Прекрасный автор!!! Сделал работу в срок, всегда выходил на связь, помогал и давал ценные советы)) В общем советую всем, кто хочет получить хорошую дипломку без нервов и лишнего геморроя. Автор ты красавчик, знай это!!))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человечество на протяжении всей своей истории выходило на обсуждение вопросов, связанных со свободой, свободой экономической, политической, социальной. Государственный строй и исторические аспекты играли не последнюю роль при анализе свободы человека. Как отметил Мерлин Ослен, «свобода идёт рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает на нас обязательство принимать ответственность за последствия своего выбора». Ответственность за последствия выбора в РФ связана с соблюдением Закона «О государственной тайне».
Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Таким образом, целью исследования является системный анализ понятия «государственная тайна» и связанных с ним общественных правовых отношений, возникающих при использовании информации в качестве одного из важных объектов гражданских прав.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю развития законодательства в области защиты государственной тайны в России;
- проанализировать понятие «государственная тайна», а также сведения, отнесенные к государственной тайне;
- охарактеризовать актуальные вопросы правового регулирования государственного контроля в сфере защиты государственной тайны;
- исследовать порядок охраны и защиты государственной тайны в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами;
- выявить проблемы отнесения сведений к государственной тайне и их защиты;
- определить актуальность совершенствования системы защиты государственной тайны.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие отношения в сфере установления, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации, а также практика их реализации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно-научных методов - технико-юридический, статистический, сравнительно-правовой и иные методы, в соответствии с которыми рассматриваются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования института государственной тайны в Российской Федерации.
Законодательную основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, судебная практика. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Осуществление охраны государственной тайны гражданско-правовыми средствами как предмет повышенного интереса исследователей сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как И.И. Алгазин, И.Г. Бавсун, И.Л. Бачило, М.А. Вус, А.Н. Горлушкин, Ю.А. Дмитриев, Т.Ф. Ефремова, К.Е. Лукичев, В.А. Мальцев, И.Ю. Павлов, В.А. Рубанов, Д.А. Смирнов,
А.В. Устинков, Е.М. Филиппов, А.Б. Шавкеро и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе проведен теоретико-правовой анализ понятия «государственная тайна», во второй главе охарактеризована система сохранения государственной тайны в России, в третьей - актуальные проблемы защиты государственной тайны.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовой анализ понятия «государственная тайна» 6
1.1 История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России 6
1.2 Анализ понятия «государственная тайна», а также сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень 21
Глава 2. Система сохранения государственной тайны в России 29
2.1 Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования 29
2.2 Порядок охраны и защиты государственной тайны в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами 38
Глава 3. Актуальные проблемы защиты государственной тайны 49
3.1 Проблемы отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 49
3.2 Актуальность совершенствования системы защиты государственной тайны 58
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение 1 80
Приложение 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование на тему «Охрана государственной тайны гражданско-правовыми средствами», следует сделать следующие выводы.
1. Государственная тайна (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне») – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; при этом «безопасность – состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности»)».
2. Закон РФ «О государственной тайне» абсолютно верно несколько раз упоминает об ответственности за незаконное или необоснованное засекречивание, но ничего не говорит о механизме такой ответственности должностных лиц.
3. Эволюция развития нормативного регулирования отношений в области отнесения сведений к государственной тайне в советский период шла по пути принятия сначала общедоступных (носящих рамочный характер), а затем засекреченных (содержащих конкретные категории) перечней сведений, относимых к государственной тайне, утверждаемых правительственными решениями. В конечном итоге это вылилось в обособление наиболее значимой группы информации, которая стала позиционироваться как государственная тайна, и информации, относимой к служебной тайне, принятие решений по засекречиванию которой являлось правом административных ведомств. Данная система в условиях существовавшего в тот период законодательства и политического режима являлась сбалансированной. Каждый новый вариант Перечня главнейших сведений, относимых к государственной тайне, с высокой долей уверенности можно было воспринимать как документ политический, содержащий определенные негативные ожидания и опасения политического руководства страны в тот или иной период времени.
4. Установление в Российской Федерации демократического политического режима и начатые рыночные преобразования потребовали выработки новых подходов в нормативном регулировании вышеуказанных отношений, квинтэссенцией которых стало принятие Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Закон содержал (вначале предположительный, а затем императивный) перечень основных предметных областей и категорий сведений, относимых к государственной тайне. Главным субъектом данных отношений стало некое должностное лицо, определяемое главой государства, и в качестве лица, принимающего решения по отнесению сведений к государственной тайне и их засекречиванию в легальных рамках, установленных Законом о государственной тайне, хотя в действительности данная деятельность сводилась к утверждению перечней, подготавливаемых на уровне административных ведомств.
5. Сформулированный в настоящее время подход по установлению юридической взаимосвязи между величиной потенциального ущерба от противоправного распространения информации и степенями секретности, приведенный в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. 870, не соответствует современным теоретическим воззрениям на природу государственной тайны и не может служить реальным ориентиром в соответствующей правоприменительной практике, т. к. подчеркивает несуществующую отделенность аппарата власти от самого государства. При определении степени важности информации не может существовать ни ущерба ведомству, ни тем более ущерба отдельно взятой организации – может существовать только ущерб государству как единому целому в определенной сфере его деятельности.
6. Существенной проблемой российского закона является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие гражданина с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, корреспондирующих им правах и обязанностях иных лиц, полномочиях органов публичной власти, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех либо иных ситуациях. Принцип правовой определенности связывает органы публичной власти всех уровней и направлен на достижение двух основных взаимосвязанных целей: поддержание разумной стабильности и определенности правового регулирования, создание и поддержание доверия частных лиц к праву и государству. Неопределенность содержания правовой нормы, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
7. Среди других недостатков, присущих действующему Закону РФ «О государственной тайне», уже называлось наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Это позволяет быстро определить конкретную группу сведений института государственной тайны, однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений, поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае весьма затруднительно.
8. Обязанность организаций и физических лиц защищать государственную тайну напрямую связана с их гражданским долгом преданности своей родине. Она лежит как на лицах, допущенных и имеющих доступ к государственной тайне, так и лицах, получивших к ней доступ по работе, службе, учебе и в иных случаях. Допущенные лица имеют более широкий круг обязанностей, детально регламентированный в законодательстве России и методических документах по защите государственной тайны. Обязанности иных граждан Российской Федерации возникают как долг по отношению к своему отечеству при ознакомлении с секретными сведениями, при иных обстоятельствах, в т.ч. случайно. В обоих случаях рассматриваемая обязанность не ставится в зависимость от осуществления государственной и муниципальной службы, трудовой или служебной деятельности в государственных и муниципальных структурах, что является принципиальным для статуса лиц, обязанных обеспечивать конфиденциальность служебных сведений ограниченного распространения. Обязанность обеспечения конфиденциальности служебных сведений лежит только на сотрудниках государственных органов и органов местного самоуправления, а также лицах, осуществляющих договорное сотрудничество с ними. Ограничение информационных свобод (права распространения служебных сведений, свободного их использования), обязанность соблюдения требований защиты является составной частью статуса сотрудника государственного и муниципального органа, их служебной (трудовой) обязанностью по отношению к своему работодателю, действующему в интересах государства, и реализации его функций.
9. Система современных норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне, носит достаточно развитый характер и включает меры уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности, в то время как меры ответственности за неправомерное обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, пока далеко не системны, мозаичны и требуют существенного совершенствования.
10. В заключение следует констатировать, что, имея единые исторические корни правового регулирования, режимы государственной тайны и служебной тайны в настоящее время имеют как общие, так и отличительные черты, анализ которых позволяет выделить два взаимосвязанных самостоятельных правовых режима государственно-значимой информации ограниченного доступа. Закономерно наиболее развитым является правовой режим государственной тайны. Институт служебной тайны в современной России должен «выйти из тени» и получить теоретически обоснованное, закономерное развитие.
Таким образом, опираясь на выводы и с целью совершенствования действующего законодательства, предлагается следующее.
1. Приняв во внимание основные признаки государственной тайны, представляется возможным дать следующее определение государственной тайны и закрепить его в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»: «государственная тайна – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, подлежащие засекречиванию в особом порядке на основании федеральных законов и нормативных правовых актов, распространение которых противоречит интересам государства, может нанести ущерб Российской Федерации и влечет установленную законом ответственность;».
2. Проведенное исследование свидетельствует о целесообразности введения института продления срока временного ограничения прав осведомленных граждан на выезд из Российской Федерации, а также рассмотрения возможности привязки временного ограничения выезда из Российской Федерации к устанавливаемому сроку (периоду) защиты государственной тайны. В связи с этим ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне» предлагается изложить в следующей редакции:
«Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне, а также по окончании данного срока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.».
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
3. Российская Федерация. Кодексы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2015) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
4. Российская Федерация. Кодексы. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014) [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - ст. 6615.
5. Российская Федерация. Законы. О международных договорах Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - ст. 2757.
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 47. - ст. 6401.
7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 4 и 18 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» [Текст]: Федеральный закон от 01.12.2007 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - ст. 6055.
8. Российская Федерация. Законы. О государственной тайне [Текст]: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - стр. 8220-8235.
9. Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - ст. 2.
10. Российская Федерация. Указы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - ст. 2444.
11. Российская Федерация. Указы. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне [Текст]: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 49. - ст. 4775.
12. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности [Текст]: постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 (ред. от 22.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 37. - ст. 3619.
13. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне [Текст]: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 7. - ст. 762.
14. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов Таможенного союза // (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2012 г. - № 36. - Ст. 4863.
15. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. - № 187. – 2000.
16. Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) // Российская газета. - № 103. - 1992 // Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования.
Судебные решения
17. Российская Федерация. По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» [Текст]: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 № 8-П // Собрание законодательства РФ», 08.04.1996, № 15, ст. 1768.
18. Российская Федерация. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильченко Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба [Текст]: Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 2264-О // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141153/.
Специальная литература
Учебники, монографии и учебные пособия
19. Аникин, П.П. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 220100- «Системный анализ и управление» [Текст] / П.П. Аникин и др. // под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2007 – 745 с.
Материалы периодической печати
20. Алгазин, И.И. Государственная тайна [Текст] : сборник нормативных правовых актов / Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников М-ва внутренних дел Российской Федерации / сост.: И. И. Алгазин, Д. А. Бражников, А. Ю. Сыпачев. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2011 - 123 с.
21. Алескеров В.И. Некоторые аспекты государственной тайны / Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. 25-26 мая 2012 года [Текст] / В.И. Алескеров // Отв. ред.: Коновалов С.И. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2012. - С. 40-43.
22. Бабаева А. Государственная тайна как способ обеспечения информационной безопасности государства / Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения первого декана юрид. фак. ИГУ, проф. В.П. Доманжо (Иркутск, 9 апр. 2011 г.) В 3 т. Т. 1 [Текст] / А. Бабаева // Отв. ред.: Шишкина Н.Э. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - С. 88-92.
23. Бавсун И.Г. Проблемы определения субъекта разглашения государственной тайны / Законодательство и практика. № 2 (23) [Текст] / И.Г. Бавсун // Омск: ОНиРИО Омской академии МВД России, 2009. - С. 67-70.
24. Бакаева О.Ю. К вопросу о совершенствовании механизма контроля защиты государственной тайны / Правовая политика России в Северо-Кавказском регионе: материалы I-ой ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» (5-26 апреля 2013 г.) [Текст] / О.Ю. Бакаева // Под ред.: Трофимов М.С. - Ставрополь: Ставроп. изд-во «Параграф», 2013. - С. 41-48.
25. Бачило И.Л. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации [Текст] / Под ред.: Бачило И.Л. - М.: ИГП РАН, 2014. - 192 c.
26. Башмурова Л.С. Теоретико-правовой анализ понятий «государственная тайна» и «государственные секреты» [Текст] / Право и государство: теория и практика. № 9 (93) / Л.С. Башмурова - М.: Право и государство пресс, 2012. - С. 17-21.
27. Богданов А.В. Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну / Вестник Московского университета МВД России. № 6 [Текст] / А.В. Богданов - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2009. - С. 91-93.
28. Братановский С.Н. Правовой режим государственной тайны / Гражданин и право. № 2 [Текст] / С.Н. Братановский - М.: Новая правовая культура, 2013 - С. 14-27.
29. Бурмистрова Е.Ю. Правовой режим защиты государственной тайны [Текст] / Е.Ю. Бурмистрова // Под ред.: Внуков Н.А., Ефремова О.В., Мельник Е.А., Ноздрина Т.В. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013. - С. 169-174.
30. Вус М.А. Конструктивный потенциал Закона РФ «О государственной тайне» реализован далеко не полностью / От культа секретности к информационной культуре (к 15-летию российского Закона «О государственной тайне»). Сборник материалов и документов [Текст] / М.А. Вус // Сост.: Вус М.А. - С.-Пб.: СПбОНТЗ, Полиграф экспресс, 2008. - С. 24-28.
31. Горлушкин А.Н. Соотношение понятия конфиденциальности и понятия государственной тайны / Право и политика. № 6 (114) [Текст] / А.Н. Горлушкин - М.: Nota Bene, 2009. - С. 1259-1263.
32. Горлушкин А.Н. Соотношение понятия конфиденциальности и понятия государственной тайны / Право и политика. № 6 (114) [Текст] / А.Н. Горлушкин - М.: Nota Bene, 2009. - С. 1259-1263.
33. Дмитриев Ю.А. Проблемы и перспективы развития законодательного регулирования государственной тайны в России / Ю.А. Дмитриев [Текст] // Государство и право. № 2 - М.: Наука, 2008. - С. 78-79.
34. Докучаева Е. Гарантии работникам, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну / Законность. № 2 [Текст] / Е. Докучаева - М., 2009. - С. 14-15.
35. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование [Текст] / Дьяков С.В. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2012. - 267 c.
36. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка DOC [Текст] / Т.Ф. Ефремова // Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
37. Игнатьев А.А. Уголовно-правовая регламентация причинения вреда в результате надлежащего исполнения профессиональных или должностных обязанностей / Право и безопасность. № 3-4 (20-21) [Текст] / А.А. Игнатьев - М., 2006. - С. 138-140.
38. Ильяш И.А. Понятие и содержание государственной тайны. (Теоретико-правовой аспект) / «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 2 [Текст] / И.А. Ильяш - М., 2008. - С. 110-112.
39. Кванталиани И.Э. Проблемы защиты государственной тайны / Актуальные проблемы права в XXI веке: Сборник статей Всероссийской научно-практической [Текст] / И.Э. Кванталиани - М.: РУДН, 2012. - С. 314-317.
40. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность./Толковый терминологический словарь [Текст] / С.В. Лекарев -М., 1995. – 241 с.
41. Лукичев К.Е. Коммуникация в сфере оборота государственной тайны: права средств массовой информации и обязанности государства / Государственная власть и местное самоуправление. № 5 [Текст] / К.Е. Лукичев - М.: Юрист, 2011. - С. 39-43.
42. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития / Конституционное и муниципальное право. № 4 [Текст] / В.А. Мальцев - М.: Юрист, 2008. - С. 2-7.
43. Мальцев В.А. Новые методы исследования сферы правового обеспечения государственной безопасности России и защиты государственной тайны [Текст] / В.А. Мальцев, - С. 280-288.
44. Мартышин М.Ю. Зарубежный опыт правового регулирования государственной тайны / Вестник КРАГСиУ. № 17 [Текст] / М.Ю. Мартышин - Сыктывкар, 2014. - С. 54-60.
45. Богатиков Д.И. Ответственность за государственные преступления: Иные государственные преступления. Ч. 2 [Текст] / Д.И. Богатиков, И.А. Бушуев, Н.М. Иванов, М.П. Карпушин, и др.; Общ. ред.: М.П. Карпушин, В.И. Курляндский - М.: Юрид. лит., 1965. - 292 c.
46. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / Ленинградский юридический журнал. № 1 (31) [Текст] / И.Ю. Павлов - С.-Пб., 2013. - С. 29-37.
47. Пресняков М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам / Государственная власть и местное самоуправление. № 9 [Текст] / М.В. Пресняков - М.: Юрист, 2009. - С. 33-37.
48. Рабкин В.А. Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России / Информационное право. № 4 (7) [Текст] / В.А. Рабкин - М.: Юрист, 2006. - С. 7-11.
49. Рубанов В.А. Гражданский взгляд на безопасность страны / Пульс реформ. Юристы и политологи размышляют [Текст] / Сост.: Батурин Ю.М. (Ред.) / В.А. Рубанов - М.: Прогресс, 1989. - С. 316-338.
50. Смирнов Д.А. О некоторых вопросах соотношения законодательства о государственной тайне и трудового законодательства / Вестник трудового права и права социального обеспечения: Сборник научных трудов. Вып. 5: оптимизация межотраслевых связей трудового права и права социального обеспечения [Текст] / Д.А. Смирнов // Под ред.: Лушников А.М., Лушникова М.В. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - С. 82-92.
51. Смирнов Д.А. О некоторых вопросах соотношения законодательства о государственной тайне и трудового законодательства / Вестник трудового права и права социального обеспечения: Сборник научных трудов. Вып. 5: оптимизация межотраслевых связей трудового права и права социального обеспечения [Текст] / Д.А. Смирнов // Под ред.: Лушников А.М., Лушникова М.В. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - С. 82-92.
52. Соболева Т.А. История шифровального дела в России [Текст] / Т.А. Соболева – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 512 с.
53. Тихомиров М.Ю. Опровержение порочащих сведений, распространенных в средствах массовой информации. Право на ответ [Текст] / М.Ю. Тихомиров // Судья. № 4 - М.: АНО Редакция журнала «Судья», 2014. - С. 17-21.
54. Усманов Р.В. Проблемы, возникающие при применении института государственной тайны / Ученые записки. Выпуск 7. Актуальные вопросы юридической ответственности по российскому и зарубежному законодательству [Текст] / Р.В. Усманов // Под ред.: Носенко Л.И. - Оренбург: ОГУ, 2010. - С. 360-364.
55. Устинков А.В. Уголовно-правовая регламентация причинения вреда в результате надлежащего исполнения профессиональных или должностных обязанностей / Право и безопасность. № 3-4 (20-21) [Текст] / А.В. Устинков - М., 2006. - С. 138-140.
56. Фатьянов А.А. Правовые проблемы отнесения сведений к государственной тайне в условиях модернизации экономики / Административное право и процесс. № 7 [Текст] / А.А. Фатьянов - М.: Юрист, 2012. - С. 29-32.
57. Филиппов Е.М. Конституционно-правовые основы засекречивания государственной тайны / Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: материалы XII международной заочной научно-практической конференции (25 апреля 2013 г.) [Текст] / Е.М. Филиппов - М.: Международ. центр науки и образования, 2013. - С. 43-46.
58. Чертопруд С. Зарождение и становление системы защиты государственной тайны в Советском Союзе 1918 - 1930 гг. [Текст] / С. Чертопруд - М., 2002. - 400 с.
59. Шавкеро А.Б. Государственная тайна в системе информации ограниченного доступа / Власть и общество: грани взаимодействия: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление - 2009». Ч. I [Текст] / А.Б. Шавкеро // Отв. ред.: Некрасов С.И. - М.: ГУУ, 2010. - С. 204-210.
60. Штыркова А.В. Государственная тайна в современной России / Юридическая наука и практика: взгляд молодых ученых: сборник материалов I Всероссийской студенческой научной конференции, 28-29 марта 2013 г. [Текст] / А.В. Штыркова // Отв. ред.: Ирошников Д.В. - Рязань: Концепция, 2013. - С. 82-84.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человечество на протяжении всей своей истории выходило на обсуждение вопросов, связанных со свободой, свободой экономической, политической, социальной. Государственный строй и исторические аспекты играли не последнюю роль при анализе свободы человека. Как отметил Мерлин Ослен, «свобода идёт рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает на нас обязательство принимать ответственность за последствия своего выбора». Ответственность за последствия выбора в РФ связана с соблюдением Закона «О государственной тайне».
Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Таким образом, целью исследования является системный анализ понятия «государственная тайна» и связанных с ним общественных правовых отношений, возникающих при использовании информации в качестве одного из важных объектов гражданских прав.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю развития законодательства в области защиты государственной тайны в России;
- проанализировать понятие «государственная тайна», а также сведения, отнесенные к государственной тайне;
- охарактеризовать актуальные вопросы правового регулирования государственного контроля в сфере защиты государственной тайны;
- исследовать порядок охраны и защиты государственной тайны в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами;
- выявить проблемы отнесения сведений к государственной тайне и их защиты;
- определить актуальность совершенствования системы защиты государственной тайны.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие отношения в сфере установления, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации, а также практика их реализации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно-научных методов - технико-юридический, статистический, сравнительно-правовой и иные методы, в соответствии с которыми рассматриваются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования института государственной тайны в Российской Федерации.
Законодательную основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, судебная практика. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Осуществление охраны государственной тайны гражданско-правовыми средствами как предмет повышенного интереса исследователей сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как И.И. Алгазин, И.Г. Бавсун, И.Л. Бачило, М.А. Вус, А.Н. Горлушкин, Ю.А. Дмитриев, Т.Ф. Ефремова, К.Е. Лукичев, В.А. Мальцев, И.Ю. Павлов, В.А. Рубанов, Д.А. Смирнов,
А.В. Устинков, Е.М. Филиппов, А.Б. Шавкеро и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе проведен теоретико-правовой анализ понятия «государственная тайна», во второй главе охарактеризована система сохранения государственной тайны в России, в третьей - актуальные проблемы защиты государственной тайны.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовой анализ понятия «государственная тайна» 6
1.1 История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России 6
1.2 Анализ понятия «государственная тайна», а также сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень 21
Глава 2. Система сохранения государственной тайны в России 29
2.1 Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования 29
2.2 Порядок охраны и защиты государственной тайны в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами 38
Глава 3. Актуальные проблемы защиты государственной тайны 49
3.1 Проблемы отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 49
3.2 Актуальность совершенствования системы защиты государственной тайны 58
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение 1 80
Приложение 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование на тему «Охрана государственной тайны гражданско-правовыми средствами», следует сделать следующие выводы.
1. Государственная тайна (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне») – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; при этом «безопасность – состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности»)».
2. Закон РФ «О государственной тайне» абсолютно верно несколько раз упоминает об ответственности за незаконное или необоснованное засекречивание, но ничего не говорит о механизме такой ответственности должностных лиц.
3. Эволюция развития нормативного регулирования отношений в области отнесения сведений к государственной тайне в советский период шла по пути принятия сначала общедоступных (носящих рамочный характер), а затем засекреченных (содержащих конкретные категории) перечней сведений, относимых к государственной тайне, утверждаемых правительственными решениями. В конечном итоге это вылилось в обособление наиболее значимой группы информации, которая стала позиционироваться как государственная тайна, и информации, относимой к служебной тайне, принятие решений по засекречиванию которой являлось правом административных ведомств. Данная система в условиях существовавшего в тот период законодательства и политического режима являлась сбалансированной. Каждый новый вариант Перечня главнейших сведений, относимых к государственной тайне, с высокой долей уверенности можно было воспринимать как документ политический, содержащий определенные негативные ожидания и опасения политического руководства страны в тот или иной период времени.
4. Установление в Российской Федерации демократического политического режима и начатые рыночные преобразования потребовали выработки новых подходов в нормативном регулировании вышеуказанных отношений, квинтэссенцией которых стало принятие Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Закон содержал (вначале предположительный, а затем императивный) перечень основных предметных областей и категорий сведений, относимых к государственной тайне. Главным субъектом данных отношений стало некое должностное лицо, определяемое главой государства, и в качестве лица, принимающего решения по отнесению сведений к государственной тайне и их засекречиванию в легальных рамках, установленных Законом о государственной тайне, хотя в действительности данная деятельность сводилась к утверждению перечней, подготавливаемых на уровне административных ведомств.
5. Сформулированный в настоящее время подход по установлению юридической взаимосвязи между величиной потенциального ущерба от противоправного распространения информации и степенями секретности, приведенный в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. 870, не соответствует современным теоретическим воззрениям на природу государственной тайны и не может служить реальным ориентиром в соответствующей правоприменительной практике, т. к. подчеркивает несуществующую отделенность аппарата власти от самого государства. При определении степени важности информации не может существовать ни ущерба ведомству, ни тем более ущерба отдельно взятой организации – может существовать только ущерб государству как единому целому в определенной сфере его деятельности.
6. Существенной проблемой российского закона является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие гражданина с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, корреспондирующих им правах и обязанностях иных лиц, полномочиях органов публичной власти, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех либо иных ситуациях. Принцип правовой определенности связывает органы публичной власти всех уровней и направлен на достижение двух основных взаимосвязанных целей: поддержание разумной стабильности и определенности правового регулирования, создание и поддержание доверия частных лиц к праву и государству. Неопределенность содержания правовой нормы, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
7. Среди других недостатков, присущих действующему Закону РФ «О государственной тайне», уже называлось наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Это позволяет быстро определить конкретную группу сведений института государственной тайны, однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений, поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае весьма затруднительно.
8. Обязанность организаций и физических лиц защищать государственную тайну напрямую связана с их гражданским долгом преданности своей родине. Она лежит как на лицах, допущенных и имеющих доступ к государственной тайне, так и лицах, получивших к ней доступ по работе, службе, учебе и в иных случаях. Допущенные лица имеют более широкий круг обязанностей, детально регламентированный в законодательстве России и методических документах по защите государственной тайны. Обязанности иных граждан Российской Федерации возникают как долг по отношению к своему отечеству при ознакомлении с секретными сведениями, при иных обстоятельствах, в т.ч. случайно. В обоих случаях рассматриваемая обязанность не ставится в зависимость от осуществления государственной и муниципальной службы, трудовой или служебной деятельности в государственных и муниципальных структурах, что является принципиальным для статуса лиц, обязанных обеспечивать конфиденциальность служебных сведений ограниченного распространения. Обязанность обеспечения конфиденциальности служебных сведений лежит только на сотрудниках государственных органов и органов местного самоуправления, а также лицах, осуществляющих договорное сотрудничество с ними. Ограничение информационных свобод (права распространения служебных сведений, свободного их использования), обязанность соблюдения требований защиты является составной частью статуса сотрудника государственного и муниципального органа, их служебной (трудовой) обязанностью по отношению к своему работодателю, действующему в интересах государства, и реализации его функций.
9. Система современных норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне, носит достаточно развитый характер и включает меры уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности, в то время как меры ответственности за неправомерное обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, пока далеко не системны, мозаичны и требуют существенного совершенствования.
10. В заключение следует констатировать, что, имея единые исторические корни правового регулирования, режимы государственной тайны и служебной тайны в настоящее время имеют как общие, так и отличительные черты, анализ которых позволяет выделить два взаимосвязанных самостоятельных правовых режима государственно-значимой информации ограниченного доступа. Закономерно наиболее развитым является правовой режим государственной тайны. Институт служебной тайны в современной России должен «выйти из тени» и получить теоретически обоснованное, закономерное развитие.
Таким образом, опираясь на выводы и с целью совершенствования действующего законодательства, предлагается следующее.
1. Приняв во внимание основные признаки государственной тайны, представляется возможным дать следующее определение государственной тайны и закрепить его в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»: «государственная тайна – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, подлежащие засекречиванию в особом порядке на основании федеральных законов и нормативных правовых актов, распространение которых противоречит интересам государства, может нанести ущерб Российской Федерации и влечет установленную законом ответственность;».
2. Проведенное исследование свидетельствует о целесообразности введения института продления срока временного ограничения прав осведомленных граждан на выезд из Российской Федерации, а также рассмотрения возможности привязки временного ограничения выезда из Российской Федерации к устанавливаемому сроку (периоду) защиты государственной тайны. В связи с этим ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне» предлагается изложить в следующей редакции:
«Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне, а также по окончании данного срока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.».
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
3. Российская Федерация. Кодексы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2015) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
4. Российская Федерация. Кодексы. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014) [Текст]: // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - ст. 6615.
5. Российская Федерация. Законы. О международных договорах Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - ст. 2757.
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 47. - ст. 6401.
7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 4 и 18 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» [Текст]: Федеральный закон от 01.12.2007 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - ст. 6055.
8. Российская Федерация. Законы. О государственной тайне [Текст]: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - стр. 8220-8235.
9. Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - ст. 2.
10. Российская Федерация. Указы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - ст. 2444.
11. Российская Федерация. Указы. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне [Текст]: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 49. - ст. 4775.
12. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности [Текст]: постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 (ред. от 22.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 37. - ст. 3619.
13. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне [Текст]: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 7. - ст. 762.
14. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов Таможенного союза // (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2012 г. - № 36. - Ст. 4863.
15. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. - № 187. – 2000.
16. Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) // Российская газета. - № 103. - 1992 // Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования.
Судебные решения
17. Российская Федерация. По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» [Текст]: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 № 8-П // Собрание законодательства РФ», 08.04.1996, № 15, ст. 1768.
18. Российская Федерация. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильченко Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба [Текст]: Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 2264-О // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141153/.
Специальная литература
Учебники, монографии и учебные пособия
19. Аникин, П.П. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 220100- «Системный анализ и управление» [Текст] / П.П. Аникин и др. // под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2007 – 745 с.
Материалы периодической печати
20. Алгазин, И.И. Государственная тайна [Текст] : сборник нормативных правовых актов / Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников М-ва внутренних дел Российской Федерации / сост.: И. И. Алгазин, Д. А. Бражников, А. Ю. Сыпачев. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2011 - 123 с.
21. Алескеров В.И. Некоторые аспекты государственной тайны / Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. 25-26 мая 2012 года [Текст] / В.И. Алескеров // Отв. ред.: Коновалов С.И. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2012. - С. 40-43.
22. Бабаева А. Государственная тайна как способ обеспечения информационной безопасности государства / Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения первого декана юрид. фак. ИГУ, проф. В.П. Доманжо (Иркутск, 9 апр. 2011 г.) В 3 т. Т. 1 [Текст] / А. Бабаева // Отв. ред.: Шишкина Н.Э. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - С. 88-92.
23. Бавсун И.Г. Проблемы определения субъекта разглашения государственной тайны / Законодательство и практика. № 2 (23) [Текст] / И.Г. Бавсун // Омск: ОНиРИО Омской академии МВД России, 2009. - С. 67-70.
24. Бакаева О.Ю. К вопросу о совершенствовании механизма контроля защиты государственной тайны / Правовая политика России в Северо-Кавказском регионе: материалы I-ой ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» (5-26 апреля 2013 г.) [Текст] / О.Ю. Бакаева // Под ред.: Трофимов М.С. - Ставрополь: Ставроп. изд-во «Параграф», 2013. - С. 41-48.
25. Бачило И.Л. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации [Текст] / Под ред.: Бачило И.Л. - М.: ИГП РАН, 2014. - 192 c.
26. Башмурова Л.С. Теоретико-правовой анализ понятий «государственная тайна» и «государственные секреты» [Текст] / Право и государство: теория и практика. № 9 (93) / Л.С. Башмурова - М.: Право и государство пресс, 2012. - С. 17-21.
27. Богданов А.В. Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну / Вестник Московского университета МВД России. № 6 [Текст] / А.В. Богданов - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2009. - С. 91-93.
28. Братановский С.Н. Правовой режим государственной тайны / Гражданин и право. № 2 [Текст] / С.Н. Братановский - М.: Новая правовая культура, 2013 - С. 14-27.
29. Бурмистрова Е.Ю. Правовой режим защиты государственной тайны [Текст] / Е.Ю. Бурмистрова // Под ред.: Внуков Н.А., Ефремова О.В., Мельник Е.А., Ноздрина Т.В. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013. - С. 169-174.
30. Вус М.А. Конструктивный потенциал Закона РФ «О государственной тайне» реализован далеко не полностью / От культа секретности к информационной культуре (к 15-летию российского Закона «О государственной тайне»). Сборник материалов и документов [Текст] / М.А. Вус // Сост.: Вус М.А. - С.-Пб.: СПбОНТЗ, Полиграф экспресс, 2008. - С. 24-28.
31. Горлушкин А.Н. Соотношение понятия конфиденциальности и понятия государственной тайны / Право и политика. № 6 (114) [Текст] / А.Н. Горлушкин - М.: Nota Bene, 2009. - С. 1259-1263.
32. Горлушкин А.Н. Соотношение понятия конфиденциальности и понятия государственной тайны / Право и политика. № 6 (114) [Текст] / А.Н. Горлушкин - М.: Nota Bene, 2009. - С. 1259-1263.
33. Дмитриев Ю.А. Проблемы и перспективы развития законодательного регулирования государственной тайны в России / Ю.А. Дмитриев [Текст] // Государство и право. № 2 - М.: Наука, 2008. - С. 78-79.
34. Докучаева Е. Гарантии работникам, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну / Законность. № 2 [Текст] / Е. Докучаева - М., 2009. - С. 14-15.
35. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование [Текст] / Дьяков С.В. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2012. - 267 c.
36. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка DOC [Текст] / Т.Ф. Ефремова // Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
37. Игнатьев А.А. Уголовно-правовая регламентация причинения вреда в результате надлежащего исполнения профессиональных или должностных обязанностей / Право и безопасность. № 3-4 (20-21) [Текст] / А.А. Игнатьев - М., 2006. - С. 138-140.
38. Ильяш И.А. Понятие и содержание государственной тайны. (Теоретико-правовой аспект) / «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 2 [Текст] / И.А. Ильяш - М., 2008. - С. 110-112.
39. Кванталиани И.Э. Проблемы защиты государственной тайны / Актуальные проблемы права в XXI веке: Сборник статей Всероссийской научно-практической [Текст] / И.Э. Кванталиани - М.: РУДН, 2012. - С. 314-317.
40. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность./Толковый терминологический словарь [Текст] / С.В. Лекарев -М., 1995. – 241 с.
41. Лукичев К.Е. Коммуникация в сфере оборота государственной тайны: права средств массовой информации и обязанности государства / Государственная власть и местное самоуправление. № 5 [Текст] / К.Е. Лукичев - М.: Юрист, 2011. - С. 39-43.
42. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития / Конституционное и муниципальное право. № 4 [Текст] / В.А. Мальцев - М.: Юрист, 2008. - С. 2-7.
43. Мальцев В.А. Новые методы исследования сферы правового обеспечения государственной безопасности России и защиты государственной тайны [Текст] / В.А. Мальцев, - С. 280-288.
44. Мартышин М.Ю. Зарубежный опыт правового регулирования государственной тайны / Вестник КРАГСиУ. № 17 [Текст] / М.Ю. Мартышин - Сыктывкар, 2014. - С. 54-60.
45. Богатиков Д.И. Ответственность за государственные преступления: Иные государственные преступления. Ч. 2 [Текст] / Д.И. Богатиков, И.А. Бушуев, Н.М. Иванов, М.П. Карпушин, и др.; Общ. ред.: М.П. Карпушин, В.И. Курляндский - М.: Юрид. лит., 1965. - 292 c.
46. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / Ленинградский юридический журнал. № 1 (31) [Текст] / И.Ю. Павлов - С.-Пб., 2013. - С. 29-37.
47. Пресняков М.В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам / Государственная власть и местное самоуправление. № 9 [Текст] / М.В. Пресняков - М.: Юрист, 2009. - С. 33-37.
48. Рабкин В.А. Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России / Информационное право. № 4 (7) [Текст] / В.А. Рабкин - М.: Юрист, 2006. - С. 7-11.
49. Рубанов В.А. Гражданский взгляд на безопасность страны / Пульс реформ. Юристы и политологи размышляют [Текст] / Сост.: Батурин Ю.М. (Ред.) / В.А. Рубанов - М.: Прогресс, 1989. - С. 316-338.
50. Смирнов Д.А. О некоторых вопросах соотношения законодательства о государственной тайне и трудового законодательства / Вестник трудового права и права социального обеспечения: Сборник научных трудов. Вып. 5: оптимизация межотраслевых связей трудового права и права социального обеспечения [Текст] / Д.А. Смирнов // Под ред.: Лушников А.М., Лушникова М.В. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - С. 82-92.
51. Смирнов Д.А. О некоторых вопросах соотношения законодательства о государственной тайне и трудового законодательства / Вестник трудового права и права социального обеспечения: Сборник научных трудов. Вып. 5: оптимизация межотраслевых связей трудового права и права социального обеспечения [Текст] / Д.А. Смирнов // Под ред.: Лушников А.М., Лушникова М.В. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - С. 82-92.
52. Соболева Т.А. История шифровального дела в России [Текст] / Т.А. Соболева – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 512 с.
53. Тихомиров М.Ю. Опровержение порочащих сведений, распространенных в средствах массовой информации. Право на ответ [Текст] / М.Ю. Тихомиров // Судья. № 4 - М.: АНО Редакция журнала «Судья», 2014. - С. 17-21.
54. Усманов Р.В. Проблемы, возникающие при применении института государственной тайны / Ученые записки. Выпуск 7. Актуальные вопросы юридической ответственности по российскому и зарубежному законодательству [Текст] / Р.В. Усманов // Под ред.: Носенко Л.И. - Оренбург: ОГУ, 2010. - С. 360-364.
55. Устинков А.В. Уголовно-правовая регламентация причинения вреда в результате надлежащего исполнения профессиональных или должностных обязанностей / Право и безопасность. № 3-4 (20-21) [Текст] / А.В. Устинков - М., 2006. - С. 138-140.
56. Фатьянов А.А. Правовые проблемы отнесения сведений к государственной тайне в условиях модернизации экономики / Административное право и процесс. № 7 [Текст] / А.А. Фатьянов - М.: Юрист, 2012. - С. 29-32.
57. Филиппов Е.М. Конституционно-правовые основы засекречивания государственной тайны / Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: материалы XII международной заочной научно-практической конференции (25 апреля 2013 г.) [Текст] / Е.М. Филиппов - М.: Международ. центр науки и образования, 2013. - С. 43-46.
58. Чертопруд С. Зарождение и становление системы защиты государственной тайны в Советском Союзе 1918 - 1930 гг. [Текст] / С. Чертопруд - М., 2002. - 400 с.
59. Шавкеро А.Б. Государственная тайна в системе информации ограниченного доступа / Власть и общество: грани взаимодействия: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление - 2009». Ч. I [Текст] / А.Б. Шавкеро // Отв. ред.: Некрасов С.И. - М.: ГУУ, 2010. - С. 204-210.
60. Штыркова А.В. Государственная тайна в современной России / Юридическая наука и практика: взгляд молодых ученых: сборник материалов I Всероссийской студенческой научной конференции, 28-29 марта 2013 г. [Текст] / А.В. Штыркова // Отв. ред.: Ирошников Д.В. - Рязань: Концепция, 2013. - С. 82-84.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54064 Дипломной работы — поможем найти подходящую