Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.
Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.
С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активный образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.
Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.
Степень научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.[2]
Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской[3].
В трудах А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, С.А.Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.А. Липского, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.А.Никитина, Т.М. Трегубовой, В.А. Фокина, И.В. Фокина, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Ф. Яркиной представлены методологические, методические, прикладные аспекты социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом[4]. В них внимание акцентируется на осмыслении ее реалий и перспектив с указанной категорией населения и педагогических проблемах, возникающих при работе с пожилыми людьми.
Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования данного дипломного исследования – современные социальные проблемы граждан пожилого возраста.
Предмет исследования – инновационные технологии реабилитации в социальной работе.
Цель дипломного исследования – исследовать особенности социальной работы с пожилыми людьми в условиях интерната малой вместимости.
Задачи исследования:
1. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми как проблема исследования
2. Опыт социальной службы и пути адаптации пожилых людей в Мытищинском доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Гипотеза. Решение современных социальных проблем граждан пожилого возраста будет осуществляться более эффективно при применении КЦСО инновационных технологий социальной работы.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение [в прошлом и настоящем], особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
Методология исследования. В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный метод; структурно-национальный метод; изучение монографических публикаций, сайтов и статей, аналитический метод.
Научная новизна – эффективные технологии и средства решения социальных проблем пожилых и престарелых граждан. Теоретическая значимость курсового исследования состоит в анализе технологий социальной работы с пожилыми людьми.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.
Структура дипломной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании дипломной работы литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми как проблема исследования 6
1.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблемам работы в интернатах с пожилыми людьми 6
1.2. Модели разрешения социально-педагогических проблем с пожилыми людьми 21
Глава 2. Опыт социальной службы и пути адаптации пожилых людей в Мытищинском доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов 39
2.1. Разработка коррекционно-развивающей программы «Сотрудничество» для групповой работы с пожилыми людьми и инвалидами в условиях интерната 39
2.2. Результаты исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ГЛОССАРИЙ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев в данной дипломной работе социальные проблемы пожилых людей, мы пришли к выводу, что проблема постарения населения постоянно привлекает внимание научной общественности, и это вполне обоснованно. Последние десятилетия характеризуются увеличением доли пожилых людей в общей популяции всего мира. Российская Федерация не является исключением. Немногим более чем за 40 лет наша страна из демографически молодого государства превратилась в старое. Кроме того, в стране неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних.
Рассматривая вопрос о технологии социальной реабилитации лиц пожилого возраста, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально-экономических условий, преобладающих в обществе. Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты. Престарелых надо рассматривать как важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
Разработав инновационную модель организации социального обслуживания пожилых людей, сделали вывод о том, что социально-психологическая поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого человека в его собственном «контроле самоопределения» и должна находить альтернативные способы улучшения жизни пожилых людей. Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание социально-психологических особенностей пожилого и старческого возраста. Работа специалиста по социальной работе требует значительных энергетических затрат, развитого самосознания, владения навыками утилизации транслируемого клиентами негатива плюс специальных личностных качеств.
Большинство специалистов, оказывающих населению психосоциальную помощь, относят к ним эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность [способность говорить правду себе] и честность, конструктивное отношение жизни среди людей, конкретность [буквально воспринимает лишь то, что сказал человек, а не фантазирует о том, что он подразумевает], чувство юмора и трагичности бытия.
Система социального обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи Филиала в целях его эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:
обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);
определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;
установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией.
Для придания данной модели определенности разработана маршрутная технология распределения информационных потоков, регламентирующая порядок выполнения служебных функций и ориентированная во времени и объеме. Созданная модель социального обеспечения приспособлена не к структуре установившихся взаимосвязей и подчинения, а к требованиям комплексного решения проблем, соответствующих генеральной цели учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в ред. от 22.08. 2004 г.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. от 25.11. 2006 г.].
4. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002-2004 годы».
5. Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК «О номенклатуре учреждений [отделений] социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
6. Национальный стандарт Российской Федерации. «Социальное обслуживание населения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.
7. Постановление Правительства Москвы от 24.03.2009 г. № 215 ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
Специальная литература
8. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности //Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во Камского гос. политех. института, 2006. - с. 3–7.
9. Барбру Л. Психосоциальная помощь населению. – М.: Флинта, 2001. – 232 с.
10. Белоконь О.В., Фролова И.А. О положении пожилой семьи в обществе: Российский, Европейский, Индонезийский варианты // Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, — М.: МАКСПресс, 2006. — С. 131-139.
11. Бондарева Т.В. Влияние окружающей среды на здоровье и жизненную активность пожилых людей // Актуальные проблемы социальной педагогики: Сборник научных работ аспирантов, соискателей, докторантов / Составитель и отв. редактор Г.М.Коджаспирова.- Москва: РГСУ, 2006. – с.121-128.
12. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. — М., 2001. - 226 с
13. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М.: Инфра-М, 2008.- 213 с.
14. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2004- 328 с.
15. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007.- 272 с.
16. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. - М.: Юнити-Дана, 2007.- 344 с.
17. Карелова Г.Н. Материалы заседания Центра социальных инноваций: Активное долголетие: инновационные технологии». – М.: ЦСКП, 2008.- 152 с.
18. Котельник Г. Геронтология и гериатрия. – М.: Медицина, 2005.- 317 с.
19. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2006. -288 с.
20. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. - М.: Инфра-М, 2006.- 328 с.
21. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. -М.: МГУКИ, 2005.- 244 с.
22. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы курс лекций.- М.: МГСУ, 2002.- 274 с.
23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза: ИПК и ПРО, 2004.- 314 с.
24. Нефедова Т.В. Некоторые аспекты социальной среды старения в странах Запада // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. - М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 237–239.
25. Осадчий Э.Д. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. -М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 242–244.
26. Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 2005. -89 с.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Триада, 2007.- 432 с.
28. Поднебесная У.Б. Феномен старости в исторической перспективе. // Материалы международной конференции «История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее - IV Московские встречи по истории психологии. –М: МГУ, 2006.-с.44-49.
29. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007.
30. Психология социальной работы /Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
31. Прайда К.Д. Социально-психологические аспекты партнерского взаимодействия в сфере социальной защиты населения // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. – М.: Психолог. Инс9титут РАО.- 2004 - С. 249–251.
32. Разорвать круг молчания / под ред. Н.М. Римашевской. — М.: КНОРУС, 2005. — 268.
33. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов //Социально-педагогическая деятельность: вопросы теории и практики. Научно-педагогические чтения.- М.: МГСУ, 2007.- С. 25-29.
34. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2007.- 248 с.
35. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2008.- 251 с.
36. Социальная геронтология: современные исследования. /под ред. Н.Ф. Шахматова.-М.: Медицина, 2004.- 462 с.
37. Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность// Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р.И. Еруслановой. - Чебоксары: ИНИОН РАН РФ, 2005.
38. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность. Материалы Общероссийского съезда социальных работников. - Саратов, 2003.
39. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
40. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2004. – 417 с.
41. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2006. – 457 с.
42. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 400с.
43. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. —М.: ВЛАДОС, 2007.- 218 с.
44. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Инфра-М, 2007.- 422 с.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006. – 296с.
46. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. –340с.
47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М.: Инфра-М, 2005.- 213 с.
48. Щанина, Е. В. Пути активизации социального поведения пенсионеров // Сборник статей III Всероссийского социологического конгресса. - М., 2006.- С. 110-114.
49. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Дашков и К, 2004.- 266 с.
50. Яцемирская Р.С., Хохлова Л.Н. Социально-демографическая ситуация в современной России // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М.: Социум, 2007.- 247 с.
Периодическая печать
51. Аленикова С. М. Методика оценки степени нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому //Социальное обслуживание. 2004. №1.
52. Бондарева Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми // Высшее образование в России. – 2006. - №11. – с.23-25.
53. Бычкунов А. Е. К вопросу об использовании социальных технологий в преодолении дезорганизации в обществе // Социологические исследования. 2008. № 6. - С. 43-50.
54. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе // Высшее образование сегодня. -2007. - № 7. - С.45- 47.
55. Карюхин Э.В., Панов А.В. Опыт организации правовой поддержки пожилых в условиях общественных организаций // Психология зрелости и старения. — 2003. №3. — С.65-71.
56. Карюхин Э.В. Старение населения: демографические показатели // Клиническая геронтология. 2007. № 1.
57. Краснова О.В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. — 2006. —№3. — С.5-16.
58. Кулешов А. Проблемы аналитических исследований в социальной сфере // Социс. 2008. № 5. - С. 112-115.
59. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социс. -2006. -№ 4. - С. 62- 65.
60. Огилько И. Без барьеров // Российская газета. – 2008.- 25 ноября.
61. Филозоп А.А. Некоторые аспекты психосоциальной помощи пожилым и старым людям // Психология зрелости и старения. — 2008. — №3. — С.34-39.
62. Юрковский Э. Дополнительные средства не понадобились // Социальное обеспечение. 2005. № 10.
63. Юрьев Е. Низкая рождаемость – не признак цивилизованности // Социальная и демографическая политика. - 2006. -№ 9. -С. 4-5.
64. Яновский Г.Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России // Успехи геронтологии. – 2008. Выпуск 17. – С. 59-71.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.
Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.
С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активный образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.
Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.
Степень научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.[2]
Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской[3].
В трудах А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, С.А.Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.А. Липского, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.А.Никитина, Т.М. Трегубовой, В.А. Фокина, И.В. Фокина, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Ф. Яркиной представлены методологические, методические, прикладные аспекты социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом[4]. В них внимание акцентируется на осмыслении ее реалий и перспектив с указанной категорией населения и педагогических проблемах, возникающих при работе с пожилыми людьми.
Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования данного дипломного исследования – современные социальные проблемы граждан пожилого возраста.
Предмет исследования – инновационные технологии реабилитации в социальной работе.
Цель дипломного исследования – исследовать особенности социальной работы с пожилыми людьми в условиях интерната малой вместимости.
Задачи исследования:
1. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми как проблема исследования
2. Опыт социальной службы и пути адаптации пожилых людей в Мытищинском доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Гипотеза. Решение современных социальных проблем граждан пожилого возраста будет осуществляться более эффективно при применении КЦСО инновационных технологий социальной работы.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение [в прошлом и настоящем], особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
Методология исследования. В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный метод; структурно-национальный метод; изучение монографических публикаций, сайтов и статей, аналитический метод.
Научная новизна – эффективные технологии и средства решения социальных проблем пожилых и престарелых граждан. Теоретическая значимость курсового исследования состоит в анализе технологий социальной работы с пожилыми людьми.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.
Структура дипломной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании дипломной работы литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми как проблема исследования 6
1.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблемам работы в интернатах с пожилыми людьми 6
1.2. Модели разрешения социально-педагогических проблем с пожилыми людьми 21
Глава 2. Опыт социальной службы и пути адаптации пожилых людей в Мытищинском доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов 39
2.1. Разработка коррекционно-развивающей программы «Сотрудничество» для групповой работы с пожилыми людьми и инвалидами в условиях интерната 39
2.2. Результаты исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ГЛОССАРИЙ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев в данной дипломной работе социальные проблемы пожилых людей, мы пришли к выводу, что проблема постарения населения постоянно привлекает внимание научной общественности, и это вполне обоснованно. Последние десятилетия характеризуются увеличением доли пожилых людей в общей популяции всего мира. Российская Федерация не является исключением. Немногим более чем за 40 лет наша страна из демографически молодого государства превратилась в старое. Кроме того, в стране неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних.
Рассматривая вопрос о технологии социальной реабилитации лиц пожилого возраста, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально-экономических условий, преобладающих в обществе. Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты. Престарелых надо рассматривать как важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
Разработав инновационную модель организации социального обслуживания пожилых людей, сделали вывод о том, что социально-психологическая поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого человека в его собственном «контроле самоопределения» и должна находить альтернативные способы улучшения жизни пожилых людей. Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание социально-психологических особенностей пожилого и старческого возраста. Работа специалиста по социальной работе требует значительных энергетических затрат, развитого самосознания, владения навыками утилизации транслируемого клиентами негатива плюс специальных личностных качеств.
Большинство специалистов, оказывающих населению психосоциальную помощь, относят к ним эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность [способность говорить правду себе] и честность, конструктивное отношение жизни среди людей, конкретность [буквально воспринимает лишь то, что сказал человек, а не фантазирует о том, что он подразумевает], чувство юмора и трагичности бытия.
Система социального обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи Филиала в целях его эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:
обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);
определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;
установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией.
Для придания данной модели определенности разработана маршрутная технология распределения информационных потоков, регламентирующая порядок выполнения служебных функций и ориентированная во времени и объеме. Созданная модель социального обеспечения приспособлена не к структуре установившихся взаимосвязей и подчинения, а к требованиям комплексного решения проблем, соответствующих генеральной цели учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в ред. от 22.08. 2004 г.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. от 25.11. 2006 г.].
4. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002-2004 годы».
5. Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК «О номенклатуре учреждений [отделений] социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
6. Национальный стандарт Российской Федерации. «Социальное обслуживание населения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.
7. Постановление Правительства Москвы от 24.03.2009 г. № 215 ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
Специальная литература
8. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности //Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во Камского гос. политех. института, 2006. - с. 3–7.
9. Барбру Л. Психосоциальная помощь населению. – М.: Флинта, 2001. – 232 с.
10. Белоконь О.В., Фролова И.А. О положении пожилой семьи в обществе: Российский, Европейский, Индонезийский варианты // Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, — М.: МАКСПресс, 2006. — С. 131-139.
11. Бондарева Т.В. Влияние окружающей среды на здоровье и жизненную активность пожилых людей // Актуальные проблемы социальной педагогики: Сборник научных работ аспирантов, соискателей, докторантов / Составитель и отв. редактор Г.М.Коджаспирова.- Москва: РГСУ, 2006. – с.121-128.
12. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. — М., 2001. - 226 с
13. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М.: Инфра-М, 2008.- 213 с.
14. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2004- 328 с.
15. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007.- 272 с.
16. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. - М.: Юнити-Дана, 2007.- 344 с.
17. Карелова Г.Н. Материалы заседания Центра социальных инноваций: Активное долголетие: инновационные технологии». – М.: ЦСКП, 2008.- 152 с.
18. Котельник Г. Геронтология и гериатрия. – М.: Медицина, 2005.- 317 с.
19. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2006. -288 с.
20. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. - М.: Инфра-М, 2006.- 328 с.
21. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. -М.: МГУКИ, 2005.- 244 с.
22. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы курс лекций.- М.: МГСУ, 2002.- 274 с.
23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза: ИПК и ПРО, 2004.- 314 с.
24. Нефедова Т.В. Некоторые аспекты социальной среды старения в странах Запада // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. - М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 237–239.
25. Осадчий Э.Д. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. -М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 242–244.
26. Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 2005. -89 с.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Триада, 2007.- 432 с.
28. Поднебесная У.Б. Феномен старости в исторической перспективе. // Материалы международной конференции «История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее - IV Московские встречи по истории психологии. –М: МГУ, 2006.-с.44-49.
29. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007.
30. Психология социальной работы /Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
31. Прайда К.Д. Социально-психологические аспекты партнерского взаимодействия в сфере социальной защиты населения // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. – М.: Психолог. Инс9титут РАО.- 2004 - С. 249–251.
32. Разорвать круг молчания / под ред. Н.М. Римашевской. — М.: КНОРУС, 2005. — 268.
33. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов //Социально-педагогическая деятельность: вопросы теории и практики. Научно-педагогические чтения.- М.: МГСУ, 2007.- С. 25-29.
34. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2007.- 248 с.
35. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2008.- 251 с.
36. Социальная геронтология: современные исследования. /под ред. Н.Ф. Шахматова.-М.: Медицина, 2004.- 462 с.
37. Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность// Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р.И. Еруслановой. - Чебоксары: ИНИОН РАН РФ, 2005.
38. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность. Материалы Общероссийского съезда социальных работников. - Саратов, 2003.
39. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
40. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2004. – 417 с.
41. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2006. – 457 с.
42. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 400с.
43. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. —М.: ВЛАДОС, 2007.- 218 с.
44. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Инфра-М, 2007.- 422 с.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006. – 296с.
46. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. –340с.
47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М.: Инфра-М, 2005.- 213 с.
48. Щанина, Е. В. Пути активизации социального поведения пенсионеров // Сборник статей III Всероссийского социологического конгресса. - М., 2006.- С. 110-114.
49. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Дашков и К, 2004.- 266 с.
50. Яцемирская Р.С., Хохлова Л.Н. Социально-демографическая ситуация в современной России // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М.: Социум, 2007.- 247 с.
Периодическая печать
51. Аленикова С. М. Методика оценки степени нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому //Социальное обслуживание. 2004. №1.
52. Бондарева Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми // Высшее образование в России. – 2006. - №11. – с.23-25.
53. Бычкунов А. Е. К вопросу об использовании социальных технологий в преодолении дезорганизации в обществе // Социологические исследования. 2008. № 6. - С. 43-50.
54. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе // Высшее образование сегодня. -2007. - № 7. - С.45- 47.
55. Карюхин Э.В., Панов А.В. Опыт организации правовой поддержки пожилых в условиях общественных организаций // Психология зрелости и старения. — 2003. №3. — С.65-71.
56. Карюхин Э.В. Старение населения: демографические показатели // Клиническая геронтология. 2007. № 1.
57. Краснова О.В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. — 2006. —№3. — С.5-16.
58. Кулешов А. Проблемы аналитических исследований в социальной сфере // Социс. 2008. № 5. - С. 112-115.
59. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социс. -2006. -№ 4. - С. 62- 65.
60. Огилько И. Без барьеров // Российская газета. – 2008.- 25 ноября.
61. Филозоп А.А. Некоторые аспекты психосоциальной помощи пожилым и старым людям // Психология зрелости и старения. — 2008. — №3. — С.34-39.
62. Юрковский Э. Дополнительные средства не понадобились // Социальное обеспечение. 2005. № 10.
63. Юрьев Е. Низкая рождаемость – не признак цивилизованности // Социальная и демографическая политика. - 2006. -№ 9. -С. 4-5.
64. Яновский Г.Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России // Успехи геронтологии. – 2008. Выпуск 17. – С. 59-71.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую