Введение
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. В настоящее время общая численность инвалидов составила 12546 тысяч человек. Инвалидность, как бы ее не определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов — с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, — с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности в настоящее время.
Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как – то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально – экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и прочее. Особенно рост численности инвалидов значителен в последние года.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях современной России лица с ограниченными возможностями и их семьи являются одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо общих социальных трудностей, характерных для значительной части населения в кризисной ситуации, они с большими трудностями адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают фактически стопроцентную малообеспеченность, страдают от недостаточности развития правовой базы, неразвитости систем помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.
Прежде действовавшие меры государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов, утрачивают свою эффективность. В условиях рыночной перестройки содержания и структуры экономических отношений возникла необходимость разработки новых принципов и подходов государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Стержнем социальной политики по отношению к инвалидам становится реабилитационное направление как основа формирования и укрепления психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности, развитие технологий социальной работы.
Целью дипломной работы является анализ социальных проблем инвалидов. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- Проанализировать понятие, причины и категории инвалидности;
- Рассмотреть социальную политику в отношении инвалидов;
- Охарактеризовать виды реабилитации инвалидов;
- Выявить деятельность общественных организаций инвалидов;
- Изучить социальные проблемы инвалидов методом глубинного интервью.
При написании дипломной работы были проанализированы научные и методические публикации по проблемам инвалидности. Особенно следует отметить научные работы Холостовой Е. М., Ярской – Смирновой Е. Р., Осадчих А. и специальный доклад Миронова О.О., в них более подробно рассматриваются проблемы социальной политики в отношении инвалидов, технологии социальной реабилитации, делается описание моделей инвалидности.
Из статей по этой теме проблемы занятости и профессиональной подготовки инвалидов описывают Свистунова Е., Акимов В., Гарсия И. Моздакова Ю. С. В своей статье подчеркивает необходимость интеграции инвалидов в общество как социально-культурную проблему.
Дипломная работа состоит их трех глав. В первой главе характеризуются модели и причины инвалидности, социальная политика в отношении инвалидов. Во второй главе дается описание разновидностей социальной реабилитации инвалидов. В третьей главе представлены результаты прикладного социологического исследования «Социальные проблемы инвалидов».
Содержание
Введение
Глава I. Инвалидность как социальная проблема
1.1 Современные научные представления об инвалидности
1.2 Социальная политика в отношении инвалидов
Глава II. Социальная реабилитация инвалидов
2.1 Сущность и виды реабилитации инвалидов
2.2 Роль общественных организаций инвалидов в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Глава III. Социологический анализ проблем инвалидов
3.1 Программа прикладного социологического исследования на тему Социальные проблемы инвалидов
Заключение
Литература
Дипломная работа состоит их трех глав. В первой главе характеризуются модели и причины инвалидности, социальная политика в отношении инвалидов. Во второй главе дается описание разновидностей социальной реабилитации инвалидов. В третьей главе представлены результаты прикладного социологического исследования «Социальные проблемы инвалидов».
Литература
1. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
2. «Дорога – это то, как ты идешь по ней…» Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / под ред. В. Н. Ярской, Е. Р. Смирновой. Саратов.: Издательство ПФРЦУ, 1996.
3. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. М.: 1991
4. Акимов В. Охрана труда инвалидов //Справочник специалиста по охране труда. 2004. №3. стр. 110-115.
5. Аксенова Л. И. Архипов Б. А. Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.
6. Алфёрова Г. Р. Новые подходы к коррекционно-развевающей работы с детьми, страдающими ДЦП //Дефектология. 1995 .№3 с. 39.
7. Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. М.: Юридическая литература, 2002.
8. Астапов В. М., Лебединская О. И. Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми имеющие отклонения в развитии. М.: МИПКРО, 1995.
9. Безлепкина Л. Ф. Город для инвалида //Социальная защита. 1995. №1. С.23.
10. Возжаева Ф. З. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов //СОЦИС. 2002. №6 .С. 116-121.
11. Вульф Л. Что надо инвалиду? // Социальная защита. 1998. №6. С. 21.
12. Гарсия И. Трудоустройство инвалидов //Человек и труд. 2000. №4. С. 48-52.
13. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука. 1984
14. Государственные и общественные организации инвалидов // Невидимые люди. Газета Дагестанской ассоциации инвалидов 2000 http://wwwnldgu/ru//gov/htm
15. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 1992
16. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998
17. Гришина Л. П. Актуальность проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995
18. Дементьева Н. Ф. Модестов А. А. Дома-интернаты от призрения к реабилитации. Красноярск,1993
19. Дементьева Н. Ф. Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и людей. Тюмень, 1995
20. Дементьева Н. Ф. Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 1991
21. Добровольская Т. А. Шабалина Н. Б. Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности //СОЦИС. 1988.№4. С. 79-83.
22. Добровольская Т. А. Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991 .№5 С. 3-8.
23. Добровольская Т. А. Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых // Социологические исследования.1993. №1. С. 62-66.
24. Дыскин А. А. Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: руководство для подготовки социальных работников. М.: Логос, 1996
25. Егоров А. И. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых (Правовой аспект). М.: Юридическая литература, 1985
26. Жилая среда для инвалидов. М.: Стройиздат, 1990
27. Жить как все. О правах и льготах для инвалидов: Юридический справочник / под. Ред. С. И. Реутова. Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1994
28. Зайцев Д. В. Интеграционное образование детей с ограниченными возможностями // СОЦИС. 2004.№7. С. 227-232.
29. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных действий. СПб.: Наука, 1993. 298 с.
30. К независимой жизни: пособие для инвалидов. М.: РООИ «Перспектива», 2000
31. Казаков Ю. Н. Ярская-Смирнова Е. Р. // Социокультурные измерения существования человека. Саратов: СГТУ, 2000
32. Ким Е. Н. Концепция независимой жизни в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями. М., 1997
33. Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 1997
34. Концепция социо-культурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. М., 1997
35. Крупа Т. Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности, 1996. Часть 3.
36. Кулагина Е. В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами//Социологические исследования. 2004. №6.
37. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов: М.: Академия, 2001
38. Малева Т. М. Васин С. А. Голодин О. Ю. Бесфамильная С. В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / под ред. Т. М. Малевой. М.: РОССПЭН, 1999
39. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии систем специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах института коррекционной педагогики РАО, 2000, Вып. 1
40. Мальчульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов второе издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 1999
41. Мануйлова Ю. Н. Смирнова Л. Н. Инвалиды учатся в университете //Социальное обеспечение. 1998. №12. С. 24-27.
42. Моздокова Ю. С. Интеграция инвалидов как социально-культурная проблема // Вестник московского государственного университета культуры и искусства. 2005. №3 . С. 89-92.
43. Мялева Т. Васин Е. Инвалиды в России – узел старых и новых проблем «Proet Contra», 2001. т. 6. №3.
44. Наберушкинина Э. К. Политика в отношении инвалидов //Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России, М.:ИНИОН РАН, 2002
45. Осадчих А. Они нуждаются в поддержке // Социальное обеспечение. 1999. №2 . С.22-23.
46. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан М.: Курьер, 1993
47. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие /под ред. Е. А. Сигиды. М., 1998
48. Особенности различных видов инвалидности. М.: РООН «Перспектива», 2000
49. Пентек К. Социальные проблемы ограниченно трудоспособных //Социальные исследования.1993. №1.С. 20-23.
50. Права и возможности инвалидов в РФ: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Миронова О.О., М.: Юридическая литература, 2001. 104 с.
51. Практика социальной работы //Теория и методика социальной работы. М., 1994
52. Преодолевая барьер инвалидности. М.: Институт социальной работы, 1997
53. Проблемы деинституализации детей-инвалидов. М.: Социально – технический институт МГУС, 2001
54. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» //Дефектология. 1995. №1.С. 3.
55. Психология образования, социальная работа проблемы и перспективы развития: Сборник материалов научной конференции студентов, преподавателей, аспирантов факультета психологии и социальной работы / под ред. Н.Н. Демиденко, И.Д. Лельчитской. Тверь: Тверской Государственный Университет, 2003
56. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. М.,1992
57. Реабилитация детей-инвалидов под ред. Т. В. Залотиева. М., 1995
58. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru/publication-othen-inostranets.shtm
59. Романов П. В. Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости //СОЦИС. 2005. № 2. С. 44-54.
60. Российская энциклопедия социальной работы в 2 томах. М.: Институт социальной работы, 1997. т. 2
61. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации/ по ред. А. И. Осадчих. М.,1999.
62. Руководство по реабилитации с двигательными нарушениями под ред. Л. Н. Беловой, О. Н. Щепетовой, М.: «Антидор». 1998. 11-13
63. Свистунова Е. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах. // Человек и труд. 2003. №2. С. 37-41.
64. Свистунова Е. Профессиональное образование инвалидов: региональный аспект. //Человек и труд. 2003. №3. С. 21-25.
65. Синявская О. В. Основные векторы развития закона в отношении инвалида в 2000-2004 гг. //SPERO: Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры 2003 №1 http://spero.socpol.ru/
66. Скок Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регулирования//Социологические исследования. 2005. № 4. С . 124-126.
67. Смирнов С. Николаенко Е. Политика трудовой реабилитации инвалидов: опыт предприятий ВОИ //Человек и труд.1998. №12
68. Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид //СОЦИС.1997. №1. С.83-89.
69. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ОНИОР РАН, 2002
70. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М., 2000
71. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста /под. Ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: Институт социальной работы, 1996
72. Социальная энциклопедия /А. П. Горкин стр. 69. Г. Н. Карелова, Е. Д. Натульский и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.
73. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Вып. 4. М.: Минсоцзащиты, 1992
74. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А. М. Панова Е. И. Холостовой . М.: Юристъ, 1997
75. Теория социальной работы. М., 1997
76. Тигней-Михаэлис К. Дети с недостаточным развитием: книга в помощь родителям. М.: Педагогика, 1988
77. Торлопов В. Социальная защита инвалидов//Человек и труд. 1997. № 7. С. 70-71.
78. Трубилин Н. Т. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация больных – важная задача органов здравоохранения// Современная медицина.1980. №4С. 10-15.
79. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998
80. Федоров А. В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рынку. СПб.: издательство СПб ГУ, 1999
81. Фирстова Р. А инвалиды ждут // Человек и труд. 1997.№7. С.36-37.
82. Холостова Е. И. Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002
83. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006
84. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996
85. Цитников П. Я. История социальной работы: Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006
86. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994
87. Ярская В. Н. Стратегия и модернизация российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы всероссийской конференции. СПб, 2002. С. 155-159.
88. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2005
89. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности //СОЦИС. 1999. №4. С. 38-45.
90. Ярской-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социологические исследования. 1997. №1. С. 83-90.
91. Ярской-Смирнова Е. Р. Лошаков И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного образования детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Издательство Педагогического института СГУ, 2002
92. Ярской-Смирнова Е. Р. Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Саратов: СГТУ, 2003
93. Ярской-Смирнова Е. Р. Романов П. В. Зайцев Д. В. и др. Доступность высшего образования для инвалидов //Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики. 2004. С. 330-376.
94. Ярской-Смирнова Е. Р. Социологический анализ нетипичности. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1997
95. Яцемирская Р. С. Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М.: Гуманитарное издание Центр Владос, 1999