ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человеческая жизнь во многом связана с удовлетворением различного рода потребностей. На современном этапе развития, мода играет огромное значение, как социальный феномен, как неотъемлемый элемент общественной жизни. Переменчивость моды показывает суть трансформаций общественного развития. При этом, нельзя не сказать о том, что мода постоянно возвращается в отдельных элементах костюма, в отделке, в целом в формировании того или иного образа. Это обусловлено преемственностью исторических традиций. Каждая эпоха отражает свои особенности моды, которые во многом связаны с внутренними и внешнеполитическими событиями той или иной страны. Мода 20-х гг. ХХ в. также обладает спецификой, выражающейся в появлении новых тенденций, которые связаны были с послевоенным временем (окончание Первой мировой войны), появлением нового типа женщины – эмансипированной, что и нашло отражение в костюме того периода времени.
Моду 20-х гг. ХХ в. можно рассматривать в разных аспектах. В частности, в России, мода оказывала одно влияние, в зарубежных странах другое. В России мода 20-х г. во многом связана с переворотом общественно-политической жизни, что привело в полному перевороту в индустрии моды, появлению нового типа крестьянско-рабочей моды, исчезновению шика, который существовал в императорской России. При этом одним общим моментом, как для Западной Европы, так и для России, было окончание Первой мировой войны, что оказывало огромное влияние на формирование новых тенденций.
Обращение к теме влияния моды 20-х гг. ХХ в. на современную моду явилось не случайным в данной работе. Современная мода является олицетворением смешения различного рода стилей, и мода 20-х гг. ХХ в. так или иначе проявляется, в формах современных костюмов, в принтах и отделке. Более того, в последнее время начался настоящий бум «русской моды» и ее нового позиционирования, что в определенной степени создает предпосылки для проведения параллелей с 20-ми годами ХХ века когда активно стала развиваться «русская мода» на западе.
Целью исследования – оценка преемственности современных модных тенденций на примере влияния моды 20-х годов ХХ века.
Основные задачи исследования:
- изучить основные социологические подходы к понятию моды;
- выявить особенности моды как социального явления;
- выделить основные тренды моды 20-х годов ХХ века, актуализированные в современной модной индустрии;
- сформировать методологию и методику эмпирического исследования;
- изучить восприятие современниками преемственности современной моды и ее связи с модой 20-х годов ХХ века;
- оценить потенциал использования разработок модной индустрии 20-х годов ХХ века на развитие современной моды.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области моды как социального феномена и явления в 20-х годах ХХ века.
Предмет исследования – влияние моды 20-х гг. на современную моду.
Теоретическая разработанность темы исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач, в процессе настоящей работы использована научная литература, материалы показов и материалов из периодической печати, электронных ресурсов.
Среди общетеоретических исследований существует значительное разнообразие взглядов, например, исследований, касающихся основных этапов становления моды. При этом, среди общетеортических подходов к индустрии моды, стоит назвать классиков социологической мысли, которые сформировали основные подходы к пониманию моды как социального явления, в частности: Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, Т.Веблен, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Г.Тард, и другие.
Среди современных исследователей занимающихся проблемами влияния моды стоит назвать: Л.В.Алексеенко , который рассмотрел социологические подходы к понятию моды; Р.Барт , который рассматривал моду как системное явление, С.В.Валиулина , которая раскрыла ценностный подход к моде как к социальному явлению, А.А.Васильев , который оценил последствия эмиграции русской моды в начале ХХ в., Л.В.Гирко , который изучил моду как социальный феномен, Т.В.Григорян , который оценил моду начала ХХ в., В.И.Добрынина , которая рассматривала моду как объект социологического знания, К.Ю.Михалева , которая рассматривала моду в различных аспектах истории, социологических подходов, Е.В.Худякова , которая оценила роль русской моды в Западной Европе в 20-е гг. ХХ в., А.Б.Чернодед который оценил русский стиль в европейской моде начала ХХ в. и других.
Эмпирической основой исследования являются результаты собственного комплексного социологического исследования с использованием качественных и количественных методов исследования (анализ документов, экспертные интервью, опрос).
Методами исследования послужили анализ научной литературы, метод сравнения моды начала ХХ в. и современной моды, метод сопоставления моды, исторический метод, метод описания, метода опроса при проведении эмпирического исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается, в возможности дальнейших теоретических разработок по данной проблеме, как в целом, так и отдельно проблем влияния моды 20-х гг. ХХ в. В данной работе дан теоретический анализ вопросов социологического подхода к моде, выявления особенностей моды 20- х гг. ХХ в. проанализированы мнения конкретных представителей, работающих в области индустрии моды.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: мода 20-х гг. ХХ в. влияет на современную моду.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность и значимость исследования, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, указывается методическая основа исследования, теоретическая разработанность данной работы.
В первой главе рассматриваются теоретико-социологические подходы к пониманию моды. В частности, исследуется как классические социологические концепции к пониманию моды, так и рассматриваются современные подходы, рассматривается мода как социальное явление, раскрываются особенности моды 20-х гг. ХХ в. и ее влияния на современную моду.
Во второй главе даются результаты эмпирического исследования, а также проведенного интервьюирования.
В заключении приводятся основные итоговые выводы.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЫ 9
1.1.Основные социологические подходы к понятию моды 9
1.2.Мода как социальное явление 16
1.3.Особенности моды 20-х гг. ХХ в.и ее значение на современном этапе 22
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОДЫ 20-Х ГГ. ХХ В. НА СОВРЕМЕННУЮ МОДУ 35
2.1. Методология и методика эмпирического исследования 35
2.2. Результаты анализа влияния моды 20-х гг. ХХ в. на современный период 39
2.3. Перспективы развития моды 20-х гг. ХХ в. и ее влияние на современную моду 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-8………………….......................................................................64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполненного выпускного квалификационного исследования реализована цель, состоящая в анализе влияния моды 20-х гг. ХХ в. на современную моду.
Для реализации цели исследования в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
- изучены основные социологические подходы к понятию моды;
- выявлены особенности моды как социального явления;
- выделены основные тренды моды 20-х годов ХХ века, актуализированные в современной модной индустрии;
- сформирована методология и методика эмпирического исследования;
- изучено восприятие современниками преемственности современной моды и ее связи с модой 20-х годов ХХ века;
- оценен потенциал использования разработок модной индустрии 20-х годов ХХ века на развитие современной моды.
Теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы.
На сегодняшний день к основным социологическим концепциям моды стоит отнести теории: подражания, праздности, потребления, семиотический подход, коллективного поведения, ценностный подход. Каждая теория имеет право на существование, однако стоит отметить, что в современных условиях развития моды происходит трансформация классических теорий, что связано с процессами происходящими как в обществе в целом, так и в мире моды. На сегодняшний день, большое влияние оказывают глобализация, коммерциализация моды, отсутствие эффективной защиты объектов моды.
Мода это социальное явление, которое подвержено постоянному изменению и динамизму, мода является отражением общества и его настроений.
Мода 20-х гг. ХХ формировалась под влиянием послевоенных событий, которые с одной стороны были отражением бедности и как следствие укорочением платьев, с другой стороны это множество перьев, платьев с бахромой, олицетворяющих стиль шика 20-х гг. как радость послевоенного времени. Большое значение имеет появление образа эмансипированной женщины с короткой стрижкой, управляющей автомобилем, отдыхающей и загорающей на пляжах в купальнике. При этом, стоит отдельно сказать, что это эпоха новой моды советской России появление первых русских домов мод в странах Европы.
В ходе выполнения выпускного квалификационного исследования сформулированы следующие эмпирические выводы.
Примерно половина респондентов интересуются модой и примерно половину респондентов не важны модные тенденции. Основным средством для изучения моды и модных тенденций является телевидение, Интернет и реклама. Характерным явилось то, что многие не знают ничего о моде 20-х гг. ХХ в., При этом те которые знают об этой моде характеризуют ее как практичную и эмансипированную моду. Для большинства исследователей, которые знают о моде 20-х гг. ее влияние на современную эпоху выражается в элементах костюма одежды.
Анализ интервью показывает, что интервьюируемые в качестве уникальности моды 20-х гг. называют платья флаппер, шляпы-клош, элегантная вечерняя одежда, стильные туфли, яркие украшения, ар-деко. При этом все интервьюируемые указывают, что мода 20-х гг. имеет влияние на современную, что выражается в использовании отдельных элементов 20-х гг., например силуэте пальто, платье фллеппэр, а также использовании косметики.
Оценивая влияние моды 20-х гг. в перспективе стоит утверждать о том, что ее возрождение возможно в аксессуарах, в прическах, а также в неизменности существования знаменитого маленького черного платья Шанель и платья флэппер.
Таким образом, гипотеза в ходе выполнения выпускного квалификационного исследования подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Barnard M. Fashion as communication // [Электронный ресурс]: https://www.amazon.co.uk/Fashion-as-Communication-Malcolm-Barnard/dp/0415260183 (дата обращения 12.04.2016 г.)
2. Алексеенко Л.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6. С. 286-289.
3. Ануфриев Ю.В., Одинцов А.А. Структурный анализ системы модных коммуникаций // Дизайн и технологии. 2015. № 46 (88). С. 102-107.
4. Барт Р. Система моды // [Электронный ресурс]: http://yanko.lib.ru/ann/barthes-systeme_de_la_mode-a.htm (дата обращения 11.04.2016 г.)
5. Береговая О.В. Тиражируемость и креативность в украшениях костюма ХХ в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). С. 127-141.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть – М., 2014. -387 с.
7. Будюкин Д.А. Архитектура сконструированной женственности: мода в гендерном измерении // В сборнике: Общество. Гендер. История сборник статей и тезисов докладов VII всероссийской научной конференции с международным участием. Центр по проблемам гендера и прав человека НИИ Липецкого государственного технического университета; Липецкое региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории. 2015. С. 6-7.
8. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // [Электронный ресурс]: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=444 (дата обращения 11.04.2016 г.)
9. Валеева Э.М. Проблема формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях людей в процессе изучения дисциплины «социология моды» // [Электронный ресурс]: http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/28(63)2/valeeva_28_63_2_45_48.pdf (дата обращения 14.04.2016 г.)
10. Валиулина С.В. Атрибутивные ценности моды // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн сборник статей. под редакцией: М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2016. -352 с.
11. Валиулина С.В. Атрибутивные ценности моды // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн сборник статей. под редакцией: М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2016. С.325-327.
12. Валиулина С.В. Мода и кризисы // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн сборник статей. под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. С. 325-327.
13. Васильев А.А. Красота в изгнании. М., 2012. -480 с.
14. Васильев А.И. Судьбы моды – М.: Альпина нон фикшн, 2016. – 464 с.
15. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Либроком, 2014. – 368с.
16. Виниченко И.В. Альтернативная мода в советском обществе // Europaische Fachhochschule. 2013. № 9 (1). С. 10-13.
17. Ган Т. Библия моды – М.: Новый век, 2014 – 320 с.
18. Гирко Л.В. Социологические импликации моды // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2012. № 3. С. 165-169.
19. Григорян Т.В. Мода начала ХХI в.: гуманистические и негуманистические аспекты // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 1 (1). С. 16-25.
20. Грицанов А.А. Жан Бодрийяр / А.А. Грицанов, Н.Л. Кацук. — Минск: Книжный Дом, 2013. -640 с.
21. Добрынина В.И. Мода – объект и предмет социологического знания // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 1 (54). С. 153-156.
22. Дружинина И.А., Сиразеева Т.Т. Мода и стиль – миры утопии в социуме // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 250-255.
23. Дубровина А.В. Художественный и нехудожественный образ костюма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 265-268.
24. Елинер Л.В. Компетенции современного дизайнера одежды // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 5-4. С. 15-19.
25. Жилина А.А. Влияние индустрии моды на социализацию личности // В сборнике: Социальный активизм молодёжи региона Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. С. 24-29.
26. Жилина А.А., Моор С.М. Интерпретация моды в контексте социальных трансформаций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 612-614.
27. Зиммель Г. – Мода//Избранное [Электронный ресурс]: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%B3%D0%B5%D0%BE_1.pdf (дата обращения 12.04.2016 г.)
28. Зомбарт В.Избранные работы. – М.: Экономика, 2015. – 344 с.
29. Кокорева Л.В. Развитие моды в России - Екатеринбург, 2014. – 220с.
30. Куюмчян Ц.Г., Вдовиченко Л.В. Мода вчера и сегодня // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 4 (32). С. 35-38.
31. Лазутина Т.В. Символичность языка костюма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 115-117.
32. Логиновских Т.А. Мода как феномен культуры общества и личности // В сборнике: КУЛЬТУРА КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-летию д-ра филос. наук, профессора Полищука Виктора Ивановича. Научный редактор В. И. Полищук, ответственный редактор Л.А. Огородникова. 2015. С. 93-98.
33. Масленцева Н.Ю. Мода как коммуникация: социологический подход // В сборнике: Актуальные проблемы социальной коммуникации материалы первой международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2010. С. 187-189.
34. Мельникова Н.И., Шигабетдинова Г.М. Мода как способ идентификации и управления // Евразийский научный журнал. 2015. № 9. С. 160.
35. Михалева К.Ю. Мода: предмет, история, социология, экономика» - М.: издательское решение по лицензии Ridero 2015. -303 с.
36. Мода 20-х гг. ХХ в. // [Электронный ресурс]: http://fashion.citylady.ru/moda-20.htm (дата обращения 14.04.2016 г.)
37. Мода как отражение психологии своего времени // Материалы XXXIV Международной научной конференции / под редакцией С.Н. Полторака. 2013.
38. Музалевская Ю.Е. Эволюция взглядов на гендерность костюма // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С. 198-201.
39. Назарчук А.В. Учение Н.Лумана о коммуникации - М.: Весь мир, 2012. – 220 с.
40. Николаева Е.В. Фрактальные образы моды // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-4. С. 45-47.
41. Петренко В.В. Мода и власть: модный субъект как субъект подчинения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015.№ 4 (20). С. 109-114.
42. Поплёвина В.А. Научные исследования моды как социально-культурного явления // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 6. С. 162-170.
43. Романовская М.Б. История костюма и гендерные сюжеты моды. СПб.: Алетейя, 2013. -442 с.
44. Сабило Н.И. О приемах художественного языка костюма // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн сборник статей. под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. С. 353-355.
45. Соснина Н.О., Герасимова Ю.Л. Роль деталей в современном костюме // В сборнике: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса». 2015. С. 21-25.
46. Спенсер Г. Основания социологии – М., 2012. -324 с.
47. Тард Г. Законы подражания. – М.Академия, правовой институт, 2012. -405 с.
48. Уколова Д.В., Симонова О.А. Социология моды // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2015. № 1. С. 129-131.
49. Худякова Е.В. «Русские сезоны: фактор развития французского костюма в 1920-е гг. // Вопросы всеобщей истории. 2013. Т. 15. С. 115-117.
50. Чернодед А.Б. Русский стиль в европейской моде ХХ в.: культурологический анализ // Артикульт. 2015. № 3 (19). С. 87-89.