Переживала за работу – тема не избитая, материалы надо было подбирать. Автор справился. Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования проблемы российско-американских отношений на современном этапе обусловлена тем, что они являются одной из центральных в истории международных отношений. Изучение 40-летнего процесса переговоров направлено на содействие решениям современных проблем не только двусторонних отношений, но и проблем национальной, международной и глобальной безопасности. Сегодня международные отношения наполнились новыми обстоятельствами: транснациональным терроризмом, международными конфликтами, ростом опасности распространения оружия массового поражения и международной преступностью и т.п.
Проблемы взаимоотношений между СССР и США, между Россией и США не является абсолютно новыми. Наибольшее внимание ей уделяется в отечественной историографии советского периода. В начале 1980-х гг. были опубликованы монографии А.Г. Арбатова, Р. Овинникова, Ю.М. Мельникова, А.А. Фурсенко, Г.А. Трофименко, А.Т. Подлесного , посвященные советско-американским отношениям, в которых рассматриваются переговоры СССР и США по сокращению стратегических вооружений в 1969–1985 гг. как один из важных аспектов. Эти монографии, созданные в период холодной войны, отличает критический взгляд на политику США, оценивающуюся как агрессивная, и исключительно положительный настрой к политике СССР, оценивающейся как исключительно миролюбивая.
Рассекреченные и ранее не опубликованные архивные материалы позволяют более глубоко и всесторонне исследовать цели и характер позиций советской и американской сторон. Рассекреченные документы о деятельности конфиденциального канала «Киссинджер-Добрынин» открывают перед исследователями новые аспекты процесса переговоров.
В конце 1980-х начале 1990-х гг. в советской и российской историографии на рубеже 1980-х – 1990-х гг. исследовалась программа США по развитию космического вооружения – «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), объявленной президентом Р. Рейганом. В Советском Союзе в ответ был разработан так называемый «асимметричный ответ» американской СОИ, одним из его авторов являлся заместитель директора ИСКАН, заместитель министра обороны России А.А. Кокошин. По сути основу «асимметричного ответа» составил очередной виток дорогостоящей гонки советских вооружений .
После окончания холодной войны и распада СССР в российской историографии в 1990-е г.г. проблеме разоружения и взаимодействия нашей страны с США в военной сфере уделялось мало внимания. В основном на первый план в работах Т.А. Шаклеиной, В.И. Батюка, А.В. Кортунова, Е.П. Бажанова выдвигалось налаживание экономических, политических связей с Соединенными Штатами. Через призму экономических проблем рассматривались вопросы ратификации Договоров СНВ-1, СНВ-2 .
Федерация мира и согласия, Международная неправительственная организация, Группа «Генералы и адмиралы за мир и безопасность» в 1995 г. опубликовала сборник статей российских военных, посвященный развитию советско/российско-американского процесса переговоров с 1985 г., проблеме ратификации российско-американского договора СНВ-2, планам США выйти из Договора по ПРО 1972 г.
Монография Т.А. Шаклеиной «Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002)» уделяет внимание развернувшимся в обеих странах политическим дискуссиям, где обсуждались изменившемся стратегические и геополитические интересы России и США в изменившемся мире.
Сложная военно-политическая и стратегическая ситуация, складывающая в России в связи с выходом американской стороны из Договора по ПРО 1972 г. рассматривается в сборнике научных статей «Современный миропорядок и Россия» под общей редакцией В. Михайлова .
В 2010 г. вышла монография Т.В. Кашириной «Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах» , в которой на основе широкого круга архивных документов советской и американской внешней политики, в том числе новых, рассмотрен переговорный процесс по Договору ОСВ-1 и Владивостокской договоренности 1974 г.
Примечательным моментом стал выход коллективной монографии «Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений» , которая посвящена исследований отношений России и США в военно-политической области, дан анализ современного состояния вооруженных и ядерных сил Соединенных Штатов и России; дана положительная оценка Договору СНВ-1 и Договору СНВ-3 2010 г. Процесс сокращения вооружений России и США оценивается положительно, как укрепляющий стратегическую мощь страны. Основная идея исследования лежит в обосновании отказа от доктрины «ядерного сдерживания», не позволяющей, по мнению авторов, развить полноценное сотрудничество обеих стран. Вместо нее в монографии предлагается развивать сотрудничество в создании системы противоракетной обороны. Этот момент является дискуссионным, т.к., по мнению автора статьи, вряд ли возможен отказ от доктрины «ядерного сдерживания» в ближайшем будущем из-за позиции российского руководства, поддерживающего доктрину, и по причине сложностей переговорного процесса по ЕвроПРО. К тому же строительство совместной с американцами ПРО может настроить против России другие государства, такие, как Иран, Китай, страны третьего мира.
В зарубежной историографии серьезные исследования отношений Соединенных Штатов и Советского Союза в области разоружения появились на рубеже 1970-х 1980-х гг., когда в США развернулась широкомасштабная дискуссия о советско-американской разрядке и необходимости ее продолжения для национальных интересов американского государства. Монографии Р. Батлета, Ст. Тэлботта, Дж. Ленкрзовски, Р. Грана, Ст. Михалака рассматривают отношения Советского Союза и Соединенных Штатов в целом, одним из аспектов которых являлись переговоры по разоружению . Нельзя не отметить попытку авторов объективно оценить процесс разрядки между СССР и США.
Во второй половине 1980-х гг. выходят монографии Дж. Дохерти, Р. Фальцграффа, М. Макгайвера, С. Байлера, М. Манделбаума, Дж. Ноджи, Р. Дональдсона , посвященные разрядке, развитию отношений двух стран при президенте США Р. Рейгане и Генеральном секретаре ЦК КПСС М.С. Горбачеве. Работа Дж. Ноджи и Р. Дональдсона «Советская внешняя политика начиная со Второй Мировой войны» рассматривает процесс разрядки исключительно через призму американской войны во Вьетнаме.
В период после окончания холодной войны и распада СССР в Соединенных Штатах выходит ряд крупных работ по американо-российским отношениям, авторами которых являлись бывшие государственные деятели и официальные лица американских администраций – Г. Киссинджер и Зб. Бжезинский . Монографии этих авторов специально не рассматривали проблему российско-американского разоружения. Но работы Зб. Бжезинского обосновывали военно-политический курс США на мировую гегемонию и недопущение возрождения, в том числе и военного, России. Г. Киссинджер выступал в более конструктивном ключе, в монографии «Нужна ли Америке внешняя политика?» выдвигал аргументы против строительства США национальной ПРО из-за малой вероятности ядерной войны. Автор подчеркивал, что строительство НПРО нарушало действовавший тогда Договор по ПРО 1972 г., в разработке и подписании которого он принимал личное участие.
Отдельные стороны процесса сокращения стратегических вооружений и формировавшиеся в период президентства Б. Клинтона планы создания национальной системы ПРО рассмотрены в работах У. Холанда , У. Кристофера . В этих работах обосновываются положительные (защита национальной безопасности США) и отрицательные (ухудшение отношений с Россией) стороны этого процесса.
В 2008-2011 гг. в США выходит ряд монографий и исследований с критикой внешней политики администрации Дж. Буша-мл. . Эти работы объединяет критика президента Дж. Буша за вторжение в Ирак. Объединяет их и то, что основная цель политики США – добиться мирового лидерства – должна сохраниться, но надо изменить способы ее достижения, в т.ч. сохранить конструктивные отношения с Россией.
Учитывая актуальность темы нашего исследования, в качестве объекта дипломной работы выступает анализ динамики российско-американских отношений на современном этапе.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Цель исследования состоит в изучении аспектов, связанных с российско-американскими отношениями на современном этапе с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Учитывая цель, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть развитие российско-американских отношений в 90-е начале 2000-х гг.;
- обозначить динамику отношений на сегодняшний день;
- рассмотреть отношения между странами в регионах;
- выделить основные противоречия российско-американских отношений на современном этапе.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика внешнеполитических отношений США и России 9
1.1 Внешнеполитические отношения США и России после распада СССР до начала 2000-х 9
1.2 Динамика отношений Вашингтона и Москвы после 2000-х до настоящего момента 14
Глава 2 Взаимоотношения Америки и России на постсоветском пространстве 27
2.1 Усиление влияния США и России на постсоветском пространстве 27
2.2 Разногласия Вашингтона и Москвы относительно бывших Советских республик 35
Глава 3. Отношения США и России на Ближнем Востоке 43
3.1 Внешняя политика и цели США на Ближнем востоке 43
3.2 Взаимоотношения США и России по вопросу Ирана 50
3.3 Разногласия России и Америки относительно Сирийского конфликта 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Заключение
Анализ использованных в работе материалов показал, что на рубеже ХХ - XXI вв. в системе международных отношений наблюдаются довольно неоднозначные и часто противоречивые явления и процессы, среди которых можно выделить три главных тенденции: глобализацию, интеграцию и регионализацию. Исследование этих тенденций приводит автора к заключению, что их влияние на мировую политическую систему неоднозначны. Можно проследить как позитивные, так и отрицательные последствия. Одним из результатов развития этих тенденций является появление и увеличение количества негосударственных факторов, в числе которых межправительственные и международные неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы. Они играют все более важную роль, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства. Исследование вышеперечисленных перемен позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от той, которая функционировала на протяжении последних 350 лет истории человечества. Трансформация Вестфальской системы в конце ХХ столетия, дала большую возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно реализовать свою внешнеэкономическую деятельность и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Сложившаяся ситуация требовала государственного урегулирования данной сферы деятельности, в частности усовершенствовать правовую базу межрегиональных отношений.
При исследовании правовой базы российско-американских отношений были проанализированы и сопоставлены как основные правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральные законы: «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах Российской Федерации», «О принципах и порядках разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»), так и совместные российско-американские документы (Кемп-Девидская, Ванкуверская, Московская декларации, Хартия российско-американского партнерства и дружбы, Декларация о региональном сотрудничестве и двустороннее соглашение о сотрудничестве между штатом Аляска и рядом территорий Дальнего Востока и Забайкалья), которые стали основой для построения российско-американского партнерства на межгосударственном и межрегиональном уровнях. Анализ этих документов подтверждает, что отношения между Россией и США вступили в стадию партнерства, базирующегося на взаимной выгоде и признании национальных интересов друг друга. Центр отношений сместился от стратегического баланса сил к экономическим интересам и деловым контактам. Однако на сегодняшний день нет полной удовлетворенности состоянием наших нынешних отношений. РФ и США больше не враги, но и не союзники. Проблемы в отношениях существуют как на межгосударственном, так и на региональном уровнях. Отношения между странами в основе своей остаются межправительственными, вместо того чтобы быть отношениями между предпринимателями и простыми людьми.
Таким образом, можно сказать, что российско-американские отношения за сравнительно короткий срок - пятнадцать лет - прошли сложную эволюцию - от доброжелательности и готовности обеих стран к сотрудничеству, до взаимного разочарования. Пока США и Россия не сумели сформировать систему взаимосвязанных экономических и политических интересов, которые бы способствовали снятию имеющихся проблем в двухсторонних отношениях.
Анализ международного и внешнеэкономического сотрудничества России и ее Дальнего Востока с США на рубеже веков позволяет сформулировать ряд выводов относительно его хода, результатов и перспектив:
- Потенциал сотрудничества Дальневосточного региона и США, несмотря на очевидный по сравнению с предшествующими десятилетиями прогресс, оказался реализованным не в полной мере.
- Активизация региональных контактов не привела к расширению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Объем торговли по сравнению с 1995 г. уменьшился в 3 раза, а объем инвестиционного сотрудничества снизился в 10 раз.
- Стимулом для развития и укрепления региональных отношений между РФ и США в начале 90-х гг. ХХ века явилось увеличение числа субъектов, задействованных в сотрудничестве.
- Стабилизатором региональных отношений России и США на Дальнем Востоке в настоящее время является американское гуманитарное присутствие, однако их развитие в будущем возможно только при продуктивном экономическом взаимодействии.
- Стремление предотвратить террористические акты в США привели к ужесточению визовых барьеров, что заблокировало инициативу Президентов РФ и США по расширению контактов людьми.
- Будущее российско-американского сотрудничества на Дальнем Востоке во многом зависит от расширения торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей.
1. Арбатов А.Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. – М.: Политиздат, 1980. – 288 с.
2. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики в 90-е годы //Дипломатический вестник. – 1997. – № 2. – С. 59–60.
3. Басим Ф. Европейско-средиземноморское сотрудничество // Ал Ахрам, 1997.
4. Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу // Свободная Европа № 4 (октябрь-декабрь 2005). С. 5-20.
5. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. (Господство Америки и его геостратегические императивы). – М.: Международные отношения, 1998. – 256 с.; Бжезинский Зб. Вне контроля. (Глобальный беспорядок накануне ХХI века). – М.: Международные отношения, 2002. – 240 с.
6. Гор А. Атака на разум. / Пер. с англ. – СПб.: Амфора, 2008. – 478 с.
7. Договор СНВ-2. Белая книга. Факты и аргументы. (Белая книга). – М.: Международные отношения,1993. – 214 с.
8. Договор СНВ-2: перспективы ратификации /Материалы конференции, организованной Московским Центром Карнеги. – М.: Изд-во «Эребус», 1995. – 94 с.
9. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Пер. с англ. под ред. В. Иноземцева. М., 2004.
10. Каширина Т.В. Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах. – М.: ВГНА Минфина России, 2010. – 230 с.
11. Киссинджер Г. Дипломатия. – М.: Ладомир, 1997. – 848 с.
12. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2002. – 352 с.
13. Кортунов А.В. Дезинтеграция Советского Союза и политика США. – М.: Изд.дом РНФ, 1993. – 156 с
14. Литопк Р. Империалистическая республика после 11 сентября // Аль-Мустакпал Ал Араби.
15. Мельников Ю.М. Сила и бессилие: внешняя политика Вашингтона. 1945-1982 гг. – М.: Политиздат, 1983. – 368 с.
16. Мэтлок Дж., мл. Сверхдержавные иллюзии. Как мифы и ложные идеи завели Америку не в ту сторону – и как вернуться в реальность. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 2011. – 384 с.
17. Овинников Р. Зигзаги внешней политики США: От Никсона до Рейгана. – М.: Политиздат, 1986. – 400 с.
18. Острём С. США и ООН — смешивать не рекомендуется // Россия в глобальной политике. — 2004. — № 3.
19. Подиан Ж., Дрида Ж. Менталитет террора. — Аль-Дар Аль-баида, Аль-Марказ, Аль-Сакафи, Аль-Араби, 2003.
20. Процесс ограничения и сокращения вооружений в российско-американских отношениях: Сб. статей / Под ред. В.В. Ларионова, Ю.В. Лебедева, Г.А. Михайлова. – М.,1996. – 591 с
21. Рогов С.М. Конец однополярного мира. Новый этап в международных отношениях // НГ - НВО. 15 декабря 2006.
22. Советско-американские отношения в современном мире / Отв. ред. Г.А. Трофименко, А.Т. Подлесный. – М.: Наука, 1987. – 303 с.
23. Современный миропорядок и Россия: Сб. научных статей / Под общ. ред. В. Михайлова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 37 с
24. Уркхарт Б. Объединенные Нации в XXI веке // Россия в глобальной политике. — 2004. — № 4.
25. Уткин А.И. Новый мировой порядок. — М.: Алгоритм, 2006.
26. Хаидар М. Беззащитное государство. — Дар Ал Раис, 2004.
27. Фрйсон С. Корни американской антитеррористической компании // Аль-Мустакпал Ал Араби, 2002. - С.45-47.
28. Фурсенко А.А. Президенты и политика США. 70-е годы. – Л.: Наука, 1989. – 289 с.
29. Шаклеина Т.А., Батюк В.И. Россия и Америка: российская внешнеполитическая мысль о российско-американских отношениях. – М.: Искран, 1992. – 67 с.
30. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). – М.: ИСКРАН, 2002. – 433 с.
31. Щебак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе//Вестник МГИМО. - 2013. №6. - С.9-14.
32. Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. – М.: Моск. Центр Карнеги, 2011. – 511 с.
33. Arbatov A., Dvorkin V. Nuclear Proliferation: New Technologies, Weapons, Treaties. M.: The Carnegie Moscow Center, 2009. P. 135.
34. Bartlett R.W. American Foreign Policy in Perspective. Is the U.S. security being threatened. – Klivlend, 1978. – 240р.
35. Talbott S. Endgame: Th e inside story of SALT-II. – New York, 1979. – 512 р.
36. Lencrzowski John. Soviet perceptions of U.S. foreign policy. – London, 1982. – 318 p.
37. Gran R.G., Michalak St.J. American Foreign Policy Since Détente. – N.Y., 1984. – 228 р.
38. Dougherty James E., Pfaltzgraff Robert J American foreign policy: FDR to Reagan. – N.Y., 1986. – 433 р.
39. McGivire Michael. Military objectives in Soviet foreign policy. – Washington, 1987. – 530 р.
40. Bialer S., Mandelbaum M. Gorbachev’s Russia and American Foreign Policy London, 1987. – 510 р.; Nogee J.L., Donaldson R.H. Soviet foreign policy since World War II. – N.Y., 1988. – 425 р.
41. Klare M. Resource wars: the new landscape of global conflict. New York, 2001. P. 81–82.
42. Hyland W. Clinton’s world: remaking American foreign policy. – Westport Conn., 1999. – 220 р.
43. Christopher W. In the stream of history: shaping foreign policy for a new era. – Stanford, Calif., 1998. – 586 р.
44. Богатуров А.Д. Очарование «внезапного союзничества» прошло // Независимая газета. 11 февраля 2005 / http://www.ng.ru/politics/2005-02-11/2_usa.html.
45. Мюнхенская речь Путина. 10 февраля 2007 // Откровенная речь Путина в Мюнхене / http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=50&PubID=7070
46. Смирнов С. Противоракетная оборона: дезинформация, угроза или реальность? Индекс Безопасности. 2009. № 2 (89). С. 68. http://www.pircenter.org/data/publications/sirus2-09/065-072_Smirnov_Analiz.pdf.
47. Шаклеина Т.А. Американские выборы и будущее российско-американских отношений // Индекс безопасности. № 3. Том 14 (осень 2008). С.15-32 / http://si.pircenter.org
48. The Ballistic Missile Defense System (BMDS). The Missile Defense Agency. http://www.mda. mil/system/system.html.
49. Iran’s Nuclear and Missile Potential. A Joint Threat Assessment by US and Russian Technical Experts. EastWest Institute. 2009, May. P. 9. http://docs.ewi.info/JTA.pdf.
50. Lewis G. N., Postol T. A. The European Missile Defense Folly. Bulletin of the Atomic Scientists. 2008. № 2 (64). P. 33. http://www.thebulletin.org/files/064002009.pdf.
51. Waltz K. The emerging structure of international politics // The perils of anarchy: contemporary realism and international security / Ed. M. Brown, S. Lynn-Jones. Cambridge, 1995. P. 42–77.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования проблемы российско-американских отношений на современном этапе обусловлена тем, что они являются одной из центральных в истории международных отношений. Изучение 40-летнего процесса переговоров направлено на содействие решениям современных проблем не только двусторонних отношений, но и проблем национальной, международной и глобальной безопасности. Сегодня международные отношения наполнились новыми обстоятельствами: транснациональным терроризмом, международными конфликтами, ростом опасности распространения оружия массового поражения и международной преступностью и т.п.
Проблемы взаимоотношений между СССР и США, между Россией и США не является абсолютно новыми. Наибольшее внимание ей уделяется в отечественной историографии советского периода. В начале 1980-х гг. были опубликованы монографии А.Г. Арбатова, Р. Овинникова, Ю.М. Мельникова, А.А. Фурсенко, Г.А. Трофименко, А.Т. Подлесного , посвященные советско-американским отношениям, в которых рассматриваются переговоры СССР и США по сокращению стратегических вооружений в 1969–1985 гг. как один из важных аспектов. Эти монографии, созданные в период холодной войны, отличает критический взгляд на политику США, оценивающуюся как агрессивная, и исключительно положительный настрой к политике СССР, оценивающейся как исключительно миролюбивая.
Рассекреченные и ранее не опубликованные архивные материалы позволяют более глубоко и всесторонне исследовать цели и характер позиций советской и американской сторон. Рассекреченные документы о деятельности конфиденциального канала «Киссинджер-Добрынин» открывают перед исследователями новые аспекты процесса переговоров.
В конце 1980-х начале 1990-х гг. в советской и российской историографии на рубеже 1980-х – 1990-х гг. исследовалась программа США по развитию космического вооружения – «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), объявленной президентом Р. Рейганом. В Советском Союзе в ответ был разработан так называемый «асимметричный ответ» американской СОИ, одним из его авторов являлся заместитель директора ИСКАН, заместитель министра обороны России А.А. Кокошин. По сути основу «асимметричного ответа» составил очередной виток дорогостоящей гонки советских вооружений .
После окончания холодной войны и распада СССР в российской историографии в 1990-е г.г. проблеме разоружения и взаимодействия нашей страны с США в военной сфере уделялось мало внимания. В основном на первый план в работах Т.А. Шаклеиной, В.И. Батюка, А.В. Кортунова, Е.П. Бажанова выдвигалось налаживание экономических, политических связей с Соединенными Штатами. Через призму экономических проблем рассматривались вопросы ратификации Договоров СНВ-1, СНВ-2 .
Федерация мира и согласия, Международная неправительственная организация, Группа «Генералы и адмиралы за мир и безопасность» в 1995 г. опубликовала сборник статей российских военных, посвященный развитию советско/российско-американского процесса переговоров с 1985 г., проблеме ратификации российско-американского договора СНВ-2, планам США выйти из Договора по ПРО 1972 г.
Монография Т.А. Шаклеиной «Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002)» уделяет внимание развернувшимся в обеих странах политическим дискуссиям, где обсуждались изменившемся стратегические и геополитические интересы России и США в изменившемся мире.
Сложная военно-политическая и стратегическая ситуация, складывающая в России в связи с выходом американской стороны из Договора по ПРО 1972 г. рассматривается в сборнике научных статей «Современный миропорядок и Россия» под общей редакцией В. Михайлова .
В 2010 г. вышла монография Т.В. Кашириной «Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах» , в которой на основе широкого круга архивных документов советской и американской внешней политики, в том числе новых, рассмотрен переговорный процесс по Договору ОСВ-1 и Владивостокской договоренности 1974 г.
Примечательным моментом стал выход коллективной монографии «Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений» , которая посвящена исследований отношений России и США в военно-политической области, дан анализ современного состояния вооруженных и ядерных сил Соединенных Штатов и России; дана положительная оценка Договору СНВ-1 и Договору СНВ-3 2010 г. Процесс сокращения вооружений России и США оценивается положительно, как укрепляющий стратегическую мощь страны. Основная идея исследования лежит в обосновании отказа от доктрины «ядерного сдерживания», не позволяющей, по мнению авторов, развить полноценное сотрудничество обеих стран. Вместо нее в монографии предлагается развивать сотрудничество в создании системы противоракетной обороны. Этот момент является дискуссионным, т.к., по мнению автора статьи, вряд ли возможен отказ от доктрины «ядерного сдерживания» в ближайшем будущем из-за позиции российского руководства, поддерживающего доктрину, и по причине сложностей переговорного процесса по ЕвроПРО. К тому же строительство совместной с американцами ПРО может настроить против России другие государства, такие, как Иран, Китай, страны третьего мира.
В зарубежной историографии серьезные исследования отношений Соединенных Штатов и Советского Союза в области разоружения появились на рубеже 1970-х 1980-х гг., когда в США развернулась широкомасштабная дискуссия о советско-американской разрядке и необходимости ее продолжения для национальных интересов американского государства. Монографии Р. Батлета, Ст. Тэлботта, Дж. Ленкрзовски, Р. Грана, Ст. Михалака рассматривают отношения Советского Союза и Соединенных Штатов в целом, одним из аспектов которых являлись переговоры по разоружению . Нельзя не отметить попытку авторов объективно оценить процесс разрядки между СССР и США.
Во второй половине 1980-х гг. выходят монографии Дж. Дохерти, Р. Фальцграффа, М. Макгайвера, С. Байлера, М. Манделбаума, Дж. Ноджи, Р. Дональдсона , посвященные разрядке, развитию отношений двух стран при президенте США Р. Рейгане и Генеральном секретаре ЦК КПСС М.С. Горбачеве. Работа Дж. Ноджи и Р. Дональдсона «Советская внешняя политика начиная со Второй Мировой войны» рассматривает процесс разрядки исключительно через призму американской войны во Вьетнаме.
В период после окончания холодной войны и распада СССР в Соединенных Штатах выходит ряд крупных работ по американо-российским отношениям, авторами которых являлись бывшие государственные деятели и официальные лица американских администраций – Г. Киссинджер и Зб. Бжезинский . Монографии этих авторов специально не рассматривали проблему российско-американского разоружения. Но работы Зб. Бжезинского обосновывали военно-политический курс США на мировую гегемонию и недопущение возрождения, в том числе и военного, России. Г. Киссинджер выступал в более конструктивном ключе, в монографии «Нужна ли Америке внешняя политика?» выдвигал аргументы против строительства США национальной ПРО из-за малой вероятности ядерной войны. Автор подчеркивал, что строительство НПРО нарушало действовавший тогда Договор по ПРО 1972 г., в разработке и подписании которого он принимал личное участие.
Отдельные стороны процесса сокращения стратегических вооружений и формировавшиеся в период президентства Б. Клинтона планы создания национальной системы ПРО рассмотрены в работах У. Холанда , У. Кристофера . В этих работах обосновываются положительные (защита национальной безопасности США) и отрицательные (ухудшение отношений с Россией) стороны этого процесса.
В 2008-2011 гг. в США выходит ряд монографий и исследований с критикой внешней политики администрации Дж. Буша-мл. . Эти работы объединяет критика президента Дж. Буша за вторжение в Ирак. Объединяет их и то, что основная цель политики США – добиться мирового лидерства – должна сохраниться, но надо изменить способы ее достижения, в т.ч. сохранить конструктивные отношения с Россией.
Учитывая актуальность темы нашего исследования, в качестве объекта дипломной работы выступает анализ динамики российско-американских отношений на современном этапе.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Цель исследования состоит в изучении аспектов, связанных с российско-американскими отношениями на современном этапе с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Учитывая цель, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть развитие российско-американских отношений в 90-е начале 2000-х гг.;
- обозначить динамику отношений на сегодняшний день;
- рассмотреть отношения между странами в регионах;
- выделить основные противоречия российско-американских отношений на современном этапе.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика внешнеполитических отношений США и России 9
1.1 Внешнеполитические отношения США и России после распада СССР до начала 2000-х 9
1.2 Динамика отношений Вашингтона и Москвы после 2000-х до настоящего момента 14
Глава 2 Взаимоотношения Америки и России на постсоветском пространстве 27
2.1 Усиление влияния США и России на постсоветском пространстве 27
2.2 Разногласия Вашингтона и Москвы относительно бывших Советских республик 35
Глава 3. Отношения США и России на Ближнем Востоке 43
3.1 Внешняя политика и цели США на Ближнем востоке 43
3.2 Взаимоотношения США и России по вопросу Ирана 50
3.3 Разногласия России и Америки относительно Сирийского конфликта 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Заключение
Анализ использованных в работе материалов показал, что на рубеже ХХ - XXI вв. в системе международных отношений наблюдаются довольно неоднозначные и часто противоречивые явления и процессы, среди которых можно выделить три главных тенденции: глобализацию, интеграцию и регионализацию. Исследование этих тенденций приводит автора к заключению, что их влияние на мировую политическую систему неоднозначны. Можно проследить как позитивные, так и отрицательные последствия. Одним из результатов развития этих тенденций является появление и увеличение количества негосударственных факторов, в числе которых межправительственные и международные неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы. Они играют все более важную роль, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства. Исследование вышеперечисленных перемен позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от той, которая функционировала на протяжении последних 350 лет истории человечества. Трансформация Вестфальской системы в конце ХХ столетия, дала большую возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно реализовать свою внешнеэкономическую деятельность и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Сложившаяся ситуация требовала государственного урегулирования данной сферы деятельности, в частности усовершенствовать правовую базу межрегиональных отношений.
При исследовании правовой базы российско-американских отношений были проанализированы и сопоставлены как основные правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральные законы: «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах Российской Федерации», «О принципах и порядках разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»), так и совместные российско-американские документы (Кемп-Девидская, Ванкуверская, Московская декларации, Хартия российско-американского партнерства и дружбы, Декларация о региональном сотрудничестве и двустороннее соглашение о сотрудничестве между штатом Аляска и рядом территорий Дальнего Востока и Забайкалья), которые стали основой для построения российско-американского партнерства на межгосударственном и межрегиональном уровнях. Анализ этих документов подтверждает, что отношения между Россией и США вступили в стадию партнерства, базирующегося на взаимной выгоде и признании национальных интересов друг друга. Центр отношений сместился от стратегического баланса сил к экономическим интересам и деловым контактам. Однако на сегодняшний день нет полной удовлетворенности состоянием наших нынешних отношений. РФ и США больше не враги, но и не союзники. Проблемы в отношениях существуют как на межгосударственном, так и на региональном уровнях. Отношения между странами в основе своей остаются межправительственными, вместо того чтобы быть отношениями между предпринимателями и простыми людьми.
Таким образом, можно сказать, что российско-американские отношения за сравнительно короткий срок - пятнадцать лет - прошли сложную эволюцию - от доброжелательности и готовности обеих стран к сотрудничеству, до взаимного разочарования. Пока США и Россия не сумели сформировать систему взаимосвязанных экономических и политических интересов, которые бы способствовали снятию имеющихся проблем в двухсторонних отношениях.
Анализ международного и внешнеэкономического сотрудничества России и ее Дальнего Востока с США на рубеже веков позволяет сформулировать ряд выводов относительно его хода, результатов и перспектив:
- Потенциал сотрудничества Дальневосточного региона и США, несмотря на очевидный по сравнению с предшествующими десятилетиями прогресс, оказался реализованным не в полной мере.
- Активизация региональных контактов не привела к расширению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Объем торговли по сравнению с 1995 г. уменьшился в 3 раза, а объем инвестиционного сотрудничества снизился в 10 раз.
- Стимулом для развития и укрепления региональных отношений между РФ и США в начале 90-х гг. ХХ века явилось увеличение числа субъектов, задействованных в сотрудничестве.
- Стабилизатором региональных отношений России и США на Дальнем Востоке в настоящее время является американское гуманитарное присутствие, однако их развитие в будущем возможно только при продуктивном экономическом взаимодействии.
- Стремление предотвратить террористические акты в США привели к ужесточению визовых барьеров, что заблокировало инициативу Президентов РФ и США по расширению контактов людьми.
- Будущее российско-американского сотрудничества на Дальнем Востоке во многом зависит от расширения торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей.
1. Арбатов А.Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. – М.: Политиздат, 1980. – 288 с.
2. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики в 90-е годы //Дипломатический вестник. – 1997. – № 2. – С. 59–60.
3. Басим Ф. Европейско-средиземноморское сотрудничество // Ал Ахрам, 1997.
4. Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу // Свободная Европа № 4 (октябрь-декабрь 2005). С. 5-20.
5. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. (Господство Америки и его геостратегические императивы). – М.: Международные отношения, 1998. – 256 с.; Бжезинский Зб. Вне контроля. (Глобальный беспорядок накануне ХХI века). – М.: Международные отношения, 2002. – 240 с.
6. Гор А. Атака на разум. / Пер. с англ. – СПб.: Амфора, 2008. – 478 с.
7. Договор СНВ-2. Белая книга. Факты и аргументы. (Белая книга). – М.: Международные отношения,1993. – 214 с.
8. Договор СНВ-2: перспективы ратификации /Материалы конференции, организованной Московским Центром Карнеги. – М.: Изд-во «Эребус», 1995. – 94 с.
9. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Пер. с англ. под ред. В. Иноземцева. М., 2004.
10. Каширина Т.В. Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах. – М.: ВГНА Минфина России, 2010. – 230 с.
11. Киссинджер Г. Дипломатия. – М.: Ладомир, 1997. – 848 с.
12. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2002. – 352 с.
13. Кортунов А.В. Дезинтеграция Советского Союза и политика США. – М.: Изд.дом РНФ, 1993. – 156 с
14. Литопк Р. Империалистическая республика после 11 сентября // Аль-Мустакпал Ал Араби.
15. Мельников Ю.М. Сила и бессилие: внешняя политика Вашингтона. 1945-1982 гг. – М.: Политиздат, 1983. – 368 с.
16. Мэтлок Дж., мл. Сверхдержавные иллюзии. Как мифы и ложные идеи завели Америку не в ту сторону – и как вернуться в реальность. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 2011. – 384 с.
17. Овинников Р. Зигзаги внешней политики США: От Никсона до Рейгана. – М.: Политиздат, 1986. – 400 с.
18. Острём С. США и ООН — смешивать не рекомендуется // Россия в глобальной политике. — 2004. — № 3.
19. Подиан Ж., Дрида Ж. Менталитет террора. — Аль-Дар Аль-баида, Аль-Марказ, Аль-Сакафи, Аль-Араби, 2003.
20. Процесс ограничения и сокращения вооружений в российско-американских отношениях: Сб. статей / Под ред. В.В. Ларионова, Ю.В. Лебедева, Г.А. Михайлова. – М.,1996. – 591 с
21. Рогов С.М. Конец однополярного мира. Новый этап в международных отношениях // НГ - НВО. 15 декабря 2006.
22. Советско-американские отношения в современном мире / Отв. ред. Г.А. Трофименко, А.Т. Подлесный. – М.: Наука, 1987. – 303 с.
23. Современный миропорядок и Россия: Сб. научных статей / Под общ. ред. В. Михайлова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 37 с
24. Уркхарт Б. Объединенные Нации в XXI веке // Россия в глобальной политике. — 2004. — № 4.
25. Уткин А.И. Новый мировой порядок. — М.: Алгоритм, 2006.
26. Хаидар М. Беззащитное государство. — Дар Ал Раис, 2004.
27. Фрйсон С. Корни американской антитеррористической компании // Аль-Мустакпал Ал Араби, 2002. - С.45-47.
28. Фурсенко А.А. Президенты и политика США. 70-е годы. – Л.: Наука, 1989. – 289 с.
29. Шаклеина Т.А., Батюк В.И. Россия и Америка: российская внешнеполитическая мысль о российско-американских отношениях. – М.: Искран, 1992. – 67 с.
30. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). – М.: ИСКРАН, 2002. – 433 с.
31. Щебак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе//Вестник МГИМО. - 2013. №6. - С.9-14.
32. Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. – М.: Моск. Центр Карнеги, 2011. – 511 с.
33. Arbatov A., Dvorkin V. Nuclear Proliferation: New Technologies, Weapons, Treaties. M.: The Carnegie Moscow Center, 2009. P. 135.
34. Bartlett R.W. American Foreign Policy in Perspective. Is the U.S. security being threatened. – Klivlend, 1978. – 240р.
35. Talbott S. Endgame: Th e inside story of SALT-II. – New York, 1979. – 512 р.
36. Lencrzowski John. Soviet perceptions of U.S. foreign policy. – London, 1982. – 318 p.
37. Gran R.G., Michalak St.J. American Foreign Policy Since Détente. – N.Y., 1984. – 228 р.
38. Dougherty James E., Pfaltzgraff Robert J American foreign policy: FDR to Reagan. – N.Y., 1986. – 433 р.
39. McGivire Michael. Military objectives in Soviet foreign policy. – Washington, 1987. – 530 р.
40. Bialer S., Mandelbaum M. Gorbachev’s Russia and American Foreign Policy London, 1987. – 510 р.; Nogee J.L., Donaldson R.H. Soviet foreign policy since World War II. – N.Y., 1988. – 425 р.
41. Klare M. Resource wars: the new landscape of global conflict. New York, 2001. P. 81–82.
42. Hyland W. Clinton’s world: remaking American foreign policy. – Westport Conn., 1999. – 220 р.
43. Christopher W. In the stream of history: shaping foreign policy for a new era. – Stanford, Calif., 1998. – 586 р.
44. Богатуров А.Д. Очарование «внезапного союзничества» прошло // Независимая газета. 11 февраля 2005 / http://www.ng.ru/politics/2005-02-11/2_usa.html.
45. Мюнхенская речь Путина. 10 февраля 2007 // Откровенная речь Путина в Мюнхене / http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=50&PubID=7070
46. Смирнов С. Противоракетная оборона: дезинформация, угроза или реальность? Индекс Безопасности. 2009. № 2 (89). С. 68. http://www.pircenter.org/data/publications/sirus2-09/065-072_Smirnov_Analiz.pdf.
47. Шаклеина Т.А. Американские выборы и будущее российско-американских отношений // Индекс безопасности. № 3. Том 14 (осень 2008). С.15-32 / http://si.pircenter.org
48. The Ballistic Missile Defense System (BMDS). The Missile Defense Agency. http://www.mda. mil/system/system.html.
49. Iran’s Nuclear and Missile Potential. A Joint Threat Assessment by US and Russian Technical Experts. EastWest Institute. 2009, May. P. 9. http://docs.ewi.info/JTA.pdf.
50. Lewis G. N., Postol T. A. The European Missile Defense Folly. Bulletin of the Atomic Scientists. 2008. № 2 (64). P. 33. http://www.thebulletin.org/files/064002009.pdf.
51. Waltz K. The emerging structure of international politics // The perils of anarchy: contemporary realism and international security / Ed. M. Brown, S. Lynn-Jones. Cambridge, 1995. P. 42–77.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую