Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.
Из указанных конституционных положений следует, что военнослужащие в случаях выхода на пенсию должны быть гарантированно обеспечены всем необходимым. Это обусловлено тем, что труд военнослужащих сопряжен с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил. Служебное время военнослужащих часто носит ненормированный характер, их быт ограничен возможностями военных городков. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелегкой ратной службы у них будет обеспеченная старость.
Неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим, значимость Вооруженных Сил как важнейшего института государства. Кроме того, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирования у граждан страны уважение к военной профессии. Указанные мероприятия должны быть подкреплены социальной защищенностью военнослужащих м членов их семей не только в период службы, но и после увольнения в запас (отставку). Все это позволит увеличить приток в армию высокообразованных, хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в укрепление обороноспособности государства.
Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлены специфичностью данного вида деятельности, особой ее опасностью. Лица осуществляющие такой вид деятельности, обладают статусом военнослужащих, т.е. совокупностью прав и свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих установленное законодательством и гарантированное государством.
Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяется возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях в том числе с риском для жизни.
В настоящее время тема пенсионного обеспечения актуальна как никогда. Государство старается заботиться о своих гражданах, обеспечивая социальную поддержку населения и предоставляя определенную систему льгот. Большое внимание уделяется тем, кто защищает нашу страну, отдает ей должное. Но граждане недостаточно осведомлены в своих правах на предоставление тех или иных льгот. Поэтому необходима просветительская работа в этом направлении.
Актуальность данной темы обусловлена проблемами правового статуса военнослужащих и членов из семей в призме их пенсионного обеспечения, государственных гарантий и компенсаций социальной поддержки, правового регулирования системы социальной защиты, которые также являются одной из наиболее актуальных методологических проблем современной юридической науки.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Предмет выпускной квалификационной работы - правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретический анализ федеральных законов и других нормативных правовых актов, юридических норм образующих в своей совокупности институт пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, и при необходимости усовершенствования указанного правового института.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать базисные характеристики и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих;
исследовать законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;
изучить виды пенсий;
выявить особенности механизма исчисления и перерасчета пенсий за выслугу лет, назначаемой военнослужащим;
изучить особенности назначения пенсий за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца ;
рассмотреть существующие проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;
выявить пути решения проблем правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Методология исследования. При написании работы, мы использовали следующие приемы и методы, такие как: исследование, сравнение данных-полученных при анализе нормативных правовых актов, которые, так или иначе, затрагивают данные отношения.
Теоретическая значимость исследования заключается в произведенном анализе действующего законодательства, нормативных правовых актов, юридических норм, определяющих подходы к решению правовых и социальных проблем предоставления военнослужащим и членам их семей пенсионного обеспечения.
Степень научной разработанности предоставления пенсионного обеспечения военнослужащим и членов семей военнослужащих прослеживается в работах Тютюнов Н.В., Чернавин Ю. А., Федотов А. И., Кудашкин, А.В. и другие которые подтверждают актуальность выбранной темы.
Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, трех глав, которые объединены в пять параграфов, заключения, библиографического списка и трех приложений.
Введение 3
§ 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. 7
§ 1.1 Базисные характеристики и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих 7
§ 1.2 Законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей. 11
§ 1.3 Виды пенсий 17
§ 2. Характеристика видов пений военнослужащих и членов их семей. 21
§ 2.1. Механизм исчисления и перерасчета пенсий за выслугу лет, назначаемой военнослужащим 21
§ 2.2 Пенсия за выслугу лет 25
§ 2.3 Пенсия по инвалидности 35
§ 2.4 Пенсия по случаю потери кормильца 49
Заключение 61
Список литературы 67
В результате исследования вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей были сделаны следующие выводы.
1. Важнейшей составной частью общей системы социального обеспечения граждан является пенсионное обеспечение военнослужащих, и членов их семей.
Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие являются своего рода персоналом, обеспечивающим исполнение функций указанных органов и организаций.
2. Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих - часть системы государственного пенсионного обеспечения, представляющая собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим (нетрудоспособным членам семьи военнослужащего в случае его смерти), и финансируемых за счет средств федерального бюджета в целях предотвращения и (или) преодоления последствий риска возможной материальной необеспеченности военнослужащего (нетрудоспособных членов семьи в случае его смерти, если он был их кормильцем) в случае повреждения его здоровья (смерти) или прекращения с ним военно служебных отношений.
3. Отличительные особенности пенсионного обеспечения военнослужащих, и членов их семей:
во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и тому подобное, то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан.
4. Законодательство пенсионного обеспечения военнослужащих представляет собой сложную многоуровневую систему. Систему законодательства пенсионного обеспечения военнослужащих можно представить следующим образом:
Конституция Российской Федерации;
международные соглашения и договоры, не противоречащие публичному порядку, установленному в Конституции Российской Федерации (можно отметить, что такой позиции придерживаются и некоторые европейские страны, например Германия);
федеральные конституционные законы Российской Федерации;
федеральные законы (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»);
постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации;
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
5. Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются:
а) за выслугу лет - увольнение гражданина с военной службы в запас или в отставку, наличие определенной выслуги либо выслуги с учетом трудового стажа;
б) по инвалидности - инвалидность гражданина, уволенного с военной службы в запас или в отставку;
в) по случаю потери кормильца - смерть (умер, погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) гражданина (кормильца) в период прохождения военной службы либо после того, как гражданин, уволенный с военной службы, уже получал пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
6. Можно выделить следующие проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семьи:
1) отсутствие единой нормативной базы, регулирующей пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;
2) споры при исчислении пенсий военнослужащим вызывают вопросы применения районных коэффициентов к ним. Пенсионерам из числа военнослужащих, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях, назначаемые пенсии и все надбавки к ним, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в этой местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей;
3) исходя из принципа единства формирования и функционирования системы федеральной государственной службы, должны иметься общие принципы пенсионного обеспечения с иными категориями работников госслужбы. Однако фактически этого не происходит. Более того, в настоящее время наблюдается дивергенция в оплате труда госслужащих, относящихся к разным видам госслужбы. За 20 лет выслуги гражданские служащие получают 60% среднемесячного заработка, а военные пенсионеры - только 50%;
4) компенсации не выплачиваются лицам, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Если исходить из того, что указанные компенсации направлены на возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, то:
во-первых, они должны выплачиваться всем категориям военных инвалидов (а не только инвалидам вследствие военной травмы);
во-вторых, механизмы расчета таких выплат должны быть идентичными для всех категорий военнослужащих.
7. Для разрешения существующих проблем можно предложить следующие пути решения:
1) пенсии, назначаемые военнослужащим, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением;
2) необходимо установить одинаковы коэффициент в отношении государственных служащих и военных;
3) компенсационная часть публично-правового механизма возмещения вреда военнослужащим в связи с утратой их здоровья, поэтому они должны быть включены в структуру военной пенсии по инвалидности;
4) кроме того, компенсационные механизмы выплат инвалидам в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, должны быть идентичными, что является верным по нашему мнению.
Аналогично ситуации военных пенсий по инвалидности представляется целесообразным не разделять пенсии по случаю потери кормильца и компенсационные выплаты по возмещению вреда, предоставляемые нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего (рассмотрим в следующем параграфе работы), а рассматривать и данный вид пенсии, и компенсационные выплаты как единое целое, включив указанные выплаты в состав этой пенсии;
5) проведенное краткое исследование выборочных норм действующего законодательства по правовому регулированию социально-пенсионного обеспечения семей погибших (умерших) военнослужащих показало, что социальная защита такой категории лиц, потерявших кормильца, нуждается в совершенствовании, а именно требуется установление единой системы социальной защиты для такой особой категории граждан, потерявших кормильца, как семья погибшего военнослужащего, не различая при этом, по призыву или по контракту он проходил военную службу;
6) создание единой нормативной базы, регулирующей пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих, чья служебная деятельность сопряжена с повышенным риском для их жизни и здоровья, требует напряжения моральных и физических сил, что приводит к достаточно раннему возрасту их выхода на пенсию (в настоящее время - это в среднем 42-44 года).
Повышенное пенсионное обеспечение военнослужащих всегда входило в число условий привлекательности военной службы. Так было и в царской России, и в Советский период нашего государства. Однако в постперестроечное время, хотя и было заявлено о повышенном пенсионном обеспечении военнослужащих, на практике это не всегда соблюдалось.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
2. «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей» (Заключено в г. Москве 28.01.2014) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики» (Заключено в г. Москве 30.04.1994) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
6. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // «Парламентская газета», № 142-143, 30.07.2002.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // «Российская газета», № 247, 20.12.2001.
8. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.02.2014) // «Российская газета», № 104, 02.06.1998.
9. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) (ред. от 25.11.2013) // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.
10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) (ред. от 02.07.2013) // «Российская газета», № 234, 02.12.1995.
11. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 25.11.2013, с изм. от 06.02.2014) // «Парламентская газета», № 3, 06.01.2000.
12. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.12.2013) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328.
13. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 04.10.1993, № 40, ст. 3753.
14. Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, № 50 (ч. 5), ст. 7017.
15. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 20.02.2014) // «Собрание законодательства РФ», 20.09.1999, № 38, ст. 4534.
16. Приказ Министерства обороны от 31.07.1996 № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 19, 17.08.1998.
17. Приказ Министерства обороны РФ № 2700 от 30.12.2011 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» // «Российская газета», № 119, 28.05.2012.
18. Приказ Минздрава РФ № 1012н от 23.12.2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // «Российская газета», № 63, 26.03.2010.
19. Приказ Министерства обороны РФ от 26.06.1996 № 250 «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан из подразделений» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
20. Приказ Министра обороны РФ № 200 от 20.08.2003 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных силах Российской Федерации» // «Российская газета», № 197, 02.10.2003.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
2. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5.05.2009 г. по делу № 33-513 // Справочная правовая система Консультант Плюс.
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 25-В10-9 // Справочная правовая система Консультант Плюс.
МОНОГРАФИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СТАТЬИ
1. Антипьева Н.В. Преемственность в развитии законодательства о социальной защите членов семей сотрудников полиции // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 8.
2. Азамов О.В. Тенденции и перспективы развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Право в Вооруженных Силах – консультант. За права военнослужащих, 2007.
3. Аранжереев М. М., Хмелевская С. А. Пенсионное обеспечение военнослужащих как отражение проблем современной российской системы государственного пенсионного обеспечения //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2012. №4. С. 48 - 52.
4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. М. Лира, 2011.
5. Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 2012. № 1. С. 8-10.
6. Гацко, М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. 2005. № 2 (31). С. 39 - 44
7. Гришковец A. A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. М., Дело и сервис. 2010.
8. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с пенсионным обеспечением членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, потерявших кормильца (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных силах, 2011, № 12. С. 10 – 15.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения Учебник. М.: Издательство БЕК, 2010.
10. Коряков В.М. Комментарий к Закону РФ “от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих, 2006.
11. Кудашкин, А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2010.
12. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М.: Изд-во «МИК», 2007.
13. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Социальные проблемы Российской армии // Журнал «Военное обозрение». №11. 2007. С. 91 - 95.
15. Тютюнов Н.В. Виды пенсий для военнослужащих //Материалы международного «круглого стола»: Технические, информационные, гуманитарные науки о человеке в процессах интернационализации ( сентября 2010 г.). М.: АКПиПРО, 2012. 0,8 п.л.
16. Тютюнов Н.В. Государственное пенсионное обеспечение: теоретические подходы к исследованию, сущность //III Международная заочная научно практическая конференция «Глобальные и локальные проблемы экономики: новые вызовы и решения»: сборник материалов конференции (16 апреля г.). Краснодар, 2012. 0,3 п.л.
17. Тютюнов Н.В. Механизм исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим //Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука» (Тамбов, 25 июня 2012 г.). Тамбов, 2012. 0,3 п.л.
18. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих // Бизнес в законе. 2012. №3. 0,9 п.л.
19. Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего. М.: Военный университет, 2012.
20. Гришковец A. A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. М., Дело и сервис. 2010.
21. Федотов А. И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Издательская группа URSS, 2006.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.
Из указанных конституционных положений следует, что военнослужащие в случаях выхода на пенсию должны быть гарантированно обеспечены всем необходимым. Это обусловлено тем, что труд военнослужащих сопряжен с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил. Служебное время военнослужащих часто носит ненормированный характер, их быт ограничен возможностями военных городков. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелегкой ратной службы у них будет обеспеченная старость.
Неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим, значимость Вооруженных Сил как важнейшего института государства. Кроме того, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирования у граждан страны уважение к военной профессии. Указанные мероприятия должны быть подкреплены социальной защищенностью военнослужащих м членов их семей не только в период службы, но и после увольнения в запас (отставку). Все это позволит увеличить приток в армию высокообразованных, хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в укрепление обороноспособности государства.
Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлены специфичностью данного вида деятельности, особой ее опасностью. Лица осуществляющие такой вид деятельности, обладают статусом военнослужащих, т.е. совокупностью прав и свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих установленное законодательством и гарантированное государством.
Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяется возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях в том числе с риском для жизни.
В настоящее время тема пенсионного обеспечения актуальна как никогда. Государство старается заботиться о своих гражданах, обеспечивая социальную поддержку населения и предоставляя определенную систему льгот. Большое внимание уделяется тем, кто защищает нашу страну, отдает ей должное. Но граждане недостаточно осведомлены в своих правах на предоставление тех или иных льгот. Поэтому необходима просветительская работа в этом направлении.
Актуальность данной темы обусловлена проблемами правового статуса военнослужащих и членов из семей в призме их пенсионного обеспечения, государственных гарантий и компенсаций социальной поддержки, правового регулирования системы социальной защиты, которые также являются одной из наиболее актуальных методологических проблем современной юридической науки.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Предмет выпускной квалификационной работы - правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретический анализ федеральных законов и других нормативных правовых актов, юридических норм образующих в своей совокупности институт пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, и при необходимости усовершенствования указанного правового института.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать базисные характеристики и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих;
исследовать законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;
изучить виды пенсий;
выявить особенности механизма исчисления и перерасчета пенсий за выслугу лет, назначаемой военнослужащим;
изучить особенности назначения пенсий за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца ;
рассмотреть существующие проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;
выявить пути решения проблем правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Методология исследования. При написании работы, мы использовали следующие приемы и методы, такие как: исследование, сравнение данных-полученных при анализе нормативных правовых актов, которые, так или иначе, затрагивают данные отношения.
Теоретическая значимость исследования заключается в произведенном анализе действующего законодательства, нормативных правовых актов, юридических норм, определяющих подходы к решению правовых и социальных проблем предоставления военнослужащим и членам их семей пенсионного обеспечения.
Степень научной разработанности предоставления пенсионного обеспечения военнослужащим и членов семей военнослужащих прослеживается в работах Тютюнов Н.В., Чернавин Ю. А., Федотов А. И., Кудашкин, А.В. и другие которые подтверждают актуальность выбранной темы.
Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, трех глав, которые объединены в пять параграфов, заключения, библиографического списка и трех приложений.
Введение 3
§ 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. 7
§ 1.1 Базисные характеристики и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих 7
§ 1.2 Законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей. 11
§ 1.3 Виды пенсий 17
§ 2. Характеристика видов пений военнослужащих и членов их семей. 21
§ 2.1. Механизм исчисления и перерасчета пенсий за выслугу лет, назначаемой военнослужащим 21
§ 2.2 Пенсия за выслугу лет 25
§ 2.3 Пенсия по инвалидности 35
§ 2.4 Пенсия по случаю потери кормильца 49
Заключение 61
Список литературы 67
В результате исследования вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей были сделаны следующие выводы.
1. Важнейшей составной частью общей системы социального обеспечения граждан является пенсионное обеспечение военнослужащих, и членов их семей.
Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие являются своего рода персоналом, обеспечивающим исполнение функций указанных органов и организаций.
2. Государственное пенсионное обеспечение военнослужащих - часть системы государственного пенсионного обеспечения, представляющая собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим (нетрудоспособным членам семьи военнослужащего в случае его смерти), и финансируемых за счет средств федерального бюджета в целях предотвращения и (или) преодоления последствий риска возможной материальной необеспеченности военнослужащего (нетрудоспособных членов семьи в случае его смерти, если он был их кормильцем) в случае повреждения его здоровья (смерти) или прекращения с ним военно служебных отношений.
3. Отличительные особенности пенсионного обеспечения военнослужащих, и членов их семей:
во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и тому подобное, то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан.
4. Законодательство пенсионного обеспечения военнослужащих представляет собой сложную многоуровневую систему. Систему законодательства пенсионного обеспечения военнослужащих можно представить следующим образом:
Конституция Российской Федерации;
международные соглашения и договоры, не противоречащие публичному порядку, установленному в Конституции Российской Федерации (можно отметить, что такой позиции придерживаются и некоторые европейские страны, например Германия);
федеральные конституционные законы Российской Федерации;
федеральные законы (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»);
постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации;
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
5. Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются:
а) за выслугу лет - увольнение гражданина с военной службы в запас или в отставку, наличие определенной выслуги либо выслуги с учетом трудового стажа;
б) по инвалидности - инвалидность гражданина, уволенного с военной службы в запас или в отставку;
в) по случаю потери кормильца - смерть (умер, погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) гражданина (кормильца) в период прохождения военной службы либо после того, как гражданин, уволенный с военной службы, уже получал пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
6. Можно выделить следующие проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семьи:
1) отсутствие единой нормативной базы, регулирующей пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;
2) споры при исчислении пенсий военнослужащим вызывают вопросы применения районных коэффициентов к ним. Пенсионерам из числа военнослужащих, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях, назначаемые пенсии и все надбавки к ним, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в этой местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей;
3) исходя из принципа единства формирования и функционирования системы федеральной государственной службы, должны иметься общие принципы пенсионного обеспечения с иными категориями работников госслужбы. Однако фактически этого не происходит. Более того, в настоящее время наблюдается дивергенция в оплате труда госслужащих, относящихся к разным видам госслужбы. За 20 лет выслуги гражданские служащие получают 60% среднемесячного заработка, а военные пенсионеры - только 50%;
4) компенсации не выплачиваются лицам, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Если исходить из того, что указанные компенсации направлены на возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, то:
во-первых, они должны выплачиваться всем категориям военных инвалидов (а не только инвалидам вследствие военной травмы);
во-вторых, механизмы расчета таких выплат должны быть идентичными для всех категорий военнослужащих.
7. Для разрешения существующих проблем можно предложить следующие пути решения:
1) пенсии, назначаемые военнослужащим, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением;
2) необходимо установить одинаковы коэффициент в отношении государственных служащих и военных;
3) компенсационная часть публично-правового механизма возмещения вреда военнослужащим в связи с утратой их здоровья, поэтому они должны быть включены в структуру военной пенсии по инвалидности;
4) кроме того, компенсационные механизмы выплат инвалидам в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, должны быть идентичными, что является верным по нашему мнению.
Аналогично ситуации военных пенсий по инвалидности представляется целесообразным не разделять пенсии по случаю потери кормильца и компенсационные выплаты по возмещению вреда, предоставляемые нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего (рассмотрим в следующем параграфе работы), а рассматривать и данный вид пенсии, и компенсационные выплаты как единое целое, включив указанные выплаты в состав этой пенсии;
5) проведенное краткое исследование выборочных норм действующего законодательства по правовому регулированию социально-пенсионного обеспечения семей погибших (умерших) военнослужащих показало, что социальная защита такой категории лиц, потерявших кормильца, нуждается в совершенствовании, а именно требуется установление единой системы социальной защиты для такой особой категории граждан, потерявших кормильца, как семья погибшего военнослужащего, не различая при этом, по призыву или по контракту он проходил военную службу;
6) создание единой нормативной базы, регулирующей пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих, чья служебная деятельность сопряжена с повышенным риском для их жизни и здоровья, требует напряжения моральных и физических сил, что приводит к достаточно раннему возрасту их выхода на пенсию (в настоящее время - это в среднем 42-44 года).
Повышенное пенсионное обеспечение военнослужащих всегда входило в число условий привлекательности военной службы. Так было и в царской России, и в Советский период нашего государства. Однако в постперестроечное время, хотя и было заявлено о повышенном пенсионном обеспечении военнослужащих, на практике это не всегда соблюдалось.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
2. «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей» (Заключено в г. Москве 28.01.2014) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики» (Заключено в г. Москве 30.04.1994) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
6. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // «Парламентская газета», № 142-143, 30.07.2002.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // «Российская газета», № 247, 20.12.2001.
8. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.02.2014) // «Российская газета», № 104, 02.06.1998.
9. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) (ред. от 25.11.2013) // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.
10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) (ред. от 02.07.2013) // «Российская газета», № 234, 02.12.1995.
11. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 25.11.2013, с изм. от 06.02.2014) // «Парламентская газета», № 3, 06.01.2000.
12. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.12.2013) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328.
13. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 04.10.1993, № 40, ст. 3753.
14. Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, № 50 (ч. 5), ст. 7017.
15. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 20.02.2014) // «Собрание законодательства РФ», 20.09.1999, № 38, ст. 4534.
16. Приказ Министерства обороны от 31.07.1996 № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 19, 17.08.1998.
17. Приказ Министерства обороны РФ № 2700 от 30.12.2011 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» // «Российская газета», № 119, 28.05.2012.
18. Приказ Минздрава РФ № 1012н от 23.12.2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // «Российская газета», № 63, 26.03.2010.
19. Приказ Министерства обороны РФ от 26.06.1996 № 250 «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан из подразделений» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
20. Приказ Министра обороны РФ № 200 от 20.08.2003 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных силах Российской Федерации» // «Российская газета», № 197, 02.10.2003.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
2. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5.05.2009 г. по делу № 33-513 // Справочная правовая система Консультант Плюс.
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 25-В10-9 // Справочная правовая система Консультант Плюс.
МОНОГРАФИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СТАТЬИ
1. Антипьева Н.В. Преемственность в развитии законодательства о социальной защите членов семей сотрудников полиции // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 8.
2. Азамов О.В. Тенденции и перспективы развития законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Право в Вооруженных Силах – консультант. За права военнослужащих, 2007.
3. Аранжереев М. М., Хмелевская С. А. Пенсионное обеспечение военнослужащих как отражение проблем современной российской системы государственного пенсионного обеспечения //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2012. №4. С. 48 - 52.
4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. М. Лира, 2011.
5. Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 2012. № 1. С. 8-10.
6. Гацко, М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. 2005. № 2 (31). С. 39 - 44
7. Гришковец A. A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. М., Дело и сервис. 2010.
8. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с пенсионным обеспечением членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, потерявших кормильца (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных силах, 2011, № 12. С. 10 – 15.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения Учебник. М.: Издательство БЕК, 2010.
10. Коряков В.М. Комментарий к Закону РФ “от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих, 2006.
11. Кудашкин, А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2010.
12. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М.: Изд-во «МИК», 2007.
13. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Социальные проблемы Российской армии // Журнал «Военное обозрение». №11. 2007. С. 91 - 95.
15. Тютюнов Н.В. Виды пенсий для военнослужащих //Материалы международного «круглого стола»: Технические, информационные, гуманитарные науки о человеке в процессах интернационализации ( сентября 2010 г.). М.: АКПиПРО, 2012. 0,8 п.л.
16. Тютюнов Н.В. Государственное пенсионное обеспечение: теоретические подходы к исследованию, сущность //III Международная заочная научно практическая конференция «Глобальные и локальные проблемы экономики: новые вызовы и решения»: сборник материалов конференции (16 апреля г.). Краснодар, 2012. 0,3 п.л.
17. Тютюнов Н.В. Механизм исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим //Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука» (Тамбов, 25 июня 2012 г.). Тамбов, 2012. 0,3 п.л.
18. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих // Бизнес в законе. 2012. №3. 0,9 п.л.
19. Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего. М.: Военный университет, 2012.
20. Гришковец A. A. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. М., Дело и сервис. 2010.
21. Федотов А. И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Издательская группа URSS, 2006.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую