таблица «Основные формы и методы лоббирования»
из книги Перегудова С.П., Семененко И. С. «Группы интересов и Российское
государство». …………………………………………………………………………90
Приложение 3. Таблица «Основные формы и методы лоббирования» из статьи
Кисилева В. «Лоббизм: методы легального влияния»……………………………………. …91
Приложение 4. Таблица «Средства, способы, инструменты
воздействия предпринимателей на социальную среду» из статьи
Ефимовой Н. Белорусское предпринимательство: виртуальная реальность»………………...92
Работа 2004 года. Защищалась в 2004 году на кафедре политологии. Очень хорошие отзывы. "На отлично". Много источников, в том числе ссылки на нормативку. Оригинальность работы в том числе обеспечивается за счет ссылок на белорусскую тематику
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999 . - №1.- 1/10.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 // Ведомости Национального соб-рания Республики Беларусь. - 1999 . - №7 – 9.- ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2000 г. - № 69. - 2/190; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. - 2001 . - № 46. - 2/750; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 г. - № 7.- 2/828; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 . - № 62. - 2/853; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2003 г. - № 74. - 2/960; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004.- № 4. - 2/1016.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №80. – 2/70.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 76. – 2/50; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 . - № 55. - 2/847; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. -2002 .- № 75. - 2/861;Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь. -2003 . - № 8. - 2/922 ; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. - №80. - 2/969; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003.- № 83. -2/974
5. Декрет Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в декре-ты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 и от 16 ноября 2000г. №22» от 17 декабря 2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2002.- №142.- 1/4230.
6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.1993 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998.- №34.-ст.476; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1998. - № 34. - ст.476; Ведомости Националь-ного собрания Республики Беларусь. - 1999.- № 1. - ст.1; Ведомости Национального cоб-рания Республики Беларусь. - 1999.- №34-35. -ст.520; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 . - № 80. - 2/868.
7. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.- №70.- 2/953.
8. Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Бела-русь» от 09.02.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2000.- №18.- 2/144.
9. Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30.12.1997 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №2.- ст.6; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998 г. - № 25-26. - ст.428; На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003 г. - № 93. - 2/982; Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003 г.- № 136. -2/1002.
10. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь» 20.02.1991 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995.- №15-16.- ст.169; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995. - № 15-16. -ст.167;Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1997. - №15. - ст.261; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 .- № 3. -ст.34; Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 .- № 8. - 2/137;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 . - № 59. - 2/174; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - N 4.- 2/1012.
11. Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и кор-рупцией» от 26.06.1997 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1997.- №24.- ст.460.
12. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 // Ведомости Вер-ховного Совета Республики Беларусь.- 1996.- №21.- ст.376.
13. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 04.10.1994 // Ведомо-сти Верховного Совета Республики Беларусь. - 1994.- №29.- ст.503; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995.- № 14. - ст.135; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 . №34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. - 2001. - № 63. - 2/779; Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь. - 2003 . - №74. - 2/962.
14. Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995.- №12.- ст.121; Ве-домости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996. - № 21. - ст.378; Ведомости На-ционального собрания Республики Беларусь. - 1998 . - № 5. - ст.27; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 . - № 25; Национальный реестр правовых актов Рес-публики Беларусь. - 2000 . - № 2. -2/112.
15. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 05.10.1994 // Ведомости Вер-ховного Совета Республики Беларусь.- 1994.- №30. - ст.509; Ведомости Национального соб-рания Республики Беларусь. -1999. - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 . - № 2. - 2/113; Национальный реестр правовых актов Республи-ки Беларусь. - 2001. - № 63. - 2/779; Национальный реестр правовых актов Республики Бела-русь. - 2003 . - № 74. - 2/962.
16. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29.01.1993 // Ве-домости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1993.- №10.- ст.95; Ведомости Верхов-ного Совета Республики Беларусь.- 1994. -№ 30. - ст.513; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995 .- № 19. -ст.230; Ведомости Верховного Совета Республики Бе-ларусь. – 1996. – № 23. - ст.427.
17. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22.04.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1992.- №19.- ст.300; Ведомости Национального cобрания Республики Беларусь. - 1999. - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 23. - 2/146; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 69. - 2/191.
18. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1993.- №2.- ст.18; Ведомо-сти Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995. - № 13. - ст.125; Ведомости Нацио-нального собрания Республики Беларусь. - 1999 . - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 . - № 123. - 2/886.
19. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 07.07.1998 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998.- №29-30. - ст.466;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 59. - 2/176; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 17. - 2/935.
20. Закон Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь» от 27.03.1992 с изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета Рес-публики Беларусь. - 1992.- №13.- ст.217; Ведомости Верховного Совета Республики Бела-русь. - 1993. - № 21. - ст.255; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1996. - № 10. - ст.125; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996. – № 21. - ст.3; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1997 . - № 27. - ст.478; Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 100. - 2/203.
21. О Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 - 2006 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 113. - 1/4068.
22. О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных админи-страций районов в городах: Указ Президента Республики Беларусь, 07.12.2001 // Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001.- №117.- 1/3287.
23. О проведении реформы органов местного управления и самоуправления: Указ Прези-дента Республики Беларусь, 19 сентября 1995 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995.- №27.- ст.656.
24. О некоторых вопросах применения налога на продажу на отдельные товары в 2003 году: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 03.03.2003 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2003.- №29.- 5/12085.
25.О создании Белорусского государственного научно-производственного концерна межот-раслевого машино- и приборостроения "Белмашприбор": Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1999 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999.- № 60. - 9/2639.
26. Об утверждении Типового положения об инспекции Министерства по налогам и сборам :Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 декабря 2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002.- № 8. - 8/7657.
27. Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в го-роде Минске на 2003- 2005 годы: Утв. Решением Минского городского Совета депутатов от 24.10.2002 [электронный ресурс ]. – 20.02.2004 – Режим доступа: pravo.by
28. О повестке дня 2-й сессии Совета :Решение Минского городского Совета депутатов от 24.04.2003 [электронный ресурс]. – 20.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
29. О прогнозе социально- экономического развития города Минска на 2003 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 27.12.2002 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo.by .
30. О регламенте Минского городского Совета депутатов: Решение Минского город-ского Совета депутатов от 12.12.2000 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo2002.by.ru .
31. Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации коммунальной соб-ственности города Минска: Решение Минского городского Совета депутатов от 12.12.2000 [электронныйресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo2002.by.ru.
32. Об утверждении Устава города Минска: Решение Минского городского Совета депута-тов от 26.06.2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2001.- №78.- 9/1130.
33. Об информационном отделе при управлении ценообразования Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 13.02.1996 [электронный ресурс]. – 17.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by
34. О Регламенте Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского го-родского исполнительного комитета от 19.11.2002 [электронный ресурс]. – 19.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
35. Об Управлении бытового обслуживания Минского городского исполнительного коми-тета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 11.05.1998 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
36. Об Управлении предпринимательства Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 18.06.2002 [электронный ре-сурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
37. Об утверждении Положения о Комитете архитектуры, градостроительства и землеуст-ройства Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского ис-полнительного комитета от 05.06.2003 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
38. Об утверждении Положения о Минском городском Совете по развитию предпринима-тельства при Минском городском исполнительном комитете:
Решение Минского городского исполнительного комитета от 2 мая 2003 г. № 698 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.- № 60. - 9/2639.
39. Положение о Минском городском объединении организаций отраслевых профсоюзов: Утв. Постановлением Президиума Совета ФПБ 28 апреля 2000. – Мн., 2000. –15 с.
***
40. Александрович А., Николайчук А. Кольцо раздора // Белорусская деловая газета.- 2003.- №45.– с.4.
41. Бадей Г. Роль предпринимательства в формировании общественного мнения и социаль-но- экономической политики // Новости НИСЭПИ.- 2002. – Вып. 1.- с.31-33.
42. Белорусская научно-промышленная ассоциация. Основные направления деятельности Белорусской научно-промышленной ассоциации на 1993 год. – Мн., 1992.- 18 с.
43. Белорусский профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов. Основные направления деятельности на 2000- 2005 гг.- Мн., 2000.- 7с.
44. Богданкевич С. Роль оппозиционных партий в формировании общественного мнения и публичной политики в Беларуси // Новости НИСЭПИ.- 2002. – Вып.1.- с.3-7.
45. Борисов В.А. Положение в сфере труда и социальной защиты и деятельности профсою-зов в странах СНГ // Экономика и организация промышленного производства.- 1999.- №11. – с. 113 – 126.
46. Боровцов В. Лоббирование как эффективное средство изменения законодательства // Новости НИСЭПИ.- 1997. – Вып.1. – с.12-15.
47. Бугрова И. Публичная политика как реабилитация политики // Новости НИСЭПИ. - 2002. – Вып.1. – с.16-19
48. Ванденко И. Мы говорим «депутат», а подразумеваем «брокер» // Известия. – 1997. - №99. – с. 3.
49. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник.- Мн.: Универ-ситетское, 2003. – 832 с.
50. Веселкова Н. В. Профсоюзы и пресса. Реальность и мифы // Социологические исследо-вания.- 2002. – №8. – с. 128- 136.
51. Вынiкi выбарау дэпутатау Мiнскага гарадскога Савета дэпутатау XXIV сkлiкання //Минский курьер.- 2003. - №17.- с. 10- 12.
52. Голубев В. Рабочее и профсоюзное движения Беларуси (1990- 2002 гг.) // Аналитический бюллетень Белорусской ассоциации фабрик мысли. – 2002. - № 4. – с.45- 53.
53. Гончаренко С. «МАЗы» на обочине // Белорусская деловая газета.- 2003.- №30. - с.12.
54. Грибанов В. В. Профсоюзы и политика. – СПб.: Новая книга, 2001.- 285 с.
55. Губернаторов В. Группы влияния российских деловых кругов // Власть.- 1995.- №7.- с. 53- 57.
56. Давидюк М. Не отдал добровольно- заберут принудительно // Минский курьер.- 2003.- №14. – с.8.
57. Давидюк П. Г. Профсоюзное движение: история, теория, практика.- Мн.:Ураджай, 1999. - 268с.
58.Дракохруст Г. Белорусские объединения предпринимателей и работодателей // Новости НИСЭПИ. – 1999. - Вып. 4. – с. 3-7.
59. Дригайло Д . Десятые в списке // Белорусская деловая газета. – 2003. - № 96. – с. 5.
60. Дэбаш Шарль, Пант`e Жан Мары. Уводзiны у палiтыку. – Мн.: Белорусский Фонд Со-роса, 1996.- 624с.
61. Евелькин Г. Основные проблемы и информационные потребности малого предприни-мательства (на примере г. Минска) // Новости НИСЭПИ. – 2000. - Вып. 1. – с. 28-31.
62. Ефимова Н. Белорусское предпринимательство: виртуальная реальность // Новости НИСЭПИ. – 1999. - Вып. 4. – с. 16-19.
63. Заико Л. Экономическая и социальная политика: группы интересов и интегральный ре-зультат // Новости НИСЭПИ. – 2002. – Вып. 1. – с. 26 – 30.
64. Знайсцi свой шлях. Беларуская рэспублiканская грамадская арганiзацыя «Аб`яднаны шлях». – Мозырь: Белы вецер, 2003.- 126 с.
65. Зудин. А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса) // МЭ и МО. – 1996. - №3 – 5. – с. 12-20.
66. Зяблюк Н. Практика лоббистской деятельности в США. – М.: ИСКРАН, 1994. – 42с.
67. Ильичева Л. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти [элек-тронный ресурс]. – 25.02.2004 – Режим доступа: www.pareform.ru
68. Катырин С. Н. О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии мало-го и среднего бизнеса в СНГ // Экономическая наука современной России. – 1998. - № 3. – с.130 – 137.
69. Кисилев В. Лоббизм: методы легального влияния // Чиновникъ. – 2002. - №6. – с. 33- 40.
70. Кисилев. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования // Чиновникъ. – 2002. - №9. – с. 30- 45.
71. Козик Л. П. В интересах людей труда, в интересах всего общества // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь.– 2002.- №8.–с. 65-69.
72. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Учебник для вузов. - Мн.: ООО "Амалфея", 2001.- 222 с.
73. Кто хочет работать, тот работает // Беларускi час. – 2004.- № 3. - с. 2.
74. Кузнецова О. Спасут ли льготы промышленных гигантов? // Национальная экономиче-ская газета. – 2003. - № 22. – с. 4.
75. Ларин С. Кто правит Америкой? // Российская газета. – 1993. - № 17. – с. 9.
76. Левков В. Антипрокурорский бунт // Белорусская деловая газета.– 2003.-№ 11.– с. 3.
77. Левченко В.В. Председатель Минского городского Совета депутатов слушает (прямая линия с председателем Минского городского Совета депутатов В.М. Папковским) // Мин-ский курьер. – 2003. - №27. – с. 4.
78. Лепехин В. Предприниматели в политике: поствыборный синдром // Власть. – 1994. - № 4. – с.64 – 70.
79. Лоббизм в России: этапы большого пути: Доклад // Рос. союз промышленников и пред-принимателей, Эксперт. ин-т; [Подгот.: А.А.Нещадин и др.]. – М., 1994. – 40 с.
80. Лусикова Т. А. Практика правового регулирования лоббизма в зарубежных странах: США, Германия, Франция [электронный ресурс]. – 17.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
81. Масинкевич Н. Мы в заложниках у крупнейших налогоплательщиков // Национальная экономическая газета. – 2003. - № 12. – с. 5.
82. Минский профессиональный союз работников агропромышленного комплекса и пище-вой промышленности. Устав профессионального союза работников агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. – Мн., 2002. - 24с.
83. Михеев А. В. Объединения работодателей, предпринимателей и власть: реалии и пер-спективы взаимодействия// Социально- гуманитарные знания. – 2003. - № 3.- с. 212-222.
84. Навоев И. Миллиционеры из шкафа // Белорусская деловая газета. – 2003.- № 3.- с. 9.
85. Нещадин А. Лоббизм сегодня // Власть. – 1995.- № 3. – с. 43- 53.
86. Новиков А. На грани абсурда // Белорусская деловая газета. – 2003. - № 19. – с. 12.
87. Основные направления деятельности Союза предпринимателей Республики Беларусь. – Мн., 1995. – 6 с.
88. Официальный сайт Общественного объединения «Белорусский союз предпринимате-лей и наймодателей им. профессора Кунявского» [электронный ресурс]. – 18.03.2004 – Режим доступа: www.veales.by
89. Официальный сайт Общественного объединения «Минский городской союз предпри-нимателей и работодателей» [электронный ресурс]. – 18.03.2004 – Режим доступа: souz.Iatp. by.
90. Пахолкин О. Новый троллейбус. Конечная остановка – городской бюджет // Минский курьер. – 2003. - № 20. – с. 5.
91. Перегудов С.П., Семененко И. С. Группы интересов и Российское государство. -М.: Эди-ториал УРСС, 1999. – 350 с.
92. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. – 1993. - № 4. – с. 115 – 125.
93. Проверка на прочность [Предварительные итоги отчетно- выборной кампании проф-союзов в Беларуси, 2000 год] // Профсоюзы.- 2000. -№ 9. – с. 8.
94. Подольский Ю. Некоторые причины криминализации предпринимательства в Респуб-лике Беларусь // Новости НИСЭПИ.- 2000. – Вып.1. – с.25-28.
95. Попов Ю. Деловые люди России объединяются // Власть.- 1995. - №3. – с.19-22.
96. Потупа А.Общественные объединения в посткоммунистической Беларуси: некоторые политико-правовые аспекты эволюции // Новости НИСЭПИ.– 1997.- Вып.1.- с.15-17.
97. Петюнин А. Исполком держит руку на пульсе города (прямая линия с председателем Минского городского Совета депутатов В.М. Папковским) // Минский курьер. – 2003. - №36. – с. 8.
98. Приходько В. Как бьется «индустриальное сердце» // Минский курьер. – 2003. - №16. с.4-5.
99. Проект Федерального закона «О правовых основах лоббистской деятельности в феде-ральных органах государственной власти» [электронный ресурс]. – 23.03.2004 – Режим досту-па: www. legislature. ru.
100. Рзаев В. Этнический лоббизм: танцы на льду // [электронный ресурс]. – 23.03.2004 – Режим доступа: www. ponlike. ru.
101. Ромашевская Т. Директора ответят за зарплату //Белорусская деловая газета. – 2003.- №3. – с.5.
102. Сацук С. А судьи кто // Белорусская деловая газета. – 2003. - №17. - с. 6.
103. Сацук С. Качеству- бой // Белорусская деловая газета. – 2003. - №42. - с. 5.
104. Сацук С. Снисходительный инспектор// Белорусская деловая газета.– 2003.- №102.- с. 6.
105. Сащенко М. Спецслужбы Беларуси [электронный ресурс]. – 17.03.2004 – Режим дос-тупа: www. agentura. ru
106. Семененко И. Предприимательские ассоциации в Росии и странах Восточной европы // Бизнес. – 2000. - №3-4.- с.33- 35.
107. Тарифное соглашение между главным управлением потребительского рынка Миго-рисполкома и областным комитетом профсоюза работников торговли на 2002- 2004 годы. - Мн., 2002.- 15с.
108. Федотова Ю. Контрактный «синдром» и профсоюзы // Беларускi час. - №3.– с.1.
109. Формальный начальник или помощник в работе? // Беларускi час. – 2004.-№2. - с. 5.
***
110. Grote J., Shmitter Ph. The Corporatiwist Sysyphus: Past, Present, Future. – Europian Uniwersiti Institute, 1997. – 110 p.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Лоббизм представляет собой одно из значимых явлений политической жизни. Наряду с институтами представительной демократии лоббизм представляет собой один из институтов взаимосвязи общества и государства. Для понимания роли лоббизма надо обратить внимание на тот факт, что в некоторых развитых странах, например, во Франции, он законодательно за-прещен. Французский законодатель тем самым приравнивает лоббизм к опасным для общест-ва явлениям. Лоббизм запрещен и в Индии. В США лоббизм регулируется Конституцией и специальным законодательством, хотя и не запрещен к употреблению. Лоббизм как явление политической жизни получил практически повсеместное распространение. Можно с уверен-ностью утверждать, что в настоящее время лоббизм является неизбежным компонентом лю-бой политической системы. Нельзя провести различие между политическими системами по признаку наличия или отсутствия в них лоббизма, можно проводить различие лишь по степе-ни присутствия лоббизма в той или иной политической системе.
Лоббизм неизбежно возникает в любом обществе, в котором существуют независимые от государства интересы. Лоббизм и есть деятельность, направленная на реализацию таких инте-ресов. Чтобы устранить лоббизм, необходимо устранить независимые, отличные от государ-ственных интересы. А так как сделать это в настоящее время невозможно в силу самой приро-ды человека, то и устранить лоббизм невозможно. Однако признание факта неистребимости лоббизма не должно означать, что с данной проблемой следует смириться и просто не обра-щать на нее внимания. Напротив, следует всесторонне изучать данную проблему. Лоббизм, как и любое явление общественной жизни, имеет положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам лоббизма следует отнести такие его негативные проявления, как коррупция и взяточничество и порождаемые ими проблемы общества. Но не следует сводить лоббизм лишь к этим моментам. Лоббизм позволяет группам интересов более эффективно сотрудничать с властью. При определенных условиях лоббизм становится фактически одним из институтов демократического государства, связующим звеном между властью и народом, он позволяет власти более эффективно выявлять существующие в обществе потребности и реагировать на них. А как известно, только такая власть может считаться по- настоящему эф-фективной. Следовательно, актуальность исследования проблемы очевидна.
Как явление общественной жизни лоббизм активно изучается учеными различных стран. Начало непосредственному изучению лоббизма положил А. Бентли в своей книге «Процесс управления», впервые опубликованной в 1908 году, в которой он изложил свою концепцию групп интересов. В межвоенный период изучением лоббизма занимались в основном в США в рамках Чикагской школы. Исследование лоббизма развивалось в рамках различных подходов к пониманию демократии. В период между выходом книги А. Бентли и вплоть до конца 50 – х лоббизм рассматривался в основном в рамках плюралистического и элитисткого подходов к демократии. Среди известнейших ученых – «плюралистов», занимавшихся про-блемами лоббизма, М. Дюверже, Д. Труман, Р. Даль. Противостояла данной модели элитист-ская теория демократии. В ее рамках группами интересов занимались Г. Моска, Р. Михельс, Й. Шумпетер. С конца 60 – х гг. развивается неокорпоративистский подход к пониманию госу-дарства. В рамках этого подхода развиваются и исследования лоббизма. Среди известнейших представителей – С. Рокан, Г. Лембрух, У. Штрек, А. Косон и др. Среди современных иссле-дований можно выделить работу Ф. Шмиттера и Ю. Гротте «Современный Сизиф: прошлое, настоящее, будующее» [110]. На тему лоббизма пишут А. Лейпхарт, Дж. Гринвуд и множест-во других авторов. Активно развивается данное направление исследований в России (В. Лепе-хин, В. Разуваев, А. Салмин, А. Зудин, Н. Зяблюк, С. Перегудов, Ю. Федоров, В. Кисилев, Т. Лусикова, А. Михеев и ряд других авторов). К сожалению, белорусская наука не проявляет должного интереса к лоббизму как явлению политической жизни. Прежде всего это проявля-ется в отсутствии специальных монографий отечественных ученых по вопросам лоббизма. Существуют лишь публикации белорусских ученых, посвященные тем или иным сторонам лоббизма. Так, исследованиями профсоюзов занимаются В. Голубев и П. Давидюк. Предпри-нимательские союзы изучаются Н. Ефимовой, Л. Заико, Г. Дракохруст, Г. Евелькиным, Ю. Подольским. В целом общественными объединениями занимаются А. Потупа, С. Богданке-вич, И. Бугрова. Особо хотелось бы отметить статью В. Боровцова «Лоббирование как эффек-тивное средство изменения законодательства» [46, c. 12 -15], которой начинаются исследова-ния конкретно лоббизма. В целом много информации по проблеме содержится в аналитиче-ском бюллетене «Новости НИСЭПИ»и «Национальной экономической газете». Значитель-ный вклад в исследование лоббизма вносит и Кафедра политологии БГУ. Однако в целом данная тема слабо разработана белорусскими авторами. Между тем нельзя отрицать того фак-та, что лоббизм в нашей стране существует. Причем проявляется он зачастую в своих наибо-лее отрицательных формах- коррупции, взяточничестве. О том, что это действительно так, свидетельствует озабоченность государства проблемой коррупции. В качестве примера можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500 «О государствен-ной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 - 2006 годы» говорится о росте числа коррупционных преступлений. Также отмечается, что применяемые для борьбы с этим явлением меры неэффективны [22]. Таким образом, государство фактически признает, что существующая система мер по борьбе с коррупцией малоэффективна. В качестве выхода из этой ситуации предлагается ужесточение антикоррупционного законодательства [76] . Однако такой подход не предполагает устранения причин, порождающих коррупцию. В свою оче-редь, причиной применения именно такого подхода законодателем к проблеме коррупции вы-звано недостаточным пониманием лоббизма как явления политической жизни. На мой взгляд, при выработке мер по борьбе с коррупцией речь должна идти о внедрении и развитии альтер-нативных механизмов взаимодействия групп интересов и государственных органов, ведь кор-рупция, как одна из форм лоббизма, получила распространение прежде всего в силу неразви-тости в нашей стране легальных форм лоббизма. В свою очередь, их развитие, на мой взгляд, могло бы значительно снизить уровень коррупции в нашем обществе. Однако реализация та-кого подхода возможна лишь в случае детального исследования данных методов и проведения анализа их применения в нашей стране. Поэтому исследование проблемы лоббизма именно в нашей стране является актуальным.
Лоббизм как механизм взаимодействия власти и общества можно исследоваться на различ-ных уровнях в зависимости от положения государственных органов в системе государствен-ных органов нашей страны. В данной работе для анализа выбран уровень города Минска - бу-дут исследованы проблемы взаимодействия органов местного управления и самоуправления города Минска, структурных подразделений республиканских органов государственного управления, основной задачей которых является осуществление функций создавших их орга-нов в отношении города Минска, с одной стороны, и групп интересов, существующих в горо-де Минске. В сферу анализа не включены республиканские органы государственного управ-ления потому, что это не входит в задачи этого исследования. Кроме того, лишь немногие субъекты лоббирования могут лоббировать свои интересы на национальном уроне. Лоббист-ского потенциала большинства субъектов лоббирования хватает максимум на то, чтобы лоб-бировать свои интересы в органах местного управления и самоуправления. В то же время они, как я уже сказал, составляют большинство серди лоббистов. Итак, объект исследования - фе-номен лоббизма, а предмет – система лоббизма на уровне города Минска
Цель исследования: исследовать лоббизм как подсистему политической системы города Минска.
Задачи исследования:
1. Исследовать субъекты лоббирования на уровне города Минска.
2. Исследовать объекты лоббирования на уровне города Минска
3. Исследовать методы лоббирования, используемые вышеназванными субъектами лоббиро-вания.
4. Исследовать проблему правового регулирования лоббизма в нашей стране.
При проведении данного исследования я использовал прежде всего контент- анализ различ-ных письменных источников. В силу острого дефицита в специальных работах по исследуе-мой проблеме большинство моих источников составили нормативно- правовые акты и печат-ные СМИ. Анализ СМИ, прежде всего газет, дает обширный фактический материал для ис-следования. При этом в сферу анализа я включил как нейтральные по отношению к объектам исследования издания, так и издания, учредителями которых выступают объекты исследова-ния. Последние позволяют получить более полное представление о исследуемых объектах. Для реализации целей и задач исследования полезно было изучение аналитического бюллете-ня «Новости НИСЭПИ», а «Национальной экономической газеты».
В качестве основы своего исследования я использовал положение о том, что лоббизм явля-ясь одной из подсистем политической системы общества, одновременно представляет собой самостоятельную систему с присущими ей компонентами. К таковым я отнес субъекты лоб-бирования, объекты лоббирования и методы лоббирования (так называются основные три главы моего исследования). Кроме того, к элементам системы я отношу также нормы права, которые регулируют лоббизм. Таким образом методика исследования выглядит следующим образом: я вычленил проблему лоббизма на уровне города Минска, предположив наличие системы взаимосвязанных компонентов комплексного явления под названием лоббизм и ис-следовал ее при помощи контент- анализа. Кроме контент- анализа мне удавалось использо-вать интервью.
Гипотеза исследования:
В городе Минске сложилась специфическая модель лоббизма, при которой к объектам лоб-бирования относятся Минский городской исполнительный комитет и Минский городской Совет депутатов, а также правоохранительные органы, действующие на уровне города Мин-ска, причем наиболее часто лоббирование осуществляется в отношении Минского городского исполнительного комитета. Наиболее интенсивно осуществляют лоббистскую деятельность субъекты предпринимательской деятельности. Остальные группы интересов по ряду обстоя-тельств не могут считаться эффективными лоббистами. Субъекты лоббирования в качестве методов воздействия на государственные органы наиболее часто используют различного рода личные контакты. Воздействие через общественное мнение используется редко. Что касается правового регулирования лоббизма, то действует французская модель регулирования лоббиз-ма, при которой он законодательно запрещен.
Оглавление
Введение …………………………………………………………..…………………......3 - 6
Глава 1. Теоретические основы исследования лоббизма. Правовые аспекты лоббизма
1.1. Теоретические основы исследования лоббизма……………………………………...7 - 9
1.2. Правовые аспекты лоббизма……………...…………………………………………10 - 15
Глава 2. Объекты лоббирования.
2.1. Определение термина………………………………………………………………..16 - 18
2.2. Минский городской Совет депутатов как объект лоббирования……………………..19 - 32
2.3. Местные исполнительные органы как объекты лоббирования…….………………... 33 - 47
2.4. Контрольные и правоохранительные органы как
объекты лоббирования……………………………………………………………….48 - 52
Глава 3. Субъекты лоббирования
3.1. Определение термина…………………………………………………………….…53 - 56
3.2. Субъекты предпринимательской деятельности и их объединения
как субъекты лоббирования. Профсоюзы как субъекты лоббирования…………………57 - 72
3.3. Методы лоббирования………………………………………………………………73 - 72
Заключение…………………………………………………………………………………79
Список использованной литературы…………………………………………………….80 - 88
Приложение 1. Решение Минского городского Совета депутатов от 24.04.2003
«О повестке дня 2-й сессии Совета»………………………………………………………...89
Приложение 2. Таблица «Основные формы и методы лоббирования»
из книги Перегудова С.П., Семененко И. С. «Группы интересов и Российское
государство». …………………………………………………………………………90
Приложение 3. Таблица «Основные формы и методы лоббирования» из статьи
Кисилева В. «Лоббизм: методы легального влияния»……………………………………. …91
Приложение 4. Таблица «Средства, способы, инструменты
воздействия предпринимателей на социальную среду» из статьи
Ефимовой Н. Белорусское предпринимательство: виртуальная реальность»………………...92
Работа 2004 года. Защищалась в 2004 году на кафедре политологии. Очень хорошие отзывы. "На отлично". Много источников, в том числе ссылки на нормативку. Оригинальность работы в том числе обеспечивается за счет ссылок на белорусскую тематику
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999 . - №1.- 1/10.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 // Ведомости Национального соб-рания Республики Беларусь. - 1999 . - №7 – 9.- ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2000 г. - № 69. - 2/190; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. - 2001 . - № 46. - 2/750; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 г. - № 7.- 2/828; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 . - № 62. - 2/853; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2003 г. - № 74. - 2/960; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004.- № 4. - 2/1016.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №80. – 2/70.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 76. – 2/50; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002 . - № 55. - 2/847; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. -2002 .- № 75. - 2/861;Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь. -2003 . - № 8. - 2/922 ; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. - №80. - 2/969; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003.- № 83. -2/974
5. Декрет Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в декре-ты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 и от 16 ноября 2000г. №22» от 17 декабря 2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2002.- №142.- 1/4230.
6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.1993 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998.- №34.-ст.476; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1998. - № 34. - ст.476; Ведомости Националь-ного собрания Республики Беларусь. - 1999.- № 1. - ст.1; Ведомости Национального cоб-рания Республики Беларусь. - 1999.- №34-35. -ст.520; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 . - № 80. - 2/868.
7. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.- №70.- 2/953.
8. Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Бела-русь» от 09.02.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2000.- №18.- 2/144.
9. Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30.12.1997 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №2.- ст.6; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998 г. - № 25-26. - ст.428; На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003 г. - № 93. - 2/982; Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003 г.- № 136. -2/1002.
10. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь» 20.02.1991 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995.- №15-16.- ст.169; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995. - № 15-16. -ст.167;Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1997. - №15. - ст.261; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 .- № 3. -ст.34; Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 .- № 8. - 2/137;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 . - № 59. - 2/174; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - N 4.- 2/1012.
11. Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и кор-рупцией» от 26.06.1997 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1997.- №24.- ст.460.
12. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 // Ведомости Вер-ховного Совета Республики Беларусь.- 1996.- №21.- ст.376.
13. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 04.10.1994 // Ведомо-сти Верховного Совета Республики Беларусь. - 1994.- №29.- ст.503; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995.- № 14. - ст.135; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 . №34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. - 2001. - № 63. - 2/779; Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь. - 2003 . - №74. - 2/962.
14. Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995.- №12.- ст.121; Ве-домости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996. - № 21. - ст.378; Ведомости На-ционального собрания Республики Беларусь. - 1998 . - № 5. - ст.27; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999 . - № 25; Национальный реестр правовых актов Рес-публики Беларусь. - 2000 . - № 2. -2/112.
15. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 05.10.1994 // Ведомости Вер-ховного Совета Республики Беларусь.- 1994.- №30. - ст.509; Ведомости Национального соб-рания Республики Беларусь. -1999. - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000 . - № 2. - 2/113; Национальный реестр правовых актов Республи-ки Беларусь. - 2001. - № 63. - 2/779; Национальный реестр правовых актов Республики Бела-русь. - 2003 . - № 74. - 2/962.
16. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29.01.1993 // Ве-домости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1993.- №10.- ст.95; Ведомости Верхов-ного Совета Республики Беларусь.- 1994. -№ 30. - ст.513; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1995 .- № 19. -ст.230; Ведомости Верховного Совета Республики Бе-ларусь. – 1996. – № 23. - ст.427.
17. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22.04.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1992.- №19.- ст.300; Ведомости Национального cобрания Республики Беларусь. - 1999. - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 23. - 2/146; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 69. - 2/191.
18. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.12.1992 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1993.- №2.- ст.18; Ведомо-сти Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995. - № 13. - ст.125; Ведомости Нацио-нального собрания Республики Беларусь. - 1999 . - № 34-35. - ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 . - № 123. - 2/886.
19. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 07.07.1998 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998.- №29-30. - ст.466;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 59. - 2/176; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 17. - 2/935.
20. Закон Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь» от 27.03.1992 с изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета Рес-публики Беларусь. - 1992.- №13.- ст.217; Ведомости Верховного Совета Республики Бела-русь. - 1993. - № 21. - ст.255; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1996. - № 10. - ст.125; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996. – № 21. - ст.3; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1997 . - № 27. - ст.478; Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 100. - 2/203.
21. О Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 - 2006 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 113. - 1/4068.
22. О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных админи-страций районов в городах: Указ Президента Республики Беларусь, 07.12.2001 // Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001.- №117.- 1/3287.
23. О проведении реформы органов местного управления и самоуправления: Указ Прези-дента Республики Беларусь, 19 сентября 1995 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995.- №27.- ст.656.
24. О некоторых вопросах применения налога на продажу на отдельные товары в 2003 году: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 03.03.2003 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2003.- №29.- 5/12085.
25.О создании Белорусского государственного научно-производственного концерна межот-раслевого машино- и приборостроения "Белмашприбор": Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1999 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999.- № 60. - 9/2639.
26. Об утверждении Типового положения об инспекции Министерства по налогам и сборам :Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 декабря 2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002.- № 8. - 8/7657.
27. Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в го-роде Минске на 2003- 2005 годы: Утв. Решением Минского городского Совета депутатов от 24.10.2002 [электронный ресурс ]. – 20.02.2004 – Режим доступа: pravo.by
28. О повестке дня 2-й сессии Совета :Решение Минского городского Совета депутатов от 24.04.2003 [электронный ресурс]. – 20.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
29. О прогнозе социально- экономического развития города Минска на 2003 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 27.12.2002 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo.by .
30. О регламенте Минского городского Совета депутатов: Решение Минского город-ского Совета депутатов от 12.12.2000 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo2002.by.ru .
31. Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации коммунальной соб-ственности города Минска: Решение Минского городского Совета депутатов от 12.12.2000 [электронныйресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: pravo2002.by.ru.
32. Об утверждении Устава города Минска: Решение Минского городского Совета депута-тов от 26.06.2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2001.- №78.- 9/1130.
33. Об информационном отделе при управлении ценообразования Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 13.02.1996 [электронный ресурс]. – 17.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by
34. О Регламенте Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского го-родского исполнительного комитета от 19.11.2002 [электронный ресурс]. – 19.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
35. Об Управлении бытового обслуживания Минского городского исполнительного коми-тета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 11.05.1998 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
36. Об Управлении предпринимательства Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского исполнительного комитета от 18.06.2002 [электронный ре-сурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
37. Об утверждении Положения о Комитете архитектуры, градостроительства и землеуст-ройства Минского городского исполнительного комитета: Решение Минского городского ис-полнительного комитета от 05.06.2003 [электронный ресурс]. – 18.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
38. Об утверждении Положения о Минском городском Совете по развитию предпринима-тельства при Минском городском исполнительном комитете:
Решение Минского городского исполнительного комитета от 2 мая 2003 г. № 698 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.- № 60. - 9/2639.
39. Положение о Минском городском объединении организаций отраслевых профсоюзов: Утв. Постановлением Президиума Совета ФПБ 28 апреля 2000. – Мн., 2000. –15 с.
***
40. Александрович А., Николайчук А. Кольцо раздора // Белорусская деловая газета.- 2003.- №45.– с.4.
41. Бадей Г. Роль предпринимательства в формировании общественного мнения и социаль-но- экономической политики // Новости НИСЭПИ.- 2002. – Вып. 1.- с.31-33.
42. Белорусская научно-промышленная ассоциация. Основные направления деятельности Белорусской научно-промышленной ассоциации на 1993 год. – Мн., 1992.- 18 с.
43. Белорусский профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов. Основные направления деятельности на 2000- 2005 гг.- Мн., 2000.- 7с.
44. Богданкевич С. Роль оппозиционных партий в формировании общественного мнения и публичной политики в Беларуси // Новости НИСЭПИ.- 2002. – Вып.1.- с.3-7.
45. Борисов В.А. Положение в сфере труда и социальной защиты и деятельности профсою-зов в странах СНГ // Экономика и организация промышленного производства.- 1999.- №11. – с. 113 – 126.
46. Боровцов В. Лоббирование как эффективное средство изменения законодательства // Новости НИСЭПИ.- 1997. – Вып.1. – с.12-15.
47. Бугрова И. Публичная политика как реабилитация политики // Новости НИСЭПИ. - 2002. – Вып.1. – с.16-19
48. Ванденко И. Мы говорим «депутат», а подразумеваем «брокер» // Известия. – 1997. - №99. – с. 3.
49. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник.- Мн.: Универ-ситетское, 2003. – 832 с.
50. Веселкова Н. В. Профсоюзы и пресса. Реальность и мифы // Социологические исследо-вания.- 2002. – №8. – с. 128- 136.
51. Вынiкi выбарау дэпутатау Мiнскага гарадскога Савета дэпутатау XXIV сkлiкання //Минский курьер.- 2003. - №17.- с. 10- 12.
52. Голубев В. Рабочее и профсоюзное движения Беларуси (1990- 2002 гг.) // Аналитический бюллетень Белорусской ассоциации фабрик мысли. – 2002. - № 4. – с.45- 53.
53. Гончаренко С. «МАЗы» на обочине // Белорусская деловая газета.- 2003.- №30. - с.12.
54. Грибанов В. В. Профсоюзы и политика. – СПб.: Новая книга, 2001.- 285 с.
55. Губернаторов В. Группы влияния российских деловых кругов // Власть.- 1995.- №7.- с. 53- 57.
56. Давидюк М. Не отдал добровольно- заберут принудительно // Минский курьер.- 2003.- №14. – с.8.
57. Давидюк П. Г. Профсоюзное движение: история, теория, практика.- Мн.:Ураджай, 1999. - 268с.
58.Дракохруст Г. Белорусские объединения предпринимателей и работодателей // Новости НИСЭПИ. – 1999. - Вып. 4. – с. 3-7.
59. Дригайло Д . Десятые в списке // Белорусская деловая газета. – 2003. - № 96. – с. 5.
60. Дэбаш Шарль, Пант`e Жан Мары. Уводзiны у палiтыку. – Мн.: Белорусский Фонд Со-роса, 1996.- 624с.
61. Евелькин Г. Основные проблемы и информационные потребности малого предприни-мательства (на примере г. Минска) // Новости НИСЭПИ. – 2000. - Вып. 1. – с. 28-31.
62. Ефимова Н. Белорусское предпринимательство: виртуальная реальность // Новости НИСЭПИ. – 1999. - Вып. 4. – с. 16-19.
63. Заико Л. Экономическая и социальная политика: группы интересов и интегральный ре-зультат // Новости НИСЭПИ. – 2002. – Вып. 1. – с. 26 – 30.
64. Знайсцi свой шлях. Беларуская рэспублiканская грамадская арганiзацыя «Аб`яднаны шлях». – Мозырь: Белы вецер, 2003.- 126 с.
65. Зудин. А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса) // МЭ и МО. – 1996. - №3 – 5. – с. 12-20.
66. Зяблюк Н. Практика лоббистской деятельности в США. – М.: ИСКРАН, 1994. – 42с.
67. Ильичева Л. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти [элек-тронный ресурс]. – 25.02.2004 – Режим доступа: www.pareform.ru
68. Катырин С. Н. О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии мало-го и среднего бизнеса в СНГ // Экономическая наука современной России. – 1998. - № 3. – с.130 – 137.
69. Кисилев В. Лоббизм: методы легального влияния // Чиновникъ. – 2002. - №6. – с. 33- 40.
70. Кисилев. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования // Чиновникъ. – 2002. - №9. – с. 30- 45.
71. Козик Л. П. В интересах людей труда, в интересах всего общества // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь.– 2002.- №8.–с. 65-69.
72. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Учебник для вузов. - Мн.: ООО "Амалфея", 2001.- 222 с.
73. Кто хочет работать, тот работает // Беларускi час. – 2004.- № 3. - с. 2.
74. Кузнецова О. Спасут ли льготы промышленных гигантов? // Национальная экономиче-ская газета. – 2003. - № 22. – с. 4.
75. Ларин С. Кто правит Америкой? // Российская газета. – 1993. - № 17. – с. 9.
76. Левков В. Антипрокурорский бунт // Белорусская деловая газета.– 2003.-№ 11.– с. 3.
77. Левченко В.В. Председатель Минского городского Совета депутатов слушает (прямая линия с председателем Минского городского Совета депутатов В.М. Папковским) // Мин-ский курьер. – 2003. - №27. – с. 4.
78. Лепехин В. Предприниматели в политике: поствыборный синдром // Власть. – 1994. - № 4. – с.64 – 70.
79. Лоббизм в России: этапы большого пути: Доклад // Рос. союз промышленников и пред-принимателей, Эксперт. ин-т; [Подгот.: А.А.Нещадин и др.]. – М., 1994. – 40 с.
80. Лусикова Т. А. Практика правового регулирования лоббизма в зарубежных странах: США, Германия, Франция [электронный ресурс]. – 17.02.2004 – Режим доступа: www.minsk.gov.by.
81. Масинкевич Н. Мы в заложниках у крупнейших налогоплательщиков // Национальная экономическая газета. – 2003. - № 12. – с. 5.
82. Минский профессиональный союз работников агропромышленного комплекса и пище-вой промышленности. Устав профессионального союза работников агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. – Мн., 2002. - 24с.
83. Михеев А. В. Объединения работодателей, предпринимателей и власть: реалии и пер-спективы взаимодействия// Социально- гуманитарные знания. – 2003. - № 3.- с. 212-222.
84. Навоев И. Миллиционеры из шкафа // Белорусская деловая газета. – 2003.- № 3.- с. 9.
85. Нещадин А. Лоббизм сегодня // Власть. – 1995.- № 3. – с. 43- 53.
86. Новиков А. На грани абсурда // Белорусская деловая газета. – 2003. - № 19. – с. 12.
87. Основные направления деятельности Союза предпринимателей Республики Беларусь. – Мн., 1995. – 6 с.
88. Официальный сайт Общественного объединения «Белорусский союз предпринимате-лей и наймодателей им. профессора Кунявского» [электронный ресурс]. – 18.03.2004 – Режим доступа: www.veales.by
89. Официальный сайт Общественного объединения «Минский городской союз предпри-нимателей и работодателей» [электронный ресурс]. – 18.03.2004 – Режим доступа: souz.Iatp. by.
90. Пахолкин О. Новый троллейбус. Конечная остановка – городской бюджет // Минский курьер. – 2003. - № 20. – с. 5.
91. Перегудов С.П., Семененко И. С. Группы интересов и Российское государство. -М.: Эди-ториал УРСС, 1999. – 350 с.
92. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. – 1993. - № 4. – с. 115 – 125.
93. Проверка на прочность [Предварительные итоги отчетно- выборной кампании проф-союзов в Беларуси, 2000 год] // Профсоюзы.- 2000. -№ 9. – с. 8.
94. Подольский Ю. Некоторые причины криминализации предпринимательства в Респуб-лике Беларусь // Новости НИСЭПИ.- 2000. – Вып.1. – с.25-28.
95. Попов Ю. Деловые люди России объединяются // Власть.- 1995. - №3. – с.19-22.
96. Потупа А.Общественные объединения в посткоммунистической Беларуси: некоторые политико-правовые аспекты эволюции // Новости НИСЭПИ.– 1997.- Вып.1.- с.15-17.
97. Петюнин А. Исполком держит руку на пульсе города (прямая линия с председателем Минского городского Совета депутатов В.М. Папковским) // Минский курьер. – 2003. - №36. – с. 8.
98. Приходько В. Как бьется «индустриальное сердце» // Минский курьер. – 2003. - №16. с.4-5.
99. Проект Федерального закона «О правовых основах лоббистской деятельности в феде-ральных органах государственной власти» [электронный ресурс]. – 23.03.2004 – Режим досту-па: www. legislature. ru.
100. Рзаев В. Этнический лоббизм: танцы на льду // [электронный ресурс]. – 23.03.2004 – Режим доступа: www. ponlike. ru.
101. Ромашевская Т. Директора ответят за зарплату //Белорусская деловая газета. – 2003.- №3. – с.5.
102. Сацук С. А судьи кто // Белорусская деловая газета. – 2003. - №17. - с. 6.
103. Сацук С. Качеству- бой // Белорусская деловая газета. – 2003. - №42. - с. 5.
104. Сацук С. Снисходительный инспектор// Белорусская деловая газета.– 2003.- №102.- с. 6.
105. Сащенко М. Спецслужбы Беларуси [электронный ресурс]. – 17.03.2004 – Режим дос-тупа: www. agentura. ru
106. Семененко И. Предприимательские ассоциации в Росии и странах Восточной европы // Бизнес. – 2000. - №3-4.- с.33- 35.
107. Тарифное соглашение между главным управлением потребительского рынка Миго-рисполкома и областным комитетом профсоюза работников торговли на 2002- 2004 годы. - Мн., 2002.- 15с.
108. Федотова Ю. Контрактный «синдром» и профсоюзы // Беларускi час. - №3.– с.1.
109. Формальный начальник или помощник в работе? // Беларускi час. – 2004.-№2. - с. 5.
***
110. Grote J., Shmitter Ph. The Corporatiwist Sysyphus: Past, Present, Future. – Europian Uniwersiti Institute, 1997. – 110 p.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
7000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую