Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.
Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Без преувеличения, эти проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе. Произнося, слово "беспризорник" какой образ возникает у нас пред глазами? Для большинства людей беспризорник – это ребенок, не умытый, очень плохо одетый, который спит где-нибудь на лавочке, в вагоне метро. Этот образ, к сожалению, становится все более часто и часто встречаемым в нашей повседневной жизни.
Какие чувства мы испытываем, когда видим таких детей? Давайте зададим себе этот вопрос. Оказывается, что чувства, которые мы испытываем, очень разные. Это и чувство жалости, и чувство обиды, что в нашей стране этот феномен приобретает все более массовый характер. Это и грусть от того, что детство данного конкретного ребенка протекает в таких условиях. Но возникают и другие чувства. Мы видим, что люди очень часто равнодушно и спокойно проходят мимо этих детей. Мы видим, что люди отсаживаются от этого ребенка, потому что от него, как и от взрослого бомжа, плохо пахнет. Мы видим, что возникает серьезная социально-психологическая проблема – проблема терпимости, толерантности общества к присутствию рядом в повседневной жизни этих детей.
И эта проблема толерантности, проблема отсутствия личной ответственности каждого, конечно, является самой главной социально-психологической проблемой, когда мы обращаемся к этому контингенту.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.
Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей довольно сложно. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей [21. С31]. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел.
Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации в два раза. Так по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями [21. С31].
Разница в оценках объясняется тем, что официальные органы учитывают только детей, ставших объектом внимания полиции, совершивших различные правонарушения, объявленных в розыск. Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок».
По Федеральному Закону от 24.06.1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания, безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [50].
В силу разных причин они уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, становятся объектами внимания криминальных структур, занимаются попро¬шайничеством, воровством, наркоманией и проституцией. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
Объектом исследования данной работы является социально-педагогическая работа с беспризорными несовершеннолетними.
Предметом исследования: организация социальной работы и ее эффективность с беспризорными несовершеннолетними.
Цель работы – охарактеризовать и раскрыть работу с беспризорными детьми в учреждениях социальной защиты на примере реабилитационного центра города Набережные Челны и определить условия эффективности социально-педагогической работы с воспитанниками центра.
Исходя из указанной цели, были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
2. Раскрыть сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
3. Выявить причины возникновения беспризорности несовершеннолетних и особенности социальной работы с ними;
4. Изучить организацию социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
5. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с беспризорными несовершеннолетними.
6. Выявить и определить условия эффективности социальной работы с беспризорными детьми.
Методы исследования: теоретический анализ научных, нормативных и статистических материалов, анализ и обобщения педагогического опыта, психолого-педагогическая диагностика направленности личности подростка; эмпирические методы: целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, метод моделирования, методы экспериментных оценок и самооценки; констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в городе Набережные Челны «Асылташ».
Практическая значимость: определяется тем, что реализация разработанных и апробированных целей социально-педагогической профилактики беспризорности позволяет успешнее решать вопросы педагогической профилактики девиантного поведения детей, а также проектировать коррекционно-воспитательную работу с беспризорными детьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….……………………………………………………..…..…………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1.1. Сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних…………………………………………….....…….7
1.2. Причины возникновения безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних…………….…………………………………...….13
1.3. Основные задачи социальной работы с безнадзорными
и беспризорными несовершеннолетними………………………….….18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСПРИЗОРНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Виды социального обслуживания беспризорных несовершеннолетних в городе Набережные Челны РТ ….…………………………………...……23
2.2. Социальная работа с беспризорными несовершеннолетними на примере ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»…………………………….30
3. Условия эффективности социально-педагогической работы с беспризорными детьми в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»
3.1. Интеграция нравственного и правового воспитания беспризорных детей в процессе реализации социально-педагогической программы в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ» …………………………………………….....39
3.2. Исследование социально-педагогической работы в условиях в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»…………………………....…………………..49
Заключение………………………………………….…….….……………..….71
Список литературы…..…………………………….…...…………………….74
Приложение………………………….……..…………………….……………..79
Цель работы – охарактеризовать и раскрыть работу с беспризорными детьми в учреждениях социальной защиты на примере реабилитационного центра города Набережные Челны и определить условия эффективности социально-педагогической работы с воспитанниками центра.
Исходя из указанной цели, были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
2. Раскрыть сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
3. Выявить причины возникновения беспризорности несовершеннолетних и особенности социальной работы с ними;
4. Изучить организацию социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
5. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с беспризорными несовершеннолетними.
6. Выявить и определить условия эффективности социальной работы с беспризорными детьми.
Методы исследования: теоретический анализ научных, нормативных и статистических материалов, анализ и обобщения педагогического опыта, психолого-педагогическая диагностика направленности личности подростка; эмпирические методы: целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, метод моделирования, методы экспериментных оценок и самооценки; констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в городе Набережные Челны «Асылташ».
Практическая значимость: определяется тем, что реализация разработанных и апробированных целей социально-педагогической профилактики беспризорности позволяет успешнее решать вопросы педагогической профилактики девиантного поведения детей, а также проектировать коррекционно-воспитательную работу с беспризорными детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Семья и социальные риски // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – №2 – С. 21-29.
2. Альперевич В.Д. Справочник социального работника // под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С 336.
3. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 2- С.58 – 61.
4. Буянова, М.О. Право социального обеспечения России: Учебник // М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др., под ред. К.Н. Гусова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. – 488 с.
5. Волчок Н. Сиротский синдром // Социальная защита. – 2012- № 9 - С. 21 – 24.
6. Годовой аналитический отчет социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Асылташ» за 2011-2013 годы.
7. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы // Григорьев С.И. Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. — М.: Наука, 2005. – С. 462.
8. Гурова Е.В. Спасая семьи - спасаем детей // Социальная работа. – 2007. – №3. – С. 57-58.
9. Дети с отклонениями //по общ. Ред. В.С. Мухиной.-М., 2010
10. Жуков В.И. Теория и методика социальной работы // Краткий курс. — М.: Союз, 2006. – С. 406.
11. Загвязинский В.И. Общие основы методики социальной работы: Пособие в помощь социальным педагогам и соци¬альным работникам // Загвязинский В.И., Григорьев С.И., Филонов Г.Н., Зайцев М.П. — Наб. Челны: Изд-во ИНПО, 2006. – С. 356.
12. Зайнышев, И.Г. Конспективный курс технологии социальной работы // — Калуга: Калужский госпедунверситет, 2006. – С. 397.
13. Закон Республики Татарстан от 12.01.2007 № 6-ЗРТ «Об утверждении комплексной программы по профилактике правонарушений в Республики Татарстан на 2007 -2010 годы » // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
14. Закон Республики Татарстан от 13.10.2008 г. №105-ЗРТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
15. Закон Республики Татарстан от 21.01.2009 № 7 – ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
16. Закон Республики Татарстан от 29.10.2009 г. №50-ЗРТ «О профилактике наркомании и токсикомании» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
17. Конституция Республики Татарстан // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
18. Конституция Российской Федерации // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
19. Краткий словарь по социологии. – М.: ИНФРА – М, 2005. –С. 316.
20. Курбанова С.В. Теоретико-методологические основы социальной дезадаптации детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы.– 2011. – № 4 – С. 23 – 35.
21. Лепина Н. Профилактика безнадзорности//Научно-популярный журнал Социальная работа. – 2012.- № 4 – С. 31 – 36.
22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – С. 476.
23. Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе // Панов А.М., Холостова Е.И. — М.: Юристъ, 2006. – С. 321.
24. Педагогический энциклопедический словарь//Б.М. Бим-Бат, М.Н. Безруких, В.А. Болотов, Н.С. Глебова. – Большая Российская энциклопедия. – М., 2014. – С. 528.
25. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.03.2002 № 25 (ред. от 23.01.2004 г.) «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
26. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
27. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.2008 «Об утверждении Типового положения о совете предприятия по профилактике правонарушений» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
28. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.2008 № 558 «Об открытии отделений социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения в отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
29. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2010 г. №294 «О формировании единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
30. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.07.2012 г. №644 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги по предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
31. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 07.08.2008г. N 341 "Об осуществлении мероприятий, связанных с открытием отделений социальной помощи семье и детям в структуре Центров социального обслуживания населения в отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан// Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
32. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 20.06.2011 г. №314 «О реализации долгосрочной целевой программы профилактики наркотизации населения Республики Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
33. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 18.11.2013 г. №653 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
34. Психология социальной работы с семьей. – М.: Изд. ЧСП РАО. 2006. – С. 346.
35. Пузиков А.Е. Особенности индивидуально-ориентированного подхода социального педагога в работе с детьми «группы риска» // Отечественный журнал социальной работы. – 2008.- № 2 – С.68 – 72.
36. Римзей Р.Р. Социальная работа: наука-профессия. К разви¬тию концепции. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Социальная работа.— Вып.6.— М., 2006. – С. 326.
37. Российская педагогическая энциклопедия // в 2 т. Давыдов В.В. – Изд. М. Большая Российская энциклопедия. – М., 2006. – С. 608.
38. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М. Ин-т соц. работы, 1997. – С. 453.
39. Семейный кодекс Российской Федерации // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
40. Семкина Е., Хармаст М. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Научно-популярный журнал Социальная работа.– 2007. – №2 – С. 60 – 61.
41. Социальная работа // Учебник. Под ред. Антонова Г.В. – М.: Институт социальной работы, 2005 – С. 263.
42. Социальная энциклопедия // Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – С. 438.
43. Справочное пособие по социальной работе // Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2005. – С. 456.
44. Технология социальной работы. // Под ред. Зайнышева И.Г. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 240.
45. Технология социальной работы // Под ред. Холостовой Е.И. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 400.
46. Устав ГБУ Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних МТЗ и СЗ РТ, утвержден приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты от 18.10.2012 г. №849.
47. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
48. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
49. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
50. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
51. Федеральный Закон № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
52. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
53. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие // 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 668.
54. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 280.
55. Хижаева Т.М. Региональные аспекты социальной реабилитации дезадаптированных детей в современных условиях // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 1– С. 29 – 37.
56. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник // А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – С. 400.
57. Эллерт В. "Каждый ребенок имеет право жить в семье..." // В. Эллерт // Социальная работа. – 2007. – №3. – С. 33-35.
58. Яркина Т.Ф. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. // Яркина Т.Ф., Бочаро¬ва В.Г. М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе¬дагогов и социальных работников РФ, 2006. – С. 299.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.
Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Без преувеличения, эти проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе. Произнося, слово "беспризорник" какой образ возникает у нас пред глазами? Для большинства людей беспризорник – это ребенок, не умытый, очень плохо одетый, который спит где-нибудь на лавочке, в вагоне метро. Этот образ, к сожалению, становится все более часто и часто встречаемым в нашей повседневной жизни.
Какие чувства мы испытываем, когда видим таких детей? Давайте зададим себе этот вопрос. Оказывается, что чувства, которые мы испытываем, очень разные. Это и чувство жалости, и чувство обиды, что в нашей стране этот феномен приобретает все более массовый характер. Это и грусть от того, что детство данного конкретного ребенка протекает в таких условиях. Но возникают и другие чувства. Мы видим, что люди очень часто равнодушно и спокойно проходят мимо этих детей. Мы видим, что люди отсаживаются от этого ребенка, потому что от него, как и от взрослого бомжа, плохо пахнет. Мы видим, что возникает серьезная социально-психологическая проблема – проблема терпимости, толерантности общества к присутствию рядом в повседневной жизни этих детей.
И эта проблема толерантности, проблема отсутствия личной ответственности каждого, конечно, является самой главной социально-психологической проблемой, когда мы обращаемся к этому контингенту.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.
Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей довольно сложно. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей [21. С31]. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел.
Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации в два раза. Так по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями [21. С31].
Разница в оценках объясняется тем, что официальные органы учитывают только детей, ставших объектом внимания полиции, совершивших различные правонарушения, объявленных в розыск. Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок».
По Федеральному Закону от 24.06.1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания, безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [50].
В силу разных причин они уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, становятся объектами внимания криминальных структур, занимаются попро¬шайничеством, воровством, наркоманией и проституцией. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
Объектом исследования данной работы является социально-педагогическая работа с беспризорными несовершеннолетними.
Предметом исследования: организация социальной работы и ее эффективность с беспризорными несовершеннолетними.
Цель работы – охарактеризовать и раскрыть работу с беспризорными детьми в учреждениях социальной защиты на примере реабилитационного центра города Набережные Челны и определить условия эффективности социально-педагогической работы с воспитанниками центра.
Исходя из указанной цели, были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
2. Раскрыть сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
3. Выявить причины возникновения беспризорности несовершеннолетних и особенности социальной работы с ними;
4. Изучить организацию социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
5. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с беспризорными несовершеннолетними.
6. Выявить и определить условия эффективности социальной работы с беспризорными детьми.
Методы исследования: теоретический анализ научных, нормативных и статистических материалов, анализ и обобщения педагогического опыта, психолого-педагогическая диагностика направленности личности подростка; эмпирические методы: целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, метод моделирования, методы экспериментных оценок и самооценки; констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в городе Набережные Челны «Асылташ».
Практическая значимость: определяется тем, что реализация разработанных и апробированных целей социально-педагогической профилактики беспризорности позволяет успешнее решать вопросы педагогической профилактики девиантного поведения детей, а также проектировать коррекционно-воспитательную работу с беспризорными детьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….……………………………………………………..…..…………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1.1. Сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних…………………………………………….....…….7
1.2. Причины возникновения безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних…………….…………………………………...….13
1.3. Основные задачи социальной работы с безнадзорными
и беспризорными несовершеннолетними………………………….….18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСПРИЗОРНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Виды социального обслуживания беспризорных несовершеннолетних в городе Набережные Челны РТ ….…………………………………...……23
2.2. Социальная работа с беспризорными несовершеннолетними на примере ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»…………………………….30
3. Условия эффективности социально-педагогической работы с беспризорными детьми в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»
3.1. Интеграция нравственного и правового воспитания беспризорных детей в процессе реализации социально-педагогической программы в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ» …………………………………………….....39
3.2. Исследование социально-педагогической работы в условиях в ГБУ СРЦН МТЗ и СЗ РТ «Асылташ»…………………………....…………………..49
Заключение………………………………………….…….….……………..….71
Список литературы…..…………………………….…...…………………….74
Приложение………………………….……..…………………….……………..79
Цель работы – охарактеризовать и раскрыть работу с беспризорными детьми в учреждениях социальной защиты на примере реабилитационного центра города Набережные Челны и определить условия эффективности социально-педагогической работы с воспитанниками центра.
Исходя из указанной цели, были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
2. Раскрыть сущностные характеристики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
3. Выявить причины возникновения беспризорности несовершеннолетних и особенности социальной работы с ними;
4. Изучить организацию социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
5. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с беспризорными несовершеннолетними.
6. Выявить и определить условия эффективности социальной работы с беспризорными детьми.
Методы исследования: теоретический анализ научных, нормативных и статистических материалов, анализ и обобщения педагогического опыта, психолого-педагогическая диагностика направленности личности подростка; эмпирические методы: целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, метод моделирования, методы экспериментных оценок и самооценки; констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в городе Набережные Челны «Асылташ».
Практическая значимость: определяется тем, что реализация разработанных и апробированных целей социально-педагогической профилактики беспризорности позволяет успешнее решать вопросы педагогической профилактики девиантного поведения детей, а также проектировать коррекционно-воспитательную работу с беспризорными детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Семья и социальные риски // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – №2 – С. 21-29.
2. Альперевич В.Д. Справочник социального работника // под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С 336.
3. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 2- С.58 – 61.
4. Буянова, М.О. Право социального обеспечения России: Учебник // М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др., под ред. К.Н. Гусова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. – 488 с.
5. Волчок Н. Сиротский синдром // Социальная защита. – 2012- № 9 - С. 21 – 24.
6. Годовой аналитический отчет социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Асылташ» за 2011-2013 годы.
7. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы // Григорьев С.И. Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. — М.: Наука, 2005. – С. 462.
8. Гурова Е.В. Спасая семьи - спасаем детей // Социальная работа. – 2007. – №3. – С. 57-58.
9. Дети с отклонениями //по общ. Ред. В.С. Мухиной.-М., 2010
10. Жуков В.И. Теория и методика социальной работы // Краткий курс. — М.: Союз, 2006. – С. 406.
11. Загвязинский В.И. Общие основы методики социальной работы: Пособие в помощь социальным педагогам и соци¬альным работникам // Загвязинский В.И., Григорьев С.И., Филонов Г.Н., Зайцев М.П. — Наб. Челны: Изд-во ИНПО, 2006. – С. 356.
12. Зайнышев, И.Г. Конспективный курс технологии социальной работы // — Калуга: Калужский госпедунверситет, 2006. – С. 397.
13. Закон Республики Татарстан от 12.01.2007 № 6-ЗРТ «Об утверждении комплексной программы по профилактике правонарушений в Республики Татарстан на 2007 -2010 годы » // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
14. Закон Республики Татарстан от 13.10.2008 г. №105-ЗРТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
15. Закон Республики Татарстан от 21.01.2009 № 7 – ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
16. Закон Республики Татарстан от 29.10.2009 г. №50-ЗРТ «О профилактике наркомании и токсикомании» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
17. Конституция Республики Татарстан // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
18. Конституция Российской Федерации // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
19. Краткий словарь по социологии. – М.: ИНФРА – М, 2005. –С. 316.
20. Курбанова С.В. Теоретико-методологические основы социальной дезадаптации детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы.– 2011. – № 4 – С. 23 – 35.
21. Лепина Н. Профилактика безнадзорности//Научно-популярный журнал Социальная работа. – 2012.- № 4 – С. 31 – 36.
22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – С. 476.
23. Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе // Панов А.М., Холостова Е.И. — М.: Юристъ, 2006. – С. 321.
24. Педагогический энциклопедический словарь//Б.М. Бим-Бат, М.Н. Безруких, В.А. Болотов, Н.С. Глебова. – Большая Российская энциклопедия. – М., 2014. – С. 528.
25. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.03.2002 № 25 (ред. от 23.01.2004 г.) «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
26. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
27. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.2008 «Об утверждении Типового положения о совете предприятия по профилактике правонарушений» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
28. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.2008 № 558 «Об открытии отделений социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения в отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
29. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2010 г. №294 «О формировании единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
30. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.07.2012 г. №644 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги по предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
31. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 07.08.2008г. N 341 "Об осуществлении мероприятий, связанных с открытием отделений социальной помощи семье и детям в структуре Центров социального обслуживания населения в отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан// Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
32. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 20.06.2011 г. №314 «О реализации долгосрочной целевой программы профилактики наркотизации населения Республики Татарстан» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
33. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 18.11.2013 г. №653 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
34. Психология социальной работы с семьей. – М.: Изд. ЧСП РАО. 2006. – С. 346.
35. Пузиков А.Е. Особенности индивидуально-ориентированного подхода социального педагога в работе с детьми «группы риска» // Отечественный журнал социальной работы. – 2008.- № 2 – С.68 – 72.
36. Римзей Р.Р. Социальная работа: наука-профессия. К разви¬тию концепции. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Социальная работа.— Вып.6.— М., 2006. – С. 326.
37. Российская педагогическая энциклопедия // в 2 т. Давыдов В.В. – Изд. М. Большая Российская энциклопедия. – М., 2006. – С. 608.
38. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М. Ин-т соц. работы, 1997. – С. 453.
39. Семейный кодекс Российской Федерации // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
40. Семкина Е., Хармаст М. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Научно-популярный журнал Социальная работа.– 2007. – №2 – С. 60 – 61.
41. Социальная работа // Учебник. Под ред. Антонова Г.В. – М.: Институт социальной работы, 2005 – С. 263.
42. Социальная энциклопедия // Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – С. 438.
43. Справочное пособие по социальной работе // Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2005. – С. 456.
44. Технология социальной работы. // Под ред. Зайнышева И.Г. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 240.
45. Технология социальной работы // Под ред. Холостовой Е.И. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 400.
46. Устав ГБУ Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних МТЗ и СЗ РТ, утвержден приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты от 18.10.2012 г. №849.
47. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
48. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
49. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
50. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
51. Федеральный Закон № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
52. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru
53. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие // 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 668.
54. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 280.
55. Хижаева Т.М. Региональные аспекты социальной реабилитации дезадаптированных детей в современных условиях // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 1– С. 29 – 37.
56. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник // А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – С. 400.
57. Эллерт В. "Каждый ребенок имеет право жить в семье..." // В. Эллерт // Социальная работа. – 2007. – №3. – С. 33-35.
58. Яркина Т.Ф. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. // Яркина Т.Ф., Бочаро¬ва В.Г. М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе¬дагогов и социальных работников РФ, 2006. – С. 299.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1250 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую