Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Современная система дошкольного образования и воспитания ставит перед собой целых ряд задач и приоритетов, ориентированных не только на развитие детей в рамках детского сада, но также и обеспечение для детей дошкольного возраста образовательной и воспитательной среды и вне дошкольных учреждений. Одним из социальных институтов, оказывающих наиболее активное влияние на дошкольников является семья. Воспитательная роль семьи остается ведущей в связи с чем в системе социальной работы сопровождение семь и с детьми дошкольного возраста является одним из приоритетных и значимых.
В рамках современной науки воспитание наблюдается заметный интерес к проблемам семьи и семейного воспитания, формирование личности ребёнка в семье. Семья рассматривается как важне йший институт социализации ребёнка, подрастающего поколения, которая представляет собой персональную среду жизни и развития детей. Многочисленными исследованиями установлена зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье, личностными характер истиками родителей и особенностями психического развития ребенка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка.
Однако, на современном этапе одной из значимых проблем семьи явл яется ее достаточно частый распад, невыполнение ей воспитательных функций в полном объеме. Подобные проблемы являются одними из актуальных для семей с детьми дошкольного возраста, к которым также присовокупляются проблемы финансового и психологического хар актера. Совокупность проблем семьи обусловливает снижение ее воспитательной роли в жизни дошкольников, препятствует формированию и развитию социальных навыков ребенка. В современной семье очень часто возникают многочисленные трудности как психологического , так и материального характера, которые в значительной мере мешают выполнять все необходимые функции в полном объеме. В результате семья может стать потенциально проблемной, кризисной, неблагополучной и нуждается в социально – педагогической, психологичес кой и материальной поддержке.
На современном этапе актуальным является вопрос о том, каким образом возможно оказывать поддержку семьям с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада. Изучение данного направления теории и практики социальной работы является приоритетным и актуальным для изучения в связи с необходимость роста чиста неблагополучных семей и формирования практики их поддержки на уровне дошкольных учреждений.
Так же необходимо отметить проявление повышенного интереса к исследованиям пр облем семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста и социальной помощи по отношению к ним. В то же время в отечественной науке испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. В связи с этим выявление особенностей проблем семьи как с оциального института формирования личности ребёнка дошкольного возраста представляет собой особый интерес для теории и практики. Эффективность семейного воспитания, влияние семьи на развитие ребёнка дошкольного возраста в условиях современных семейных отно шениях во многом определяется целью, стилем семейного воспитания, реализация нравственно-психологической функцией семьи.
Социальное сопровождение семьи на уровне детского сада происходит на основе существующих правовых основ, норм законодательства, теории и практики социальной поддержки семьи и детей в дошкольных образовательных учреждениях. Изучение принципов и направлений социального сопровождения семьи, реализации существующих рекомендаций на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста.
Тематика социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста изучена в работах исследователей фрагментарно, в русле отдельных составляющих.
В част ности, изучением проблем социальной защиты семьи занимался целый ряд ученых. В частности, данному вопросу уделяли внимание Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова, А.Г. Волков, Т.А.Гурко, Е.И. Зритнева, Л.В. Карцева, Н.П.Клушина, Т.В.Свадьбина.
Оптимизация жизнед еятельности семьи на основе активизации ее собственного потенциала рассматривалась в работах Г.М.Волкова, О.В.Гринина, И.С.Черепанова.
В настоящее время семья становится приоритетной сферой социальной работы, средством стабилизации общества и его дальнейше го развития. Социальными проблемам семьи посвящены исследования В. Вершининой, А.Г. Курзеневой, И.О. Шевченко, П.В. Шевченко, З.А. Янковой и др.
В последние годы появились психологические исследования семей, которыми занимались Т.Н. Андреева, Н.В. Гаврин, П.А. Думитрашку, Ж.С. Джандосова, B.C. Торохтий и др.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы в семьях в трудах отечественных ученых Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В.Шеляг, Е.И. Холостовой и др.
Теоретические положения, в рамках данного вопроса также выдвигались в работах российских учёных Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, а также современных исследователей Э. Арутюнянц, Н.Ю. Синягиной, Е.О. Смирновой, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллера, Е.И. Захаровой, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, В.В. Юстицкого исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, Р.У. Ричардсон, Б.Е. Робинсон, В.Сатир, П.Скин, К. Флек-Хобсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.
Проблема: основополагающей проблемой возможно определить расхождение в потребности практических рекоменд аций организации социальной работы с семьей дошкольника и существующих теоретических основах, представляющих разрозненные аспекты данного направления исследования.
Объект исследования: социальное сопровождение семьи с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: практика социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и обосновать модель социального сопровождения семьи с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада № 1750 города Москвы.
Гипотеза ис следования заключается в предположении о том, что:
- социальное сопровождение семей с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью социальной работы с семьей дошкольника;
- эффективность социальног о сопровождения обусловлены успешностью взаимодействия социального педагога детского сада с другими организациями социальной инфраструктуры, расположенной в районе.
Задачи исследования:
1. определить социальные проблемы современной семьи с детьми дошкольн ого возраста;
2. выявить особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
3. изучить отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
4. охарактеризовать особе нности социальной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении ГОУ детский сад № 1750;
5. разработать программу опытно – экспериментальной работы по социальному сопровождению семей с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреж дения;
6. обосновать критерии оценки эффективности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждении.
Методы исследования: научного исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа , тестирование.
Практическая значимость: модель по сопровождению семей в дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 1750 города Москвы возможно в дальнейшем использовать как эффективную форму социальной работы с семьей имеющей детей дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада № 1750 города Москвы (Варшавское шоссе д. 114а).
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста
1.1. Социальные проблемы современной семьи с детьми дошкольного возраста
1.2. Особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
1.3.Отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
1.4. Особенности социальной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении ГОУ детский сад № 1750
Вывод по главе 1
Глава 2. Обоснование модели социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения (на примере ГОУ детский сад № 1750 г. Москвы)
2.1. Разработка и обоснование модели по сопровождению семей в дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 1750 города Москвы
2.2. Программа опытно – экспериментальной работы по социальному сопровождению семей с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения
2.3. Критерии оценки эффективности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждении
Вывод по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Таким об разом, в результате проведенного исследования было выявлено, что проблемы современной семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, весьма многочисленны и многообразны, что определяет разносторонние подходы к социальной работе с ними.
Социальное сопрово ждение определяется, как деятельность специалистов, ориентированная на оказание социальной и психологической помощи. В отношении семьи подобная деятельность носит как профилактический, так и коррекционный характер, предотвращая и устраняя социальные пробле мы, препятствующие реализации выполнения семьей ее основополагающих функций, в том числе и воспитания.
На современном этапе социальное сопровождение семей детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня наличия или отсутствия проблем в семье, ее соц иального благополучия согласно оценке специалистов. В случае благоприятного климата в семье у ребенка успешно формируется и психика, физические и эмоциональные навыки. Конструктивное или деструктивное влияние также определяется и педагогической активностью родителей, то есть тем, насколько часто они уделяют внимание развитию ребенка, какие педагогические приемы и технологии для этого используют. Попустительское педагогическое поведение родителей может стать основной причиной отставания ребенка, возникновени я у него в последующем задержки психического развития и возникновения необходимости активизации деятельности в социальном сопровождении семьи.
Социальное сопровождение семей, имеющих детей дошкольного возраста, базируется на законодательных основах РФ и о риентировано на принципы патронажа. На основе существующих направлений происходит организация работы специалистов, ориентированных на помощь семье и детям. Активное поддержание семьи, помощь в решении экономических и социально – психологических проблем явл яется одной из важных ступеней социального сопровождения. Работа в данном процессе занимает приоритетные позиции.
В процессе организации работы по формированию оптимальной программы социального сопровождения семьи детей дошкольного возраста был исследован опыт работы Детского сада № 1750 г. Москвы. Детский сад № 1750 в своей ориентированности на сопровождение семьи устанавливает принципы взаимодействия специалистов детского сада непосредственно с семьей в процессе установления доверительного отношения с р одителями, взаимосвязи между родителями детей, посещающими детский сад. При этом, актуальным представляется не только процесс работы педагогов, но и работа родителей друг с другом, выявление проблемы не только на уровне диагностики, но и на уровне взаимоот ношений, что становится определяющим в разработке модели социального сопровождения семьи дошкольника.
Основополагающей в организации работы с семьей на уровне детского сада № 1750 лежит диагностика проблемных составляющих и особенностей развития семьи в ц елом. В результате диагностики выявляются не только проблемы, но также и общий уровень ориентированности семьи на качественное воспитание и социализацию ребенка. Диагностика и оценка ее результатов становится основанием для организации коррекционной работы , профилактики, установления взаимосвязи с семьей на уровне комплекса социальных организаций.
Для детского сада № 1750 приоритетным направлением работы социального педагога определяется устранение выявленных проблем. Это связано с тем, что пока приоритет отдан преимущественно неблагополучным семьям, а профилактике неблагополучия уделяется недостаточное внимание.
Содержание деятельности, ориентированной на реализацию социального сопровождения семьи в соответствие с предложенной в работе моделью предполага ет организацию процесса включения семьи и ребенка в систему социальных отношений, социальную среду, которая ориентирована на представление семье конструктивного опыта с использованием социально – педагогических и психологических методов помощи в соответст вие с возможностями детского сада.
Разработанная модель опытно – экспериментального исследования включает в себя ряд составляющих, подразумевающих реализацию комплекса мероприятий, ориентированных на реабилитационную, коррекционную и профилактическую рабо ту с детьми и родителями на базе ДОУ и вне его.
В целом, в контексте исследовательской деятельности была доказана гипотеза о том, что социально – педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка дошкольного возраста будет успешной при реализации раз работанной модели и программы содействия семье в рамках ДОУ; активизации профилактического направления деятельности специалистов детского сада по группам выявленных в результате диагностики проблем; активизации реабилитационного направления по группам выяв ленных в результате диагностики проблем с задействованием организаций социальной инфраструктуры района в рамках сотрудничества с ДОУ.
Также была доказана общая гипотеза и возможно утверждать, что социальное сопровождение семей с детьми дошкольного возраст а на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью социальной работы с семьей дошкольника.
Список литературы
1.Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Академия, 2005. – 417 с.
2.Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи./Л.И. Антонов – М.: Академия, 2006. – 304 с.
3.Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С.22-25.
4.Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
5.Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
6.Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
7.Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. - 2004. - №1. – с. 28 – 32.
8.Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
9.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
10.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России - 2005, - № 3—4. с.42 – 51.
11.Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
12.Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
13.Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М.: Мысль, 1995. – 312 с.
14.Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: профессионально-личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук: (19.00.05)/ Е.К. Завьялова. - СПб., 1998. - 294 с.
15.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
16.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008г. – 29с.
17.Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. – 34 с.
18.Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
19.Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
20.Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
21.«Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
22.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
23.Основы социальной работы/Ред. А.Т. Шмелева. – М.: Аспект – Пресс, 2001. – 418 с.
24.Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. - http://www.dszn.ru/work/socdeti/doppos/5child2009
25.Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003. - 117 с.
26.Психосоциальная поддержка семьи группы риска как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2005.-213 с.
27.Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
28.Реан А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – М.: АСТ, 2010.-576 с.
29.Рожков В.В. Анализ данных социологического опроса многодетных семей / В.В. Рожков, В.Д. Великанов, Т.М. Васнева, С.А. Соломатина // Социальное обозрение. - 2003. - №1-2. - С.33-38.
30.Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
31.Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
32.Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
33.Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. – М.: Наука, 1994. – 218 с.
34.Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - 2002. - № 4 - С. 65-68.
35.Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
36.Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
37.Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М., 2004.
38.Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 311 с.
39.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.
40.Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие. – М.: Альтея, 2000. – 522 с.
41.Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 237 с.
42.Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика. 2005. - №1. - С.53-56.
43.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
44.Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий - СПб.: Питер, 2009 – 307с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Современная система дошкольного образования и воспитания ставит перед собой целых ряд задач и приоритетов, ориентированных не только на развитие детей в рамках детского сада, но также и обеспечение для детей дошкольного возраста образовательной и воспитательной среды и вне дошкольных учреждений. Одним из социальных институтов, оказывающих наиболее активное влияние на дошкольников является семья. Воспитательная роль семьи остается ведущей в связи с чем в системе социальной работы сопровождение семь и с детьми дошкольного возраста является одним из приоритетных и значимых.
В рамках современной науки воспитание наблюдается заметный интерес к проблемам семьи и семейного воспитания, формирование личности ребёнка в семье. Семья рассматривается как важне йший институт социализации ребёнка, подрастающего поколения, которая представляет собой персональную среду жизни и развития детей. Многочисленными исследованиями установлена зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье, личностными характер истиками родителей и особенностями психического развития ребенка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка.
Однако, на современном этапе одной из значимых проблем семьи явл яется ее достаточно частый распад, невыполнение ей воспитательных функций в полном объеме. Подобные проблемы являются одними из актуальных для семей с детьми дошкольного возраста, к которым также присовокупляются проблемы финансового и психологического хар актера. Совокупность проблем семьи обусловливает снижение ее воспитательной роли в жизни дошкольников, препятствует формированию и развитию социальных навыков ребенка. В современной семье очень часто возникают многочисленные трудности как психологического , так и материального характера, которые в значительной мере мешают выполнять все необходимые функции в полном объеме. В результате семья может стать потенциально проблемной, кризисной, неблагополучной и нуждается в социально – педагогической, психологичес кой и материальной поддержке.
На современном этапе актуальным является вопрос о том, каким образом возможно оказывать поддержку семьям с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада. Изучение данного направления теории и практики социальной работы является приоритетным и актуальным для изучения в связи с необходимость роста чиста неблагополучных семей и формирования практики их поддержки на уровне дошкольных учреждений.
Так же необходимо отметить проявление повышенного интереса к исследованиям пр облем семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста и социальной помощи по отношению к ним. В то же время в отечественной науке испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. В связи с этим выявление особенностей проблем семьи как с оциального института формирования личности ребёнка дошкольного возраста представляет собой особый интерес для теории и практики. Эффективность семейного воспитания, влияние семьи на развитие ребёнка дошкольного возраста в условиях современных семейных отно шениях во многом определяется целью, стилем семейного воспитания, реализация нравственно-психологической функцией семьи.
Социальное сопровождение семьи на уровне детского сада происходит на основе существующих правовых основ, норм законодательства, теории и практики социальной поддержки семьи и детей в дошкольных образовательных учреждениях. Изучение принципов и направлений социального сопровождения семьи, реализации существующих рекомендаций на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста.
Тематика социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста изучена в работах исследователей фрагментарно, в русле отдельных составляющих.
В част ности, изучением проблем социальной защиты семьи занимался целый ряд ученых. В частности, данному вопросу уделяли внимание Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова, А.Г. Волков, Т.А.Гурко, Е.И. Зритнева, Л.В. Карцева, Н.П.Клушина, Т.В.Свадьбина.
Оптимизация жизнед еятельности семьи на основе активизации ее собственного потенциала рассматривалась в работах Г.М.Волкова, О.В.Гринина, И.С.Черепанова.
В настоящее время семья становится приоритетной сферой социальной работы, средством стабилизации общества и его дальнейше го развития. Социальными проблемам семьи посвящены исследования В. Вершининой, А.Г. Курзеневой, И.О. Шевченко, П.В. Шевченко, З.А. Янковой и др.
В последние годы появились психологические исследования семей, которыми занимались Т.Н. Андреева, Н.В. Гаврин, П.А. Думитрашку, Ж.С. Джандосова, B.C. Торохтий и др.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы в семьях в трудах отечественных ученых Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В.Шеляг, Е.И. Холостовой и др.
Теоретические положения, в рамках данного вопроса также выдвигались в работах российских учёных Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, а также современных исследователей Э. Арутюнянц, Н.Ю. Синягиной, Е.О. Смирновой, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллера, Е.И. Захаровой, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, В.В. Юстицкого исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, Р.У. Ричардсон, Б.Е. Робинсон, В.Сатир, П.Скин, К. Флек-Хобсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.
Проблема: основополагающей проблемой возможно определить расхождение в потребности практических рекоменд аций организации социальной работы с семьей дошкольника и существующих теоретических основах, представляющих разрозненные аспекты данного направления исследования.
Объект исследования: социальное сопровождение семьи с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: практика социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и обосновать модель социального сопровождения семьи с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада № 1750 города Москвы.
Гипотеза ис следования заключается в предположении о том, что:
- социальное сопровождение семей с детьми дошкольного возраста на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью социальной работы с семьей дошкольника;
- эффективность социальног о сопровождения обусловлены успешностью взаимодействия социального педагога детского сада с другими организациями социальной инфраструктуры, расположенной в районе.
Задачи исследования:
1. определить социальные проблемы современной семьи с детьми дошкольн ого возраста;
2. выявить особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
3. изучить отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
4. охарактеризовать особе нности социальной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении ГОУ детский сад № 1750;
5. разработать программу опытно – экспериментальной работы по социальному сопровождению семей с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреж дения;
6. обосновать критерии оценки эффективности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждении.
Методы исследования: научного исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа , тестирование.
Практическая значимость: модель по сопровождению семей в дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 1750 города Москвы возможно в дальнейшем использовать как эффективную форму социальной работы с семьей имеющей детей дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада № 1750 города Москвы (Варшавское шоссе д. 114а).
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социального сопровождения семей с детьми дошкольного возраста
1.1. Социальные проблемы современной семьи с детьми дошкольного возраста
1.2. Особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
1.3.Отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
1.4. Особенности социальной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении ГОУ детский сад № 1750
Вывод по главе 1
Глава 2. Обоснование модели социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения (на примере ГОУ детский сад № 1750 г. Москвы)
2.1. Разработка и обоснование модели по сопровождению семей в дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 1750 города Москвы
2.2. Программа опытно – экспериментальной работы по социальному сопровождению семей с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения
2.3. Критерии оценки эффективности социального сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждении
Вывод по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Таким об разом, в результате проведенного исследования было выявлено, что проблемы современной семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, весьма многочисленны и многообразны, что определяет разносторонние подходы к социальной работе с ними.
Социальное сопрово ждение определяется, как деятельность специалистов, ориентированная на оказание социальной и психологической помощи. В отношении семьи подобная деятельность носит как профилактический, так и коррекционный характер, предотвращая и устраняя социальные пробле мы, препятствующие реализации выполнения семьей ее основополагающих функций, в том числе и воспитания.
На современном этапе социальное сопровождение семей детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня наличия или отсутствия проблем в семье, ее соц иального благополучия согласно оценке специалистов. В случае благоприятного климата в семье у ребенка успешно формируется и психика, физические и эмоциональные навыки. Конструктивное или деструктивное влияние также определяется и педагогической активностью родителей, то есть тем, насколько часто они уделяют внимание развитию ребенка, какие педагогические приемы и технологии для этого используют. Попустительское педагогическое поведение родителей может стать основной причиной отставания ребенка, возникновени я у него в последующем задержки психического развития и возникновения необходимости активизации деятельности в социальном сопровождении семьи.
Социальное сопровождение семей, имеющих детей дошкольного возраста, базируется на законодательных основах РФ и о риентировано на принципы патронажа. На основе существующих направлений происходит организация работы специалистов, ориентированных на помощь семье и детям. Активное поддержание семьи, помощь в решении экономических и социально – психологических проблем явл яется одной из важных ступеней социального сопровождения. Работа в данном процессе занимает приоритетные позиции.
В процессе организации работы по формированию оптимальной программы социального сопровождения семьи детей дошкольного возраста был исследован опыт работы Детского сада № 1750 г. Москвы. Детский сад № 1750 в своей ориентированности на сопровождение семьи устанавливает принципы взаимодействия специалистов детского сада непосредственно с семьей в процессе установления доверительного отношения с р одителями, взаимосвязи между родителями детей, посещающими детский сад. При этом, актуальным представляется не только процесс работы педагогов, но и работа родителей друг с другом, выявление проблемы не только на уровне диагностики, но и на уровне взаимоот ношений, что становится определяющим в разработке модели социального сопровождения семьи дошкольника.
Основополагающей в организации работы с семьей на уровне детского сада № 1750 лежит диагностика проблемных составляющих и особенностей развития семьи в ц елом. В результате диагностики выявляются не только проблемы, но также и общий уровень ориентированности семьи на качественное воспитание и социализацию ребенка. Диагностика и оценка ее результатов становится основанием для организации коррекционной работы , профилактики, установления взаимосвязи с семьей на уровне комплекса социальных организаций.
Для детского сада № 1750 приоритетным направлением работы социального педагога определяется устранение выявленных проблем. Это связано с тем, что пока приоритет отдан преимущественно неблагополучным семьям, а профилактике неблагополучия уделяется недостаточное внимание.
Содержание деятельности, ориентированной на реализацию социального сопровождения семьи в соответствие с предложенной в работе моделью предполага ет организацию процесса включения семьи и ребенка в систему социальных отношений, социальную среду, которая ориентирована на представление семье конструктивного опыта с использованием социально – педагогических и психологических методов помощи в соответст вие с возможностями детского сада.
Разработанная модель опытно – экспериментального исследования включает в себя ряд составляющих, подразумевающих реализацию комплекса мероприятий, ориентированных на реабилитационную, коррекционную и профилактическую рабо ту с детьми и родителями на базе ДОУ и вне его.
В целом, в контексте исследовательской деятельности была доказана гипотеза о том, что социально – педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка дошкольного возраста будет успешной при реализации раз работанной модели и программы содействия семье в рамках ДОУ; активизации профилактического направления деятельности специалистов детского сада по группам выявленных в результате диагностики проблем; активизации реабилитационного направления по группам выяв ленных в результате диагностики проблем с задействованием организаций социальной инфраструктуры района в рамках сотрудничества с ДОУ.
Также была доказана общая гипотеза и возможно утверждать, что социальное сопровождение семей с детьми дошкольного возраст а на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью социальной работы с семьей дошкольника.
Список литературы
1.Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Академия, 2005. – 417 с.
2.Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи./Л.И. Антонов – М.: Академия, 2006. – 304 с.
3.Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С.22-25.
4.Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
5.Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
6.Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
7.Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. - 2004. - №1. – с. 28 – 32.
8.Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
9.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
10.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России - 2005, - № 3—4. с.42 – 51.
11.Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
12.Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
13.Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М.: Мысль, 1995. – 312 с.
14.Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: профессионально-личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук: (19.00.05)/ Е.К. Завьялова. - СПб., 1998. - 294 с.
15.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
16.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008г. – 29с.
17.Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. – 34 с.
18.Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
19.Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
20.Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
21.«Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
22.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
23.Основы социальной работы/Ред. А.Т. Шмелева. – М.: Аспект – Пресс, 2001. – 418 с.
24.Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. - http://www.dszn.ru/work/socdeti/doppos/5child2009
25.Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003. - 117 с.
26.Психосоциальная поддержка семьи группы риска как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2005.-213 с.
27.Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
28.Реан А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – М.: АСТ, 2010.-576 с.
29.Рожков В.В. Анализ данных социологического опроса многодетных семей / В.В. Рожков, В.Д. Великанов, Т.М. Васнева, С.А. Соломатина // Социальное обозрение. - 2003. - №1-2. - С.33-38.
30.Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
31.Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
32.Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
33.Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. – М.: Наука, 1994. – 218 с.
34.Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - 2002. - № 4 - С. 65-68.
35.Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
36.Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
37.Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М., 2004.
38.Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 311 с.
39.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.
40.Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие. – М.: Альтея, 2000. – 522 с.
41.Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 237 с.
42.Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика. 2005. - №1. - С.53-56.
43.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
44.Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий - СПб.: Питер, 2009 – 307с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую