Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности изучения антонимов в 3 классе

  • 87 страниц
  • 2017 год
  • 200 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Ainagul26

4000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает антонимию как крайний, предельный случай противопоставленности слов по содержанию.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой. Если мы говорим «добро», значит, где-то есть и «зло». Говоря об «ускорении», знаем, что существует и «замедление».
На протяжении многих лет в методике обучения русскому языку в начальных классах для многих ученых и учителей актуальным остается вопрос развития связной устной и письменной речи. Причиной является то, что в методике обучения русскому языку на смену грамматическому направлению постепенно приходит коммуникативное направление.
В нашем мире происходят различные события и явления, которые представляют собой сложную систему, между которыми возникают различные связи и отношения. Одним из таких отношений является противопоставление. Каждый день человеку приходится противопоставлять: хорошее – плохому, больное – здоровому, сильное – слабому и т.д.
Исходя их сказанного, понятие противопоставления является одним из существенных операций человеческого мышления, которое в русском языке выражается при помощи антонимов.
Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» определены следующие планируемые результаты образования: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи [ФГОС НОО 2011].
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи.
Объект данного исследования – организация лексической работы на уроках русского языка в 3 классе.
Предметом нашего исследования является методика изучения антонимов на уроках русского языка в 3 классе.
Гипотеза: если проводить систематическую работу над значением и употреблением антонимов на уроках русского языка в 3 классе, то это положительно повлияет на обогащение словарного запаса учащихся.
Цель данной исследовательской работы – обогащение словарного запаса учащихся в процессе работы над значением и употреблением антонимов на уроках русского языка в 3 классе.


Задачи:
1) проанализировать лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить базовые понятия по теме исследование;
3) изучить опыт работы учителей по этой проблеме;
4) проанализировать учебно-методические комплекты (УМК) по русскому языку, учебные словари по русскому языку для начальной школы;
5) разработать свою систему упражнений по работе со словами, противоположными по смыслу.
Методы исследования: анализ лингвистической и методической литературы, наблюдение на уроках русского языка за проведением работы с антонимами; беседа с учителем, разработка и проведение урока по теме; изучение педагогического опыта по теме исследования.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ 6
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие «антонимы» в современном русском языке 6
1.2 Типы антонимов в современном русском языке 9
1.3 Характеристика словарей антонимов 12
2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.2 Обогащение словарного запаса в процессе работы 21
над антонимами на уроках русского языка 21
2.3 Сопоставительно-критический анализ учебников 32
«Русский язык» (3 класс) в разных УМК по изучению антонимов 32
2.4 Методы и приемы работы с антонимами 49
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ АНТОНИМОВ В 3 КЛАССЕ 53
3.1 Констатирующий этап эксперимента 53
3.2 Формирующий этап эксперимента 58
3.3 Контрольный этап эксперимента 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 75
МАТЕРИАЛЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 78
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО УСВОЕНИЮ АНТОНИМОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 82
МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 82

Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее значимость, цель и задачи.
Первый раздел посвящен системному изучению теоретических аспектов явления антонимии.
Во втором разделе представляется методика изучения антонимов (методы и приемы, сопоставительно-критический анализ учебников «Русский язык»).
Третий раздел посвящен описанию опытно-экспериментальной работы, которые проводились на базе МОУ СОШ №... г. Саратова
В заключении содержатся итоги работы, формируются выводы, указывается их значимость. В приложении представлены дидактические материалы опытно-экспериментальной работы, направленные на формирование у младших школьников навыков работы с антонимами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д.Апресян. М.: Изд-во: Языки славянских культур, 1995. 480 с.
Ахмадулина, Р. Г. Использование разных форм, методов и средств кон-троля на уроке повторения / Р. Г. Ахмадулина // Русский язык в школе. 2011. № 6. 42-47, 110 с.
Белова, С.В. Об изучении темы «Синонимы. Их роль в речи» / С.В. Белова // Русский язык в школе. 2008. № 6. 39-41 с.
Бондаренко, М. А. Морфологический анализ в системе обобщающего по-вторения / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. 2011. № 10. 10-15, 56 с.
Бугровский, Л. А. Введение в языкознание: учебное пособие / Л.А. Буг-ровский. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 172 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает антонимию как крайний, предельный случай противопоставленности слов по содержанию.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой. Если мы говорим «добро», значит, где-то есть и «зло». Говоря об «ускорении», знаем, что существует и «замедление».
На протяжении многих лет в методике обучения русскому языку в начальных классах для многих ученых и учителей актуальным остается вопрос развития связной устной и письменной речи. Причиной является то, что в методике обучения русскому языку на смену грамматическому направлению постепенно приходит коммуникативное направление.
В нашем мире происходят различные события и явления, которые представляют собой сложную систему, между которыми возникают различные связи и отношения. Одним из таких отношений является противопоставление. Каждый день человеку приходится противопоставлять: хорошее – плохому, больное – здоровому, сильное – слабому и т.д.
Исходя их сказанного, понятие противопоставления является одним из существенных операций человеческого мышления, которое в русском языке выражается при помощи антонимов.
Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» определены следующие планируемые результаты образования: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи [ФГОС НОО 2011].
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи.
Объект данного исследования – организация лексической работы на уроках русского языка в 3 классе.
Предметом нашего исследования является методика изучения антонимов на уроках русского языка в 3 классе.
Гипотеза: если проводить систематическую работу над значением и употреблением антонимов на уроках русского языка в 3 классе, то это положительно повлияет на обогащение словарного запаса учащихся.
Цель данной исследовательской работы – обогащение словарного запаса учащихся в процессе работы над значением и употреблением антонимов на уроках русского языка в 3 классе.


Задачи:
1) проанализировать лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить базовые понятия по теме исследование;
3) изучить опыт работы учителей по этой проблеме;
4) проанализировать учебно-методические комплекты (УМК) по русскому языку, учебные словари по русскому языку для начальной школы;
5) разработать свою систему упражнений по работе со словами, противоположными по смыслу.
Методы исследования: анализ лингвистической и методической литературы, наблюдение на уроках русского языка за проведением работы с антонимами; беседа с учителем, разработка и проведение урока по теме; изучение педагогического опыта по теме исследования.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ 6
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие «антонимы» в современном русском языке 6
1.2 Типы антонимов в современном русском языке 9
1.3 Характеристика словарей антонимов 12
2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.2 Обогащение словарного запаса в процессе работы 21
над антонимами на уроках русского языка 21
2.3 Сопоставительно-критический анализ учебников 32
«Русский язык» (3 класс) в разных УМК по изучению антонимов 32
2.4 Методы и приемы работы с антонимами 49
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ АНТОНИМОВ В 3 КЛАССЕ 53
3.1 Констатирующий этап эксперимента 53
3.2 Формирующий этап эксперимента 58
3.3 Контрольный этап эксперимента 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 75
МАТЕРИАЛЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 78
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО УСВОЕНИЮ АНТОНИМОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 82
МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 82

Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее значимость, цель и задачи.
Первый раздел посвящен системному изучению теоретических аспектов явления антонимии.
Во втором разделе представляется методика изучения антонимов (методы и приемы, сопоставительно-критический анализ учебников «Русский язык»).
Третий раздел посвящен описанию опытно-экспериментальной работы, которые проводились на базе МОУ СОШ №... г. Саратова
В заключении содержатся итоги работы, формируются выводы, указывается их значимость. В приложении представлены дидактические материалы опытно-экспериментальной работы, направленные на формирование у младших школьников навыков работы с антонимами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика / Ю.Д.Апресян. М.: Изд-во: Языки славянских культур, 1995. 480 с.
Ахмадулина, Р. Г. Использование разных форм, методов и средств кон-троля на уроке повторения / Р. Г. Ахмадулина // Русский язык в школе. 2011. № 6. 42-47, 110 с.
Белова, С.В. Об изучении темы «Синонимы. Их роль в речи» / С.В. Белова // Русский язык в школе. 2008. № 6. 39-41 с.
Бондаренко, М. А. Морфологический анализ в системе обобщающего по-вторения / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. 2011. № 10. 10-15, 56 с.
Бугровский, Л. А. Введение в языкознание: учебное пособие / Л.А. Буг-ровский. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 172 с.

Купить эту работу

Особенности изучения антонимов в 3 классе

4000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

30 декабря 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Ainagul26
4.6
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
4000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Слово в лексико-семантической системе языка на материале сказок

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

Метафора в политическом дискурсе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Дипломная работа

«Работа над синонимами в процессе подготовки к итоговой аттестации»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

«Формирование лингвистической компетенции при изучении словосочетаний в начальной школе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв сергей ткаченко об авторе Ainagul26 2016-11-22
Дипломная работа

Оперативный автор.всем рекомендую друзья!!!

Общая оценка 5
Отзыв Дмитрий Храповицкий об авторе Ainagul26 2017-06-03
Дипломная работа

Автор достоен не просто похвалы, а громких аплодисментов стоя!!! Работа выполнена в кратчайший срок и сдана на высшем уровне профессионализма!!! Наивысшая благодарность автору за проделанный труд!!! Спасибо-спасибо-спасибо!!! Низкий поклон!!!

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Павленко об авторе Ainagul26 2018-06-30
Дипломная работа

Я очень довольна результатом. Способ, с которым она работает, абсолютно профессионально и, несомненно, постарается к лучшему! Она всегда была открыта для обсуждения, и она была готова дать наилучший результат.Она всегда давала ее личное мнение но никогда не настаивала на ее мнение. Я бы работала с ней снова.

Общая оценка 5
Отзыв tomochka_33 об авторе Ainagul26 2017-06-14
Дипломная работа

Наталья меня уже второй раз просто героически спасает и выручает! Спасибо ей огромное за такой труд и в очень сжатые сроки. Работать с тем что придумал мой университет - это практически совершить подвиг. На нее можно полностью положиться и довериться, абсолютно не переживая за результат, там с первого раза попадание в яблочко. К кому обратиться в следущий раз у меня даже нет сомнений, если еще будут работы надеюсь Наталья согласиться с ними помочь.)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Метафора в политическом дискурсе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Повышение эффективности обучения русскому языку в результате использования развивающих технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
270 ₽
Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Явления синкретизма в публицистическом стиле русского литературного языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Дипломная работа. Роль ораторского искусства в дипломатии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Языковые средства выражения авторской модальности в творчестве О. Э. Мандельштама раннего периода (1908-1916гг)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽