Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Роль прокуратуры РФ в реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина

  • 96 страниц
  • 2017 год
  • 189 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Григор

3500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Выбранная мной тема, в данный момент, является особо актуальной, так как весьма важным и значимым для науки имеет определение статуса и роли прокуратуры в государственном механизме прав граждан, поскольку права и свободы человека и гражданина на конституционном уровне признаны высшей ценностью. Правовое государство немыслимо без полного признания прав человека и становления эффективной гарантий их защиты.
Содержание и смысл взаимоотношений индивида и государства определяется не только объемом конституционных прав, но и уровнем их обеспечения и защиты. Поэтому, на сегодняшний момент, одной из основных проблем современности является совершенствование конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также отдельных ее элементов. Безусловно, значительное место в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма, в котором существенную роль играет прокуратура РФ.
Таким образом, развитие конституционной системы прав и свобод человека и гражданина предполагают совершенствование правозащитной деятельности составных элементов данной системы, в том числе российской прокуратуры.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры РФ одной из основных функций – функции защиты конституционных прав граждан и свобод человека и гражданина в РФ.
Предметом исследования является нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ.
Нормативно – правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года международные договоры, участником которых является Российская Федерация (Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года), федеральные законы (ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О полиции», ФЗ) и другие.
Обязательному анализу подверглись нормативно – правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, обобщались, и анализировалась практика применения мер прокурорского регулирования в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Теоретической основой настоящей работы стали выводы и предложения, высказанными такими авторами-правоведами, как Ашурбеков Т.А., Рябцев В.П.,Байкин И.М.,Басков В.И., Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В.,Бондарь Н.С., Джагарян А.А.,Ванькаев А.Н., Воронов А.А.,Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А.,Карташов В.Н.,Зиннуров Ф.К.,Руссу А.П.,Слепцов В.А.,Ткачев И.В., Урываев А.В.,Шаврина Е.В.,Эбзеев Б.С.,Ястребов В.Б. ряда других.
Целью настоящего исследования является установление роли прокуратуры РФ в реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина.
В качестве задач определены следующие направления исследования:
- рассмотреть историю возникновения прокуратуры;
- охарактеризовать систему органов прокуратуры;
- определить место прокуратуры в системе правоохранительных органов;
- проанализировать понятие правозащитной деятельности прокуратуры;
- установить содержание основных конституционных принципов, задач и целей деятельности прокуратуры РФ;
- систематизировать функции прокуратуры и перспективы развития ее деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина;
- выявить особенности видов прокурорского надзора;
- определить сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- определить актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов.
При написании диссертационной работы, были использованы следующие методы научного исследования:
- Сравнительный метод;
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Изучение монографических публикаций и статей;
- Аналитический метод.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из настоящего введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Введение 3
Глава 1. Прокуратура как правовой институт 6
1.1 История возникновения прокуратуры 6
1.2 Система органов прокуратуры 12
1.3 Место прокуратуры в системе правоохранительных органов 19
Глава 2. Особенности осуществления деятельности прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека 28
2.1 Понятие правозащитной деятельности прокуратуры в РФ 28
2.2 Основные конституционные принципы, задачи и цели деятельности прокуратуры в РФ 45
2.3 Система функций прокуратуры и перспективы развития ее деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина 49
Глава 3. Прокурорский надзор как механизм соблюдения прав и свобод человека и гражданина 53
3.1 Виды прокурорского надзора 53
3.2 Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 59
3.3 Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов 80
Заключение 87
Список использованной литературы 91

В заключении проведенного исследования в качестве выводов необходимо отметить следующее.
В настоящее время прокуратура практически единственный институт из учрежденных Петром I, который сохранился и продолжает активно действовать в числе важнейших государственных учреждений. Образование прокуратуры России связано с усложнением государственного устройства, с разветвлением централизованной системы управления, увеличением самой территории государства, с увеличением численности государственного аппарата и выделением его в централизованную систему управления.
Прокуратура как государственный инструмент была создана Петром I именно как орган защиты интересов государства и его жителей. Способом ее правозащитной деятельности стал надзор за соответствием законов.
Систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Существование и деятельность прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного государственного органа реальны, если, как это определено в ст. 129 Конституции РФ, все ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять государственный надзор за исполнением законов независимо от других государственных органов и должностных лиц.
К числу основных признаков характеризующих прокуратуру как самостоятельную подсистему государственной власти можно отнести:
1. Прокуратура создана и функционирует в соответствии с конституционными нормами и действующим федеральным законодательством;
2. Цель и задачи создания и деятельности прокуратуры общественно (государственно) необходимы;
3. Конкретные властные функции (виды деятельности) и полномочия прокурора как органа государственной власти регламентированы законодательством;
4. Наличие законодательно установленных полномочий, условий и порядка осуществления прокуратурой своих функций.
Исходя из этих признаков уже можно сделать вывод что, прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционно-правовым статусом независимого государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия, прежде всего надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и позиционировать прокуратуру Российской Федерации как одну из подсистем государственной власти Российской Федерации.
Понятие «защита прав человека» несколько шире по своему содержанию, оно охватывает различные формы активности государственных и общественных институтов по выявлению, предотвращению нарушений прав человека, а так же по восстановлению нарушенных прав.
В наибольшей степени точно характеризует функцию органов прокуратуры именно понятие «защита прав человека», которое синонимично выражению «правозащитная деятельность».
Механизм правозащитной деятельности прокуратуры это динамическая система взаимосвязанных факторов, образующих завершенный цикл прокурорской деятельности по защите конституционных прав, свобод и законных интересов человека. Как уже говорилось, основными элементами этого механизма выступают субъекты, объекты, основания, угрозы, правовые средства и социальные результаты защиты конституционных прав и свобод.
Реализация правозащитной функции основана на государственно властных полномочиях прокуратуры. Законодательство, возложив на органы прокураты «обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина на основе законности и верховенства закона, предоставляет органам прокуратуры, прокурорского надзора соответствующие полномочия для осуществления этих задач и функций.
На данном этапе развития государства необходима легитимная и независимая прокуратура, которая может обеспечить законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан Российской Федерации. А именно хорошую охрану интересов государства, общества, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. Прокуратура является правовым инструментом государства по обеспечению функций гаранта незыблемости Конституции, соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Реализуя свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами, прокуратура правовыми методами обеспечивает контроль государства за деятельностью всех ветвей власти.
Направления совершенствования законодательства о прокуратуре должны быть следующими:
1) повышение статуса прокуратуры как централизованного, правозащитного органа, повышающих статус прокурорских работников;
2) наделение прокуроров дополнительными правами необходимым им для выполнения своих функций;
3) повышение обязанности исполнять закон, требования прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
4) более обстоятельная детализация надзорных и иных действий прокуроров;
5) усиление зашиты прокурорских работников от нежелательного воздействие, и посягательств заинтересованных лиц;
6) обеспечение более тесных взаимосвязей прокуратуры с судебной властью.
Если законодательно усовершенствовать выше перечисленные пункты, то роль прокуратуры по защите прав и свобод граждан возрастет.
Совершенствование функционального назначения прокуратуры должно происходить в направлении расширения её правозащитного потенциала, воплощённого в функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, и одновременно в отказе от всеобъемлющего контроля за другими сферами общественных отношений, который возлагает на прокуратуру функция надзора за соблюдением и применением законов.
Такой подход позволит, с одной стороны, привести функции отечественной прокуратуры в соответствие с международными стандартами, а с другой − сохранить важную роль прокуратуры, которую она в нашей стране традиционно играет вне сферы уголовного судопроизводства, а также устойчивую систему органов и имеющиеся кадры органов и тому подобное.

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗРФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ,2009, N 7, ст. 776.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
8. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3, Ст. 168.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3
Материалы судебной практики
11. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 04.07.2017 по делу N 33а-2954/2017 // СПС «Консультант Плюс».
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.05.2017 по делу N 33-17338/2017 // СПС «Консультант Плюс».
Научная и учебная литература
13. Ашурбеков Т.А., Рябцев В.П. Прокуратура в системе государственных институтов Российской Федерации: современная трактовка // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2010. N 1.
14. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. N 7. С. 7 - 8.
15. Басков В.И. Федеральный закон «О прокуратуре» вступил в действие // Вестник МГУ.- Серия 11. Право.- 1996. -№3.
16. Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о высшем образовании // Законность. 2016. N 10. С. 13 - 18.
17. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 9 - 23.
18. Борьба с коррупцией ведется в нашей стране последовательно и системно - от совершенствования законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла (интервью Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки к Международному дню борьбы с коррупцией) // Прокурор. 2016. N 4. С. 5 - 19.
19. Брежнев В.О, Конституционный суд и органы прокуратуры: особенности взаимоотношений // Вестник МГУ. Серия 11. Право.- 1997. - №5.
20. Брусницын Л.В. Ознакомление граждан с материалами прокурорской проверки // Законность. 2014. N 1. С. 49 - 52.
21. Ванькаев А. Н. Место и роль прокураты в системе разделения властей в Российской Федерации // Российский следователь. 2008. №10. С.22.
22. Власов В.И., Рябова Е. И. Направления, формы и методы деятельности прокуратуры по укреплению российского федерализма. // Вопросы национальных и федеративных отношений. -М. : Изд-во РАГС, 2007. -С. 61 – 76.
23. Воронов А.А. Вопросы формирования комплексной системы правозащиты в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 32 - 34.
24. Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т.1 (1876–1878). М.: 2002. Сер. Памятники права. Т.1.
25. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. N 3. С. 14 - 19.
26. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с.
27. История отечественного государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Р.С. Мулукаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 703 с.
28. Карташов В.Н. Правозащитные системы: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы : соотношение и проблемы гармонизации. Сборник статей // под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород-.2003.
29. Кивич Ю. В. Проблемы административно-правовой охраны отношений в сфере общественной безопасности и общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 6. С. 92.
30. Комаров И. Трудовые права граждан. Прокурорские проверки // Административное право. 2017. N 1. С. 17 – 24.
31. Комаров И. Прокурорская проверка: необходимые основания // Административное право. 2013. N 4. С. 31 - 35.
32. Моисеев В.В. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. - М.: Берлин. Директ-Медиа, 2014. - 642 с.
33. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 266. Цитата по электронной версии издания, размещенного в ЭБС «Книгафонд». Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/search. Дата обращения 12.11.2017.
34. Новиков А.А. Создание прокуратуры в России // Вестник ТГУ. 2013. №1.
35. Петровский С. А. О Сенате в царствование Петра Великого: историко-юридическое исследование.дисс. канд. права. МГУ, 1875. С. 98. Цитата по электронной версии издания, размещенного в ЭБС «Книгафонд». Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/search. Дата обращения 12.11.2017.
36. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
37. Прокуратура была и остается самым быстрым, действенным и доступным способом защиты нарушенных прав (интервью с начальником управления по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.Г. Хрульковым) // Прокурор. 2013. N 3. С. 70 - 74.
38. Прокурорский надзор: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ф.К. Зиннуров и др.]; под ред. Ф.К. Зиннурова, В.Н. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 247 с.
39. Руссу А.П. Взаимодействие прокуратуры с предпринимательским сообществом при планировании и организации проверок // Безопасность бизнеса. 2017. N 3. С. 33 - 36.
40. Слепцов В. А. Прокурорский надзор: Курс лекций / сост.:В.А. Слепцов. – Новосибирск: СИУ-филиал РАНХ и ГС, 2015. – 158 с.
41. Смирнов А.Ф. К вопросу о власти прокурора // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 5. С. 133 - 137.
42. Стремухов А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект. Автореф. дисс. …докт.юрид.наук / Стремухов А.В. - 1996.
43. Сугаипова Э. А. Исторические предпосылки выделения государственной надзорной функции в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
44. Ткачев И. В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос.юстиция, 2014. № 9. С. 24.
45. Ткаченко В.Г., Хромов Е.В. Использование прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в целях пресечения нарушений закона в сфере природопользования // Законность. 2016. N 4. С. 21.
46. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010. 320 с.
47. Урываев А.В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина :дисс. … канд. Юрид. наук / Урываев А.В. – Саратов.2009.
48. Чекурда Е.А. К вопросу о происхождении института фискалата в России // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 40–45
49. Шаврина Е.В. Надзор за исполнением законодательства о занятости населения // Законность. 2014. N 4. С. 19 - 22.
50. Эбзеев Б.С. Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. - №2-3. - С.89.
51. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. — 432 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Выбранная мной тема, в данный момент, является особо актуальной, так как весьма важным и значимым для науки имеет определение статуса и роли прокуратуры в государственном механизме прав граждан, поскольку права и свободы человека и гражданина на конституционном уровне признаны высшей ценностью. Правовое государство немыслимо без полного признания прав человека и становления эффективной гарантий их защиты.
Содержание и смысл взаимоотношений индивида и государства определяется не только объемом конституционных прав, но и уровнем их обеспечения и защиты. Поэтому, на сегодняшний момент, одной из основных проблем современности является совершенствование конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также отдельных ее элементов. Безусловно, значительное место в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма, в котором существенную роль играет прокуратура РФ.
Таким образом, развитие конституционной системы прав и свобод человека и гражданина предполагают совершенствование правозащитной деятельности составных элементов данной системы, в том числе российской прокуратуры.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры РФ одной из основных функций – функции защиты конституционных прав граждан и свобод человека и гражданина в РФ.
Предметом исследования является нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ.
Нормативно – правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года международные договоры, участником которых является Российская Федерация (Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года), федеральные законы (ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О полиции», ФЗ) и другие.
Обязательному анализу подверглись нормативно – правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, обобщались, и анализировалась практика применения мер прокурорского регулирования в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Теоретической основой настоящей работы стали выводы и предложения, высказанными такими авторами-правоведами, как Ашурбеков Т.А., Рябцев В.П.,Байкин И.М.,Басков В.И., Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В.,Бондарь Н.С., Джагарян А.А.,Ванькаев А.Н., Воронов А.А.,Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А.,Карташов В.Н.,Зиннуров Ф.К.,Руссу А.П.,Слепцов В.А.,Ткачев И.В., Урываев А.В.,Шаврина Е.В.,Эбзеев Б.С.,Ястребов В.Б. ряда других.
Целью настоящего исследования является установление роли прокуратуры РФ в реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина.
В качестве задач определены следующие направления исследования:
- рассмотреть историю возникновения прокуратуры;
- охарактеризовать систему органов прокуратуры;
- определить место прокуратуры в системе правоохранительных органов;
- проанализировать понятие правозащитной деятельности прокуратуры;
- установить содержание основных конституционных принципов, задач и целей деятельности прокуратуры РФ;
- систематизировать функции прокуратуры и перспективы развития ее деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина;
- выявить особенности видов прокурорского надзора;
- определить сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- определить актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов.
При написании диссертационной работы, были использованы следующие методы научного исследования:
- Сравнительный метод;
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Изучение монографических публикаций и статей;
- Аналитический метод.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из настоящего введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Введение 3
Глава 1. Прокуратура как правовой институт 6
1.1 История возникновения прокуратуры 6
1.2 Система органов прокуратуры 12
1.3 Место прокуратуры в системе правоохранительных органов 19
Глава 2. Особенности осуществления деятельности прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека 28
2.1 Понятие правозащитной деятельности прокуратуры в РФ 28
2.2 Основные конституционные принципы, задачи и цели деятельности прокуратуры в РФ 45
2.3 Система функций прокуратуры и перспективы развития ее деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина 49
Глава 3. Прокурорский надзор как механизм соблюдения прав и свобод человека и гражданина 53
3.1 Виды прокурорского надзора 53
3.2 Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 59
3.3 Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов 80
Заключение 87
Список использованной литературы 91

В заключении проведенного исследования в качестве выводов необходимо отметить следующее.
В настоящее время прокуратура практически единственный институт из учрежденных Петром I, который сохранился и продолжает активно действовать в числе важнейших государственных учреждений. Образование прокуратуры России связано с усложнением государственного устройства, с разветвлением централизованной системы управления, увеличением самой территории государства, с увеличением численности государственного аппарата и выделением его в централизованную систему управления.
Прокуратура как государственный инструмент была создана Петром I именно как орган защиты интересов государства и его жителей. Способом ее правозащитной деятельности стал надзор за соответствием законов.
Систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Существование и деятельность прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного государственного органа реальны, если, как это определено в ст. 129 Конституции РФ, все ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять государственный надзор за исполнением законов независимо от других государственных органов и должностных лиц.
К числу основных признаков характеризующих прокуратуру как самостоятельную подсистему государственной власти можно отнести:
1. Прокуратура создана и функционирует в соответствии с конституционными нормами и действующим федеральным законодательством;
2. Цель и задачи создания и деятельности прокуратуры общественно (государственно) необходимы;
3. Конкретные властные функции (виды деятельности) и полномочия прокурора как органа государственной власти регламентированы законодательством;
4. Наличие законодательно установленных полномочий, условий и порядка осуществления прокуратурой своих функций.
Исходя из этих признаков уже можно сделать вывод что, прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционно-правовым статусом независимого государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия, прежде всего надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и позиционировать прокуратуру Российской Федерации как одну из подсистем государственной власти Российской Федерации.
Понятие «защита прав человека» несколько шире по своему содержанию, оно охватывает различные формы активности государственных и общественных институтов по выявлению, предотвращению нарушений прав человека, а так же по восстановлению нарушенных прав.
В наибольшей степени точно характеризует функцию органов прокуратуры именно понятие «защита прав человека», которое синонимично выражению «правозащитная деятельность».
Механизм правозащитной деятельности прокуратуры это динамическая система взаимосвязанных факторов, образующих завершенный цикл прокурорской деятельности по защите конституционных прав, свобод и законных интересов человека. Как уже говорилось, основными элементами этого механизма выступают субъекты, объекты, основания, угрозы, правовые средства и социальные результаты защиты конституционных прав и свобод.
Реализация правозащитной функции основана на государственно властных полномочиях прокуратуры. Законодательство, возложив на органы прокураты «обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина на основе законности и верховенства закона, предоставляет органам прокуратуры, прокурорского надзора соответствующие полномочия для осуществления этих задач и функций.
На данном этапе развития государства необходима легитимная и независимая прокуратура, которая может обеспечить законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан Российской Федерации. А именно хорошую охрану интересов государства, общества, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. Прокуратура является правовым инструментом государства по обеспечению функций гаранта незыблемости Конституции, соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Реализуя свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами, прокуратура правовыми методами обеспечивает контроль государства за деятельностью всех ветвей власти.
Направления совершенствования законодательства о прокуратуре должны быть следующими:
1) повышение статуса прокуратуры как централизованного, правозащитного органа, повышающих статус прокурорских работников;
2) наделение прокуроров дополнительными правами необходимым им для выполнения своих функций;
3) повышение обязанности исполнять закон, требования прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
4) более обстоятельная детализация надзорных и иных действий прокуроров;
5) усиление зашиты прокурорских работников от нежелательного воздействие, и посягательств заинтересованных лиц;
6) обеспечение более тесных взаимосвязей прокуратуры с судебной властью.
Если законодательно усовершенствовать выше перечисленные пункты, то роль прокуратуры по защите прав и свобод граждан возрастет.
Совершенствование функционального назначения прокуратуры должно происходить в направлении расширения её правозащитного потенциала, воплощённого в функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, и одновременно в отказе от всеобъемлющего контроля за другими сферами общественных отношений, который возлагает на прокуратуру функция надзора за соблюдением и применением законов.
Такой подход позволит, с одной стороны, привести функции отечественной прокуратуры в соответствие с международными стандартами, а с другой − сохранить важную роль прокуратуры, которую она в нашей стране традиционно играет вне сферы уголовного судопроизводства, а также устойчивую систему органов и имеющиеся кадры органов и тому подобное.

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗРФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ,2009, N 7, ст. 776.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
8. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3, Ст. 168.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3
Материалы судебной практики
11. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 04.07.2017 по делу N 33а-2954/2017 // СПС «Консультант Плюс».
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.05.2017 по делу N 33-17338/2017 // СПС «Консультант Плюс».
Научная и учебная литература
13. Ашурбеков Т.А., Рябцев В.П. Прокуратура в системе государственных институтов Российской Федерации: современная трактовка // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2010. N 1.
14. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. N 7. С. 7 - 8.
15. Басков В.И. Федеральный закон «О прокуратуре» вступил в действие // Вестник МГУ.- Серия 11. Право.- 1996. -№3.
16. Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о высшем образовании // Законность. 2016. N 10. С. 13 - 18.
17. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 9 - 23.
18. Борьба с коррупцией ведется в нашей стране последовательно и системно - от совершенствования законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла (интервью Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки к Международному дню борьбы с коррупцией) // Прокурор. 2016. N 4. С. 5 - 19.
19. Брежнев В.О, Конституционный суд и органы прокуратуры: особенности взаимоотношений // Вестник МГУ. Серия 11. Право.- 1997. - №5.
20. Брусницын Л.В. Ознакомление граждан с материалами прокурорской проверки // Законность. 2014. N 1. С. 49 - 52.
21. Ванькаев А. Н. Место и роль прокураты в системе разделения властей в Российской Федерации // Российский следователь. 2008. №10. С.22.
22. Власов В.И., Рябова Е. И. Направления, формы и методы деятельности прокуратуры по укреплению российского федерализма. // Вопросы национальных и федеративных отношений. -М. : Изд-во РАГС, 2007. -С. 61 – 76.
23. Воронов А.А. Вопросы формирования комплексной системы правозащиты в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 32 - 34.
24. Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т.1 (1876–1878). М.: 2002. Сер. Памятники права. Т.1.
25. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. N 3. С. 14 - 19.
26. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с.
27. История отечественного государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Р.С. Мулукаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 703 с.
28. Карташов В.Н. Правозащитные системы: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы : соотношение и проблемы гармонизации. Сборник статей // под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород-.2003.
29. Кивич Ю. В. Проблемы административно-правовой охраны отношений в сфере общественной безопасности и общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 6. С. 92.
30. Комаров И. Трудовые права граждан. Прокурорские проверки // Административное право. 2017. N 1. С. 17 – 24.
31. Комаров И. Прокурорская проверка: необходимые основания // Административное право. 2013. N 4. С. 31 - 35.
32. Моисеев В.В. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. - М.: Берлин. Директ-Медиа, 2014. - 642 с.
33. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 266. Цитата по электронной версии издания, размещенного в ЭБС «Книгафонд». Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/search. Дата обращения 12.11.2017.
34. Новиков А.А. Создание прокуратуры в России // Вестник ТГУ. 2013. №1.
35. Петровский С. А. О Сенате в царствование Петра Великого: историко-юридическое исследование.дисс. канд. права. МГУ, 1875. С. 98. Цитата по электронной версии издания, размещенного в ЭБС «Книгафонд». Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/search. Дата обращения 12.11.2017.
36. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
37. Прокуратура была и остается самым быстрым, действенным и доступным способом защиты нарушенных прав (интервью с начальником управления по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.Г. Хрульковым) // Прокурор. 2013. N 3. С. 70 - 74.
38. Прокурорский надзор: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ф.К. Зиннуров и др.]; под ред. Ф.К. Зиннурова, В.Н. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 247 с.
39. Руссу А.П. Взаимодействие прокуратуры с предпринимательским сообществом при планировании и организации проверок // Безопасность бизнеса. 2017. N 3. С. 33 - 36.
40. Слепцов В. А. Прокурорский надзор: Курс лекций / сост.:В.А. Слепцов. – Новосибирск: СИУ-филиал РАНХ и ГС, 2015. – 158 с.
41. Смирнов А.Ф. К вопросу о власти прокурора // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 5. С. 133 - 137.
42. Стремухов А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект. Автореф. дисс. …докт.юрид.наук / Стремухов А.В. - 1996.
43. Сугаипова Э. А. Исторические предпосылки выделения государственной надзорной функции в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
44. Ткачев И. В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос.юстиция, 2014. № 9. С. 24.
45. Ткаченко В.Г., Хромов Е.В. Использование прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в целях пресечения нарушений закона в сфере природопользования // Законность. 2016. N 4. С. 21.
46. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010. 320 с.
47. Урываев А.В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина :дисс. … канд. Юрид. наук / Урываев А.В. – Саратов.2009.
48. Чекурда Е.А. К вопросу о происхождении института фискалата в России // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 40–45
49. Шаврина Е.В. Надзор за исполнением законодательства о занятости населения // Законность. 2014. N 4. С. 19 - 22.
50. Эбзеев Б.С. Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. - №2-3. - С.89.
51. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. — 432 с.

Купить эту работу

Роль прокуратуры РФ в реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина

3500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 декабря 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Григор
4.9
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв anarx об авторе Григор 2016-06-10
Дипломная работа

Прекрасный автор!!! Сделал работу в срок, всегда выходил на связь, помогал и давал ценные советы)) В общем советую всем, кто хочет получить хорошую дипломку без нервов и лишнего геморроя. Автор ты красавчик, знай это!!))

Общая оценка 5
Отзыв ИринаК_4673 об авторе Григор 2015-03-04
Дипломная работа

Очень хороший,ответственный автор,спасибо большое!

Общая оценка 5
Отзыв saga об авторе Григор 2015-04-01
Дипломная работа

работа в срок,написано хорошо

Общая оценка 5
Отзыв le_d об авторе Григор 2014-06-10
Дипломная работа

Евгения, делает все на совесть. я заказывал много работ на этом сайте и больше половины был перерасчет. В данном случае все было сделано действительно качественно. Главное, что автор тебя понимает, что ты хочешь и ждешь от работы. Вы получите именно то, что заказываете.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

правовое регулирование договора поставки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
8000 ₽
Готовая работа

Геноцид и экоцид

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование конкурентных отношений по российскому законодательству

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Развитие института пенсионного обеспечения инвалидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
15000 ₽
Готовая работа

диплом Ответственность за нарушения земельного законодательства. диплом Ответственность за земельные правонарушения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Государственное управление в сфере культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5600 ₽
Готовая работа

Управленческая деятельность в органах внутренних дел

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Процессуальная самостоятельность следователя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование обязательств, возникающих при причинении вреда действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

общие правила доказывания в гражданском процессе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Судебная власть в системе разделения властей РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽