Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются одной из незащищенных категорий населения в современном обществе в связи с отсутствием у них биологических или приемных родителей или иных родственников, которые могут встать на защиту их интересов. В связи с этим данные обязанности принимают на себя государственные органы, которые ориентированы на обеспечение для детей – сирот возможностей полноценного развития и самореализации
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, также усугубляются и тем, что дети воспитываются в детских дамах, которые по сути являются закрытыми учреждениями, где дети воспитываются в «тепличных» условиях и имеют достаточно мало возможностей формировать для себя модели противостояния негативным социальным факторам. При этом, детские дома постоянно пополняются новыми детьми, большинство из которых является социальными сиротами и имеют негативный опыт проживания в семье.
Защита прав несовершеннолетних, создания для них оптимальных возможностей развития является одним из приоритетных аспектов деятельности социальных работников как на уровне РФ в целом, так и отдельных регионов. При этом не только защита интересов несовершеннолетних, но и коррекционная деятельность определяется значимым направлением работы.
Актуальность исследуемой темы также определяется увеличением количества детей – сирот, особенно сирот социальных, причинно – следственных связей увеличения количества данного контингента. Увеличению количества социальных сирот способствует экономическая нестабильность, а также рост числа родителей, склонных к девиантному поведению в связи с чем органы опеки ставят вопрос об изъятии детей из семьи, помещение их в государственные воспитательные учреждения. Алкоголизм, наркомания родителей, обращение к модели преступного поведения и просто халатное выполнение обязанностей по воспитанию приводит к тому, что дети оказываются в социально – опасном положении, которое определяется угрозой их жизни, здоровью и развитию. В связи с этим органами опеки производится лишение родителей права на воспитание детей. Однако только часть родителей, лишенных права на воспитание встает на путь исправления с целью вернуть детей в семью. Значительная же часть детей остается в воспитательных учреждениях, нуждается в организации с ними работы не только по адаптации и социализации, но также и устранению девиантных моделей поведения, которые они приобрели в семье и окружающем социуме.
Данное наплавление социальной работы на современном этапе представляется одним из актуальных. Однако, не взирая на всю важность и значимость ситуации работ и практических исследований российских авторов, посвященных данной тематике, присутствует ограниченное количество и в свете развития и расширения проблемных составляющих вопроса требуется организация и анализ новых теорий, подходов, практических результатов социальной работы, что обусловливает и актуальность выбранной темы, а также ее социальную значимость.
Социальная значимость. Социум заинтересован в воспитании здоровой, полноценной, способной к самореализации личности, в том числе на уровне отдельных регионов. В связи с этим изучение региональных и федеральных направлений социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей представляется социально - значимым.
Степень изученности. Изучением проблем детей – сирот занимались такие авторы, как В.Г. Краснова, Е.В. Кулебякин, А.В. Ипатов, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, Э.И. Тюрина, В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина и др.
Объект исследования: социальная работа с детьми – сиротами.
Предмет исследования: направления и эффективность социальной поддержки детей сирот в Свердловской области.
Цель исследования: изучить особенности организации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. определить исторические этапы развития опеки и попечительства в России и правовое регулирование социальной поддержки статусных детей;
2. рассмотреть технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в РФ и Свердловской области
3. определить гарантии соблюдения прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области;
4. проанализировать аспекты работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в учреждениях Свердловской области
5. изучить составляющие деятельности по соблюдению прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области;
6. произвести оценку приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области.
Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ литературы; анкетирование, беседа, сравнение, сопоставление, систематизация.
База исследования: Екатеринбургский детский дом-школа N 1 г. Екатеринбурга, Органы опеки и попечительства Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологичские основы социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в РФ 6
1.1. Исторические этапы развития опеки и попечительства в России 6
1.2. Технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в РФ и Свердловской области 10
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки статусных детей 22
Глава 2. Исследование направлений и эффективности социальной поддержки детей сирот в Свердловской области 34
2.1. Анализ аспектов работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в учреждениях Свердловской области 34
2.2. Изучение деятельности по соблюдению прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области 43
2.3. Оценка приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области 50
Заключение 57
Список литературы 61
Приложение 65
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей по причине биологического или социального сиротства определяются на воспитание в детские дома. Детский дом становится тем учреждением, где ребенок получает необходимую помощь в процессе взросления и где частичные родительские обязанности перекладываются на персонал. Однако, данная форма пребывания и социализации детей является далеко не идеальной и наиболее успешной формой развития и социализации ребенка продолжает оставаться семья. Именно в семье он наиболее полноценно получает необходимые для самостоятельной жизни навыки.
При этом, также необходимо отметить, что до поступления в детский дом дети могут находиться в реабилитационных центрах, которые адаптируют их к их новому статусу. Адаптация для детей в данных учреждениях является наиболее проблемной составляющей так, как они длительный период могли проживать в семье, в силу личностных характеристик, привычек и привязанностей, которые были разрушены, им гораздо тяжелее приспособиться к своему сиротскому статусу, чем детям – сиротам с рождения.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уровне регионов базируются на общих принципах, принятых при работе с детьми в РФ. Социальная работа, при этом, основывается на выявлении существующих групп проблем на базе различных учреждений, которые обеспечивают воспитательный процесс сирот.
Находясь на полном пансионе государства дети – сироты имеют весьма слабое представление о действительности окружающего мира, не имеют навыков самообслуживания и правовой грамотности. Все это создает значительные проблемы при их выпуске из детского дома и вступлении во взрослую самостоятельную жизнь.
Основной проблемой является ситуация неприспособленности детей - сирот к жизни в обществе и самообслуживанию, несформированности понятия о жизни в семье и отсутствии правовой грамотности. Наличие данных групп проблем становится причиной возникновения асоциального поведения, невозможности полноценного включения выпускников детских домов в жизнь общества.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей основываются на как на федеральном, так и региональном уровне на мерах профилактики асоциального поведения, их социализации, творческого развития, поддержания для детей возможности социальной адаптации во внешнем мире. В Свердловской области социальные работники обеспечивают для себя приоритеты исходя и выделенных позиций, актуальных для федеральной системы опеки в целом.
Законодательство Свердловской области определяет приоритетом для детей семейные формы устройства исходя из чего приоритетом для органов опеки определяется осуществление поиска для детей приемных семей или обеспечение патронажа. При этом проблемной составляющей деятельности органов опеки Свердловской области определяется увеличение количества детей сирот, особенно сирот социальных.
Учреждения Свердловской области, ориентированные на работу с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в своем большинстве являются стационарными за исключением органов опеки, которые являются частью государственного аппарата.
В целом, среди аспектов работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Свердловской области были выделены следующие:
1. Педагогическая помощь, ориентированная как на детей, так и персонал учреждений по воспитанию сирот. Предоставление возможности обучения, развития, самореализации.
2. Социальная помощь, ориентированная на обеспечение социализации, адаптации, социальной коррекции.
3. Бытовое обслуживание: предоставление места для проживания, возможности удовлетворения первичных потребностей.
4. Психологическая помощь. Ориентирована на устранение групп психологических проблем, препятствующих полноценной адаптации и социализации. Необходима тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения. Предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
5. Медицинская помощь. Предполагает наличие профессиональной помощи – диагностика, лечение больных и адаптация здоровых. К основным социально-медицинским услугам относится: содействие в направление в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, организация консультирования по проблемам сексуальных отношений и психологических расстройств, воспитание здорового образа жизни и др.
6. Юридическая поддержка. Ориентирована на защиту прав детей. Осуществление помощи в оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов детей; участие в правовом просвещении, повышение юридической компетентности; участие в правовой защите личностных интересов детей.
В результате проведенного анкетирования среди специалистов по социальной работе г. Екатеринбурга было выявлено, что по мнению социальных работников работа в направлении развития опеки и попечительства является актуальным направлением, однако на уровне Свердловской области она недостаточно стимулируется и продвигается среди граждан.
При этом в результате опроса социальных работников детского дома было выявлено, что воспитанники интерната не зависимо от возраста не испытывают удовлетворённостью от пребывания в нем; не испытывают удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и воспитателями; не испытывают защищённость в коллективе; испытывают внутреннее напряжение и не уверенность.
Работу органов опеки специалисты в целом оценивают положительно, однако отмечают, что на данные органы возлагается чрезмерная ответственность, что вызывает проблемы в удовлетворении всех запросов, своевременного решения всех групп проблем, что делает проблематичной оценку работы органов опеки, как качественной.
В целом, как было выявлено в процессе проведенного исследования основополагающими проблемами реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является проблема развития семейных форм устройства детей, а также проблема адаптации детей к моменту их выпуска из детского дома. Также в качестве проблемной составляющей является адаптация детей на уровне детского дома и устранение девиантных моделей поведения, препятствующих процессу социализации. Приоритетные стратегии данного направления развития на современном этапе определяются в качестве ведущих направлений работы социальных работников в специализированных интернатных учреждениях.
В качестве приоритетов решения групп проблем Свердловской области в реализации прав детей – сирот и детей без попечения родителей было отмечено обеспечение более успешных процессов развития усыновления гражданами, устранения препятствий к реализации выпускниками из детских домов их права на жилье, социализации, адаптацию.
Список литературы
1. Агентаева Л.И., Половишкина М.И., Социальный приют для детей и подростков: пробелы, поиски. Решения/Л.И. Агентаева – Новосибирск, 2007. – 316 с.
2. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
3. Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети-переростки: экспресс-обучение в детском доме//Внешкольник – 2009 - №10 – 11 - С.13-14.
4. Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4 - С.115-125.
5. Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №9 - С.105-108.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
7. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект/В.С. Басюк - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 401 с.
8. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник психосоц. и корр.-реабилитац. Работы – 2009 - №3 - С. 84-87.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. - М.: Владос, 2009. – 522 с.
10. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика/Ю.С. Бородулина - Ростов-на-Дону, 2008 . – 314 с.
11. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
12. Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
13. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №2 - С. 118-120.
14. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
15. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
16. Иванов В.Е. Формировании диалогического пространства в социокультурной среде/В.Е. Иванов // Мир психологии – 2008 - № 2 – с. 48-54.
17. Ипатов А.В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция. – Спб.: Аура – Инфо, 2012. – 248 с.
18. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - СПб.: Издательство СПГАВ, 1998. – 42 с.
19. Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 103 с.
20. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.
21. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю. , Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
22. Костина Е.Ю. История Социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 3003. – 109 с.
23. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2010. – 311с.
24. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград: ВГУ, 2004. – 60 с.
25. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – Спб.: Академия, 2011. – 256 с.
26. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
27. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 87 с.
28. Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков. – М.: Логос, 2009. – 293 с.
29. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей: Документы//Вестник образования – 2010 - №16 -76 с.
30. О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//ОвД. – 2009 - № 14 - С.52-56.
31. Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации по осуществлению опеки (попечительства) над семьями//Вестник образования - 2010 - №16 - С.60-63.
32. Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве//Дефектология – 2010 - №1 - С.56-59.
33. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
34. Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
35. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Сыктывкар, 2012. - 314 с.
36. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
37. Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 211 с.
38. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 156 с.
39. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К., 2012. – 272 с.
40. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.Академия, 2011. – 411 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются одной из незащищенных категорий населения в современном обществе в связи с отсутствием у них биологических или приемных родителей или иных родственников, которые могут встать на защиту их интересов. В связи с этим данные обязанности принимают на себя государственные органы, которые ориентированы на обеспечение для детей – сирот возможностей полноценного развития и самореализации
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, также усугубляются и тем, что дети воспитываются в детских дамах, которые по сути являются закрытыми учреждениями, где дети воспитываются в «тепличных» условиях и имеют достаточно мало возможностей формировать для себя модели противостояния негативным социальным факторам. При этом, детские дома постоянно пополняются новыми детьми, большинство из которых является социальными сиротами и имеют негативный опыт проживания в семье.
Защита прав несовершеннолетних, создания для них оптимальных возможностей развития является одним из приоритетных аспектов деятельности социальных работников как на уровне РФ в целом, так и отдельных регионов. При этом не только защита интересов несовершеннолетних, но и коррекционная деятельность определяется значимым направлением работы.
Актуальность исследуемой темы также определяется увеличением количества детей – сирот, особенно сирот социальных, причинно – следственных связей увеличения количества данного контингента. Увеличению количества социальных сирот способствует экономическая нестабильность, а также рост числа родителей, склонных к девиантному поведению в связи с чем органы опеки ставят вопрос об изъятии детей из семьи, помещение их в государственные воспитательные учреждения. Алкоголизм, наркомания родителей, обращение к модели преступного поведения и просто халатное выполнение обязанностей по воспитанию приводит к тому, что дети оказываются в социально – опасном положении, которое определяется угрозой их жизни, здоровью и развитию. В связи с этим органами опеки производится лишение родителей права на воспитание детей. Однако только часть родителей, лишенных права на воспитание встает на путь исправления с целью вернуть детей в семью. Значительная же часть детей остается в воспитательных учреждениях, нуждается в организации с ними работы не только по адаптации и социализации, но также и устранению девиантных моделей поведения, которые они приобрели в семье и окружающем социуме.
Данное наплавление социальной работы на современном этапе представляется одним из актуальных. Однако, не взирая на всю важность и значимость ситуации работ и практических исследований российских авторов, посвященных данной тематике, присутствует ограниченное количество и в свете развития и расширения проблемных составляющих вопроса требуется организация и анализ новых теорий, подходов, практических результатов социальной работы, что обусловливает и актуальность выбранной темы, а также ее социальную значимость.
Социальная значимость. Социум заинтересован в воспитании здоровой, полноценной, способной к самореализации личности, в том числе на уровне отдельных регионов. В связи с этим изучение региональных и федеральных направлений социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей представляется социально - значимым.
Степень изученности. Изучением проблем детей – сирот занимались такие авторы, как В.Г. Краснова, Е.В. Кулебякин, А.В. Ипатов, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, Э.И. Тюрина, В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина и др.
Объект исследования: социальная работа с детьми – сиротами.
Предмет исследования: направления и эффективность социальной поддержки детей сирот в Свердловской области.
Цель исследования: изучить особенности организации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. определить исторические этапы развития опеки и попечительства в России и правовое регулирование социальной поддержки статусных детей;
2. рассмотреть технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в РФ и Свердловской области
3. определить гарантии соблюдения прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области;
4. проанализировать аспекты работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в учреждениях Свердловской области
5. изучить составляющие деятельности по соблюдению прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области;
6. произвести оценку приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области.
Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ литературы; анкетирование, беседа, сравнение, сопоставление, систематизация.
База исследования: Екатеринбургский детский дом-школа N 1 г. Екатеринбурга, Органы опеки и попечительства Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологичские основы социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в РФ 6
1.1. Исторические этапы развития опеки и попечительства в России 6
1.2. Технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в РФ и Свердловской области 10
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки статусных детей 22
Глава 2. Исследование направлений и эффективности социальной поддержки детей сирот в Свердловской области 34
2.1. Анализ аспектов работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в учреждениях Свердловской области 34
2.2. Изучение деятельности по соблюдению прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области 43
2.3. Оценка приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области 50
Заключение 57
Список литературы 61
Приложение 65
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей по причине биологического или социального сиротства определяются на воспитание в детские дома. Детский дом становится тем учреждением, где ребенок получает необходимую помощь в процессе взросления и где частичные родительские обязанности перекладываются на персонал. Однако, данная форма пребывания и социализации детей является далеко не идеальной и наиболее успешной формой развития и социализации ребенка продолжает оставаться семья. Именно в семье он наиболее полноценно получает необходимые для самостоятельной жизни навыки.
При этом, также необходимо отметить, что до поступления в детский дом дети могут находиться в реабилитационных центрах, которые адаптируют их к их новому статусу. Адаптация для детей в данных учреждениях является наиболее проблемной составляющей так, как они длительный период могли проживать в семье, в силу личностных характеристик, привычек и привязанностей, которые были разрушены, им гораздо тяжелее приспособиться к своему сиротскому статусу, чем детям – сиротам с рождения.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уровне регионов базируются на общих принципах, принятых при работе с детьми в РФ. Социальная работа, при этом, основывается на выявлении существующих групп проблем на базе различных учреждений, которые обеспечивают воспитательный процесс сирот.
Находясь на полном пансионе государства дети – сироты имеют весьма слабое представление о действительности окружающего мира, не имеют навыков самообслуживания и правовой грамотности. Все это создает значительные проблемы при их выпуске из детского дома и вступлении во взрослую самостоятельную жизнь.
Основной проблемой является ситуация неприспособленности детей - сирот к жизни в обществе и самообслуживанию, несформированности понятия о жизни в семье и отсутствии правовой грамотности. Наличие данных групп проблем становится причиной возникновения асоциального поведения, невозможности полноценного включения выпускников детских домов в жизнь общества.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей основываются на как на федеральном, так и региональном уровне на мерах профилактики асоциального поведения, их социализации, творческого развития, поддержания для детей возможности социальной адаптации во внешнем мире. В Свердловской области социальные работники обеспечивают для себя приоритеты исходя и выделенных позиций, актуальных для федеральной системы опеки в целом.
Законодательство Свердловской области определяет приоритетом для детей семейные формы устройства исходя из чего приоритетом для органов опеки определяется осуществление поиска для детей приемных семей или обеспечение патронажа. При этом проблемной составляющей деятельности органов опеки Свердловской области определяется увеличение количества детей сирот, особенно сирот социальных.
Учреждения Свердловской области, ориентированные на работу с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в своем большинстве являются стационарными за исключением органов опеки, которые являются частью государственного аппарата.
В целом, среди аспектов работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Свердловской области были выделены следующие:
1. Педагогическая помощь, ориентированная как на детей, так и персонал учреждений по воспитанию сирот. Предоставление возможности обучения, развития, самореализации.
2. Социальная помощь, ориентированная на обеспечение социализации, адаптации, социальной коррекции.
3. Бытовое обслуживание: предоставление места для проживания, возможности удовлетворения первичных потребностей.
4. Психологическая помощь. Ориентирована на устранение групп психологических проблем, препятствующих полноценной адаптации и социализации. Необходима тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения. Предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
5. Медицинская помощь. Предполагает наличие профессиональной помощи – диагностика, лечение больных и адаптация здоровых. К основным социально-медицинским услугам относится: содействие в направление в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, организация консультирования по проблемам сексуальных отношений и психологических расстройств, воспитание здорового образа жизни и др.
6. Юридическая поддержка. Ориентирована на защиту прав детей. Осуществление помощи в оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов детей; участие в правовом просвещении, повышение юридической компетентности; участие в правовой защите личностных интересов детей.
В результате проведенного анкетирования среди специалистов по социальной работе г. Екатеринбурга было выявлено, что по мнению социальных работников работа в направлении развития опеки и попечительства является актуальным направлением, однако на уровне Свердловской области она недостаточно стимулируется и продвигается среди граждан.
При этом в результате опроса социальных работников детского дома было выявлено, что воспитанники интерната не зависимо от возраста не испытывают удовлетворённостью от пребывания в нем; не испытывают удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и воспитателями; не испытывают защищённость в коллективе; испытывают внутреннее напряжение и не уверенность.
Работу органов опеки специалисты в целом оценивают положительно, однако отмечают, что на данные органы возлагается чрезмерная ответственность, что вызывает проблемы в удовлетворении всех запросов, своевременного решения всех групп проблем, что делает проблематичной оценку работы органов опеки, как качественной.
В целом, как было выявлено в процессе проведенного исследования основополагающими проблемами реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является проблема развития семейных форм устройства детей, а также проблема адаптации детей к моменту их выпуска из детского дома. Также в качестве проблемной составляющей является адаптация детей на уровне детского дома и устранение девиантных моделей поведения, препятствующих процессу социализации. Приоритетные стратегии данного направления развития на современном этапе определяются в качестве ведущих направлений работы социальных работников в специализированных интернатных учреждениях.
В качестве приоритетов решения групп проблем Свердловской области в реализации прав детей – сирот и детей без попечения родителей было отмечено обеспечение более успешных процессов развития усыновления гражданами, устранения препятствий к реализации выпускниками из детских домов их права на жилье, социализации, адаптацию.
Список литературы
1. Агентаева Л.И., Половишкина М.И., Социальный приют для детей и подростков: пробелы, поиски. Решения/Л.И. Агентаева – Новосибирск, 2007. – 316 с.
2. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
3. Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети-переростки: экспресс-обучение в детском доме//Внешкольник – 2009 - №10 – 11 - С.13-14.
4. Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4 - С.115-125.
5. Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №9 - С.105-108.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
7. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект/В.С. Басюк - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 401 с.
8. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник психосоц. и корр.-реабилитац. Работы – 2009 - №3 - С. 84-87.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. - М.: Владос, 2009. – 522 с.
10. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика/Ю.С. Бородулина - Ростов-на-Дону, 2008 . – 314 с.
11. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
12. Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
13. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №2 - С. 118-120.
14. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
15. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
16. Иванов В.Е. Формировании диалогического пространства в социокультурной среде/В.Е. Иванов // Мир психологии – 2008 - № 2 – с. 48-54.
17. Ипатов А.В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция. – Спб.: Аура – Инфо, 2012. – 248 с.
18. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - СПб.: Издательство СПГАВ, 1998. – 42 с.
19. Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 103 с.
20. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.
21. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю. , Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
22. Костина Е.Ю. История Социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 3003. – 109 с.
23. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2010. – 311с.
24. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград: ВГУ, 2004. – 60 с.
25. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – Спб.: Академия, 2011. – 256 с.
26. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
27. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 87 с.
28. Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков. – М.: Логос, 2009. – 293 с.
29. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей: Документы//Вестник образования – 2010 - №16 -76 с.
30. О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//ОвД. – 2009 - № 14 - С.52-56.
31. Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации по осуществлению опеки (попечительства) над семьями//Вестник образования - 2010 - №16 - С.60-63.
32. Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве//Дефектология – 2010 - №1 - С.56-59.
33. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
34. Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
35. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Сыктывкар, 2012. - 314 с.
36. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
37. Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 211 с.
38. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 156 с.
39. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К., 2012. – 272 с.
40. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.Академия, 2011. – 411 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую