Переживала за работу – тема не избитая, материалы надо было подбирать. Автор справился. Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституционно-правовая регламентация деятельности политических партий и общественных организаций в период институционализации государственной власти является относительно новым явлением, которое приобретает особое значение в контексте изменения парадигмы правопонимания и защиты прав и свобод человека.
Организация публичной власти в значительной степени зависит от политических партий, которые в период становления государственности формируют взаимоотношения и регламентирующих деятельность субъектов политики, определяют общеобязательные нормы и разрабатывают основные правила принятия политических решений.
Политические партии как субъекты конституционной ответственности имеют двухуровневый правовой статус. С одной стороны, они являются полномочными представителями государства, доминирующим институтом в транзитных политических системах, а с другой - выступают субъектами политики, представляющими интересы определенной части общества.
Вопросы становления и развития политических партий, их влияния на государственно-политические отношения получили отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Способы возникновения, структура, типология партий и партийных систем были глубоко и обстоятельно исследованы М. Дюверже . Фундаментальные теоретические вопросы были поставлены и рассмотрены в работах М. Вебера , Дж. Лапаломбары . Особенности внутрипартийной жизни, роль партий в общественно-политическом развитии стали предметом научного анализа М. Острогорского . Исследование различных партийных систем и их последующая типологизация были осуществлены Дж. Сартори . Следует отметить исследования Р. Каца и П. Мэйра , посвященные исторической эволюции политических партий, подробному изучению особенностей «всеохватных» и «картельных» партий; работы Х. Линца , посвященные анализу взаимоотношений ветвей власти, а также, что особенно важно, разных партийных систем и форм правления.
Большое количество работ западных и отечественных ученых посвящено изучению процессов становления и развития современной российской партийной системы. Зарубежные исследователи, работая в рамках транзитологической парадигмы, обращаются к партийной проблематике в контексте изучения постсоветской политической трансформации. Отметим работы С. Уайтфилда и Р. Мозера, анализировавших влияние российской формы правления на развитие партийной системы . Проблеме взаимоотношений политических партий и государства в России посвящена работа Х. Оверслута и Р. Верхеля , в которых рассмотрены вопросы роли партий в политической системе, причины слабости российской партийной системы, а также предпринята попытка классификации партий на «настоящие партии», «партии власти», «оппозиционные», «разрушительные» и «партии тщеславия». Анализу феномена «партий власти» они уделяют особое внимание, утверждая, что появление этих партий является свидетельством государственного вмешательства в электоральный процесс, поскольку формируются при участии федеральной власти с целью обеспечить поддержку в парламенте для действующего или будущего главы исполнительной власти. Это дает исследователям основания сделать вывод о том, что действительной «партией власти» является правительство или администрация президента, как акторы, определяющие судьбу партии.
Изучением процессов возникновения партий, особенностей партогенеза и институционализации партий в России на основе выделения разных уровней политической активности занимались Д. Левчик, С. Заславский, В. Колосов и Р. Туровский, К. Холодковский . К проблемам партийного строительства в России и оформления многопартийной системы обращался Ю. Коргунюк . Становление политических партий он связывает с уровнем зрелости общественных отношений и исследует партии, прежде всего, с точки зрения представительства ими интересов определенных социальных групп, обозначая при этом особенности российского партостроительства и складывающейся партийной системы. Ю. Коргунюк и С. Заславский исследовав процесс развития и функционирования российской многопартийности, выделили основные признаки политической партии, ее функции, основные типы российских партий и специфику конфигураций политического спектра России.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ политико-правовых основ взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
- Систематизировать научные подходы к исследованию теоретических аспектов проблемы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями;
- Провести комплексный анализ значения партии как посредника между властью и обществом;
- Исследовать политико-правовые особенности взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Объект исследования. Деятельность политических партий в России как субъектов общественных, в том числе конституционно-правовых, отношений.
Предмет исследования. Политико-правовые особенности взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет система философско-мировоззренческих, общенаучных и специальных юридических методов. Диалектический метод позволил раскрыть единство и противоречивость деятельности политических партий.
Научная новизна исследования определяется тем, что осуществлено специальное исследование сущности и особенностей политико-правового взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Проблема исследования. Механизмы эффективного функционирования политических партий и общественных организаций, а также основные проблемы становления и развития политических партий и общественных организаций современной России, определение перспективные пути их развития, функционирования и взаимодействия с государством.
Положения, выносимые на защиту:
1. Политика и управление взаимосвязаны общественными сферами, которые объединяет общая природа происхождения, связанная с феноменом власти. Эти сферы на протяжении исторического развития соотносились по-разному, но их всегда объединяло представление о власти как о организованной силе, которая направлена на урегулирование социальных, экономических и личных отношений. Политические партии являются основой для нормального функционирования качественной системы государственного управления. Они играют основную роль в подготовке и продвижении кадров в государственной политике, для которых они являются специфическим социальным лифтом.
1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества средствами формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Назначение политической партии заключается в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, сообществ на уровне интересов всей социальной целостности, а также в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений.
2. Взаимодействие политических партий с государством в современных условиях является необходимым условием как формирования, так и функционирования публичной власти. Множественность политических партий, т. е. многопартийность, создает возможность для организации этой власти на демократических основах, что препятствует узурпации власти, являющейся антиподом народовластия.
3. Взаимодействие власти с общественными организациями является важным аспектом и направлением деятельности органов государственной власти. Любое эффективное сотрудничество и партнерство с целью создания отношений, строящихся на взаимном доверии и выражающих добрую волю участников процесса на взаимодействие. Если нет общей цели для сотрудничества и совместного стремления и заинтересованности, то любые контакты между органами государственной власти с общественными организациями не превратятся в действительно сотрудничество и имеют разовый характер.
4. К формам общественного участия в политике и государственном процессе относят: местные выборы и местные референдумы; собрание граждан; местные инициативы; общественные слушания; органы самоорганизации населения; ассоциации и другие объединения граждан; совещательные комитеты.
5. Особенность современной России состоит в том, что потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни, регулируемой недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с зависимостью ее организации от социальных институтов, пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 10
1.1 Политические партии и общественные организации как структурный элемент гражданского общества: типология, функции, цели 10
1.2 Эволюция политического взаимодействия государства с партиями и общественными организациями в Российской Федерации (в 1990 – 2015 гг.) 39
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 48
2.1 Особенности политико-правового регулирования взаимодействия современного российского государства с политическими партиями 48
2.2 Основы политико-правового регулирования деятельности общественных организаций в современной России 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование оптимальной модели политико-управленческих отношений на современном этапе развития государства становится одной из главных задач для дальнейшего совершенствования системы государственного управления. Важной как научной, так и прикладной проблемой становится определение критериев оптимизации политико-управленческих отношений.
В этом аспекте оптимальная модель политико-управленческих отношений имеет свои особенности для каждого государства. Поэтому прямое использование мирового опыта не может дать положительного (ожидаемого) результата, если не учитывать основные принципы формирования благоприятной модели политико - административных отношений. В таком контексте модель политико-административных отношений формируется под влиянием определенных факторов, определяющих принципы функционирования государственного управления.
Формальное содержание политико-административных отношений определяет структуру, сферу влияния и тип отношений, возникающих в процессе государственного управления и в соотношении "общество - государство", а неформальное воспроизводит представление членов общества о, то какими должны быть структура, сфера влияния и тип отношений «общество - государство». Итак, вторым фактором формирования оптимальной модели политико-административных отношений является баланс между формальным и неформальным содержанием политико-административных отношений.
Следующий, третий фактор оптимизации политико-управленческих отношений определяется в применении принципа эффективности деятельности системы государственного управления как в целом, так и в отдельных его частях. Это означает, что на всех уровнях организации системы государственного управления должна быть обеспечена эффективность функционирования всех ее составляющих.
Таким образом, аргументы, приводимые в поддержку тезиса о том, что гражданское общество в современной России является еще неразвитым, системно не оформленным и т. п., являются вполне справедливыми и убедительными с научной точки зрения.
При демократическом общественном устройстве субъектность политической составляющей через избирательные механизмы абсолютно зависима от общества, социальных интересов граждан. Это обуславливает высокую динамичность политического слоя и создает возможность выполнять функцию агрегации превалирующих общественных потребностей. Такое положение дел в демократическом социуме более четко выделяет политическую верхушку от сравнительно устойчивой административной системы, чем в тоталитарном, где политическое руководство не избирается и в значительной степени независимым от общества. В данном случае принцип формирования состава политического руководства является, по сути, таким же, как и административного аппарата. Это предопределяет монолитный характер политико-административной системы. Вообще можно сказать, что административная система здесь политизируется, а политическая - администрируется. Хотя, с другой стороны, вследствие высокой централизованности тоталитарной политико-административной системы происходит гораздо большая концентрация политических функций на верхушке государственного механизма, чем это характерно для демократического государства .
Для современного этапа развития государственности это имеет также чрезвычайно важное значение, особенно в контексте анализа политико-административного взаимодействия и взаимовлияния на различных уровнях субъектности. Линия разграничения политического и административного уровней в структуре государственного аппарата определяется действующим правовым полем, традициями и текущей расстановкой сил, фактическим разделением власти в обществе и государстве. При этом разграничение сферы политического руководства и сферы государственного управления де-юре и де-факто могут не совпадать. Существуют также государственные должности и учреждения, которые фактически объединяют в себе в разной пропорции и политические, и административные функции, образуя своего рода переходную полосу между государственным управлением и политическим руководством. Поэтому оптимальность разграничения политического и административного в работе государственного аппарата выходит за пределы исключительно юридической постановки вопроса. По сути, речь идет о двух качественно отличных разновидности реализации управленческих функций государства, которые более или менее отчетливо выделяются в структурировании любой политико-административной системы .
Формирование легитимного политического курса определяется наличием такой последовательности: частные интересы - частные цели деятельности - публичный интерес - публичная цель деятельности - влияние, а основой политической деятельности является определение публичного интереса и формирования публичной цели. Эта последовательность включает не только почву, что лежит в основе политики, но и механизмы формирования и реализации этой политики, что связано с административной деятельностью.
Можно выделить основные задачи политико-административного реформирования, а именно:
- налаживание адекватного взаимодействия между политико-административными структурами и обществом;
- автономизацию управленческих структур на основе распределения управленческих полномочий;
- децентрализацию управленческих полномочий среди все большего количества субъектов принятия управленческих решений;
- постепенную трансформацию иерархической системы управления в полиархических;
- снижение затрат на систему государственной службы и государственного управления;
- преобразования интегративной управленческой системы в интеркурсивную и т.п.;
- повышение профессионализма и качества услуг со стороны государственной службы;
- создание такой системы управления, которая была направлена на предоставление качественных услуг населению и обществу;
- создание открытой системы взаимодействия внутри - привлечение граждан к принятию решений на разных уровнях - от местных общин к воздействию на принятие политических решений;
- повышение ответственности перед гражданами - в том числе ответственность за управленческие решения и их последствия, разработать механизм контроля со стороны общества на всех уровнях управленческой иерархии;
- в целом - ориентация на граждан и на результат, а не на чиновников и процессы.
Можно сказать, что особенность современной России состоит в том, что потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни, регулируемой недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с зависимостью ее организации от социальных институтов, пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708–1 «Об общественных объединениях»
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // http://www.consultant.ru/popular/obob/
4. Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177661
5. Федеральный закон от 12.01.96 г. №10-ФЗ «О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172580;dst=0;ts=AB224DD714EF9A21EF11205CF5C5F336;rnd=0.022818522494606697
6. Федеральный закон от 17.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174903/
7. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html
8. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.html
9. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174896/
10. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации" (04 апреля 2005 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161975/
11. Ачкасов В. А. Институты западной демократии в сравнительной перспективе: учеб. пособие / В. А. Ачкасов, Б. В. Грызлов. - СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 264 с.
12. Большой толковый социологический словарь (CoNins)T. 2(П-Я) : пер. с англ. М.: Вече : АСТ,1999. – с.480
13. Бориков В. Э. Между плюсом и минусом // Независимая газета. - 2011. - 21 ноября. - URL: http://www.ng.ru/ideas/2011-11-21/9_dinamika.html
14. Будберг А. Администрация привычных лиц // Московский комсомолец. - 2004. - 27 марта. - С.3.
15. Вардуль Н.. Смирнов К. Скромный, умный и верный // Коммерсантъ-Власть. 2004. - № 12. - С.46- 47;
16. Васильева С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011. С. 43.
17. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
18. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения. М. : Прогресс, 1990. – С. 628-630
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm
20. Выступление Президента России Владимира Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. // Независимая газета. - 2004. - 14 сентября. - С.3.
21. Вятр Е.Й. Социология политических отношений / пер. В. Скляр, А. Николаев. М. : Прогресс, 1979. – С. 259-260
22. Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
23. Дегтярев А. Основы политической теории / А. Дегтярев. - М.: Высш. шк. - 1998. - 239 с.
24. Дюверже М. Политические партии [пер. с франц. Л.А.Зимина] - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с. - (Серия «Концепции»).
25. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; вступление. ст. д-ра юрид. наук, проф. И. Ю. Козлихина. - СПб. : Изд-во "Юридический центр" Пресс ", 2004. - 752 с.
26. Зорькин В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2012 г.).
27. Кынев А. Политические партии в российских регионах: взгляд сквозь призму реформы избирательной системы. — Полис, № 6. 2006.
28. Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы / А. Лоуэлл. - М., 1908. - 982 с.
29. Малкин Е. Политические технологи / Е. Малкин, Е. Сучков. - М. : Русская панорама, 2006. - 680 с.
30. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии / Г. Михельс // Диалог - 1990 - № 3 - С.30
31. Никулин Н.М. Курс современной политической истории России (1985-2004 гг.): В 2-х чч. - Ч.2. -М., 2006. -С.67
32. Основы демократии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. / М. Бессонова, А. Би рюков, С. Бондарук и др. ; под общ. ред. А. Колодий. - М.: Изд-во "Ай Би", 2002. - 684 с.
33. Острогорский М. Демократия и политические партии / М. Острогорский. - М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия). - 1997. - 640 с.
34. Петухов В. Большое партийное будущее // Политический журнал. - 2006. - № 22. - С.22-23.
35. Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука : теоретико-методолог. и историко-культур. исследования. М. : ИНИОН РАН. 1996. – С. 6-46
36. Политические партии и движения на выборах — 99. М., 2000. С. 8.
37. Политологический энциклопедический словарь / сост. В. П. Горбатенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Генезис, 2004. - 735 с.
38. Рябов С. Г. Политологическая теория государства / С. Г. Рябов. - М.: Тандем, 1996. - 240 с.
39. Сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. – URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii
40. Сартр Дж. Сравнительная конституционная инженерия / Дж. Сартр. - М.: Артек, 2001. - 211 с.
41. Сведовая Н. Верхняя палата «Форбса» // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2
42. Смирнов К. Премьер для служебного пользования // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - № 12. - С.35- 38.
43. Сморгунов Л. Современная сравнительная политология : учебник / Л. Сморгунов. - М. : Росс. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 472 с.
44. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии / Л. В. Сморгунов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. - С. 214-231.
45. Федюкин И. Государственный аппарат // Коммерсантъ-Власть. - 2007. - № 50. - С.36
46. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : [пер. с англ.]. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006 – С. 27
47. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Философская и социологическая мысль. - 1996. - № 1-2.
48. Хантингтон С. Ф. Три волны демократизации / С. Ф. Хантингтон // Демократия: Антология / сост. А. Проценко. - М.: Факел, 2005.-С. 574-583.
49. Хейвуд Э. Политология: учеб. для студ. вузов / Э. Хейвуд; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 544 с.
50. Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
51. Чурсина В. Чтобы стать полезным, надо быть ископаемым // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2.
52. Шаповал В. М. Современный конституционализм: монография. / В. Шаповал. - М.: Юрид. фирма "Салком"; Одиссей, 2005. - 560 с.
53. Шарло Ж. Политические партии и система политических партий во Франции / Ж. Шарло. - М., 1993. - 68 с.
54. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 308-310
55. Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве / Ю. Юдин. - М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 228 с.
56. Almond G. A., Verba S. Thecivicculturerevisited. Princeton ;NewYork, 1963
57. Almond G. A.,Verba S. Thedvilalture: politicalattitudesanddemocracyinfivenations. Boston, 1965. – р 16-20
58. Fukuyama F. The End Of History And The Last Man / F. Fukuyama. - New York, 1999. - P. 296.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституционно-правовая регламентация деятельности политических партий и общественных организаций в период институционализации государственной власти является относительно новым явлением, которое приобретает особое значение в контексте изменения парадигмы правопонимания и защиты прав и свобод человека.
Организация публичной власти в значительной степени зависит от политических партий, которые в период становления государственности формируют взаимоотношения и регламентирующих деятельность субъектов политики, определяют общеобязательные нормы и разрабатывают основные правила принятия политических решений.
Политические партии как субъекты конституционной ответственности имеют двухуровневый правовой статус. С одной стороны, они являются полномочными представителями государства, доминирующим институтом в транзитных политических системах, а с другой - выступают субъектами политики, представляющими интересы определенной части общества.
Вопросы становления и развития политических партий, их влияния на государственно-политические отношения получили отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Способы возникновения, структура, типология партий и партийных систем были глубоко и обстоятельно исследованы М. Дюверже . Фундаментальные теоретические вопросы были поставлены и рассмотрены в работах М. Вебера , Дж. Лапаломбары . Особенности внутрипартийной жизни, роль партий в общественно-политическом развитии стали предметом научного анализа М. Острогорского . Исследование различных партийных систем и их последующая типологизация были осуществлены Дж. Сартори . Следует отметить исследования Р. Каца и П. Мэйра , посвященные исторической эволюции политических партий, подробному изучению особенностей «всеохватных» и «картельных» партий; работы Х. Линца , посвященные анализу взаимоотношений ветвей власти, а также, что особенно важно, разных партийных систем и форм правления.
Большое количество работ западных и отечественных ученых посвящено изучению процессов становления и развития современной российской партийной системы. Зарубежные исследователи, работая в рамках транзитологической парадигмы, обращаются к партийной проблематике в контексте изучения постсоветской политической трансформации. Отметим работы С. Уайтфилда и Р. Мозера, анализировавших влияние российской формы правления на развитие партийной системы . Проблеме взаимоотношений политических партий и государства в России посвящена работа Х. Оверслута и Р. Верхеля , в которых рассмотрены вопросы роли партий в политической системе, причины слабости российской партийной системы, а также предпринята попытка классификации партий на «настоящие партии», «партии власти», «оппозиционные», «разрушительные» и «партии тщеславия». Анализу феномена «партий власти» они уделяют особое внимание, утверждая, что появление этих партий является свидетельством государственного вмешательства в электоральный процесс, поскольку формируются при участии федеральной власти с целью обеспечить поддержку в парламенте для действующего или будущего главы исполнительной власти. Это дает исследователям основания сделать вывод о том, что действительной «партией власти» является правительство или администрация президента, как акторы, определяющие судьбу партии.
Изучением процессов возникновения партий, особенностей партогенеза и институционализации партий в России на основе выделения разных уровней политической активности занимались Д. Левчик, С. Заславский, В. Колосов и Р. Туровский, К. Холодковский . К проблемам партийного строительства в России и оформления многопартийной системы обращался Ю. Коргунюк . Становление политических партий он связывает с уровнем зрелости общественных отношений и исследует партии, прежде всего, с точки зрения представительства ими интересов определенных социальных групп, обозначая при этом особенности российского партостроительства и складывающейся партийной системы. Ю. Коргунюк и С. Заславский исследовав процесс развития и функционирования российской многопартийности, выделили основные признаки политической партии, ее функции, основные типы российских партий и специфику конфигураций политического спектра России.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ политико-правовых основ взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:
- Систематизировать научные подходы к исследованию теоретических аспектов проблемы взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями;
- Провести комплексный анализ значения партии как посредника между властью и обществом;
- Исследовать политико-правовые особенности взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Объект исследования. Деятельность политических партий в России как субъектов общественных, в том числе конституционно-правовых, отношений.
Предмет исследования. Политико-правовые особенности взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет система философско-мировоззренческих, общенаучных и специальных юридических методов. Диалектический метод позволил раскрыть единство и противоречивость деятельности политических партий.
Научная новизна исследования определяется тем, что осуществлено специальное исследование сущности и особенностей политико-правового взаимодействия государства с политическими партиями и общественными организациями в современной России.
Проблема исследования. Механизмы эффективного функционирования политических партий и общественных организаций, а также основные проблемы становления и развития политических партий и общественных организаций современной России, определение перспективные пути их развития, функционирования и взаимодействия с государством.
Положения, выносимые на защиту:
1. Политика и управление взаимосвязаны общественными сферами, которые объединяет общая природа происхождения, связанная с феноменом власти. Эти сферы на протяжении исторического развития соотносились по-разному, но их всегда объединяло представление о власти как о организованной силе, которая направлена на урегулирование социальных, экономических и личных отношений. Политические партии являются основой для нормального функционирования качественной системы государственного управления. Они играют основную роль в подготовке и продвижении кадров в государственной политике, для которых они являются специфическим социальным лифтом.
1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества средствами формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Назначение политической партии заключается в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, сообществ на уровне интересов всей социальной целостности, а также в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений.
2. Взаимодействие политических партий с государством в современных условиях является необходимым условием как формирования, так и функционирования публичной власти. Множественность политических партий, т. е. многопартийность, создает возможность для организации этой власти на демократических основах, что препятствует узурпации власти, являющейся антиподом народовластия.
3. Взаимодействие власти с общественными организациями является важным аспектом и направлением деятельности органов государственной власти. Любое эффективное сотрудничество и партнерство с целью создания отношений, строящихся на взаимном доверии и выражающих добрую волю участников процесса на взаимодействие. Если нет общей цели для сотрудничества и совместного стремления и заинтересованности, то любые контакты между органами государственной власти с общественными организациями не превратятся в действительно сотрудничество и имеют разовый характер.
4. К формам общественного участия в политике и государственном процессе относят: местные выборы и местные референдумы; собрание граждан; местные инициативы; общественные слушания; органы самоорганизации населения; ассоциации и другие объединения граждан; совещательные комитеты.
5. Особенность современной России состоит в том, что потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни, регулируемой недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с зависимостью ее организации от социальных институтов, пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 10
1.1 Политические партии и общественные организации как структурный элемент гражданского общества: типология, функции, цели 10
1.2 Эволюция политического взаимодействия государства с партиями и общественными организациями в Российской Федерации (в 1990 – 2015 гг.) 39
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 48
2.1 Особенности политико-правового регулирования взаимодействия современного российского государства с политическими партиями 48
2.2 Основы политико-правового регулирования деятельности общественных организаций в современной России 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование оптимальной модели политико-управленческих отношений на современном этапе развития государства становится одной из главных задач для дальнейшего совершенствования системы государственного управления. Важной как научной, так и прикладной проблемой становится определение критериев оптимизации политико-управленческих отношений.
В этом аспекте оптимальная модель политико-управленческих отношений имеет свои особенности для каждого государства. Поэтому прямое использование мирового опыта не может дать положительного (ожидаемого) результата, если не учитывать основные принципы формирования благоприятной модели политико - административных отношений. В таком контексте модель политико-административных отношений формируется под влиянием определенных факторов, определяющих принципы функционирования государственного управления.
Формальное содержание политико-административных отношений определяет структуру, сферу влияния и тип отношений, возникающих в процессе государственного управления и в соотношении "общество - государство", а неформальное воспроизводит представление членов общества о, то какими должны быть структура, сфера влияния и тип отношений «общество - государство». Итак, вторым фактором формирования оптимальной модели политико-административных отношений является баланс между формальным и неформальным содержанием политико-административных отношений.
Следующий, третий фактор оптимизации политико-управленческих отношений определяется в применении принципа эффективности деятельности системы государственного управления как в целом, так и в отдельных его частях. Это означает, что на всех уровнях организации системы государственного управления должна быть обеспечена эффективность функционирования всех ее составляющих.
Таким образом, аргументы, приводимые в поддержку тезиса о том, что гражданское общество в современной России является еще неразвитым, системно не оформленным и т. п., являются вполне справедливыми и убедительными с научной точки зрения.
При демократическом общественном устройстве субъектность политической составляющей через избирательные механизмы абсолютно зависима от общества, социальных интересов граждан. Это обуславливает высокую динамичность политического слоя и создает возможность выполнять функцию агрегации превалирующих общественных потребностей. Такое положение дел в демократическом социуме более четко выделяет политическую верхушку от сравнительно устойчивой административной системы, чем в тоталитарном, где политическое руководство не избирается и в значительной степени независимым от общества. В данном случае принцип формирования состава политического руководства является, по сути, таким же, как и административного аппарата. Это предопределяет монолитный характер политико-административной системы. Вообще можно сказать, что административная система здесь политизируется, а политическая - администрируется. Хотя, с другой стороны, вследствие высокой централизованности тоталитарной политико-административной системы происходит гораздо большая концентрация политических функций на верхушке государственного механизма, чем это характерно для демократического государства .
Для современного этапа развития государственности это имеет также чрезвычайно важное значение, особенно в контексте анализа политико-административного взаимодействия и взаимовлияния на различных уровнях субъектности. Линия разграничения политического и административного уровней в структуре государственного аппарата определяется действующим правовым полем, традициями и текущей расстановкой сил, фактическим разделением власти в обществе и государстве. При этом разграничение сферы политического руководства и сферы государственного управления де-юре и де-факто могут не совпадать. Существуют также государственные должности и учреждения, которые фактически объединяют в себе в разной пропорции и политические, и административные функции, образуя своего рода переходную полосу между государственным управлением и политическим руководством. Поэтому оптимальность разграничения политического и административного в работе государственного аппарата выходит за пределы исключительно юридической постановки вопроса. По сути, речь идет о двух качественно отличных разновидности реализации управленческих функций государства, которые более или менее отчетливо выделяются в структурировании любой политико-административной системы .
Формирование легитимного политического курса определяется наличием такой последовательности: частные интересы - частные цели деятельности - публичный интерес - публичная цель деятельности - влияние, а основой политической деятельности является определение публичного интереса и формирования публичной цели. Эта последовательность включает не только почву, что лежит в основе политики, но и механизмы формирования и реализации этой политики, что связано с административной деятельностью.
Можно выделить основные задачи политико-административного реформирования, а именно:
- налаживание адекватного взаимодействия между политико-административными структурами и обществом;
- автономизацию управленческих структур на основе распределения управленческих полномочий;
- децентрализацию управленческих полномочий среди все большего количества субъектов принятия управленческих решений;
- постепенную трансформацию иерархической системы управления в полиархических;
- снижение затрат на систему государственной службы и государственного управления;
- преобразования интегративной управленческой системы в интеркурсивную и т.п.;
- повышение профессионализма и качества услуг со стороны государственной службы;
- создание такой системы управления, которая была направлена на предоставление качественных услуг населению и обществу;
- создание открытой системы взаимодействия внутри - привлечение граждан к принятию решений на разных уровнях - от местных общин к воздействию на принятие политических решений;
- повышение ответственности перед гражданами - в том числе ответственность за управленческие решения и их последствия, разработать механизм контроля со стороны общества на всех уровнях управленческой иерархии;
- в целом - ориентация на граждан и на результат, а не на чиновников и процессы.
Можно сказать, что особенность современной России состоит в том, что потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни, регулируемой недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с зависимостью ее организации от социальных институтов, пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708–1 «Об общественных объединениях»
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // http://www.consultant.ru/popular/obob/
4. Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177661
5. Федеральный закон от 12.01.96 г. №10-ФЗ «О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172580;dst=0;ts=AB224DD714EF9A21EF11205CF5C5F336;rnd=0.022818522494606697
6. Федеральный закон от 17.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174903/
7. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // http://www.rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html
8. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.html
9. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174896/
10. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации" (04 апреля 2005 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161975/
11. Ачкасов В. А. Институты западной демократии в сравнительной перспективе: учеб. пособие / В. А. Ачкасов, Б. В. Грызлов. - СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 264 с.
12. Большой толковый социологический словарь (CoNins)T. 2(П-Я) : пер. с англ. М.: Вече : АСТ,1999. – с.480
13. Бориков В. Э. Между плюсом и минусом // Независимая газета. - 2011. - 21 ноября. - URL: http://www.ng.ru/ideas/2011-11-21/9_dinamika.html
14. Будберг А. Администрация привычных лиц // Московский комсомолец. - 2004. - 27 марта. - С.3.
15. Вардуль Н.. Смирнов К. Скромный, умный и верный // Коммерсантъ-Власть. 2004. - № 12. - С.46- 47;
16. Васильева С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011. С. 43.
17. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
18. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения. М. : Прогресс, 1990. – С. 628-630
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm
20. Выступление Президента России Владимира Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. // Независимая газета. - 2004. - 14 сентября. - С.3.
21. Вятр Е.Й. Социология политических отношений / пер. В. Скляр, А. Николаев. М. : Прогресс, 1979. – С. 259-260
22. Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
23. Дегтярев А. Основы политической теории / А. Дегтярев. - М.: Высш. шк. - 1998. - 239 с.
24. Дюверже М. Политические партии [пер. с франц. Л.А.Зимина] - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с. - (Серия «Концепции»).
25. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; вступление. ст. д-ра юрид. наук, проф. И. Ю. Козлихина. - СПб. : Изд-во "Юридический центр" Пресс ", 2004. - 752 с.
26. Зорькин В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27–28 сентября 2012 г.).
27. Кынев А. Политические партии в российских регионах: взгляд сквозь призму реформы избирательной системы. — Полис, № 6. 2006.
28. Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы / А. Лоуэлл. - М., 1908. - 982 с.
29. Малкин Е. Политические технологи / Е. Малкин, Е. Сучков. - М. : Русская панорама, 2006. - 680 с.
30. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии / Г. Михельс // Диалог - 1990 - № 3 - С.30
31. Никулин Н.М. Курс современной политической истории России (1985-2004 гг.): В 2-х чч. - Ч.2. -М., 2006. -С.67
32. Основы демократии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. / М. Бессонова, А. Би рюков, С. Бондарук и др. ; под общ. ред. А. Колодий. - М.: Изд-во "Ай Би", 2002. - 684 с.
33. Острогорский М. Демократия и политические партии / М. Острогорский. - М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия). - 1997. - 640 с.
34. Петухов В. Большое партийное будущее // Политический журнал. - 2006. - № 22. - С.22-23.
35. Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука : теоретико-методолог. и историко-культур. исследования. М. : ИНИОН РАН. 1996. – С. 6-46
36. Политические партии и движения на выборах — 99. М., 2000. С. 8.
37. Политологический энциклопедический словарь / сост. В. П. Горбатенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Генезис, 2004. - 735 с.
38. Рябов С. Г. Политологическая теория государства / С. Г. Рябов. - М.: Тандем, 1996. - 240 с.
39. Сайт Министерства Юстиции Российской Федерации. – URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii
40. Сартр Дж. Сравнительная конституционная инженерия / Дж. Сартр. - М.: Артек, 2001. - 211 с.
41. Сведовая Н. Верхняя палата «Форбса» // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2
42. Смирнов К. Премьер для служебного пользования // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - № 12. - С.35- 38.
43. Сморгунов Л. Современная сравнительная политология : учебник / Л. Сморгунов. - М. : Росс. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 472 с.
44. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии / Л. В. Сморгунов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1999. - С. 214-231.
45. Федюкин И. Государственный аппарат // Коммерсантъ-Власть. - 2007. - № 50. - С.36
46. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : [пер. с англ.]. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006 – С. 27
47. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Философская и социологическая мысль. - 1996. - № 1-2.
48. Хантингтон С. Ф. Три волны демократизации / С. Ф. Хантингтон // Демократия: Антология / сост. А. Проценко. - М.: Факел, 2005.-С. 574-583.
49. Хейвуд Э. Политология: учеб. для студ. вузов / Э. Хейвуд; пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 544 с.
50. Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. — ProetContra, т. 12, 2008.№ 1.
51. Чурсина В. Чтобы стать полезным, надо быть ископаемым // Новая газета. 2007. - № 17 (12-14 марта). - С.2.
52. Шаповал В. М. Современный конституционализм: монография. / В. Шаповал. - М.: Юрид. фирма "Салком"; Одиссей, 2005. - 560 с.
53. Шарло Ж. Политические партии и система политических партий во Франции / Ж. Шарло. - М., 1993. - 68 с.
54. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 308-310
55. Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве / Ю. Юдин. - М.: Форум - Инфра-М, 1998. - 228 с.
56. Almond G. A., Verba S. Thecivicculturerevisited. Princeton ;NewYork, 1963
57. Almond G. A.,Verba S. Thedvilalture: politicalattitudesanddemocracyinfivenations. Boston, 1965. – р 16-20
58. Fukuyama F. The End Of History And The Last Man / F. Fukuyama. - New York, 1999. - P. 296.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую