Введение
Актуальность темы. С возрастанием роли человека, его культуры, духовных и идейных начал неизбежно усиливается роль семьи у нас в обществе. Современная ситуация в изучении семьи характеризуется следующими моментами: появляются новые подходы к изучению жизнедеятельности семьи, важное значение приобретает процесс включения отечественных исследований в крупные международные проекты.
Противоречия современного российского общества, все проблемы и сложности переходного периода, прежде всего, отражаются на семье и ее экономической функции. Трансформация содержания экономической функции наиболее ярко отражает степень относительной автономии семьи. Реализация одной из составляющих этой функции предполагает материальное обеспечение воспроизводства, содержания и социализации детей, то есть основных специфических функций семьи как социального института.
В условиях рыночных отношений семья является, по существу, основным гарантом выживания, так как нигде, как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. В переходный период, который характеризуется глубоким кризисом экономики, происходит экономическое обособление семьи, возрастает и трансформируется ее экономическая функция в направлении приобретения и создания собственности, накопления и передачи по наследству богатства семьи.
Современную семью следует рассматривать не только как важного потребителя, но и производителя, так как семья является собственником какого-либо фактора производства (в современных условиях чаще всего рабочей силы).
Характеризуя социально-экономическое положение российских семей на этапе реформирования экономики, следует учитывать то обстоятельство, что в условиях рынка семья выступает не как пассивный объект государственной политики, а как полноправный хозяйствующий субъект экономики страны, роль которого весьма высока. Экономическое положение, благосостояние семьи в преобладающей мере зависят от ее экономической деятельности – создании силами самой семьи условий жизнеобеспечения всех ее членов. Все это объясняет актуальность изучения данной темы.
Анализ изученных источников и литературы. В процессе изучения данной проблемы и ее теоретического осмысления были использованы публикации А.И. Кузьмина, А. Буртник, Л.П. Кукса и других. Анализ организации и технологии социально-экономической работы с семьей осуществлялся в рамках работ А. Поповой, Е.Б. Бреевой, Т.П. Долговой и других.
Цель работы: рассмотреть семейные стратегии инвестиций в человеческий капитал: международный опыт.
Задачи работы:
1) рассмотреть вопросы теории человеческого капитала и основные этапы его формирования;
2) выявить роль и функции семьи в воспроизводстве рабочей силы и "человеческого капитала";
3) исследовать семейные стратегии инвестиций в человеческий капитал: на основе международного опыта.
Объект дипломной работы - семейные стратегии инвестиций в человеческий капитал.
Предмет дипломной работы – особенности международного опыты семейных стратегий инвестиций в человеческий капитал.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Роль семьи в создании человеческого капитала 5
1.1 Становление семьи как социального института 5
1.2 Человеческий капитал: теоретические подходы и сущность 7
1.3 Человеческий капитал и этапы его формирования 12
1.4 Семейные стратегии инвестиций в человеческий капитал 22
Глава 2 Исследование стратегий инвестирования в человеческий капитал в России и Украине 37
Заключение 46
Список литературы 49
Заключение
Таким образом, изучение современной семьи предполагает сосредоточить главное внимание на особенностях семейно-брачных отношений в России. Пережив за последнее тысячелетие жесткий контроль церковной власти, а затем подавляющее воздействие коммунистической идеологии, российская семья сконцентрировала к настоящему моменту все многообразие семейно-брачных отношений мирового сообщества. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения – демографического, юридического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и других, то есть обхватывание объекта в его целостности, – представляет главную цель социальной работы, стремящейся постигнуть сущность семьи.
Традиционная семья в аграрном обществе – это, прежде всего, экономическая ячейка. В условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи выполняли основную функцию по первичной организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев – крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняла экономическую функцию, зависела в буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в традиционном обществе не был редкостью, поэтому семья должна была, прежде всего, обеспечить выживание своих членов, а любовные и прочие чувства могли играть лишь второстепенную роль. Поэтому институт брака выполнял в первую очередь экономическую роль, его заключение жестко контролировалось родителями молодоженов и другими родственниками, а чувства молодых людей, как правило, не особенно принимались в расчет. Как следствие, личная жизнь находилась под жестким внешним контролем, добрачный секс не допускался.
Таким образом, экономические функции семьи в рыночной экономике многообразны. Это – ведение домашнего хозяйства, семейный бизнес, формирование человеческого капитала, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса, создание инвестиционного потенциала и другие. В соответствии с этими функциями семья включается в кругооборот рыночной экономики, изменяя свой социально-экономический статус и значение в обществе.
Роль семьи в рыночной экономике двойственная, поскольку она может одновременно выступать как домохозяйство и предприятие, производитель и потребитель, сберегатель и инвестор.
Проведенное исследование доказывает, что сегодня население России и Украины не склонно инвестировать средства в свое здоровье - некачественное и нерациональное питание, нежелание тратить средства на активный отдых и занятия спортом, пренебрежительное отношение к своему здоровью вообще определяют ориентацию социальных инвестиций на микроуровне. Результатом таких особенностей потребительского поведения являются значительные затраты на лечение, которые можно считать инвестициями лишь в поддержку частично утраченного здоровья.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что социальное инвестирование осуществляется преимущественно на государственном уровне. Семьи неохотно инвестируют в свое развитие, с одной стороны, вследствие недостаточного осознания важности таких инвестиций, а с другой – из-за общего низкого уровня доходов, которого хватает только на поддержание жизнедеятельности. Однако без социальных инвестиций невозможным является создание человеческого капитала, по сути оно определяет будущее не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. К сожалению, сегодня на микроуровне не наблюдается увеличение активности социального инвестирования, что давало бы надежду на наращивание человеческого капитала в будущем без прямого государственного вмешательства.
Понятно, что основным направлением стимулирования развития социальных инвестиций на микроуровне является увеличение ресурсов семей путем повышения стандартов оплаты труда и расширение предпринимательской деятельности.
Большие финансовые возможности населения в конце концов должны дать толчок для увеличения социальных инвестиций на микроуровне. Кроме того, население должно понимать, что благосостояние и благополучие завтрашнего дня создается сегодняшними инвестициями. Ускорение процесса осознания населением важности вложения средств в свое развитие является сложной задачей, требующей длительной просветительской работы с привлечением системы мотивационных механизмов. Без такой деятельности неизбежным будет приостановления развития и снижения качества человеческого капитала, поскольку социальное инвестирование исключительно на государственном уровне не может решить ряд накопившихся проблем общества.
Список литературы
1. С.Б. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 76-78
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/семья (интернет ресурс)
3. С.Беккер Избранные труды по экономической теории. Человеческое повидение.Экономический подход.
4. Колин К.К. На пути к новой системе образования. М. 1999. С. 10.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/человеческий_капитал (интернет ресурс)
6. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.
7. Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // МЭ и МО. – 2007. – №3. – С.3-14.
8. Бюллетень департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, 2005.–№ 1.– с. 71-79.
9. Делягин М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития // ВЭ.– 2006.– № 5.– с. 35-38.
10. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М.: Наука, 2005. – 315с.
11. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Семейно-хозяйственная подструктура // Социология экономической жизни.– Новосибирск: Новосибирский гос. Ун-т, 2007.– с. 26-77.
12. Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи – М., 2006.– 146с.
13. Корняк В.Б. Углубление дифференциации социально-экономического потенциала семей – зона политического риска // Семья в России. – 2005.– № 3 4.– с. 38-42.
14. Кусов А.Ф. Моделирование жизнедеятельности семьи // Семья в России.– 2006.– № 2.– с. 113-126.