Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность выбранной темы исследования «Социальное обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Во-первых, переход экономики России от планово-административных методов управления к рыночным кардинально изменил политическую, экономическую и социальную обстановку в стране, что логично требует существенной перестройки, тактики и стратегии, и психологии всей социально-экономической жизни. Такой посыл относится в том числе к системе социального обеспечения России в целом и, в частности, к правовым конструкциям социальных доплат и другой помощи многодетным семьям и семьям одиноких родителей в России.
Во-вторых, согласно всемирной статистики, как указывает ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), в мире около 2,2 млрд детей в возрасте до 18 лет, это составляет почти треть всего населения мира, число подростков в возрасте от 10 до 19 лет представляют около 18 % всего населения. При этом, 1 млрд детей лишено одной или более услуг (условий), необходимых для выживания и развития, 215 млн подростков задействовано в детском труде, 101 млн потенциальных школьников не получают начального образования, а 51 млн детей не регистрируется при рождении . Также отмечается, что суициды входят в число 10 ведущих причин смерти населения во всех странах, а для молодежи в возрасте 15-34 лет - в тройку. К 2020 году суицид молодежи может выйти на второе место в мире, как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям .
В-третьих, приведенные актуальные угрозы нормальному детству, нарушения прав несовершеннолетних во множестве стран стали причиной активной международной и внутригосударственной деятельности в сфере защиты интересов детей, подчиненной общему принципу, в соответствии с которым интересы ребенка во всех действиях в отношении детей должны обладать первоочередным характером. В данной связи, закрепляя и развивая положения Декларации ООН о правах ребенка 1959 г. , в Конвенции ООН о правах ребенка , Конвенции МОТ 138 «О минимальном возрасте» и Конвенции МОТ 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» помимо всего прочего утверждается право детей во всем мире на жизнь, медицинскую помощь и образование посредством предоставления им жизненно необходимых товаров и услуг, а также признается необходимость обеспечения защиты детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия. Эти постулаты подтверждены и в российском основном законе – содержанием ст. 7, 15, 38, 39, 43, 45, 60 и пр. правил Конституции РФ прямо и косвенно обозначены пределы государственных гарантий защиты прав и интересов детей.
В-четвертых, ярким показателем эволюции отношения общества к основам правового положения ребенка в России представляется реакция, связанная с американским «актом Магнитского», в ответ на который практически реализован запрет усыновления российских детей американскими семьями. В частности, опрос «Левада-центра» в 2014 году показал, что 33 % граждан одобряют полный запрет выдачи сирот в Западную Европу и США. Еще 30 % согласны с зарубежным усыновлением с систематическим контролем новых семей. В 2013 году полный запрет одобряли 25%, а разрешение усыновления с постоянным контролем — 39 %. При этом за год с 36 до 41% выросло число уверенных в том, что сироты лучше воспитываются в приемных российских семьях, с 18 до 13% уменьшилось число сторонников приемных зарубежных семей. Вместе с этим 11% (было 9%) отстаивают важную роль государственных интернатов, детских домов и частных семейных учреждений . То есть, за последнее время отношение к правам российских сирот несколько изменилось, и власти удалось убедить российских граждан в пользе запрета в отношении иностранного усыновления.
Теоретические источники темы исследования в сфере защиты материнства и детства включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Таким образом, практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях обусловлена социальной направленностью российской государственности, которая с учетом динамичного общественного развития требует обновления действующих и разработки новых организационно-правовых конструкций социального обеспечения.
Цель и задачи работы
Целью дипломной работы является изучение особенностей правового регулирования в сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
обозначить теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России;
привести особенности правовой защиты интересов детей;
изучить сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства;
исследовать основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
рассмотреть актуальные направления социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
обозначить специальные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства;
представить проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
обобщить основные концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Методологические основы дипломной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России 7
1.1 Особенности правовой защиты интересов детей 7
1.2 Сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства 32
1.3 Основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 41
Глава II. Актуальные направления социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 62
2.1 Специальные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства 62
2.2. Проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 71
2.3. Концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ 76
Заключение 87
Список источников и используемой литературы 94
В результате дипломной работы изучены особенности правового регулирования в сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ. На первом этапе работы обозначены теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России.
В частности, приведены особенности правовой защиты интересов детей:
в настоящее время как в российском, так и международном праве понятие «ребенок» определяется категорией лиц, которые не достигли совершеннолетия (возраста 18 лет), что означает отсутствие каких-либо других критериев, определяющих статус ребенка (например, место рождения, раса, здоровье, особенности родителей и пр.) кроме хронологического показателя в виде совершеннолетия;
первой юридической особенностью правовой защиты интересов детей целесообразно указать особый всеобщий характер особого правового статуса ребенка в России и в международном сообществе;
второй особенностью можно указать сложный и спорный характер формирования правового статуса ребенка в России и в международном сообществе;
третьей юридической особенностью правовой защиты интересов детей следует указать на целесообразность защиты прав ребенка с начала седьмого месяца его внутриутробного развития;
четвертой особенностью можно указать перечень 4 общих факторов правового регулирования правового статуса ребенка в России:
во-первых, содержание этого статуса определяет основные возрастные стадии человеческой жизни, а также юридически значимые и признаваемые связи с родителями (опекунами, попечителями), непрекращающиеся после совершеннолетия, поскольку для родителей их ребенок остается таковым всегда;
во-вторых, в установленных случаях законодатель может приравнивать к статусу ребенка лиц, которые достигли совершеннолетия, обеспечивая тем самым их повышенную социальную защищенность;
в-третьих, дополнение статуса ребенка специальными правовыми критериями прибавляет механизмы социальной защиты для отдельных категорий детей;
в-четвертых, с возрастным изменением статуса ребенка согласно действующему ГК РФ, начиная с 6 лет расширяются пределы дееспособности несовершеннолетнего лица (объем гражданских прав и обязанностей);
пятой юридической особенностью правовой защиты интересов детей целесообразно отметить их многоотраслевой характер и государственно-правовое обеспечение их защиты;
в Декларации ООН о правах ребенка впервые обозначен термин «интересы ребенка» и провозглашена необходимость их наилучшего обеспечения как руководящим принципом для ответственных лиц (прежде всего, родителей) за обучение и образование ребенка;
общая озабоченность в отношении детских страданий в период вооруженных конфликтов (чрезвычайных обстоятельств) стала основанием для принятия Декларации ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 14 декабря 1974 г.;
документы, содержащие международные стандарты в сфере защиты детских прав (в части предупреждения преступности несовершеннолетних), включают Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г.;
дальнейшая эволюция системы защиты детских прав и интересов способствовала внедрению легитимных средств иностранного усыновления (в рамках Гаагской конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» от 29 мая 1993 г.);
под эгидой ООН в сфере защиты прав детей утверждены и провозглашены 6 деклараций, а также с учетом факультативных протоколов разработаны, приняты и реализуются 11 конвенций;
на примере основных принципов деятельности ЮНИСЭФ и с учетом обозначенных сведений об Инициативе по правам ребенка и принципам ведения бизнеса можно резюмировать, что нормы международного права в отношении защиты неимущественных прав детей обладают декларативным и расширенным характером и преемственным взаимодействием с основными институтами защиты прав человека. При этом система ООН отстаивает и развивает механизмы социальной ответственности коммерческих структур за негативное влияние на детей, препятствующего реализации неимущественных субъективных прав несовершеннолетних.
В дальнейшей работе изучена сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства, что позволило сделать следующие выводы:
правовая система социального обеспечения семьи и детства отличается всеобщим, доктринально-плановым характером, многоуровневым и многоотраслевым содержанием и включает пять основных элементов (категорий нормативных правовых актов и других документов): постулаты международного права в социальной сфере в виде норм соответствующих деклараций, конвенции и международных договоров РФ; социальные конституционные гарантии в виде публичных обязательств государства перед гражданами в части пенсионного и социального обеспечения; нормы федерального законодательства, регламентированные множеством специальных, относящихся непосредственно к социальной сфере, и других федеральных законов, которые включают в качестве дополнительных нормы о социальном обеспечении; президентские указы социальной направленности; нормативные правовые акты и прочие документы федеральной, региональной власти и муниципалитетов социальной сферы.
В рамках последующей работы на примере социальных подразделений Сызрани и Краснодара изучены основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России. Это привело к некоторым обобщениям:
основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России на примере специальных полномочий сызранского Управления включает:
1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений;
2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов;
3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;
уровень инструментов правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России обусловлен порядком утверждения документа, который определяет такие полномочия в сфере социальной защиты семьи и детей;
негативным фактором отмечено, что инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей и в Краснодаре, и в Сызрани не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты семьи и детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, мировых судов, прокуратуры, полиции и пр.).
Вторая глава предлагаемой работы посвящена анализу актуальных направлений социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России. Сперва были обозначены особенности специальных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства
с учетом всего объема сложной многоуровневой системы социального обеспечения семьи и детства представляется логичным добавления в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ принципа простоты, который позволял бы нуждающейся семье оперативно получать необходимую помощь;
гарантии, предоставляемые государством детям согласно Стратегии, представляются также первым элементом системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства;
перечень 9 основных проблем-целей в сфере детства, определенные в Стратегии следует обозначить вторым звеном системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства;
третьим элементом рассматриваемой системы важно отметить комплекс первоочередных мер по обеспечению гарантий детских прав и интересов;
четвертым элементом системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства следует указать полномочия по организации и обеспечению качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей;
пятый элемент исследуемой системы включает полномочия по организации и обеспечению здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни;
в зависимости от политической воли на местах мероприятия Стратегии легитимируются в документах или регионального, или муниципального уровня, что подтверждает обозначенный выше тезис о необходимости формирования реально действующих механизмов защиты интересов семьи и детства, а также аргументирует актуальную важность шестого элемента изучаемой системы, которая включает актуальную необходимость активного внедрения информационного взаимодействия со всеми субъектами рассматриваемой сферы соцзащиты детских интересов (системы открытых данных на местах).
В дальнейшей работе представлены проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России, что позволило сделать следующие выводы:
необходимость особой системы соцобеспечения в отношении многодетных семей обусловлена двумя основными проблемами:
во-первых, многодетный родитель несет повышенную нагрузку по воспитанию и содержанию детей, по уходу и присмотру за ними;
во-вторых, многодетный родитель располагает из-за указанной повышенной нагрузки меньшей возможностью к получению средств существования семьи вне дома за счет оплачиваемой работы;
два основных направления организации работы в регионах и муниципалитетах (снижения нагрузки по воспитанию, увеличения возможности заработка) представляются первой практической проблемой в реализации полномочий на местах в области соцобеспечения многодетных семей;
по фактическим данным вторая главная проблема в реализации региональных и муниципальных полномочий в области соцобеспечения многодетных семей в России сопряжена с их редкостью и существенной сложностью многоуровневой системы соцобеспечения;
третьей (материальной) проблемой важно отметить необходимость в соцобеспечении многодетных семей в части достижения необходимого минимума для нормального питания и наличия одежды;
четвертая проблема в реализации рассматриваемых полномочий обусловлена реальными трудностями в обеспечении всех желающих работой (например, в отсутствии гибкой системы аутсоринга, временных трудовых отношений для одинокого родителя и пр.);
пятая проблема определяется неэффективностью перевода регулирования социальной сферы с федерального на региональный уровень;
к шестой проблеме относится общий фактор объективных барьеров социально-экономического развития нашей страны;
седьмая, наиболее резонансная, проблема в реализации социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России обусловлена только начальной стадией формирования системы превентивной помощи семье и детям.
На заключительной стадии исследования обобщены основные концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
первой концепцией развития изучаемой системы целесообразно отметить важность системного подхода к решению реальных проблем с участием всех заинтересованных сторон и создания средств постоянного мониторинга этой сферы;
полномочия управлений (центров) по вопросам семьи и детства как координатора системы защиты детских прав обязательно должны включать анализ изменений в институциональном ядре этой системы, что представляется второй концепцией развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
третья принципиальная концепция развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России определяется полномочиями по формированию реально действующих механизмов защиты интересов семьи и детства;
четвертой концепцией развития исследуемой системы целесообразно обозначить пять основных путей развития региональных (муниципальных) подразделений по вопросам семьи и детства, аргументированных в рамках проведенного исследования;
пятым путем развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России важно указать актуальные мероприятия по совершенствованию в рассматриваемой правовой сфере, которые обозначены в Концепции (в части профилактики семейного неблагополучия и обеспечения соцзащиты детей и семей, которые нуждаются в особой государственной заботе).
Нормативные правовые акты и другие документы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998.
2. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
3. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
4. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, Постановлением ВС СССР от 05.07.1991 N 2305-1 СССР признана компетенция Комитета по правам человека согласно ст. 41 Пакта) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
5. Конвенция N 138 Международной организации труда О минимальном возрасте для приема на работу: Конвенция МОТ, заключена в г. Женеве 26.06.1973 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 368 - 375.
6. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (принята 14.12.1974 Резолюцией 3318 (XXIX) на 2319-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 409 - 410.
7. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) Хартия ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения 05.01.2016).
9. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября - 19 декабря 1986 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53).- ООН. С. 328 - 330.
10. Конвенция о правах ребенка (заключена 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.
11. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10 - 13.
12. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml(дата обращения 05.01.2016).
13. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 712 - 720.
14. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека) // Дипломатический вестник. 1994. N 3 - 4. С. 45 - 63.
15. Конвенция N 182 Международной организации труда О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (заключена в г. Женеве 17.06.1999, ратифицирована Федеральным законом от 08.02.2003 N 23-ФЗ) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 8. С. 3 - 11.
16. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
17. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года), [Электронный ресурс], URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
18. Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей (принята резолюцией 62/88 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2007 года), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/child_sp_sess.shtml(дата обращения: 05.01.2016).
19. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
20. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
21. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2007. N 30. Ст. 3808.
22. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
23. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
24. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
25. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об образовании в РФ" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета, 2008. N 230.
28. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»// Российская газета, - N 88, 19.05.2009.
29. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 // Российская газета, 2010. N 273.
30. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
31. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами…)// Российская газета, N 94, 27.05.2009.
32. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р (ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» (вместе с "Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы") // Собрание законодательства РФ, 13.09.2010, N 37, ст. 4778.
33. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.»// Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс], URL: http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014, (дата обращения 05.01.2016).
34. Руководящие принципы по вопросам бизнеса и прав человека: Внедрение системы ООН «Защищай, уважай, исправляй» как приложения к отчету специального представителя генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека, транснациональных корпорациях и других предприятиях, A/HRC/17/31, ООН, 21 марта 2011, (одобрено Советом по правам человека ООН,A/HRC/RES/17/4), [Электронный ресурс], URL: atwww.ohchr.org/documents/issues/business/A.HRC.17.31.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
35. Американская конвенция о правах человека (заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969, Россия не участвует) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.
36. The Strategy on the Rights of the Child 2012-2015 (Стратегия Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, утверждена 15 февраля 2012 г. Советом Европы). [Электронный ресурс], URL: http://hub.coe.int/en/human-dignity-children/ (дата обращения 05.01.2016).
Научная и учебно-методическая литература
1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. с. 119.
2. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М., 2009. – с. 38.
3. Антокольская М.В. Семейное право. – М., 1996.
4. Бондаренко О. А. Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – с. 57.
5. Борисова Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в РФ (проблемы теории и практики). Диссертация докт. юрид. наук. – М., 2004. – с. 12.
6. Борисова Н.Е.. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. – с. 51.
7. Вобленко С.В. «Российские проблемы» Европейской хартии местного самоуправления как зеркало внутренних проблем хартии / Местное самоуправление в современной России. – М.: ИСРМО «Малые города». – Владимир, 2007. 440 с. – с. 169-175.
8. Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 1996. С. 91.
9. Иванова А. Е., Сабгайда Т. П., Семенова В. Г. и др. Смертность российских подростков от самоубийств. – М.: ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», 2011 г. – 118 с.
10. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие // [Электронный ресурс], URL: www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.html. (дата обращения: 05.01.2016).
11. Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации. Теоретический и историко-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 187.
12. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 48.
13. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2011. С. 47.
14. Кордуба С.Б. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 6.
15. Лутовинов В.И., Мотин Ю.Н. Военная политика Российской Федерации в условиях глобализации: учебное пособие/ под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2009. – с. 43.
16. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования. Иркутск, 2009. – с. 35.
17. Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2011. С. 66.
18. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД "Юрайт", 2011. С. 95.
19. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. – с. 127.
20. Тархов В. А. и др. Гражданское право России. Часть первая. - М.: Юристъ, 2000. - 464 с.
21. Тархов В.А. Гражданское право. Курс. Общая часть. Уфа, 1998. С. 144.
Периодические издания, статьи и авторефераты
1. Банщикова С.Л. Личные и имущественные права несовершеннолетних как объект правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2011. Т. 1. № 1. С. 235-242.
2. Беседкина Н.И. Права неродившегося ребенка // Государство и право. 2006. N 4. С. 55.
3. Беседкина Н.И. Конституционно-правовая защита прав неродившегося ребенка в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - 23 с.
4. Ботчаева М.А. Тайна усыновления в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 1(22). С. 181.
5. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 1999. N 8. С. 28; Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. С. 209.
6. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М.,2007. — 25 с.
7. Гликин М. «Сиротская доля» // Ведомости, 2014, № 16, [Электронный ресурс], URL: www.vedomosti.ru/newsline/news/22192641/sirotskaya-dolya (дата обращения: 05.01.2016).
8. Головистикова А.Н. Философское содержание категории "жизнь" и ее реализация в праве // Государство и право. 2005. N 6; Беседкина Н.И. Указ. соч.
9. Инновационные модели семейных форм устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник / под общ. ред. Н.П. Ивановой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2010. - 192 с.
10. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Пенза, 2010. — 25 с.
11. Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. N 2. С. 26.
12. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - 26 с.
13. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2002. - 25 с.
14. Нечаева А.М. Конституционные предпосылки семейного законодательства // Государство и право. 2008. N 12. С. 115.
15. Никонов К. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М.,2010. - 24 с.
16. Раев Д. Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан // Российская юстиция. 2001. N 8.
17. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ. Автореф.дис. … канд. юрид. наук. - Мытищи, 2009. - 20 с.
18. Сологуб А. Ю. Понятие «ребенок» в российском праве // «Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - с. 79-86.
19. Состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Обзор информации// Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации. 2008, № 21.
20. Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства: результаты анализа и рекомендации // под ред. Л.Н. Овчаровой, Е.Р. Ярской-Смирновой. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010, - с.10.
21. Филипова А.Г. Конструирование системы социальной защиты детства // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. № 2. С. 247-252.
22. Шийко-Окрух Малгожата. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2002. – 26 с.
Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Парламентской газеты,[Электронный ресурс], URL: http://www.pnp.ru/newspapers.html (дата обращения 05.01.2016).
2. Портал Благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям», [Электронный ресурс], URL: http://www.tppdetfond.ru/ (дата обращения 05.01.2016).
3. Сайт ЮНИСЭФ ООН, Инициатива по правам ребенка и принципам ведения бизнеса, [Электронный ресурс], URL: http://www.unicef.ru/upload/iblock/c0f/c0f7dc7994d929f01afab519207f0b75.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
4. Сведения Автоматизированной системы Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс], URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/SearchUD?OpenForm&Seq=1 (дата обращения 05.01.2016).
5. Сведения интернет-проекта Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России», [электронный ресурс], URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/ (дата обращения 05.01.2016).
6. Сведения официального сайта Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар". [Электронный ресурс], URL: https://uvsd.ru/laws.html(дата обращения 05.01.2016).
7. Сведения сайта проекта «К новой семье», [электронный ресурс], URL: http://smi.usinovi.ru/ (дата обращения 05.01.2016).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность выбранной темы исследования «Социальное обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Во-первых, переход экономики России от планово-административных методов управления к рыночным кардинально изменил политическую, экономическую и социальную обстановку в стране, что логично требует существенной перестройки, тактики и стратегии, и психологии всей социально-экономической жизни. Такой посыл относится в том числе к системе социального обеспечения России в целом и, в частности, к правовым конструкциям социальных доплат и другой помощи многодетным семьям и семьям одиноких родителей в России.
Во-вторых, согласно всемирной статистики, как указывает ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), в мире около 2,2 млрд детей в возрасте до 18 лет, это составляет почти треть всего населения мира, число подростков в возрасте от 10 до 19 лет представляют около 18 % всего населения. При этом, 1 млрд детей лишено одной или более услуг (условий), необходимых для выживания и развития, 215 млн подростков задействовано в детском труде, 101 млн потенциальных школьников не получают начального образования, а 51 млн детей не регистрируется при рождении . Также отмечается, что суициды входят в число 10 ведущих причин смерти населения во всех странах, а для молодежи в возрасте 15-34 лет - в тройку. К 2020 году суицид молодежи может выйти на второе место в мире, как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям .
В-третьих, приведенные актуальные угрозы нормальному детству, нарушения прав несовершеннолетних во множестве стран стали причиной активной международной и внутригосударственной деятельности в сфере защиты интересов детей, подчиненной общему принципу, в соответствии с которым интересы ребенка во всех действиях в отношении детей должны обладать первоочередным характером. В данной связи, закрепляя и развивая положения Декларации ООН о правах ребенка 1959 г. , в Конвенции ООН о правах ребенка , Конвенции МОТ 138 «О минимальном возрасте» и Конвенции МОТ 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» помимо всего прочего утверждается право детей во всем мире на жизнь, медицинскую помощь и образование посредством предоставления им жизненно необходимых товаров и услуг, а также признается необходимость обеспечения защиты детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия. Эти постулаты подтверждены и в российском основном законе – содержанием ст. 7, 15, 38, 39, 43, 45, 60 и пр. правил Конституции РФ прямо и косвенно обозначены пределы государственных гарантий защиты прав и интересов детей.
В-четвертых, ярким показателем эволюции отношения общества к основам правового положения ребенка в России представляется реакция, связанная с американским «актом Магнитского», в ответ на который практически реализован запрет усыновления российских детей американскими семьями. В частности, опрос «Левада-центра» в 2014 году показал, что 33 % граждан одобряют полный запрет выдачи сирот в Западную Европу и США. Еще 30 % согласны с зарубежным усыновлением с систематическим контролем новых семей. В 2013 году полный запрет одобряли 25%, а разрешение усыновления с постоянным контролем — 39 %. При этом за год с 36 до 41% выросло число уверенных в том, что сироты лучше воспитываются в приемных российских семьях, с 18 до 13% уменьшилось число сторонников приемных зарубежных семей. Вместе с этим 11% (было 9%) отстаивают важную роль государственных интернатов, детских домов и частных семейных учреждений . То есть, за последнее время отношение к правам российских сирот несколько изменилось, и власти удалось убедить российских граждан в пользе запрета в отношении иностранного усыновления.
Теоретические источники темы исследования в сфере защиты материнства и детства включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Таким образом, практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях обусловлена социальной направленностью российской государственности, которая с учетом динамичного общественного развития требует обновления действующих и разработки новых организационно-правовых конструкций социального обеспечения.
Цель и задачи работы
Целью дипломной работы является изучение особенностей правового регулирования в сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
обозначить теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России;
привести особенности правовой защиты интересов детей;
изучить сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства;
исследовать основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
рассмотреть актуальные направления социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
обозначить специальные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства;
представить проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
обобщить основные концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Методологические основы дипломной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России 7
1.1 Особенности правовой защиты интересов детей 7
1.2 Сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства 32
1.3 Основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 41
Глава II. Актуальные направления социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 62
2.1 Специальные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства 62
2.2. Проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России 71
2.3. Концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ 76
Заключение 87
Список источников и используемой литературы 94
В результате дипломной работы изучены особенности правового регулирования в сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ. На первом этапе работы обозначены теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в России.
В частности, приведены особенности правовой защиты интересов детей:
в настоящее время как в российском, так и международном праве понятие «ребенок» определяется категорией лиц, которые не достигли совершеннолетия (возраста 18 лет), что означает отсутствие каких-либо других критериев, определяющих статус ребенка (например, место рождения, раса, здоровье, особенности родителей и пр.) кроме хронологического показателя в виде совершеннолетия;
первой юридической особенностью правовой защиты интересов детей целесообразно указать особый всеобщий характер особого правового статуса ребенка в России и в международном сообществе;
второй особенностью можно указать сложный и спорный характер формирования правового статуса ребенка в России и в международном сообществе;
третьей юридической особенностью правовой защиты интересов детей следует указать на целесообразность защиты прав ребенка с начала седьмого месяца его внутриутробного развития;
четвертой особенностью можно указать перечень 4 общих факторов правового регулирования правового статуса ребенка в России:
во-первых, содержание этого статуса определяет основные возрастные стадии человеческой жизни, а также юридически значимые и признаваемые связи с родителями (опекунами, попечителями), непрекращающиеся после совершеннолетия, поскольку для родителей их ребенок остается таковым всегда;
во-вторых, в установленных случаях законодатель может приравнивать к статусу ребенка лиц, которые достигли совершеннолетия, обеспечивая тем самым их повышенную социальную защищенность;
в-третьих, дополнение статуса ребенка специальными правовыми критериями прибавляет механизмы социальной защиты для отдельных категорий детей;
в-четвертых, с возрастным изменением статуса ребенка согласно действующему ГК РФ, начиная с 6 лет расширяются пределы дееспособности несовершеннолетнего лица (объем гражданских прав и обязанностей);
пятой юридической особенностью правовой защиты интересов детей целесообразно отметить их многоотраслевой характер и государственно-правовое обеспечение их защиты;
в Декларации ООН о правах ребенка впервые обозначен термин «интересы ребенка» и провозглашена необходимость их наилучшего обеспечения как руководящим принципом для ответственных лиц (прежде всего, родителей) за обучение и образование ребенка;
общая озабоченность в отношении детских страданий в период вооруженных конфликтов (чрезвычайных обстоятельств) стала основанием для принятия Декларации ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 14 декабря 1974 г.;
документы, содержащие международные стандарты в сфере защиты детских прав (в части предупреждения преступности несовершеннолетних), включают Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г.;
дальнейшая эволюция системы защиты детских прав и интересов способствовала внедрению легитимных средств иностранного усыновления (в рамках Гаагской конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» от 29 мая 1993 г.);
под эгидой ООН в сфере защиты прав детей утверждены и провозглашены 6 деклараций, а также с учетом факультативных протоколов разработаны, приняты и реализуются 11 конвенций;
на примере основных принципов деятельности ЮНИСЭФ и с учетом обозначенных сведений об Инициативе по правам ребенка и принципам ведения бизнеса можно резюмировать, что нормы международного права в отношении защиты неимущественных прав детей обладают декларативным и расширенным характером и преемственным взаимодействием с основными институтами защиты прав человека. При этом система ООН отстаивает и развивает механизмы социальной ответственности коммерческих структур за негативное влияние на детей, препятствующего реализации неимущественных субъективных прав несовершеннолетних.
В дальнейшей работе изучена сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства, что позволило сделать следующие выводы:
правовая система социального обеспечения семьи и детства отличается всеобщим, доктринально-плановым характером, многоуровневым и многоотраслевым содержанием и включает пять основных элементов (категорий нормативных правовых актов и других документов): постулаты международного права в социальной сфере в виде норм соответствующих деклараций, конвенции и международных договоров РФ; социальные конституционные гарантии в виде публичных обязательств государства перед гражданами в части пенсионного и социального обеспечения; нормы федерального законодательства, регламентированные множеством специальных, относящихся непосредственно к социальной сфере, и других федеральных законов, которые включают в качестве дополнительных нормы о социальном обеспечении; президентские указы социальной направленности; нормативные правовые акты и прочие документы федеральной, региональной власти и муниципалитетов социальной сферы.
В рамках последующей работы на примере социальных подразделений Сызрани и Краснодара изучены основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России. Это привело к некоторым обобщениям:
основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России на примере специальных полномочий сызранского Управления включает:
1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений;
2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов;
3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;
уровень инструментов правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России обусловлен порядком утверждения документа, который определяет такие полномочия в сфере социальной защиты семьи и детей;
негативным фактором отмечено, что инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей и в Краснодаре, и в Сызрани не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты семьи и детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, мировых судов, прокуратуры, полиции и пр.).
Вторая глава предлагаемой работы посвящена анализу актуальных направлений социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России. Сперва были обозначены особенности специальных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам семьи и детства
с учетом всего объема сложной многоуровневой системы социального обеспечения семьи и детства представляется логичным добавления в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ принципа простоты, который позволял бы нуждающейся семье оперативно получать необходимую помощь;
гарантии, предоставляемые государством детям согласно Стратегии, представляются также первым элементом системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства;
перечень 9 основных проблем-целей в сфере детства, определенные в Стратегии следует обозначить вторым звеном системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства;
третьим элементом рассматриваемой системы важно отметить комплекс первоочередных мер по обеспечению гарантий детских прав и интересов;
четвертым элементом системы региональных и муниципальных полномочий по вопросам социального обеспечения семьи и детства следует указать полномочия по организации и обеспечению качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей;
пятый элемент исследуемой системы включает полномочия по организации и обеспечению здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни;
в зависимости от политической воли на местах мероприятия Стратегии легитимируются в документах или регионального, или муниципального уровня, что подтверждает обозначенный выше тезис о необходимости формирования реально действующих механизмов защиты интересов семьи и детства, а также аргументирует актуальную важность шестого элемента изучаемой системы, которая включает актуальную необходимость активного внедрения информационного взаимодействия со всеми субъектами рассматриваемой сферы соцзащиты детских интересов (системы открытых данных на местах).
В дальнейшей работе представлены проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России, что позволило сделать следующие выводы:
необходимость особой системы соцобеспечения в отношении многодетных семей обусловлена двумя основными проблемами:
во-первых, многодетный родитель несет повышенную нагрузку по воспитанию и содержанию детей, по уходу и присмотру за ними;
во-вторых, многодетный родитель располагает из-за указанной повышенной нагрузки меньшей возможностью к получению средств существования семьи вне дома за счет оплачиваемой работы;
два основных направления организации работы в регионах и муниципалитетах (снижения нагрузки по воспитанию, увеличения возможности заработка) представляются первой практической проблемой в реализации полномочий на местах в области соцобеспечения многодетных семей;
по фактическим данным вторая главная проблема в реализации региональных и муниципальных полномочий в области соцобеспечения многодетных семей в России сопряжена с их редкостью и существенной сложностью многоуровневой системы соцобеспечения;
третьей (материальной) проблемой важно отметить необходимость в соцобеспечении многодетных семей в части достижения необходимого минимума для нормального питания и наличия одежды;
четвертая проблема в реализации рассматриваемых полномочий обусловлена реальными трудностями в обеспечении всех желающих работой (например, в отсутствии гибкой системы аутсоринга, временных трудовых отношений для одинокого родителя и пр.);
пятая проблема определяется неэффективностью перевода регулирования социальной сферы с федерального на региональный уровень;
к шестой проблеме относится общий фактор объективных барьеров социально-экономического развития нашей страны;
седьмая, наиболее резонансная, проблема в реализации социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России обусловлена только начальной стадией формирования системы превентивной помощи семье и детям.
На заключительной стадии исследования обобщены основные концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
первой концепцией развития изучаемой системы целесообразно отметить важность системного подхода к решению реальных проблем с участием всех заинтересованных сторон и создания средств постоянного мониторинга этой сферы;
полномочия управлений (центров) по вопросам семьи и детства как координатора системы защиты детских прав обязательно должны включать анализ изменений в институциональном ядре этой системы, что представляется второй концепцией развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России;
третья принципиальная концепция развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России определяется полномочиями по формированию реально действующих механизмов защиты интересов семьи и детства;
четвертой концепцией развития исследуемой системы целесообразно обозначить пять основных путей развития региональных (муниципальных) подразделений по вопросам семьи и детства, аргументированных в рамках проведенного исследования;
пятым путем развития системы социального обеспечения многодетных семей и одиноких родителей в России важно указать актуальные мероприятия по совершенствованию в рассматриваемой правовой сфере, которые обозначены в Концепции (в части профилактики семейного неблагополучия и обеспечения соцзащиты детей и семей, которые нуждаются в особой государственной заботе).
Нормативные правовые акты и другие документы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998.
2. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
3. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
4. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, Постановлением ВС СССР от 05.07.1991 N 2305-1 СССР признана компетенция Комитета по правам человека согласно ст. 41 Пакта) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
5. Конвенция N 138 Международной организации труда О минимальном возрасте для приема на работу: Конвенция МОТ, заключена в г. Женеве 26.06.1973 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 368 - 375.
6. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (принята 14.12.1974 Резолюцией 3318 (XXIX) на 2319-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 409 - 410.
7. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) Хартия ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения 05.01.2016).
9. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября - 19 декабря 1986 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53).- ООН. С. 328 - 330.
10. Конвенция о правах ребенка (заключена 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.
11. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10 - 13.
12. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml(дата обращения 05.01.2016).
13. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 712 - 720.
14. Венская декларация и программа действий (Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека) // Дипломатический вестник. 1994. N 3 - 4. С. 45 - 63.
15. Конвенция N 182 Международной организации труда О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (заключена в г. Женеве 17.06.1999, ратифицирована Федеральным законом от 08.02.2003 N 23-ФЗ) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 8. С. 3 - 11.
16. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
17. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года), [Электронный ресурс], URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
18. Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей (принята резолюцией 62/88 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2007 года), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/child_sp_sess.shtml(дата обращения: 05.01.2016).
19. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
20. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
21. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2007. N 30. Ст. 3808.
22. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
23. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
24. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
25. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об образовании в РФ" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета, 2008. N 230.
28. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»// Российская газета, - N 88, 19.05.2009.
29. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 // Российская газета, 2010. N 273.
30. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
31. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами…)// Российская газета, N 94, 27.05.2009.
32. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р (ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» (вместе с "Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы") // Собрание законодательства РФ, 13.09.2010, N 37, ст. 4778.
33. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.»// Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс], URL: http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014, (дата обращения 05.01.2016).
34. Руководящие принципы по вопросам бизнеса и прав человека: Внедрение системы ООН «Защищай, уважай, исправляй» как приложения к отчету специального представителя генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека, транснациональных корпорациях и других предприятиях, A/HRC/17/31, ООН, 21 марта 2011, (одобрено Советом по правам человека ООН,A/HRC/RES/17/4), [Электронный ресурс], URL: atwww.ohchr.org/documents/issues/business/A.HRC.17.31.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
35. Американская конвенция о правах человека (заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969, Россия не участвует) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.
36. The Strategy on the Rights of the Child 2012-2015 (Стратегия Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, утверждена 15 февраля 2012 г. Советом Европы). [Электронный ресурс], URL: http://hub.coe.int/en/human-dignity-children/ (дата обращения 05.01.2016).
Научная и учебно-методическая литература
1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. с. 119.
2. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М., 2009. – с. 38.
3. Антокольская М.В. Семейное право. – М., 1996.
4. Бондаренко О. А. Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – с. 57.
5. Борисова Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в РФ (проблемы теории и практики). Диссертация докт. юрид. наук. – М., 2004. – с. 12.
6. Борисова Н.Е.. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. – с. 51.
7. Вобленко С.В. «Российские проблемы» Европейской хартии местного самоуправления как зеркало внутренних проблем хартии / Местное самоуправление в современной России. – М.: ИСРМО «Малые города». – Владимир, 2007. 440 с. – с. 169-175.
8. Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 1996. С. 91.
9. Иванова А. Е., Сабгайда Т. П., Семенова В. Г. и др. Смертность российских подростков от самоубийств. – М.: ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», 2011 г. – 118 с.
10. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие // [Электронный ресурс], URL: www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.html. (дата обращения: 05.01.2016).
11. Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации. Теоретический и историко-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 187.
12. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 48.
13. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2011. С. 47.
14. Кордуба С.Б. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 6.
15. Лутовинов В.И., Мотин Ю.Н. Военная политика Российской Федерации в условиях глобализации: учебное пособие/ под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2009. – с. 43.
16. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования. Иркутск, 2009. – с. 35.
17. Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2011. С. 66.
18. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД "Юрайт", 2011. С. 95.
19. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. – с. 127.
20. Тархов В. А. и др. Гражданское право России. Часть первая. - М.: Юристъ, 2000. - 464 с.
21. Тархов В.А. Гражданское право. Курс. Общая часть. Уфа, 1998. С. 144.
Периодические издания, статьи и авторефераты
1. Банщикова С.Л. Личные и имущественные права несовершеннолетних как объект правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2011. Т. 1. № 1. С. 235-242.
2. Беседкина Н.И. Права неродившегося ребенка // Государство и право. 2006. N 4. С. 55.
3. Беседкина Н.И. Конституционно-правовая защита прав неродившегося ребенка в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - 23 с.
4. Ботчаева М.А. Тайна усыновления в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 1(22). С. 181.
5. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 1999. N 8. С. 28; Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. С. 209.
6. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М.,2007. — 25 с.
7. Гликин М. «Сиротская доля» // Ведомости, 2014, № 16, [Электронный ресурс], URL: www.vedomosti.ru/newsline/news/22192641/sirotskaya-dolya (дата обращения: 05.01.2016).
8. Головистикова А.Н. Философское содержание категории "жизнь" и ее реализация в праве // Государство и право. 2005. N 6; Беседкина Н.И. Указ. соч.
9. Инновационные модели семейных форм устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник / под общ. ред. Н.П. Ивановой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2010. - 192 с.
10. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Пенза, 2010. — 25 с.
11. Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. N 2. С. 26.
12. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - 26 с.
13. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2002. - 25 с.
14. Нечаева А.М. Конституционные предпосылки семейного законодательства // Государство и право. 2008. N 12. С. 115.
15. Никонов К. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М.,2010. - 24 с.
16. Раев Д. Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан // Российская юстиция. 2001. N 8.
17. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ. Автореф.дис. … канд. юрид. наук. - Мытищи, 2009. - 20 с.
18. Сологуб А. Ю. Понятие «ребенок» в российском праве // «Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - с. 79-86.
19. Состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Обзор информации// Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации. 2008, № 21.
20. Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства: результаты анализа и рекомендации // под ред. Л.Н. Овчаровой, Е.Р. Ярской-Смирновой. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010, - с.10.
21. Филипова А.Г. Конструирование системы социальной защиты детства // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. № 2. С. 247-252.
22. Шийко-Окрух Малгожата. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2002. – 26 с.
Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Парламентской газеты,[Электронный ресурс], URL: http://www.pnp.ru/newspapers.html (дата обращения 05.01.2016).
2. Портал Благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям», [Электронный ресурс], URL: http://www.tppdetfond.ru/ (дата обращения 05.01.2016).
3. Сайт ЮНИСЭФ ООН, Инициатива по правам ребенка и принципам ведения бизнеса, [Электронный ресурс], URL: http://www.unicef.ru/upload/iblock/c0f/c0f7dc7994d929f01afab519207f0b75.pdf (дата обращения: 05.01.2016).
4. Сведения Автоматизированной системы Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс], URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/SearchUD?OpenForm&Seq=1 (дата обращения 05.01.2016).
5. Сведения интернет-проекта Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России», [электронный ресурс], URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/ (дата обращения 05.01.2016).
6. Сведения официального сайта Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар". [Электронный ресурс], URL: https://uvsd.ru/laws.html(дата обращения 05.01.2016).
7. Сведения сайта проекта «К новой семье», [электронный ресурс], URL: http://smi.usinovi.ru/ (дата обращения 05.01.2016).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую