Феномен непрерывного образования на сегодняшний день представляет собой один из важных элементов образовательной стратегии государства и необъемлемую характеристику информационного общества. Образование является каналом восходящей социальной и территориальной мобильности, важнейшим механизмом социализации и социокультурной интеграции. Именно поэтому исследование отношения отдельных групп общества к непрерывному образованию и смежным с ним вопросам имеет ключевое значение. В приложении прилагается анкета и результаты исследования в табличном виде.
Введение
1. Теоретические основы понятия «непрерывное образование».
1.1. Подходы к пониманию феномена «непрерывное образование».
1.2 Характеристики, виды и функции непрерывного образования на современном этапе развития общества.
2. Исследование ценностных установок молодежи учиться непрерывно (на примере студенчества)
2.1. Отношение студентов к непрерывному образованию в целом.
2.2. Гендерные различия в восприятии непрерывного образования среди студенчества.
2.3 Различия в отношении к отдельным аспектам непрерывного образования студентов по мере взросления.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Возможность и желание, формы молодежи учиться непрерывно (всю жизнь)
Уважаемый участник опроса!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвященном изучению установок, касающихся непрерывного образования. Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который отражает ваше мнение или напишите свой вариант.
1. Хотели бы Вы продолжить свое образование, получить другую специальность или дополнительные знания, навыки?
1.1. Да, хотел(-а)
1.2. Нет, не хотел(-а) (перейдите к вопросу 3)
1.3. Затрудняюсь ответить (перейдите к вопросу 3)
2. Какие цели Вы преследуете, желая продолжить свое образование, получить другую специальность или дополнительные знания, навыки? (возможно несколько вариантов ответа)
2.1. Развиваться и расширять кругозор
2.2. Получать высокую зарплату
2.3. Овладеть навыками, стать специалистом в определённой сфере
2.4.
...
1.1. Подходы к пониманию феномена «непрерывное образование».
Глубокие социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране, а также развитие и стремительная информатизация общества обусловили повышенный как научно-исследовательский, так и индивидуально- личностный интерес к непрерывной образовательной деятельности, которая длится в течение всей жизни. На сегодняшний день характерной чертой любого развитого общества сейчас является непрерывное образование.
Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся». Традиционные представления, приписываемые обучающемуся как человеку не старше 25 лет, и обучающемуся стационарно не соответствуют современным реалиям. На смену стационарного образования приходит дистанционное, а возраст индивида, получающего формальное образование, увеличивается. Образование становится непрерывным и осмысливается как «поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста» [11].
...
1.2 Характеристики, виды и функции непрерывного образования на современном этапе развития общества.
Кройтор С. Н. выделяет четыре основные характеристики, отличающие непрерывное образование [3,320].
- «продолженность» образования во времени, заключающаяся в реализации образовательных практик в течение всей жизни человека;
- континуальность образовательной активности человека, что подразумевает проникновение образовательной деятельности в жизнь индивида и влекущая необходимость сочетать эту с другими видами социальной активности, в частности, с трудовой, досуговой и т.д. В этой связи содержание самого понятия образования в современной науке несколько видоизменяется и расширяется.
...
2.1. Отношение студентов к непрерывному образованию в целом.
В рамках данной работы нами было проведено социологическое исследование с целью исследования ценностных установок молодежи учиться непрерывно. При этом методом сбора первичной информации был опрос, проведенный в форме очного группового анкетирования. Анкетирование проводилось в ноябре-декабре 2016 г. среди студентов, обучающихся на факультете менеджмента Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Генеральная совокупность составила 100 человек (N=100), при этом опрашивались как мужчины, так и женщины1.
...
2.2. Гендерные различия в восприятии непрерывного образования среди студенчества.
В рамках данного исследования нами также исследовались гендерные различия в восприятии непрерывного образования среди студенчества. В рамках анкетного вопроса распределение мужчин и женщин составило 38% и 62% соответственно. Результаты исследования в гендерном разрезе говорить о примерно равном стремлении продолжать образование: о таком намерении заявило 82% женщин и 79% (См. Рис. 9).
Рисунок 9 - Распределение ответов на вопрос: Хотели бы Вы продолжить свое образование, получить другую специальность или дополнительные знания, навыки?, в зависимости от пола респондентов, в %
В то же время мужчины и женщины дают разные оценки в вопросе отношения к самообразованию. Согласно распределению ответов на данный вопрос по пятибалльной шкале, женщины, в отличии от мужчин в два раза чаще присваивали ценности самообразования высший балл (48% и 21% соответственно) (См. Табл. 1).
...
2.3 Различия в отношении к отдельным аспектам непрерывного образования студентов по мере взросления.
Последней задачей, которую мы ставили в рамках данного исследования, было исследование отношения к некоторым аспектам непрерывного образования молодежи в разрезе их возраста. Учитывая тот факт, что мы исследовали установки внутри студенческой среды, мы посчитали целесообразным проследить динамику данных установок в рамках «образовательного взросления», проведя анкетный вопрос среди студентов 1 и 3 курса, обучающихся по направлению бакалавриата и студентов 2 курса, обучающихся в магистратуре, выделив 3 группы респондентов соответственно (n=33, n=33, n=34).
По мере взросления в рамках получения образования студенты демонстрируют возрастание желания продолжать образование, повышая свой интеллектуальный уровень.
...
Заключение
На сегодняшний день характерной чертой любого развитого общества сейчас является непрерывное образование. При этом понимание непрерывного образования подразумевает «образование длиною в жизнь, сочетающую в себе как формальное образование, так и самообразование.
Авторское исследование, посвященное исследованию отношения молодежи к непрерывному образованию в студенческой среде, подтвердило, что молодежь высоко оценивает значение непрерывного образования и самообразования, подавляющее большинство из них не видят препятствий при совмещении обучения и работы и демонстрируют готовность оплачивать обучение в будущем.
Исследование позволило выявить гендерные особенности в рамках анкетного опроса. В частности, женщины более высоко оценивают роль самообразования и рассматривают в качестве целей повышения своего образовательного уровня именно его интеллектуальную составляющую.
...
Список литературы представлен 11 источниками.