ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования несомненна, поскольку семья является одним из наиболее значимых институтов общественного развития, отвечающих за стабильность его членов и способность восполнения и развития последующих поколений. Следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы общественного развития и взаимодействия, включая семью. В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностно и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодёжи к семейной жизни.
Семья изучается на стыке наук и поэтому требует полинаучного подхода:
- в философии семья рассматривается как ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита. (И.Г. Герасимов, А.И. Пригожин, Ф. Энгельс);
- в социологии семья представляется как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования – подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах (А.И. Антонов, В.М. Медков, С.Я. Вольфсон, М.С. Мацковский);
- в этнографии – как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей (М.С. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев);
- в антропологии – как биологическая заданность, наследственность и естественная природа человека (В.С. Вишаренко, Г.Н. Волков, В.В. Елизаров, Ю.И. Семенов);
- в психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости, влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.С. Дружинин).
Цель исследования – выявить и проанализировать представления о браке как социально-психологическом феномене.
Объект исследования – брачные отношения.
Предмет исследования – супружество как социально-психологический феномен (по материалам социологического исследования).
В соответствии с обозначенными целью, объектом и предметом в работе решается ряд задач:
1) дать общую характеристику семейно-брачных отношений;
2) проанализировать основные социально-психологические подходы к исследованию супружеских отношений;
3) охарактеризовать основные социально-психологические условия становления супружеских отношений;
4) разработать анкету «Супружеские отношения в браке»;
5) представить результаты исследования супружества как социально-психологического феномена;
6) проанализировать данные эмпирического исследования супружества как социально-психологического феномена.
Методы: анализ и синтез социологической и психологической литературы, анкетирование, беседы с респондентами, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Выборку составили 100 респондентов возрастом от 20 до 60 лет, из них 5- мужчин и 50 женщин. Исследование проводилось на базе Управления ГОЧС г. Владивостока.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ социологической и психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения супружества как социально-психологического феномена;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа социологической и психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей супружество в системе семейных отношений;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения супружества как социально-психологического феномена, проведён анализ данных исследования.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 87 позиций, и приложения (авторская анкета). Общий объём работы – 84 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУПРУЖЕСТВО В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Общая характеристика семейно-брачных отношений 6
1.2. Основные социально-психологические подходы к исследованию
супружеских отношений 17
1.3. Социально-психологические условия становления супружеских
отношений 33
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСТВА
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА 51
2.1. Результаты исследования супружества как социально-
психологического феномена 51
2.2. Анализ данных эмпирического исследования супружества
как социально-психологического феномена 60
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое нами исследование было посвящено исследованию супружества как социально-психологического феномена (по материалам социологического исследования). Ниже представлены основные выводы.
1. Анализ литературы свидетельствует о том, что существуют различные дефиниции понятия «семья». С точки зрения социологии, семья эксплицируется как первичная социальная группа, социальный институт, социальная система, в которой все ее члены имеют определенные статусы и роли. В философском контексте семья – это специфическое бытие человека, в котором происходит материальное, духовное и душевное соединение мужского и женского начал, рождение и воспитание новой жизни. В психолого-педагогическом словаре семья рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.
2. Значимость семьи определяется следующими факторами: 1) семья как общечеловеческая ценность является транслятором культурного наследия, этических норм и традиций; 2) семья воздействует на общество, на формирование личности, в том числе на формирование нравственных установок, идеалов, на ее отношение к культурному наследию; 3) семья влияет на усвоение гендерных ролей и воспроизводство населения; 4) семья оказывает влияние не только на формирование внутреннего мира человека, но и на все стороны его жизнедеятельности, выступая важнейшим инструментом социализации личности.
3. Проведённый нами анализ научной литературы дал возможность выявить типологию межличностных отношений в семье с точки зрения различных авторов и научных направлений. К ним относятся: 1) символический интеракционизм; 2) функционализм; 3) подход социального обмена и рационального выбора; 4) подход социального конфликта; 5) системный подход; 6) подход развития семейного жизненного пути и др. Различные подходы к супружеству базируются на различных основаниях. Вместе с тем, их сближает признание семьи как важнейшего социально-психологического феномена. Становление супружеских отношений обусловлено такими социально-психологическими факторами, как: 1) принадлежность к определённой социокультурной общности; 2) ценностные ориентации; 3) желание и стремление преодолевать семейные кризисы.
4. Анализ данных эмпирического исследования позволил нам выявить 4 кластера, объединяющих испытуемых по отношению к супружеству как социально-психологическому феномену. Первый кластер включает в себя 23 респондента (23% опрошенных). Представители данного кластера рассматривают супружество как официально зарегистрированные отношения мужчины и женщины с целью создания семьи и ведения общего быта. Они указывают на различия между зарегистрированным браком и сожительством. Основой брака, в их понимании, должна быть взаимная любовь. Вместе с тем, в семьях данных респондентов присутствуют выраженные социально-психологические проблемы. Супруги не очень любят общаться друг с другом, между ними довольно часто возникают конфликты. Решения важных вопросов принимаются супругами единолично, а при выборе между семьёй и работой они склонны выбирать работу. В целом, респонденты данного кластера полагают, что брак мешает их карьерным устремлениям. Модель семейных отношений с работающей женой и мужем-домохозяином отвергается ими. Социально-психологический климат в их семьях оценивается отрицательно.
5. Второй кластер охватывает 45 человек (45% опрошенных). Эти люди схожи с представителями первого кластера в понимании супружества как официального союза, а также разницы между зарегистрированным браком и сожительством. Вместе с тем, социально-психологический климат в их семьях принципиально отличается. Они любят общение со своими супругами и хотели бы иметь больше времени для такого общения. Конфликты между ними возникают скорее редко, чем часто, важные для семьи решения принимаются, как правило, на демократической основе. Данные респонденты колеблются в выборе между семьёй и работой, но, в целом, не считают брак помехой карьере. Эти люди полагают, что ведением домашнего хозяйства должен заниматься тот, у кого в данный момент больше возможностей для этого. Таким образом, для них вполне приемлема модель семьи, в которой основным добытчиком является жена. Морально-психологический климат в своих семьях сотрудники определяют скорее как положительный, чем отрицательный.
6. Третий кластер объединяет собой 20 анкетируемых (20% опрошенных). В общих чертах, представители данного кластера имеют значительное сходство с представителями предыдущего кластера. Вместе с тем, в их семьях между супругами наблюдается большая близость. Для них важна как взаимная любовь, так и общность взглядов на жизнь, на супружеский долг и семью. Они никогда не тяготятся взаимным общением, все решения принимают совместно, а семья имеет безусловный приоритет перед карьерой. Для таких семей характерно традиционное разделение домашних обязанностей, а модель семьи, в которой финансовая сторона обеспечивается женой, а домашнее хозяйство – мужем, не приветствуется. Морально-психологический климат в своих семьях респонденты оценивают как положительный.
7. Четвёртый кластер объединяет собой 12 респондентов (12% опрошенных). Представители данного кластера определяют брак как официально зарегистрированные отношения, предполагающие как ведение общего быта, так и личностное взаимодействие мужчины и женщины. Вместе с тем, они не могут однозначно определить различия между зарегистрированным браком и сожительством, поскольку совместная жизнь, в их понимании, основывается на чувствах и общности взглядов, а не на формальном признании союза. Можно предположить, что данные респонденты демонстрируют несколько незрелый подход к супружеской жизни: декларируя важность чувств и общности взглядов на жизнь, они довольно часто конфликтуют, не могут выработать общий подход к решению принципиальных вопросов. Они затрудняются в выборе между семьёй и карьерой, но, в целом, не считают их взаимоисключающими. Респонденты полагают, что домашними делами должны заниматься оба супруга. Морально-психологический климат в таких семьях характеризуется скорее как отрицательный, чем положительный.
Подытоживая вышесказанное, отметим: проведённый нами анализ позволил выявить взгляды респондентов на брак как социально-психологический феномен, охарактеризовать особенности их брачно-семейной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: АспектПресс, 2010. – 368 с.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб: Питер, 2007. – 256 с.
4. Апресян, Р.Г. Демократия и гражданство / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов // Вопросы философии. – 1996. - №7. – С. 3 – 17.
5. Безнощенко, Е.А. Семья как социальная ценность: Философский анализ: Дис. канд. филос. наук. – М., 2010.
6. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бесмтужев-Лада. – М.: Владос, 1998.
7. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийар. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
8. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер. – М., 1994.
9. Виникот, Д.В. Семья и развитие личности / Д.В. Винникот. – Екатеринбург: Литур, 2004. – 400 с.
10. Голод, С.И. Будущая семья: какова она? Социально-нравственный аспект / С.И. Голод. – М.: Знание, 1990. – 62 с.
11. Григорьев, С.И. Социология. Основы модернизации социального знания / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006.
12. Гурко, Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений / Т.А. Гурко // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Канон-Пресс, 2001.
13. Дружинин, В.А. Психология семьи / В.А. Дружинин. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
14. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии / Э. Дюркгейм. – Пер. с фр. А.Б. Гофмана. – М.: Наука, 1991.
16. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм. – М., 1998.
17. Журавлёв, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлёв, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2011. – 496 с.
18. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 576 с.
19. Келли, Г. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости / Г. Келли, Дж. Тибо // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1984.
20. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
21. Кутырев, В.А. Философия постмодернизма / В.А. Кутырев. – Нижний Новгород, 2006. – 95 с.
22. Линтон, Р. Личность, культура и общество / Р. Линтон // Личность. Культура. Общество. – 2001. – Т. 3. – Вып. 1.
23. Луков, А. Культурная социализация / А. Луков // Знание. Понимание. Умение: Информационный гуманитарный портал. – 2008. - №3. Социология.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 2005. – 408 с.
25. Мердок, Дж.П. Социальная структура / Дж.П. Мердок. – Пер.с англ. А.В. Коротаева. – М.: ОГИ, 2003.
26. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: АСТ; Хранитель, 2006.
27. Мосс, М. Общества, обмен, личность / М. Мосс. – М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996.
28. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. – 400 с.
29. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.
30. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапцевич. – Минск: Современная школа, 2010.
31. Нойберт, Р. Новая книга о супружестве / Р. Нойберт. – М.: Планета, 1991. – 320 с.
32. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997.
33. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969.
34. Рашковский, Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. – 2010. - №10.
35. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
36. Роджерс, К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. – 456 с.
37. Розанов, В.В. Женщина перед великой задачею. Религия и культура / В.В. Розанов. – Т. 1. – М.: Правда, 1990.
38. Розин, В.М. Судьба молодой семьи. Психологические размышления о современной любви и семье / В.М. Розин. – М.: Московский рабочий, 1990. – 107 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
40. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб: Речь, 2006. – 283 с.
41. Ситарм, К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарм, Г. Когделл // Человек. – 1992. - №4.
42. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
43. Сорокин, П. Система социологии / П. Сорокин. – М.: Наука, 1993. – 1136 с.
44. Социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2008.
45. Социология / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.
46. Социология. Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова. – М., 2003.
47. Сычёва, Е.Р. Современная здоровая семья / Е.Р. Сычёва, А.Д. Сычёв, В.А. Башта, Н.П. Минченко // Семья XXI века: ценности, ориентиры: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. В.Я. Мачнева, Л.В. Куриленко. – Самара: Универс групп, 2008. – 304 с.
48. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. – М., 2011.
49. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2010.
50. Трельч, Э. Социальные учения христианских церквей / Э. Трельч. – Пг., 1912.
51. Тронина, Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: Дис. канд. филос. наук. – Тула, 2010.
52. Тэн, И. Философия истории и искусства / И. Тэн. – М., 1984.
53. Тюгашев, Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 180 с.
54. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: В 2-х тт. / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2005.
55. Хамитов, Н. Философский словарь / Н. Хамитов, С. Крылова. – К.: КНТ; Центр учебной литературы, 2006.
56. Харчев, А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М.: Статистика, 1978.
57. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен / Дж. Хоманс // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1984.
58. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 768 с.
59. Шумпетер, Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия / Й.А. Шумпетер. – М.: Экономика, 1995. – 539 с.
60. Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 144 с.
61. Bateson, G. Culture contact and schismogehesis / G. Bateson. – Man, 1935.
62. Bateson, G. Toward a theory of schizophrenia / G. Bateson, D. Jackson, J. Haley, J. Weekland // Behavioural Science, 1956.
63. Buckley, W. Sociology and modern systems theory / W. Buckley. – Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1967.
64. Burgess, E.W. The family as a unit of interacting personalities / E.W. Burgess. – The Family, 1926.
65. Burr, W.R. Symbolic interaction and the family / W.R. Burr, G. Leigh, R. Day // Contemporary theories about the family. – 1979. – Vol. 2.
66. Caplow, T. Two against one: Coalitions in triads / T. Caplow. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1968.
67. Glick, P.C. The family cycle / P.C. Glick // American Sociological Review. – 1947. – Vol. 12.
68. Hawley, A. Human ecology: A theoretical essay / A. Hawley. – Chicago: University of Chicago Press, 1986.
69. Hess, R.D. Family words: Psychological approach to family life / R.D. Hess, G. Handel. – Chicago: University of Chicago Press, 1959.
70. Hill, R. Families under stress / R. Hill, R. Duvall. – New York: Harper, 1947.
71. Levinger, G. A social exchange view on the dissolution of pair relationship / G. Levinger // Family relationships: Rewards and costs. – Becerly Hills, CA: Sage, 1982.
72. Lewis, R. Theorizing about the quality and stability of marriage / R. Lewis, G. Spanier // Contemporary theories about the family. – 1979. – Vol. 2.
73. Mederer, H. Critical translation over the family life span: Theory and research / H. Mederer // Social stress and the family: Advanced and developments in family stress theory and research. – New York: Haworth press, 1983.
74. Nye, F.I. Family mini-theories as special instances of choice and exchange theory / F.I. Nye // Journal of Marriage and the Family. – 1980. – Vol. 42.
75. Olson, D.H. Family systems: Understanding your roots / D.H. Olson // Research and theory in family science. – Pacific Grove, CA: Brooks / Cole, 1995.
76. Parsons, T. The American family: Its relations to personality and to the social structure / T. Parsons // Family, socialization, and interaction process. – New York: Free Press, 1955.
77. Parsons, T. The normal American family / T. Parsons // Man and civilization: The Family’s search for survival. – New York: McGraw-Hill, 1965.
78. Richardson, R.W. Birth order and you / R.W. Richardson, L.A. Richardson. – North Vancouver, British Columbia: Self-Counsel Press, 1990.
79. Rodgers, R.H. Family interaction and translation: The developmental approach / R.H. Rodgers. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1973.
80. Rowe, G.P. The developmental conceptual framework to the study of the family / G.P. Rowe // Emerging conceptual frameworks in family analysis.
81. Sabatelli, R.M. Exchange and Resource Theories / R.M. Sabatelli, C.L. Shehan // Sourcebook of family theories and methods. A contextual approach, 1993.
82. Sprey, J. Conflict theory and the study of marriage and the family / J. Sprey // Contemporary theories about the family. – 1979. – Vol. 2.
83. Thomas, W.I. The Polish peasant in Europe and America / W.I. Thomas, F. Znaniecki. – Boston, MA: Badger, 1918 – 1920.
84. Turner, J.H. Human institutions: A theory of societal evolution / J.H. Turner. – Rowan and Littlefield, 2004.
85. Waller, W. The family: A dynamic interpretation / W. Waller. – New York: Dryden, 1938.
86. Waller, W. The family: A dynamic interpretation (rev. ed.) / W. Waller, R. Hill. – New York: Dryden, 1951.
87. White, J.M. Family theories / J.M. White, D.M. Klein. – Sage, 2008.