Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Так, по статистическим данным, за последние пять лет в России число наркоманов составляет более 10 млн. человек, 2/3 из которых – молодёжь в возрасте 15-29 лет [32]. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что в употребление наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества – детей и подростков [39].
Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика – наркоманы. При этом по статистическим данным один наркоман вовлекает в течение года ещё 10-15 человек, срок жизни которых в среднем составляет 7 лет. За последние 5 лет смертность от употребления наркотиков среди подростков увеличилась в 42 раза. Эти цифры обусловлены высоким уровнем самоубийств (каждый второй наркоман пытается закончить жизнь самоубийством), смерти из-за передозировок, повышенного травматизма и криминогенных разборок [32].
При этом необходимо учитывать, что личность формируется в окружающей среде. Процесс формирования психики определяет социальная ситуация развития, под которой понимаются отношения между личностью и окружающей ее социальной действительностью, в первую очередь, семьей.
В силу сложности проблемы употребления наркотиков, обращение к решению данного вопроса происходит на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном.
Все вышесказанное обусловило выбор темы для исследования «Социальная работа по профилактике наркозависимости подростков».
Объектом исследования данной работы являются подростки в возрасте 14-16 лет.
Предметом исследования является социальная работа с подростками группы риска.
Гипотеза – профилактика употребления наркотиков будет иметь положительный эффект если в ходе профилактической работы учитываются личностные качества подростков.
Цель исследования – изучить влияние личностных особенностей на склонность подростка к употреблению наркотических веществ, разработать программу профилактики употребления наркотиков среди подростков.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме профилактики подростковой наркомании;
- рассмотреть категориальный аппарат изучаемой проблемы;
- проанализировать правовые основы социальной защиты подростков;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- определить факторы, влияющие на употребление наркотических веществ;
- разработать и внедрить профилактическую программу, направ- ленную на снижение наркотизации среди подростков.
Методы исследования – анализ литературных источников, анализ документов, наблюдение, тестирование, беседа, психодиагностические методики (методика «Диагностика потребностей в поисках ощущений» М. Цукермана; методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла.).
Методологическое обоснование исследования - комплексная модель теоретического осмысления проблем социальной работы с социальными деформациями, основанная на работах таких авторов, как Беличева С.А., Братусь Б.С., Кудрявцев В.Н., Личко А.Е., Павленок П.Д., Славина Л.П., Эйдемиллер Э.Г. и др., а также методы А.С. Макаренко, рассматривающие и профилактику, и коррекцию девиантного поведения подростков.
Степень разработанности: Исследованием наркомании как социальной проблемы занимались такие учёные как В.А. Ананьев, А.Ю. Егоров, Д.В. Колесов, Н.А. Сирота, Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, В.М. Ялтонский и другие.
Теоретическая и практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практике социальных служб, при чтении лекций, проведении практических занятий, при подготовке специалистов к работе по профилактике наркомании в подростковой среде.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы наркомании в
подростковой среде………………………………………………………………..6
1.1. 1.1 Категориальный аппарат проблемы………………………………………….6
1.2. Нормативно – правовая основа работы с детьми группы
риска наркотизации………………………………………………………............13
1.3. Социально – психологические особенности подросткового возраста
и факторы, влияющих на употребление наркотических веществ…………….23
Глава 2. Исследование подростков, склонных к употреблению
наркотиков …………………………………………………….............................35
2.1. Стратегия и тактика исследования…………………………………………35
2.2. Анализ полученных данных………………………………………………...37
2.3. Профилактическая программа деятельности специалиста
социальной работы для подростков, склонных к
употреблению наркотиков………........................................................................41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………………55
Приложения………………………………………………………………………60
Сегодня масштабы и темпы распространения наркомании свидетельствуют о невысокой результативности принимаемых мер. Наркомания подростков и молодежи является одной из самых актуальных социальных проблем. За последние годы наркотизация подростков возросла.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей наркотических средств. По последним данным, 97% первых проб наркотических средств приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14-16 лет.
По мнению исследователей, если в самое ближайшее время не будут осуществлены меры на государственном уровне, сбудется прогноз независимых экспертов ВОЗ, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации к 2060 году 80% подростков и молодёжи станут потребителями наркотиков. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотическим средствам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приёмом наркотиков, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружающих их людей и общество.
Поэтому современный подход к решению проблемы употребления наркотических средств предполагает приоритет профилактической работы с данными подростками.
Разработка профилактических программ и их внедрение может существенно повлиять на сокращение темпов роста заболеваемости наркоманией.
Чтобы разработать эффективную профилактическую программу для подростков, склонных к употреблению наркотиков специалистам необходимо, в первую очередь, изучить теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде.
В данной работе была раскрыта актуальность изучаемой проблемы, был изучен категориальный аппарат проблемы, рассмотрены причины и последствия наркомании как формы проявления девиантного поведения. Также были показаны сущность, содержание и основные методы социальной профилактики. Так как юридическая компетентность всех профессионалов и должностных лиц является надёжной гарантией в защите прав человека, удовлетворение законных интересов, реализации свобод и обязанностей каждой личности была изучена нормативно-правовая база защиты детей и молодёжи.
На основе анализа теоретических данных проводилось исследование социально-психологических особенностей подростков.
В рамках исследования была разработана и апробирована профилактическая программа для подростков.
После апробации программы было проведено повторное исследование, которое показало эффективность данной программы.
Таким образом, были достигнуты выдвигаемые в ходе работы цели и задачи, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение
Список литературы
1.Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи / Л.Н. Анисимов. – М.: Юрид. лит., 1988.
2.Бабаян, Э.А. Наркомании и токсикомании / Э.А. Бабаян. – М.: Медицина, 1988.
3.Баярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для родителей / Р.Т. Баярд. – М., 1991.
4. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин. – Самара: Самарский университет, 2000.
5.Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях / С.Б. Белогуров. – СПб.: Невский диалект, 1998.
6.Битенский, В.С. Наркомании у подростков / В.С. Битенский. – Киев, 1989.
7.Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Воронеж, 1995.
8. Бородаева, Г.Г. Проблемы современной семьи: Методическое пособие / Г.Г. Бородаева. – Волгоград, 2003.
9. Брюн, Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // Социальная дезадаптация – нарушение поведения у детей и подростков / Е.А. Брюн. – М., 1996.
10. Волков, Б.С. Психология ранней юности / Б.С. Волков. – М., 2001.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960.
12. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А. Габиани. – М., 1990.
13. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования / Н.М. Гаджиева. – СПб., 2000.
14. Гилинский, Я.И. Наркотизм: мифы и реальность / Я.И. Гилинский. – М., 1996.
15. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Воронеж, 2002.
16. Гончаров, М.В. Популяционно-генетический подход к проблеме распространённости наркологических заболеваний / М.В. Гончаров. – М., 1994.
17. Гудзовская, А.А. Уроки самоопределения // Методическое пособие для учителей по курсу «Основы жизненного самоопределения» / А.А. Гудзовская. – Самара, 1996.
18. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков / А.Г. Данилин. – М., 2000.
19. Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: методическое пособие / Авт. –сост.: М.Н. Мирсагатова. – М., 1999.
20. Дефере, Х.Д. Политика школы в отношении наркотиков / Х.Д. Дефере. – М., 2001.
21. Дунаевский, В.В. Наркомания и токсикомания / В.В. Дунаевский. – М., 1989.
22. Егоров, А.Ю. Личностные особенности подростков с героиновой и алкогольной зависимостью / А.Ю. Егоров. – Калуга, КПГУ, 2002.
23. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.Д. Еникеева. – М.: Академия, 1999.
24. Законодательство Российской Федерации в области социальной защиты ребёнка. – М, 2002.
25. Квин, В.Н. Наркомания и алкоголизм // Прикладная психология / В.Н. Квин. - СПб.: Питер, 2000.
26. Колесов, Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании / Д.В. Колесов. – М.: Педагогика, 1988.
27. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., Политиздат, 1975.
29. Макеева, А.Г. Молодёжная наркогенная субкультура как социальный феномен // Практическая психология и психоанализ / А.Г. Макеева. – 1998.
30. Малюченко, Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно – ориентированный подход: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Малюченко. – Саратов: Сарат. ун-т, 2002.
31. Организация работы в области профилактики девиантного поведения в детской и молодёжной среде: Методическое пособие / Сост. О.И. Дегтярёва. – Волгоград, 2003.
32. Основные методы и формы работы с подростками и молодёжью по формированию навыков здорового образа жизни: Информационно-методический бюллетень № 23 . – Волгоград, 2004.
33. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 1998.
34. Петракова, Т.И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков / Т.И. Петракова. – Вопросы психологии. – 1999.
35. Профилактика наркомании / Сост. Шатылко И.В. – Саратов: РОУ «Народный дом», 1998.
36. Психологические особенности наркоманов периода взросления ( опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара, 1998.
37. Психология подростка. Полное руководство / Под. ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003.
38. Пятницкая, И.Н. Наркомании / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 1994.
39. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – СПб., 2003.
40. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998.
41. Семья – как фактор профилактики алкоголизма и наркомании: Информа-ционно-методический бюллетень №6 / – Волгоград, 2000.
42. Сибиряков, С.Л. Ребёнок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…) / С.Л. Сибиряков. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
43.Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодёжной среде / Н.А. Сирота. – М.: Ин-т молодёжи. – 2000.
44. Социальная работа: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998.
45. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.Л. Горкин, Г.Н. Хорелова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
46. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2004.
47. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2002.
48. Ураков, И.Г. Наркомания, мифы и действительность / И.Г. Ураков. – М.: Медицина, 1990.
49. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
50. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
51. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. – М.: Институт Психотерапии, 2002.
52. Целуйко, В.М. Семья и дети: психологические особенности детско-родительских отношений / В.М. Целуйко. – Волгоград, 2004.
53. Энциклопедия преступлений и катастроф // Наркотики и яды / Минск, 1996.
54. Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т.2.: Пер. с англ. / – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Так, по статистическим данным, за последние пять лет в России число наркоманов составляет более 10 млн. человек, 2/3 из которых – молодёжь в возрасте 15-29 лет [32]. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что в употребление наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества – детей и подростков [39].
Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика – наркоманы. При этом по статистическим данным один наркоман вовлекает в течение года ещё 10-15 человек, срок жизни которых в среднем составляет 7 лет. За последние 5 лет смертность от употребления наркотиков среди подростков увеличилась в 42 раза. Эти цифры обусловлены высоким уровнем самоубийств (каждый второй наркоман пытается закончить жизнь самоубийством), смерти из-за передозировок, повышенного травматизма и криминогенных разборок [32].
При этом необходимо учитывать, что личность формируется в окружающей среде. Процесс формирования психики определяет социальная ситуация развития, под которой понимаются отношения между личностью и окружающей ее социальной действительностью, в первую очередь, семьей.
В силу сложности проблемы употребления наркотиков, обращение к решению данного вопроса происходит на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном.
Все вышесказанное обусловило выбор темы для исследования «Социальная работа по профилактике наркозависимости подростков».
Объектом исследования данной работы являются подростки в возрасте 14-16 лет.
Предметом исследования является социальная работа с подростками группы риска.
Гипотеза – профилактика употребления наркотиков будет иметь положительный эффект если в ходе профилактической работы учитываются личностные качества подростков.
Цель исследования – изучить влияние личностных особенностей на склонность подростка к употреблению наркотических веществ, разработать программу профилактики употребления наркотиков среди подростков.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме профилактики подростковой наркомании;
- рассмотреть категориальный аппарат изучаемой проблемы;
- проанализировать правовые основы социальной защиты подростков;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- определить факторы, влияющие на употребление наркотических веществ;
- разработать и внедрить профилактическую программу, направ- ленную на снижение наркотизации среди подростков.
Методы исследования – анализ литературных источников, анализ документов, наблюдение, тестирование, беседа, психодиагностические методики (методика «Диагностика потребностей в поисках ощущений» М. Цукермана; методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла.).
Методологическое обоснование исследования - комплексная модель теоретического осмысления проблем социальной работы с социальными деформациями, основанная на работах таких авторов, как Беличева С.А., Братусь Б.С., Кудрявцев В.Н., Личко А.Е., Павленок П.Д., Славина Л.П., Эйдемиллер Э.Г. и др., а также методы А.С. Макаренко, рассматривающие и профилактику, и коррекцию девиантного поведения подростков.
Степень разработанности: Исследованием наркомании как социальной проблемы занимались такие учёные как В.А. Ананьев, А.Ю. Егоров, Д.В. Колесов, Н.А. Сирота, Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, В.М. Ялтонский и другие.
Теоретическая и практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практике социальных служб, при чтении лекций, проведении практических занятий, при подготовке специалистов к работе по профилактике наркомании в подростковой среде.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы наркомании в
подростковой среде………………………………………………………………..6
1.1. 1.1 Категориальный аппарат проблемы………………………………………….6
1.2. Нормативно – правовая основа работы с детьми группы
риска наркотизации………………………………………………………............13
1.3. Социально – психологические особенности подросткового возраста
и факторы, влияющих на употребление наркотических веществ…………….23
Глава 2. Исследование подростков, склонных к употреблению
наркотиков …………………………………………………….............................35
2.1. Стратегия и тактика исследования…………………………………………35
2.2. Анализ полученных данных………………………………………………...37
2.3. Профилактическая программа деятельности специалиста
социальной работы для подростков, склонных к
употреблению наркотиков………........................................................................41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………………55
Приложения………………………………………………………………………60
Сегодня масштабы и темпы распространения наркомании свидетельствуют о невысокой результативности принимаемых мер. Наркомания подростков и молодежи является одной из самых актуальных социальных проблем. За последние годы наркотизация подростков возросла.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей наркотических средств. По последним данным, 97% первых проб наркотических средств приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14-16 лет.
По мнению исследователей, если в самое ближайшее время не будут осуществлены меры на государственном уровне, сбудется прогноз независимых экспертов ВОЗ, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации к 2060 году 80% подростков и молодёжи станут потребителями наркотиков. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотическим средствам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приёмом наркотиков, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружающих их людей и общество.
Поэтому современный подход к решению проблемы употребления наркотических средств предполагает приоритет профилактической работы с данными подростками.
Разработка профилактических программ и их внедрение может существенно повлиять на сокращение темпов роста заболеваемости наркоманией.
Чтобы разработать эффективную профилактическую программу для подростков, склонных к употреблению наркотиков специалистам необходимо, в первую очередь, изучить теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде.
В данной работе была раскрыта актуальность изучаемой проблемы, был изучен категориальный аппарат проблемы, рассмотрены причины и последствия наркомании как формы проявления девиантного поведения. Также были показаны сущность, содержание и основные методы социальной профилактики. Так как юридическая компетентность всех профессионалов и должностных лиц является надёжной гарантией в защите прав человека, удовлетворение законных интересов, реализации свобод и обязанностей каждой личности была изучена нормативно-правовая база защиты детей и молодёжи.
На основе анализа теоретических данных проводилось исследование социально-психологических особенностей подростков.
В рамках исследования была разработана и апробирована профилактическая программа для подростков.
После апробации программы было проведено повторное исследование, которое показало эффективность данной программы.
Таким образом, были достигнуты выдвигаемые в ходе работы цели и задачи, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение
Список литературы
1.Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи / Л.Н. Анисимов. – М.: Юрид. лит., 1988.
2.Бабаян, Э.А. Наркомании и токсикомании / Э.А. Бабаян. – М.: Медицина, 1988.
3.Баярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для родителей / Р.Т. Баярд. – М., 1991.
4. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин. – Самара: Самарский университет, 2000.
5.Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях / С.Б. Белогуров. – СПб.: Невский диалект, 1998.
6.Битенский, В.С. Наркомании у подростков / В.С. Битенский. – Киев, 1989.
7.Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Воронеж, 1995.
8. Бородаева, Г.Г. Проблемы современной семьи: Методическое пособие / Г.Г. Бородаева. – Волгоград, 2003.
9. Брюн, Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // Социальная дезадаптация – нарушение поведения у детей и подростков / Е.А. Брюн. – М., 1996.
10. Волков, Б.С. Психология ранней юности / Б.С. Волков. – М., 2001.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960.
12. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А. Габиани. – М., 1990.
13. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования / Н.М. Гаджиева. – СПб., 2000.
14. Гилинский, Я.И. Наркотизм: мифы и реальность / Я.И. Гилинский. – М., 1996.
15. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Воронеж, 2002.
16. Гончаров, М.В. Популяционно-генетический подход к проблеме распространённости наркологических заболеваний / М.В. Гончаров. – М., 1994.
17. Гудзовская, А.А. Уроки самоопределения // Методическое пособие для учителей по курсу «Основы жизненного самоопределения» / А.А. Гудзовская. – Самара, 1996.
18. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков / А.Г. Данилин. – М., 2000.
19. Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: методическое пособие / Авт. –сост.: М.Н. Мирсагатова. – М., 1999.
20. Дефере, Х.Д. Политика школы в отношении наркотиков / Х.Д. Дефере. – М., 2001.
21. Дунаевский, В.В. Наркомания и токсикомания / В.В. Дунаевский. – М., 1989.
22. Егоров, А.Ю. Личностные особенности подростков с героиновой и алкогольной зависимостью / А.Ю. Егоров. – Калуга, КПГУ, 2002.
23. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.Д. Еникеева. – М.: Академия, 1999.
24. Законодательство Российской Федерации в области социальной защиты ребёнка. – М, 2002.
25. Квин, В.Н. Наркомания и алкоголизм // Прикладная психология / В.Н. Квин. - СПб.: Питер, 2000.
26. Колесов, Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании / Д.В. Колесов. – М.: Педагогика, 1988.
27. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., Политиздат, 1975.
29. Макеева, А.Г. Молодёжная наркогенная субкультура как социальный феномен // Практическая психология и психоанализ / А.Г. Макеева. – 1998.
30. Малюченко, Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно – ориентированный подход: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Малюченко. – Саратов: Сарат. ун-т, 2002.
31. Организация работы в области профилактики девиантного поведения в детской и молодёжной среде: Методическое пособие / Сост. О.И. Дегтярёва. – Волгоград, 2003.
32. Основные методы и формы работы с подростками и молодёжью по формированию навыков здорового образа жизни: Информационно-методический бюллетень № 23 . – Волгоград, 2004.
33. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 1998.
34. Петракова, Т.И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков / Т.И. Петракова. – Вопросы психологии. – 1999.
35. Профилактика наркомании / Сост. Шатылко И.В. – Саратов: РОУ «Народный дом», 1998.
36. Психологические особенности наркоманов периода взросления ( опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара, 1998.
37. Психология подростка. Полное руководство / Под. ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003.
38. Пятницкая, И.Н. Наркомании / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 1994.
39. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – СПб., 2003.
40. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1998.
41. Семья – как фактор профилактики алкоголизма и наркомании: Информа-ционно-методический бюллетень №6 / – Волгоград, 2000.
42. Сибиряков, С.Л. Ребёнок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность…) / С.Л. Сибиряков. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
43.Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодёжной среде / Н.А. Сирота. – М.: Ин-т молодёжи. – 2000.
44. Социальная работа: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998.
45. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.Л. Горкин, Г.Н. Хорелова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
46. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2004.
47. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2002.
48. Ураков, И.Г. Наркомания, мифы и действительность / И.Г. Ураков. – М.: Медицина, 1990.
49. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
50. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
51. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. – М.: Институт Психотерапии, 2002.
52. Целуйко, В.М. Семья и дети: психологические особенности детско-родительских отношений / В.М. Целуйко. – Волгоград, 2004.
53. Энциклопедия преступлений и катастроф // Наркотики и яды / Минск, 1996.
54. Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т.2.: Пер. с англ. / – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую