Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Современное экономической и социальной состояние России говорит о том, что необходимы изменения в социальной защищенности населения. Особенно это касается детей-инвалидов. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных психолого-педагогических, социально-экономических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Обществу необходимо уделять особое внимание к таким детям, так как с каждым годом их численность растет. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева отметила, что в России насчитывается более 13 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов - более 550 тысяч. За пять лет число детей-инвалидов в абсолютных цифрах увеличилось примерно на 155 тысяч .
В большинстве случаев семьи, которые воспитывают ребенка с отклонениями, чаще всего рассматриваются только через ребенка, характер его инвалидности. Целостное социально-педагогическое сопровождение таких семей является новой сферой деятельности специалистов. На сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. Заметим, что необходимо рассматривать жизнь семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в целом, учитывая все аспекты, включая проблемы социальной адаптации таких семей .
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья это стресс для семьи. Такой ребенок ограничен в свободе и социальной адаптации, очень зависим от семьи, присутствуют ограниченные навыки существования в социуме. Воспитание и развитие такого ребенка становится непосильной проблемой для семьи, которая оказывается в трудной ситуации. Родители испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Семьям необходима социально - психолого-педагогическая помощь.
Семьи с такими детьми только недавно стали объектом изучения и социального действия. Особое значение в разработке этой проблемы получило признания того, что нарушение психического и физического развития человека не это не чисто медицинское явление, а во многом социальное.
В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи детям-инвалидам не сложилась, а позднее, до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась изолировано от общества, в специальных учреждениях. Принятый в 1995 году Закон Российской Федерации « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» впервые продекларировал необходимость создания государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в своём большинстве семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с недостатком информации о возможности получения профессиональной медицинской, психолого-педагогической, социально-педагогической, логопедической помощи в развитии ребенка. Отсюда возникают трудности в выборе приоритетов, путей и средств помощи детям.
Для преодоления негативных тенденций в подготовке детей к вхождению в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их воспитанию и обучению, организации всей жизнедеятельности. Данная задача решается с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных и других проблем. Среди вышеперечисленных составляющих компонентов подготовки детей к интеграции в социальную среду на первом месте стоит вопрос социальной реабилитации детей.
Сегодня семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Обычно материальное положение этих семей, ниже прожиточного минимума, тогда как потребности в социальном и медицинском обслуживании намного выше. Поэтому специалисты социальных учреждений оказывают содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в социальном функционировании и полноценном развитии.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья затрудняет существование семьи и вынуждает ее членов всячески противостоять неблагоприятным реалиям. Кроме того, родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех семей такого типа, всем они решают свои специфические проблемы, вызывающие неблагоприятных изменений во всех о сферах семейной жизни. Все это обусловило выбор темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что в данное время имеются серьезные психолого-педагогические разработки, которые касаются социально-психологических особенностей родителей. В социально-педагогических исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается влияние ребенка - инвалида на развитие на отношения в семье и возникновение психопатологических расстройств у родителей.
Такое же исследование, проведенное Л.М. Шипициной, показало, что большинство семей не способно самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них наблюдаются тревожность, конфликтность, отчужденность, чувство одиночества.
Так же исследователи проявляют большой интерес и внимание к проблемам детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и их адаптации.
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации таких семей посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка- инвалида, рассматриваются в работах как отечественных (Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.), так и зарубежных (Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др.) авторов. Но указанные исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются лишь разработки специальных мер, которые предполагают лишь узкопрофильную помощь.
Как следует из анализа социально-педагогических исследований Н.Д. Левитова, Г.М.Андреевой, Ф.Е. Василюка, А.А. Налчаджана, И.А. Коробейникова и др., посвященных проблеме социализации детей-инвалидов, социальная адаптация семьи является условием социализации ребенка. Именно поэтому необходимо создания целостной эффективной системы поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.
Среди работ, посвященных проблемам сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья стоит назвать работы: Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередниковой, Л.Ф.Безлепкина, В.М.Соколова, М.А.Панкратовой, С.А. Андреевой, Н.Г.Осуховой и других.
Таким образом, анализ специальной литературы позволил сформулировать проблему нашего исследования, выражающую в том, что на сегодняшний день недостаточно изучена деятельность по социальному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чем и обусловлена значимость данного исследования.
Объект – социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет – социальное сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы.
Цель – анализ технологии социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть характеристики семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями как объект социальной работы;
2. выявить направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. определить субъектов социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. изучить технологию сопровождения: сущность и содержание;
5. выявить формы и методы социального сопровождения;
6. осуществить исследование содержания социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
1. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ребенка с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы 10
1.2. Направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 19
1.3 Субъекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 30
2. Изучение процесса содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной работы 36
2.1. Технология сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: сущность и содержание 36
2.2. Содержание социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте реабилитационных мероприятий 43
2.3. Исследования содержания социального сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы 58
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1 81
Приложение 2 85
Заключение
Ребенок, имеющий инвалидность – полноправный член общества, он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, имеющих инвалидность, и их здоровых сверстников, что способствует интеграции инвалидов в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Комплексное социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ должно рассматриваться как система психолого-педагогических, образовательных, социальных, медицинских, юридических услуг. Комплекс услуг должен быть направлен на создание таких жизненных условий для детей с ОВЗ и их родителей, при которых они имели бы возможность реализации своих гражданских прав и свобод.
Процесс социальной реабилитации, прежде всего, определяется компетентностью специалиста по социальной работе, то есть данным теоретическим материалом мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что помощь и содействие семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, способствует повышению результат социальной реабилитации.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.
Семье принадлежит главенствующая роль в социальной адаптации ребенка – инвалида. Главная идея психосоциальной и социокультурной реабилитации - формирование ответственности у самих детей и их родителей за выход из изолированного пространства, за изменение социальной позиции, за личностный рост каждого члена семьи. В гармоничной, зрелой семье процесс восстановления здоровья детей будет полноценным и эффективным.
Включение ребенка в специализирвоанное образовательное учреждение делает невозможным полноценную социальную интеграцию и адаптацию детей – инвалидов. Образовательное учреждение должно рассматриваться как фрагмент интегративного пространства. Организация интеграционной среды предусматривает совместную деятельность ее участников, активную позицию каждого, а не «параллельное» пребывание на одной территории. Современная школа, чтобы соответствовать требованиям общества, удовлетворять его потребностям, должна стать школой-центром, многоцелевым, многопрофильным учреждением, которое могло бы решать целый комплекс социально-правовых, психолого-педагогических и медицинских проблем учащихся и их семей.
Основные функции социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом:
1) восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
2)достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
3)повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Существуют такие формы реабилитации как: медицинская, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, спортивная, творческая. Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы
Родители – основные участники реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения.
Всем детям с ограниченными возможностями необходима специальная психолого-педагогическая поддержка для образования и нормальной социальной жизни, в том числе и значительному числу детей с ДЦП, имеющих нормальный интеллект.
Реабилитация средствами искусства предусматривает последовательное прохождение семьёй несколько ступеней, этапов духовного, культурного развития, открывая возможность детям-инвалидам через искусство успешно адаптироваться в малом и большом социумах, занять достойное место в общественной жизни.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
По итогам анализа было выявлено, что у родителей, которые посещали центр длительное время, преобладает конструктивный тип родительской позиции по отношению к ребёнку (то есть родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает и адекватно оценивает), тогда как у родителей, недавно обратившихся в центр нет такого отношения (плюс результаты опросника). Таким образом, гипотезу о том, что процесс содействия семье влияет на результат реабилитации можно считать доказанной.
Исследование влияния социокультурной деятельности (лепка, плетение, рисование и т.п.) на развитие моторики рук и развитие речи показало положительные результаты. Так, у 75 % детей с ДЦП речь становится более членораздельной, у 15 % имеются изменения в активизации речи, и у 10 % детей появляются слова в речи.
Исследование показало, что социокультурная деятельность, в рамках социального сопровождения является одним из действующих методов социальной интеграции и адаптации детей – инвалидов Областном центре Новосибирска.
Для повышения эффективности интеграции и социальной адаптации детей – инвалидов следует:
1. Внедрять в реабилитационную практику методов и средств позитивной библиотерапии, арттерапии.
3. Включать детей – инвалидов и родителей в активную творческую деятельность с помощью средств изобразительного и других видов искусства.
4. Оказывать психолого-педагогической и психотерапевтической помощи семьям детей с ограниченными возможностями через службу экстренной помощи.
5. Формировать жизненные планы и корректировать ценностные ориентации у детей и их родителей.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ).
Научная и учебная литература
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
6. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. — 112 с.
7. Безлепкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
8. Божович Л. И. Психологический анализ условия формирования и строение гармонично развитой личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981 -С.257-289
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175с.
10. Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России
11. // Высшее образование инвалидов. Материалы Международной научно – практической конференции. – СПб.: Питер, 2000. – 360 с.
12. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М.: Академический проект, 1995. – 203 с.
13. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка — М.: "Белый город", 2006
14. Еськов Г.С. Твои права, человек. - М.: ИНИОН РАМ, 1993. – 56 с.
15. Забратная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. – 208 с.
16. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
17. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
19. Л.Е.Никитина. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект. 2003. – 112с.
20. М. Юровицкая. Социальная адаптация больных детей. – М.: Просвещение. 1998. – 56с.
21. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. - 395 с.
22. Н.Володина. Реабилитация тех, кто не «вписался в стандарт». – М.: Просвещение. 1997. - 115с.
23. Основы социальной работы: учеб. пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2001г. – 360 с.
24. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Том 1, М., 1989, С. 208-209,215-216, 226, 233
25. Рубинштпейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
26. Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
27. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996.- 430с.
28. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998. - 210 с.
29. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
30. Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 2002. - 230 с.
31. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
32. Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. – Ростов- на – Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
33. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М., 2007, С.218.
34. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С.160-162.
35. Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой.
36. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
37. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учеб.пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина . – М.: ИНФРА-М, 2002. – 570 с.
38. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 295 с.
39. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. – 2-е изд., – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340с.
40. Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011- 55 с
41. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с.
42. Ярская – Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 1. С. 83-90.
43. Ярская – Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 4. С. 3-9.
44. Ярская – Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности // социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1998. № 2. С. 8-10.
45. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
46. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987, с. 110-236.
Интернет-ресурсы
47. В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.med2.ru/story.php?id=38138( дата обращения 11.05.2013)
48. Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 ( дата обращения 01.04.2013)
49. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.socpolitika.ru/( дата обращения 11.05.2013)
50. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.psyedu.ru/files/articles/2489/pdf_version.pdf (дата обращения 27.04.2013)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Современное экономической и социальной состояние России говорит о том, что необходимы изменения в социальной защищенности населения. Особенно это касается детей-инвалидов. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных психолого-педагогических, социально-экономических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Обществу необходимо уделять особое внимание к таким детям, так как с каждым годом их численность растет. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева отметила, что в России насчитывается более 13 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов - более 550 тысяч. За пять лет число детей-инвалидов в абсолютных цифрах увеличилось примерно на 155 тысяч .
В большинстве случаев семьи, которые воспитывают ребенка с отклонениями, чаще всего рассматриваются только через ребенка, характер его инвалидности. Целостное социально-педагогическое сопровождение таких семей является новой сферой деятельности специалистов. На сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. Заметим, что необходимо рассматривать жизнь семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в целом, учитывая все аспекты, включая проблемы социальной адаптации таких семей .
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья это стресс для семьи. Такой ребенок ограничен в свободе и социальной адаптации, очень зависим от семьи, присутствуют ограниченные навыки существования в социуме. Воспитание и развитие такого ребенка становится непосильной проблемой для семьи, которая оказывается в трудной ситуации. Родители испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Семьям необходима социально - психолого-педагогическая помощь.
Семьи с такими детьми только недавно стали объектом изучения и социального действия. Особое значение в разработке этой проблемы получило признания того, что нарушение психического и физического развития человека не это не чисто медицинское явление, а во многом социальное.
В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи детям-инвалидам не сложилась, а позднее, до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась изолировано от общества, в специальных учреждениях. Принятый в 1995 году Закон Российской Федерации « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» впервые продекларировал необходимость создания государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в своём большинстве семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с недостатком информации о возможности получения профессиональной медицинской, психолого-педагогической, социально-педагогической, логопедической помощи в развитии ребенка. Отсюда возникают трудности в выборе приоритетов, путей и средств помощи детям.
Для преодоления негативных тенденций в подготовке детей к вхождению в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их воспитанию и обучению, организации всей жизнедеятельности. Данная задача решается с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных и других проблем. Среди вышеперечисленных составляющих компонентов подготовки детей к интеграции в социальную среду на первом месте стоит вопрос социальной реабилитации детей.
Сегодня семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Обычно материальное положение этих семей, ниже прожиточного минимума, тогда как потребности в социальном и медицинском обслуживании намного выше. Поэтому специалисты социальных учреждений оказывают содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в социальном функционировании и полноценном развитии.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья затрудняет существование семьи и вынуждает ее членов всячески противостоять неблагоприятным реалиям. Кроме того, родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех семей такого типа, всем они решают свои специфические проблемы, вызывающие неблагоприятных изменений во всех о сферах семейной жизни. Все это обусловило выбор темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что в данное время имеются серьезные психолого-педагогические разработки, которые касаются социально-психологических особенностей родителей. В социально-педагогических исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается влияние ребенка - инвалида на развитие на отношения в семье и возникновение психопатологических расстройств у родителей.
Такое же исследование, проведенное Л.М. Шипициной, показало, что большинство семей не способно самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них наблюдаются тревожность, конфликтность, отчужденность, чувство одиночества.
Так же исследователи проявляют большой интерес и внимание к проблемам детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и их адаптации.
Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации таких семей посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка- инвалида, рассматриваются в работах как отечественных (Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.), так и зарубежных (Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др.) авторов. Но указанные исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются лишь разработки специальных мер, которые предполагают лишь узкопрофильную помощь.
Как следует из анализа социально-педагогических исследований Н.Д. Левитова, Г.М.Андреевой, Ф.Е. Василюка, А.А. Налчаджана, И.А. Коробейникова и др., посвященных проблеме социализации детей-инвалидов, социальная адаптация семьи является условием социализации ребенка. Именно поэтому необходимо создания целостной эффективной системы поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.
Среди работ, посвященных проблемам сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья стоит назвать работы: Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередниковой, Л.Ф.Безлепкина, В.М.Соколова, М.А.Панкратовой, С.А. Андреевой, Н.Г.Осуховой и других.
Таким образом, анализ специальной литературы позволил сформулировать проблему нашего исследования, выражающую в том, что на сегодняшний день недостаточно изучена деятельность по социальному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чем и обусловлена значимость данного исследования.
Объект – социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет – социальное сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы.
Цель – анализ технологии социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть характеристики семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями как объект социальной работы;
2. выявить направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. определить субъектов социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. изучить технологию сопровождения: сущность и содержание;
5. выявить формы и методы социального сопровождения;
6. осуществить исследование содержания социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
1. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ребенка с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы 10
1.2. Направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 19
1.3 Субъекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 30
2. Изучение процесса содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной работы 36
2.1. Технология сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: сущность и содержание 36
2.2. Содержание социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте реабилитационных мероприятий 43
2.3. Исследования содержания социального сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы 58
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1 81
Приложение 2 85
Заключение
Ребенок, имеющий инвалидность – полноправный член общества, он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, имеющих инвалидность, и их здоровых сверстников, что способствует интеграции инвалидов в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Комплексное социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ должно рассматриваться как система психолого-педагогических, образовательных, социальных, медицинских, юридических услуг. Комплекс услуг должен быть направлен на создание таких жизненных условий для детей с ОВЗ и их родителей, при которых они имели бы возможность реализации своих гражданских прав и свобод.
Процесс социальной реабилитации, прежде всего, определяется компетентностью специалиста по социальной работе, то есть данным теоретическим материалом мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что помощь и содействие семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, способствует повышению результат социальной реабилитации.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.
Семье принадлежит главенствующая роль в социальной адаптации ребенка – инвалида. Главная идея психосоциальной и социокультурной реабилитации - формирование ответственности у самих детей и их родителей за выход из изолированного пространства, за изменение социальной позиции, за личностный рост каждого члена семьи. В гармоничной, зрелой семье процесс восстановления здоровья детей будет полноценным и эффективным.
Включение ребенка в специализирвоанное образовательное учреждение делает невозможным полноценную социальную интеграцию и адаптацию детей – инвалидов. Образовательное учреждение должно рассматриваться как фрагмент интегративного пространства. Организация интеграционной среды предусматривает совместную деятельность ее участников, активную позицию каждого, а не «параллельное» пребывание на одной территории. Современная школа, чтобы соответствовать требованиям общества, удовлетворять его потребностям, должна стать школой-центром, многоцелевым, многопрофильным учреждением, которое могло бы решать целый комплекс социально-правовых, психолого-педагогических и медицинских проблем учащихся и их семей.
Основные функции социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом:
1) восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
2)достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
3)повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Существуют такие формы реабилитации как: медицинская, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, спортивная, творческая. Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы
Родители – основные участники реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения.
Всем детям с ограниченными возможностями необходима специальная психолого-педагогическая поддержка для образования и нормальной социальной жизни, в том числе и значительному числу детей с ДЦП, имеющих нормальный интеллект.
Реабилитация средствами искусства предусматривает последовательное прохождение семьёй несколько ступеней, этапов духовного, культурного развития, открывая возможность детям-инвалидам через искусство успешно адаптироваться в малом и большом социумах, занять достойное место в общественной жизни.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
По итогам анализа было выявлено, что у родителей, которые посещали центр длительное время, преобладает конструктивный тип родительской позиции по отношению к ребёнку (то есть родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает и адекватно оценивает), тогда как у родителей, недавно обратившихся в центр нет такого отношения (плюс результаты опросника). Таким образом, гипотезу о том, что процесс содействия семье влияет на результат реабилитации можно считать доказанной.
Исследование влияния социокультурной деятельности (лепка, плетение, рисование и т.п.) на развитие моторики рук и развитие речи показало положительные результаты. Так, у 75 % детей с ДЦП речь становится более членораздельной, у 15 % имеются изменения в активизации речи, и у 10 % детей появляются слова в речи.
Исследование показало, что социокультурная деятельность, в рамках социального сопровождения является одним из действующих методов социальной интеграции и адаптации детей – инвалидов Областном центре Новосибирска.
Для повышения эффективности интеграции и социальной адаптации детей – инвалидов следует:
1. Внедрять в реабилитационную практику методов и средств позитивной библиотерапии, арттерапии.
3. Включать детей – инвалидов и родителей в активную творческую деятельность с помощью средств изобразительного и других видов искусства.
4. Оказывать психолого-педагогической и психотерапевтической помощи семьям детей с ограниченными возможностями через службу экстренной помощи.
5. Формировать жизненные планы и корректировать ценностные ориентации у детей и их родителей.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ).
Научная и учебная литература
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
6. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. — 112 с.
7. Безлепкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
8. Божович Л. И. Психологический анализ условия формирования и строение гармонично развитой личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981 -С.257-289
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175с.
10. Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России
11. // Высшее образование инвалидов. Материалы Международной научно – практической конференции. – СПб.: Питер, 2000. – 360 с.
12. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М.: Академический проект, 1995. – 203 с.
13. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка — М.: "Белый город", 2006
14. Еськов Г.С. Твои права, человек. - М.: ИНИОН РАМ, 1993. – 56 с.
15. Забратная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. – 208 с.
16. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
17. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
19. Л.Е.Никитина. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект. 2003. – 112с.
20. М. Юровицкая. Социальная адаптация больных детей. – М.: Просвещение. 1998. – 56с.
21. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. - 395 с.
22. Н.Володина. Реабилитация тех, кто не «вписался в стандарт». – М.: Просвещение. 1997. - 115с.
23. Основы социальной работы: учеб. пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2001г. – 360 с.
24. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Том 1, М., 1989, С. 208-209,215-216, 226, 233
25. Рубинштпейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
26. Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
27. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996.- 430с.
28. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998. - 210 с.
29. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
30. Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 2002. - 230 с.
31. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
32. Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. – Ростов- на – Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
33. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М., 2007, С.218.
34. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С.160-162.
35. Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой.
36. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
37. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учеб.пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина . – М.: ИНФРА-М, 2002. – 570 с.
38. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 295 с.
39. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. – 2-е изд., – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340с.
40. Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011- 55 с
41. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с.
42. Ярская – Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 1. С. 83-90.
43. Ярская – Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 4. С. 3-9.
44. Ярская – Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности // социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1998. № 2. С. 8-10.
45. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
46. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987, с. 110-236.
Интернет-ресурсы
47. В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.med2.ru/story.php?id=38138( дата обращения 11.05.2013)
48. Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 ( дата обращения 01.04.2013)
49. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.socpolitika.ru/( дата обращения 11.05.2013)
50. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.psyedu.ru/files/articles/2489/pdf_version.pdf (дата обращения 27.04.2013)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую