Данная работа посвящена социально-педагогическим функциям системы образования на современном этапе. Изучение данной темы является особенно актуальным, поскольку на сегодняшний день система образования или институт образования играет важнейшую роль в жизни общества, социально-педагогическая деятельность обретает особенную значимость в условиях кризисных явлений в современном обществе. Образование выполняет важнейшие социально-педагогические функции, в частности, оно помогает личности развиваться, успешно проходить социализацию, решать многие жизненные проблемы и задачи.
Сегодня актуальна проблема повышения эффективности социально-педагогической деятельности в образовании, поскольку именно такая деятельность помогает реализовывать социально-педагогические функции современного образования. Одним из основных методов социально-педагогической деятельности в современной системе образования является социально-педагогическое проектирование. Это достаточно сложная сфера системы образования, которая требует решения целого комплекса задач. В связи с этим эта область традиционно привлекает внимание исследователей, как социологов, так и педагогов.
Главная цель исследования – рассмотреть основные социально-педагогические функции системы образования на современном этапе.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности взаимодействия общества и института образования.
2. Охарактеризовать основные функции образования.
3. Изучить сущность и содержание социально-педагогической деятельности в образовательной системе.
4. Охарактеризовать проблему повышения эффективности социально-педагогической деятельности в системе образования.
5. Провести исследование работы социального педагога в образовательном учреждении, оценить ее эффективность.
6. Привести рекомендации к разработке и реализации социально-педагогических проектов в образовательном учреждении.
Предмет исследования – социально-педагогические функции системы образования на современном этапе.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.
Рассматриваемая нами тема является достаточно хорошо изученной в научной литературе. Концептуальные положения социально-педагогической деятельности рассмотрены в трудах И. Авотса, В.К. Бальсевича, М.Р. Видемана, Н.И. Лапина, A.M. Пищика, С.В. Соколова, В.И. Столярова, Ж.Т. Тощенко, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Шимина, Е.Г. Юдина и др. Эти авторы в основном занимались разработкой проблемы социально-педагогического проектирования.
Общие аспекты социально-педагогической деятельности, её содержания представлены в работах Н.П. Клушиной, П. Наторпа, Т. Ноля, Г. Боймера и многих других исследователей.
В процессе разработки предлагаемой темы была использована литература, посвященная социально-педагогической деятельности, её принципам и функциям. В частности, следует выделить работы В.И. Безрукова, Ю.В. Васильковой, С.В. Антонюка и т.д.
Данная работа имеет практическую значимость, поскольку в ходе практического анализа были выработаны рекомендации по повышению эффективности социально-педагогической деятельности в современной системе образования, а усиление эффективности будет способствовать большей реализации всех положительных функций социально-педагогической образовательной деятельности. Приведенные рекомендации могут быть реализованы.
Введение 3
Глава 1. Характеристика образования и его функций 5
1.1. Образование и общество: особенности взаимодействия 5
1.2. Образование и его ключевые функции 13
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в системе образования 23
2.1.О сущности и содержании социально-педагогической деятельности в образовательной системе 23
2.2.Проблема повышения эффективности социально-педагогической деятельности в системе образования 37
Глава 3. Опыт социально-педагогической деятельности: рекомендации и проекты 56
3.1. Исследование работы социального педагога в образовательном учреждении 56
3.2. Рекомендации к разработке и реализации социально-педагогических проектов в образовательном учреждении 64
Заключение 67
Список литературы 69
Таким образом, современная система образования тесно включена в область решения важнейших социальных проблем. Как мы выяснили, проблема разработки эффективной социально-педагогической деятельности в системе образования актуальна для всех учебных учреждений, в особенности это касается школ, поскольку социально-педагогические образовательные проекты носят воспитательный характер и по большей части адресованы подрастающему поколению. К сожалению, на современном этапе социально-педагогической деятельности уделяется недостаточно внимания, однако именно эта сфера обладает большим потенциалом в плане решения ключевых проблем общества. В связи с этим тема повышения эффективности социально-педагогической деятельности и расширения социально-педагогических функций системы образования сохраняют свою актуальность.
Мы сделали выводы о том, что институт образования участвует во всех сферах общественной жизни, он помогает решать многие социальные проблемы, помогает личности успешно развиваться и реализовывать свой потенциал, проходить процесс социализации. Социально-педагогическая деятельность в системе образования - это основной инструмент реализации всех социально-педагогических функций современного образования. В свою очередь, социально-педагогическое проектирование – это одна из главных форм реализации социально-педагогической деятельности. Реализация социально-педагогического проекта – это очень сложный и многоэтапный процесс, главные особенности которого были рассмотрены в настоящей работе.
Было выявлено, что в образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется социально-педагогической работе с младшими школьниками. Кроме того, далеко не всегда социальные педагоги уделяют должное внимание грамотному оформлению социально-педагогического проекта. Наконец, не всегда и социально-педагогический проект посвящен наиболее актуальным проблемам. Как уже отмечалось ранее, необходимо учитывать особенности образовательного учреждения, личностные особенности учеников при разработке проектов и проведении социально-педагогической деятельности.
Также следует сказать о недостаточной изученности проблемы повышения эффективности социально-педагогической деятельности и большей реализации социально-педагогических функций системы образования в целом. Предлагается более углубленно изучать эти вопросы путем мониторинга социально-педагогических проектов, оценки их эффективности, исследования деятельности образовательных учреждений в плане того, насколько там успешно реализуются социально-педагогические функции образования.
В работе были предложены конкретные рекомендации, направленные на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. В основном эти рекомендации сводятся к необходимости интеграции всех участников образовательного процесса в процессе социально-педагогической деятельности, соответствия социально-педагогического проекта ключевые актуальным социальным проблемам, с которыми сталкиваются учащиеся данного образовательного учреждения и т.д.
1. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности.//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 102, 2009.
2. Антонюк Г. А. Социальное проектирование. - Минск: Наука и техника, 1978. – 204 с.
3. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления. // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 124-127.// http://www.moluch.ru/archive/28/3075/
4. Безруков В.И. Проектирование организации социально-педагогической деятельности в школе // Управление качеством образования / Под ред. П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой. – М.: МПГУ, 2001.
5. Белозерцев Е.П. Миссия образования./Е.П. Белозерцев//Инициативы XXI века. № 1, 2009.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. — М., 2009.
7. Вульфов Б.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания// Педагогика.- 1992.- № 5,6.
8. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. [Ресурс локального доступа]
9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. [Ресурс локального доступа]
10. Доценко И.Г. Проектирование социально-педагогической деятельности классным руководителем//Воспитание школьников, 2010, №1.
11. Калинковская С.Б., Фортова Л.К. Образование и современное общество.//http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1749
12. Караковский В.А. Давно пора! /В.А. Караковский// Народное образование. № 8, 2008.
13. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
14. Кочеткова А., Самара Г., Захарова Н. Современный российский человеческий потенциал: социокультурный подход. - № 11, 2006.
15. Луков В.А. Социальное проектирование : учеб. пособие. — 7-е изд., —М.: Изд-во Московского гуманитарного университета : Флинта, 2007. - 240 с.
16. Наторп П.Г. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности.// http://nashaucheba.ru/
17. Никольский В.С. Образование, общество, личность. – М., 2006.
18. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. Центр «Академия», 2009.
19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — М.; Тула, 1993. — Т. 2.
20. Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса «Социальный педагог – 2009». [Ресурс локального доступа]
21. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М., 2009. - 326 с.
22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В.Шакурова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.
23. Яблецка Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). № 9, 2004.