Переживала за работу – тема не избитая, материалы надо было подбирать. Автор справился. Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
На молодежный экстремизм можно воздействовать, если выявить кри-зисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их базо-вые характеристики, привязать их к конкретным типам личности. Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.
Большую роль в этом может и должна играть система высшего образо-вания, не просто сообщающая студенту фиксированные знания, по излагаю-щая их в определенном моральном контексте. Кроме того, система высшего образования несет в себе пока неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Социальные основы экстремистско-го потенциала закладываются в детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему образование необходимо провозгласить и законодательно офор-мить категорией гражданского долга.
Различия в ряде основных параметров политической толерантности разных социальных групп в единой национальной и государственной общности делает оправданной постановку вопроса о возможности существования в ней своеобразных субкультур.
В одних случаях отличия этих частных культур от общей политической культуры конкретной национальной и государственной общности не носят принципиального характера, и они интегрированы в нее на положении субкультур. В других - настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Это значит, что в каждом обществе могут существовать несколько политических культур: господствующая, или общая культура, субкультуры и контркультуры. Дифференциация может быть основана на социально-классовых, национальных, религиозных и иных различиях между социальными общностями и отдельными людьми.
Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для об-щества формы социальной и политической жизни. В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического порядка.
В современной России в процессе становления гражданского общества идет поиск путей и способов ее выхода на устойчивую траекторию общест-венного развития; в российском политическом пространстве возникают оп-ределенные противоречия, этнополитические конфликты, как на государст-венном, так и на этническом, национальном, групповом уровнях. На этом фоне проявляются элементы также фрагментарной этнополитической куль-туры, развитие различных политических субкультур. Трансформация этно-политической культуры также является закономерностью, но в настоящее время совершенно не изученной. Ясно только одно - трансформация этнопо-литической культуры оказывает сильное влияние на политическое сознание молодежи как наиболее восприимчивой к изменениям.
Исследованию проблем межнациональных отношений, национальной политики, интернационально-патриотическому воспитанию населения боль-шое внимание уделяли Г.А. Бакиева, P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, О.Н. Исакова, В.А. Лекторский, A.B. Луначарский, A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский; социологи и философы А.П. Буева, О.Г. Дробницкий, С.Н.Иконникова, И.С. Кон, О.П. Целикова, М. Мчедлов, Е. Накгле, В.А. Петровский, Л.В. Скворцов, В.А. Тишков, О. Хёффе и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурные и этнические характеристики межнационального общения. М.А. Терентий, Г.Н. Волков, К.Ш. Ахияров, Я.И. Ханби- ков, З.Б. Цаллагова и др., исследовали проблемы патриотического воспитания в национальных школах в ходе изучения национальной культуры и языка.
Этнополитическая культура содержит в себе модели этнополитическо-го поведения. В связи с этим на передний план выдвигается целый ряд впол-не актуальных задач, одной из них — является осмысление проблемы совме-щения традиционных элементов с элементами инновационного процесса формирования этнополитической культуры.
В этих условиях возрастает роль этнополитической идентификации всех субъектов общества, и в первую очередь особой социальной группы — студенческой молодежи. Этнополитическая идентификация означает процесс усвоения индивидом требований российской или сугубо этнической иден-тичности, идеалов, знаний, чувств, опыта.
Цель исследования: выявить особенности формирования этнополитической толерантности в студенческой среде, определить формы борьбы с проявлениями этнополитической антикультуры в данной сфере.
Объект исследования: этнополитические процессы в молодежной среде.
Предмет исследования: формирование этнополитической толерантности студентов в вузах.
Гипотеза исследования: Этнополитическая толерантность напрямую связана и отражает национальное и этнополитическое сознание, включает в себя образцы поведения, социальный опыт и знание, является системой ценностей, которые доминируют в обществе. На этом фоне проявляются элементы фрагментарной политической культуры, развитие различных политических субкультур молодежи.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть генезис и развитие идеи толерантности.
2. Провести анализ понятия «толерантность» и «этнополитическая толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики.
3. Изучить этнополитические установки волгоградских студентов.
4. Проанализировать конфликтность и толерантность в поведении студентов волгоградских вузов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили в первую очередь теории известных зарубежных ученых (А. Алмонд, Н. Глейзер, Д. Горовиц, Д. Мойнихан, Дж. Ротшильд, Э. Геллнер) и отечест-венных специалистов (JL Гумилев, Ю. Бромлей, В. Шнирельман, Р. Абдула- типов, Г.В. Старовойтова), исследовавших этнополитические процессы. Они рассматривали принципы и понятия этнополитологии и этнополитики в со-временных условиях. Анализу проблем этнической толерантности посвяще-ны труды таких ученых, как М. Мчедлов, A.A. Галкин, Ю. Красин, А. Шад- же, 3. Сикевич, В. Мукомель и др.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения феномена этнополитической толерантности 7
1.1.Генезис и развитие идеи толерантности 7
1.2.Анализ понятия «толерантность» и «этнополитическая толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики 20
Глава 2. Социальные практики межэтнического взаимодействия в студенческой среде 40
2.1. Этнополитические установки волгоградских студентов 40
2.2. Конфликтность и толерантность в поведении студентов волгоградских вузов 46
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Заключение
На молодежный экстремизм можно воздействовать, если выявить кри-зисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их базо-вые характеристики, привязать их к конкретным типам личности. Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.
Большую роль в этом может и должна играть система высшего образо-вания, не просто сообщающая студенту фиксированные знания, по излагаю-щая их в определенном моральном контексте. Кроме того, система высшего образования несет в себе пока неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Социальные основы экстремистско-го потенциала.закладываются в детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему образование необходимо провозгласить и законодательно офор-мить категорией гражданского долга.
Среднее и даже высшее образование неотделимы от воспитания, что является одной го главных точек соприкосновения и взаимодействия с моло-дежной политикой, способной в лице своих институтов взять на себя функцию координации воспитательной деятельности, так или иначе осуществляемой различными институтами. Этнополитическое воспитание - один из закладных камней в фундаменте этнополитики, направленной на снижение потенциала националистического экстремизма. Именно воспитанием закладывается основа личности свободного человека, способного в любой ситуации избирать оптимальные пути адекватного поведения, формируются и разви-ваются механизмы саморегуляции, упреждающие экстремизм в сознании и поведении. Воспитание в современных условиях не просто должно формиро-вать хорошее, доброе и вечное в абстрактном плане, а стремится достичь оп-ределенной личности- патриота и гражданина. Как показывает опыт, экстре-мистский потенциал значительно снижен у молодых людей с выраженными признаками гражданственности и государственного патриотизма.
Результаты социологических исследований сопоставимы с психологическими и еще раз доказывают отсутствие большой разницы в позициях студентов экспериментальных (вузов, в которых ведется работа по формированию культуры межнационального общения) и контрольных (вузы, в которых не проводится такая работа) учебных заведений. Этот факт весьма значимый и требует обстоятельного объяснения и серьезных выводов.
Возникает вопрос — насколько эффективно и правильно построена в вузах воспитательная работа по формированию этнополитической толерантности?
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие этнополитической толерантности, включающие в себя параметры этнополитического сознания, автономности культурно-национального развития, толерантности, культуры межнационального общения, позволяет более предметно и эффективно изу-чать сущность политических процессов, характер и содержание взаимовоз-действия национально-культурных и политических ценностей.
Список использованной литературы
1. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.
2. Арутюнян Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности. // Социологические исследования, - 2009.
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Т. Этническая социализация подро¬стка. М., 2000.
4. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. // Вопросы психологии. 1989. № 5.
5. Беляев Н.В. Интернационализация межличностного общения в ду-ховной жизни многонационального коллектива: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02 / Новосибирск, 1985.
6. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы. Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. М, 1991.-24с.
7. Бирюков C.B. региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1.
8. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты мо-лодежной субкулыуры // Вестник Московского университета. Сер. 12, Поли¬тические науки. 1996. № 2.
9. Бугай Н.Ф. Толерантность как фактор стабильности обстановки в условиях подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи //Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссий¬ской конференции. Адлер, 2008.
10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв. М., 1999.
11. Викторук Е.А. Сущность межнациональных противоречий и осо-бенности их проявления на современном этапе: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02. / МГУ им. М.В. Ломоносова-М., 1991.
12. Воспитание культуры межнационального общения.: Метод, реко-мендации. (Сост.В.И.Буреико, Н.Е.Иванюшкин,В.В. Меркулов). -М., 1989.
13. Галлиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления меж¬национальных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук. 22.00.04 / Башкирский ун-т.-Уфа, 1997.
14. Галимова Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов. Дисс.канд.пед.наук. - Уфа: 1993.
15. Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации. 2003. 26 с.
16. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН–пресс–Ц, 2001.
17. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур. 2002. - С. 125-127Дробижева Л.М., Даен Д.В., Рыжова С.В. Социология межэтнической толерантности / Отв. Ред. Дробижева Л.М. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2003.
18. Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России. // Вестник общественного мнения, - 2009.
19. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Феномен толерантности как акту-альная психолого-педагогичнская проблема. // Дни науки социально- педагогического института. Мат-лы 4-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2005.
20. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Поликультурное образование в со¬временном российском социуме. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006..
21. Даракчян Г.О. Образование и формирование культуры толерантно¬сти. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно- практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006.
22. Даракчян Г.О. Культура межнационального общения: особенности и формирование // Гуманизация образования. № 1. Сочи, 2006.
23. Даракчян Г.О. Место языка в формировании культуры человека. // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей шко¬ле. Мат-лы 2-ой всероссийской научно-методической конференции. Часть 1. Сочи, РИО СГУТиКД, 6-7 мая 2003г.
24. Даракчян Г.О. культура межнационального общения (к постановке вопроса) // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Мат-лы 4-ой всероссийской научно-методической конферен¬ции. Сочи, РИО СГУТиКД, 19-29 мая 2006 г.
25. Даракчян Г.О., Арещенков C.B. Толерантность в системе образова¬тельных учреждений. Студенческие научные исследования в системе тризма и курортного дела: Материалы 1-й всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 5-8 февр. 2007 г. / Федер. агентство по образованию; Соч. гос. ун-т. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2007.
26. Даракчян Г.О., Крыжановская O.A. Современные политико- философские дискуссии по проблеме толерантности. Дни науки Социально- педагогического института. Сочинского государственного университета ту¬ризма и курортного дела: Материалы 6-й науч.-практ. конф. студ. и асп., г. Сочи, 22-24 марта 2007г. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2007.
27. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения. //Социальная политика и национальные отношения. Материалы всесоюзной научно-практической конф., 28-30 июня 1982г., г. Рига. — М.: Мысль, 1982.
28. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте соци-альной ситуации // Социологические исследования. 2003. № 4.
29. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В.С. Рахманина // Межрегиональные исследования в общественных науках. – Воронеж, 2002.
30. Евдокимова Т. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. 2009.
31. Журавский А.В. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения. / Сборник материалов по результатам социологического исследования. // Под общей редакцией А.В. Журавского. - 2008.
32. Здравомыслов А. О национальном самосознании россиян // Мониторинг общественного мнения, - 2001.
33. Загорская Н.С Культура межнационального общения (этносоцио- логический анализ). Дисс.канд.соц.наук. Мн.:1990.
34. Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление. Ростов н/Д, 2002.
35. Зарайченко В.Е. Этнокультура и государственная служба (опыт преподавания спецкурса) / Формирование культуры межнационального об¬щения на Дону.: опыт и проблемы. Ростов н/Д, 2002.
36. Зарайченко В.Е. Этнокультурный фактор в региональном управле¬нии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2001. № 1.
37. Камкия Б.А. Проблема легитимности власти в полиэтничном госу-дарстве: Опыт политологической интерпретации общественно- государственных отношений в Грузии п Абхазии в конце 80-х - начале 90-х годов / Московский общественный научный фонд. М., 1997.
38. Кислицын.С.А. С.А. Угрозы безопасности : национализм и антисе-митизм. Ростов н/Д, 2000.
39. Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2005.
40. Кобахидзе Е.И., Павловец Г.Г., Федосова Е.В. Роль этничности в межкультурном взаимодействии народов Северного Кавказа // материалы II Всероссийского социологического конгресса: российское общество и социо¬логия в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2004.
41. Коган Л.Н. Культура межнационального взаимодействия. В кн.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни со¬ветского народа. - Фрунзе: 1982.
42. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Этнополитическое сознание студен-чества в первой половине 90-х годов.// Социологические исследования. 2000. №4.
43. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов ВУЗов. Дисс.канд.пед.наук. — Курган: 2000.
44. Контроль социальный // Социология. Краткий социологический словарь / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001.
45. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде пе- тербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.С. 27.
46. Козлов В.В. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2004.
47. Козлова И.М. Формирование гражданского общества в городе- курорте Сочи // Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материа¬лы всероссийской конференции. Адлер, 2008.
48. Кочетов А.И. Воспитательная система: общеобразовательная школа России/ Российская Академия образования, Южное отделение; Институт ме¬ждународного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского. — Краснодар, 2000.
49. Кретов Б.И., Некрасова А.И. Культура межнационального общения и политическая культура. Учебное пособие. М.: МИИТ, 1989.
50. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре ев-ропейской России // Социс. 2005. № 3.
51. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
52. Культура межнационального общения. Учебно-методическое посо¬бие. Сост. Лихобабин М.Ю. Ростов н/Д, 2003.
53. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.
54. Кусарбаев Р.И. формирование межнационального взаимодействия у студентов ВУЗов. Дисс.канд.пед.ртаук. -М., 2001.
55. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. Изд. 2. М.,
56. 1993.
57. Маликова Н.Р. Этносоциологическое исследование трансформации постсоветских наций // Социс. 2004. № 5.
58. s.
59. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 1 -2.
60. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этни¬ческих меньшинств в многонациональном обществе // Социс. 2002. № 8.
61. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
62. Морозова Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар,
63. 1998.
64. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межрегио-нального общения (философско-антропологическая оценка): Опыт полифо¬нического исследования. Махачкала, 2002.
65. Муханов В.М., Исторические фальсификации и их использование в деле дискредитации Сочинской Олимпиады // Сочи предолимпийский: про¬блемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер. 2008.
66. Назаров М. М. Политическая культура российского общества: 1991¬1995 годы: Опыт социологического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
67. Наушабаева СУ. Проблема поликультурного образования в амери¬канской педагогике, (анализ концепции Бэнкса) // Педагогика, 1993. № 1.
68. На пути к толерантному сознанию./Под ред. А.Г. Асмолова М.,
69. 2000.
70. Нечаев В.Д. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1.
71. О культуре межнационального общения // Социально-полити-ческий журнал. 1997. № 3.
72. Основы национальных и федеративных отношений. Учебное по-собие / Под общей редакцией Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.
73. Паттерсон Кэрри, Гренни Джозеф. Управление конфликтом. М.: Вильяме, 2007.
74. Петрова C.B. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России. Дисс.канд.полит.наук. 23.00.02. Ростов н/Д, 2004.
75. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
76. Степанов Е.И. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозиро-вание, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып. 20 М. 2003 - 464 с.
77. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методоло-гические, теоретические, технологические проблемы / Центр конфликтоло¬гии Института социологии РАН. М., 1996.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
На молодежный экстремизм можно воздействовать, если выявить кри-зисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их базо-вые характеристики, привязать их к конкретным типам личности. Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.
Большую роль в этом может и должна играть система высшего образо-вания, не просто сообщающая студенту фиксированные знания, по излагаю-щая их в определенном моральном контексте. Кроме того, система высшего образования несет в себе пока неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Социальные основы экстремистско-го потенциала закладываются в детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему образование необходимо провозгласить и законодательно офор-мить категорией гражданского долга.
Различия в ряде основных параметров политической толерантности разных социальных групп в единой национальной и государственной общности делает оправданной постановку вопроса о возможности существования в ней своеобразных субкультур.
В одних случаях отличия этих частных культур от общей политической культуры конкретной национальной и государственной общности не носят принципиального характера, и они интегрированы в нее на положении субкультур. В других - настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Это значит, что в каждом обществе могут существовать несколько политических культур: господствующая, или общая культура, субкультуры и контркультуры. Дифференциация может быть основана на социально-классовых, национальных, религиозных и иных различиях между социальными общностями и отдельными людьми.
Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для об-щества формы социальной и политической жизни. В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического порядка.
В современной России в процессе становления гражданского общества идет поиск путей и способов ее выхода на устойчивую траекторию общест-венного развития; в российском политическом пространстве возникают оп-ределенные противоречия, этнополитические конфликты, как на государст-венном, так и на этническом, национальном, групповом уровнях. На этом фоне проявляются элементы также фрагментарной этнополитической куль-туры, развитие различных политических субкультур. Трансформация этно-политической культуры также является закономерностью, но в настоящее время совершенно не изученной. Ясно только одно - трансформация этнопо-литической культуры оказывает сильное влияние на политическое сознание молодежи как наиболее восприимчивой к изменениям.
Исследованию проблем межнациональных отношений, национальной политики, интернационально-патриотическому воспитанию населения боль-шое внимание уделяли Г.А. Бакиева, P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, О.Н. Исакова, В.А. Лекторский, A.B. Луначарский, A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский; социологи и философы А.П. Буева, О.Г. Дробницкий, С.Н.Иконникова, И.С. Кон, О.П. Целикова, М. Мчедлов, Е. Накгле, В.А. Петровский, Л.В. Скворцов, В.А. Тишков, О. Хёффе и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурные и этнические характеристики межнационального общения. М.А. Терентий, Г.Н. Волков, К.Ш. Ахияров, Я.И. Ханби- ков, З.Б. Цаллагова и др., исследовали проблемы патриотического воспитания в национальных школах в ходе изучения национальной культуры и языка.
Этнополитическая культура содержит в себе модели этнополитическо-го поведения. В связи с этим на передний план выдвигается целый ряд впол-не актуальных задач, одной из них — является осмысление проблемы совме-щения традиционных элементов с элементами инновационного процесса формирования этнополитической культуры.
В этих условиях возрастает роль этнополитической идентификации всех субъектов общества, и в первую очередь особой социальной группы — студенческой молодежи. Этнополитическая идентификация означает процесс усвоения индивидом требований российской или сугубо этнической иден-тичности, идеалов, знаний, чувств, опыта.
Цель исследования: выявить особенности формирования этнополитической толерантности в студенческой среде, определить формы борьбы с проявлениями этнополитической антикультуры в данной сфере.
Объект исследования: этнополитические процессы в молодежной среде.
Предмет исследования: формирование этнополитической толерантности студентов в вузах.
Гипотеза исследования: Этнополитическая толерантность напрямую связана и отражает национальное и этнополитическое сознание, включает в себя образцы поведения, социальный опыт и знание, является системой ценностей, которые доминируют в обществе. На этом фоне проявляются элементы фрагментарной политической культуры, развитие различных политических субкультур молодежи.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть генезис и развитие идеи толерантности.
2. Провести анализ понятия «толерантность» и «этнополитическая толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики.
3. Изучить этнополитические установки волгоградских студентов.
4. Проанализировать конфликтность и толерантность в поведении студентов волгоградских вузов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили в первую очередь теории известных зарубежных ученых (А. Алмонд, Н. Глейзер, Д. Горовиц, Д. Мойнихан, Дж. Ротшильд, Э. Геллнер) и отечест-венных специалистов (JL Гумилев, Ю. Бромлей, В. Шнирельман, Р. Абдула- типов, Г.В. Старовойтова), исследовавших этнополитические процессы. Они рассматривали принципы и понятия этнополитологии и этнополитики в со-временных условиях. Анализу проблем этнической толерантности посвяще-ны труды таких ученых, как М. Мчедлов, A.A. Галкин, Ю. Красин, А. Шад- же, 3. Сикевич, В. Мукомель и др.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения феномена этнополитической толерантности 7
1.1.Генезис и развитие идеи толерантности 7
1.2.Анализ понятия «толерантность» и «этнополитическая толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики 20
Глава 2. Социальные практики межэтнического взаимодействия в студенческой среде 40
2.1. Этнополитические установки волгоградских студентов 40
2.2. Конфликтность и толерантность в поведении студентов волгоградских вузов 46
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Заключение
На молодежный экстремизм можно воздействовать, если выявить кри-зисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их базо-вые характеристики, привязать их к конкретным типам личности. Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.
Большую роль в этом может и должна играть система высшего образо-вания, не просто сообщающая студенту фиксированные знания, по излагаю-щая их в определенном моральном контексте. Кроме того, система высшего образования несет в себе пока неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Социальные основы экстремистско-го потенциала.закладываются в детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему образование необходимо провозгласить и законодательно офор-мить категорией гражданского долга.
Среднее и даже высшее образование неотделимы от воспитания, что является одной го главных точек соприкосновения и взаимодействия с моло-дежной политикой, способной в лице своих институтов взять на себя функцию координации воспитательной деятельности, так или иначе осуществляемой различными институтами. Этнополитическое воспитание - один из закладных камней в фундаменте этнополитики, направленной на снижение потенциала националистического экстремизма. Именно воспитанием закладывается основа личности свободного человека, способного в любой ситуации избирать оптимальные пути адекватного поведения, формируются и разви-ваются механизмы саморегуляции, упреждающие экстремизм в сознании и поведении. Воспитание в современных условиях не просто должно формиро-вать хорошее, доброе и вечное в абстрактном плане, а стремится достичь оп-ределенной личности- патриота и гражданина. Как показывает опыт, экстре-мистский потенциал значительно снижен у молодых людей с выраженными признаками гражданственности и государственного патриотизма.
Результаты социологических исследований сопоставимы с психологическими и еще раз доказывают отсутствие большой разницы в позициях студентов экспериментальных (вузов, в которых ведется работа по формированию культуры межнационального общения) и контрольных (вузы, в которых не проводится такая работа) учебных заведений. Этот факт весьма значимый и требует обстоятельного объяснения и серьезных выводов.
Возникает вопрос — насколько эффективно и правильно построена в вузах воспитательная работа по формированию этнополитической толерантности?
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие этнополитической толерантности, включающие в себя параметры этнополитического сознания, автономности культурно-национального развития, толерантности, культуры межнационального общения, позволяет более предметно и эффективно изу-чать сущность политических процессов, характер и содержание взаимовоз-действия национально-культурных и политических ценностей.
Список использованной литературы
1. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.
2. Арутюнян Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности. // Социологические исследования, - 2009.
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Т. Этническая социализация подро¬стка. М., 2000.
4. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. // Вопросы психологии. 1989. № 5.
5. Беляев Н.В. Интернационализация межличностного общения в ду-ховной жизни многонационального коллектива: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02 / Новосибирск, 1985.
6. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы. Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. М, 1991.-24с.
7. Бирюков C.B. региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1.
8. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты мо-лодежной субкулыуры // Вестник Московского университета. Сер. 12, Поли¬тические науки. 1996. № 2.
9. Бугай Н.Ф. Толерантность как фактор стабильности обстановки в условиях подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи //Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материалы всероссий¬ской конференции. Адлер, 2008.
10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв. М., 1999.
11. Викторук Е.А. Сущность межнациональных противоречий и осо-бенности их проявления на современном этапе: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. фил. наук: 09.00.02. / МГУ им. М.В. Ломоносова-М., 1991.
12. Воспитание культуры межнационального общения.: Метод, реко-мендации. (Сост.В.И.Буреико, Н.Е.Иванюшкин,В.В. Меркулов). -М., 1989.
13. Галлиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления меж¬национальных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук. 22.00.04 / Башкирский ун-т.-Уфа, 1997.
14. Галимова Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов. Дисс.канд.пед.наук. - Уфа: 1993.
15. Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации. 2003. 26 с.
16. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН–пресс–Ц, 2001.
17. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур. 2002. - С. 125-127Дробижева Л.М., Даен Д.В., Рыжова С.В. Социология межэтнической толерантности / Отв. Ред. Дробижева Л.М. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2003.
18. Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России. // Вестник общественного мнения, - 2009.
19. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Феномен толерантности как акту-альная психолого-педагогичнская проблема. // Дни науки социально- педагогического института. Мат-лы 4-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2005.
20. Даракчян Г.О. Арещенков C.B. Поликультурное образование в со¬временном российском социуме. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно-практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006..
21. Даракчян Г.О. Образование и формирование культуры толерантно¬сти. // Дни науки социально-педагогического института. Мат-лы 5-ой научно- практической конференции. Сочи, РИО СГУТиКД, 2006.
22. Даракчян Г.О. Культура межнационального общения: особенности и формирование // Гуманизация образования. № 1. Сочи, 2006.
23. Даракчян Г.О. Место языка в формировании культуры человека. // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей шко¬ле. Мат-лы 2-ой всероссийской научно-методической конференции. Часть 1. Сочи, РИО СГУТиКД, 6-7 мая 2003г.
24. Даракчян Г.О. культура межнационального общения (к постановке вопроса) // Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Мат-лы 4-ой всероссийской научно-методической конферен¬ции. Сочи, РИО СГУТиКД, 19-29 мая 2006 г.
25. Даракчян Г.О., Арещенков C.B. Толерантность в системе образова¬тельных учреждений. Студенческие научные исследования в системе тризма и курортного дела: Материалы 1-й всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 5-8 февр. 2007 г. / Федер. агентство по образованию; Соч. гос. ун-т. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2007.
26. Даракчян Г.О., Крыжановская O.A. Современные политико- философские дискуссии по проблеме толерантности. Дни науки Социально- педагогического института. Сочинского государственного университета ту¬ризма и курортного дела: Материалы 6-й науч.-практ. конф. студ. и асп., г. Сочи, 22-24 марта 2007г. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2007.
27. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения. //Социальная политика и национальные отношения. Материалы всесоюзной научно-практической конф., 28-30 июня 1982г., г. Рига. — М.: Мысль, 1982.
28. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте соци-альной ситуации // Социологические исследования. 2003. № 4.
29. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В.С. Рахманина // Межрегиональные исследования в общественных науках. – Воронеж, 2002.
30. Евдокимова Т. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. 2009.
31. Журавский А.В. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения. / Сборник материалов по результатам социологического исследования. // Под общей редакцией А.В. Журавского. - 2008.
32. Здравомыслов А. О национальном самосознании россиян // Мониторинг общественного мнения, - 2001.
33. Загорская Н.С Культура межнационального общения (этносоцио- логический анализ). Дисс.канд.соц.наук. Мн.:1990.
34. Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление. Ростов н/Д, 2002.
35. Зарайченко В.Е. Этнокультура и государственная служба (опыт преподавания спецкурса) / Формирование культуры межнационального об¬щения на Дону.: опыт и проблемы. Ростов н/Д, 2002.
36. Зарайченко В.Е. Этнокультурный фактор в региональном управле¬нии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2001. № 1.
37. Камкия Б.А. Проблема легитимности власти в полиэтничном госу-дарстве: Опыт политологической интерпретации общественно- государственных отношений в Грузии п Абхазии в конце 80-х - начале 90-х годов / Московский общественный научный фонд. М., 1997.
38. Кислицын.С.А. С.А. Угрозы безопасности : национализм и антисе-митизм. Ростов н/Д, 2000.
39. Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2005.
40. Кобахидзе Е.И., Павловец Г.Г., Федосова Е.В. Роль этничности в межкультурном взаимодействии народов Северного Кавказа // материалы II Всероссийского социологического конгресса: российское общество и социо¬логия в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2004.
41. Коган Л.Н. Культура межнационального взаимодействия. В кн.: Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни со¬ветского народа. - Фрунзе: 1982.
42. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Этнополитическое сознание студен-чества в первой половине 90-х годов.// Социологические исследования. 2000. №4.
43. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов ВУЗов. Дисс.канд.пед.наук. — Курган: 2000.
44. Контроль социальный // Социология. Краткий социологический словарь / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001.
45. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде пе- тербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.С. 27.
46. Козлов В.В. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2004.
47. Козлова И.М. Формирование гражданского общества в городе- курорте Сочи // Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы. Материа¬лы всероссийской конференции. Адлер, 2008.
48. Кочетов А.И. Воспитательная система: общеобразовательная школа России/ Российская Академия образования, Южное отделение; Институт ме¬ждународного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского. — Краснодар, 2000.
49. Кретов Б.И., Некрасова А.И. Культура межнационального общения и политическая культура. Учебное пособие. М.: МИИТ, 1989.
50. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре ев-ропейской России // Социс. 2005. № 3.
51. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
52. Культура межнационального общения. Учебно-методическое посо¬бие. Сост. Лихобабин М.Ю. Ростов н/Д, 2003.
53. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.
54. Кусарбаев Р.И. формирование межнационального взаимодействия у студентов ВУЗов. Дисс.канд.пед.ртаук. -М., 2001.
55. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. Изд. 2. М.,
56. 1993.
57. Маликова Н.Р. Этносоциологическое исследование трансформации постсоветских наций // Социс. 2004. № 5.
58. s.
59. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 1 -2.
60. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этни¬ческих меньшинств в многонациональном обществе // Социс. 2002. № 8.
61. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
62. Морозова Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар,
63. 1998.
64. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межрегио-нального общения (философско-антропологическая оценка): Опыт полифо¬нического исследования. Махачкала, 2002.
65. Муханов В.М., Исторические фальсификации и их использование в деле дискредитации Сочинской Олимпиады // Сочи предолимпийский: про¬блемы и перспективы. Материалы всероссийской конференции. Адлер. 2008.
66. Назаров М. М. Политическая культура российского общества: 1991¬1995 годы: Опыт социологического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
67. Наушабаева СУ. Проблема поликультурного образования в амери¬канской педагогике, (анализ концепции Бэнкса) // Педагогика, 1993. № 1.
68. На пути к толерантному сознанию./Под ред. А.Г. Асмолова М.,
69. 2000.
70. Нечаев В.Д. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1.
71. О культуре межнационального общения // Социально-полити-ческий журнал. 1997. № 3.
72. Основы национальных и федеративных отношений. Учебное по-собие / Под общей редакцией Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.
73. Паттерсон Кэрри, Гренни Джозеф. Управление конфликтом. М.: Вильяме, 2007.
74. Петрова C.B. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России. Дисс.канд.полит.наук. 23.00.02. Ростов н/Д, 2004.
75. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
76. Степанов Е.И. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозиро-вание, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып. 20 М. 2003 - 464 с.
77. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методоло-гические, теоретические, технологические проблемы / Центр конфликтоло¬гии Института социологии РАН. М., 1996.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую