ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в социальной сфере существует ряд проблем, связанных с предоставлением услуг, которые могли бы в полной мере удовлетворять потребности населения. Данное обстоятельство обусловлено изменениями в условиях жизни, что влечет за собой изменение и усложнение запросов граждан, а также тем, что методы и технологии оказания социальной помощи с течением времени устаревают и требуют мгновенной перестройки и трансформации под требования сегодняшнего дня. Одним из ключевых течений преобразования этой сферы можно назвать внедрение инновационного социального проектирования в деятельность различных предприятий.
Социальные преобразования нацелены на повышение благосостояния людей, связаны с точной дифференциацией их потребностей, предложением нового спекта социальных услуг, совершенствованием методов и технологий социальной работы. Важно подчеркнуть, что в качестве ключевых целей социального проекта выделяют изменение социальной среды (совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп) и осуществление сознательной деятельности по конструированию нового и его внедрению на основе переосмысления предыдущего опыта. Если говорить в общем, то социальный проект представляет собой некий «ответ» на социальный заказ, формирующийся из необходимости решения возникшей проблемы.
В этой связи теоретические и методические вопросы социального проектирования в бизнес-структурах становятся особенно актуальными.
Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России» как социальная бизнес-структура.
Предметом исследования – механизмы функционирования социальных бизнес-структур.
Целью дипломной работы является исследование социально - проектной деятельности бизнес структур.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение современных подходов к проектной деятельности в бизнес организациях;
- рассмотрение сущности и понятия социальных систем, их классификации; изучение структуры и организации социальных систем;
- изучение реализации социальных проектов в современном бизнесе
- рассмотрение экономической характеристики ОАО «Сбербанк России»;
- изучение корпоративной социальной ответственности ОАО «Сбербанк России"
- исследование вовлеченности сотрудников ОАО «Сбербанк России» в социальную деятельность организации;
- рассмотрение тенденций и путей совершенствования социальности бизнеса;
- рассмотрение понятия социально-этического маркетинга как основной концепции ведения бизнеса в будущем;
- рассмотрение возможных направлений совершенствования социально-проектной деятельности ОАО «Сбербанк».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИЗНЕС ОРГАНИЗАЦИЯХ 4
1.1 Сущность и понятие социальных систем и их классификация 4
1.2 Типы социальных систем 7
1.3 Реализация социальных проектов в современном бизнесе 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 23
2.1.Экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России» 23
2.2 Корпоративная социальная ответственность ОАО «Сбербанк России" 29
2.3 Вовлеченность сотрудников ОАО «Сбербанк России» в социальную деятельность 35
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ БИЗНЕСА 48
3.1 Социально-этический маркетинг как основная концепция ведения бизнеса в будущем 48
3.2 Пути совершенствования социально-проектной деятельности ОАО «Сбербанк» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект.
Структура социальной системы - в классическом структурно-функциональном подходе использование понятия структуры предполагает разбиение множества элементов системы на подсистемы и выделение наиболее существенных и устойчивых связей между ними. Структуре- является как бы остовом, характеризующим функционирование системы. В ряде современных теорий предполагается, что социальная система может иметь много структур в соответствии с особенностями состояний внешней среды и самой системы. В этом случае под структурой понимается определенная упорядоченность взаимодействий элементов системы.
Социальные преобразования направлены на повышение благосостояния населения, связаны с точной дифференциацией их потребностей, предложением нового спекта социальных услуг, совершенствованием методов и технологий социальной работы. В дальнейшем уместно говорить не просто о «социальном проекте», а об «инновационном социальном проекте», основывающемся помимо традиционных способов на совершенно новых подходах. Это должен быть комплекс мероприятий и работ, намеченный к планомерному осуществлению, направленный на достижение социально значимой цели и обеспеченеие социальной ценности для общества или индивида и формализованный в рамках определенного документа [4].
Назначение социального проекта в изменении социальной среды, осуществления инноваций, которые предполашают не просто обновление, а сознательную деятельность по созданию нового и его вннедрения в жизнь. Получение прибыли для инновационного социального проекта не является главной задачей [2].
Изучив теоретический материал, мы пришли к основе социального проекта, им является комплекс мероприятий и работ, намеченный к плано-мерному осуществлению, направленный на достижение социально значимой цели и обеспечения социальной ценности для общества или отдельного индивида и формализованный в рамках определенного документа.
ОАО «Сбербанк России» – крупнейший банк в России, на долю которого приходится около трети активов всего российского банковского сектора. В 2013 году Банком принята Стратегия развития Сбербанка до 2018 года. При ее разработке ОАО «Сбербанк России» взял за основу четыре принципа эффективной организации, сформулированные Стивеном Кови:
- организация, которая стабильно достигает высокого уровня результативности и преуспевает как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
- организация, заслужившая лояльность, преданность, любовь своих потребителей;
- организация, сотрудники которой всей душой болеют за дело и отдаются работе со всей страстью и энергией;
- организация, выполняющая миссию, которая отличает их от всех остальных.
Исследуемый банк демонстрирует высокие результаты деятельности: рентабельность собственного капитала составила 20,8% за 2013 год в сравнении с 24,6% за 2012 год, 20,6% за 2011 год, отношение операционных расходов к операционным доходам в 2013 году осталось на приемлемом уровне 49% по сравнению с 46,4% за 2011 год.
Таким образом, надежность и безупречная репутация ОАО «Сбербанк России» подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Банк выполняет все обязательные нормативы деятельности, установленные ЦБ. Следует отметить, что давно работающие российские банки население считает надежными именно по признаку продолжительности функционирования ОАО «Сбербанк России» справедливо считается надежным банком еще и потому, что его собственный капитал сформирован с участием средств государства. К ОАО «Сбербанк России» подходит доктрина, сформулированная Дж. Синки: «Слишком крупный, чтобы обанкротиться», так как Сбербанк России поддерживается государством в первую очередь потому, что это социально ориентированный банк. Кроме того, крупнейший банк имеет доступ к недорогим источникам средств.
Подводя итоги по главе, можно сделать следующие выводы. ОАО «Сбербанк России» начиная с 2013 года ведет активную социально-проектную деятельность, максимально вовлекая к участию в социальных проектах весь кадровый состав, начиная от собственников и топ-менеджеров банковских структур, включая линейных руководителей и вплоть до специалистов на местах. Однако стоит отметить, что добровольческая инициатива кадрового состава остается на довольно низком уровне. При этом при наличии готовых волонтерских, добровольческих и иных социальных программ сотрудники банка с большей готовностью принимают в них участие.
Большая часть сотрудников банка, вовлеченных в программы корпоративного добровольчества, считают, что участие в них оказало, безусловно, положительное влияние на их карьеру. Это проявляется, в первую очередь, в приобретении новых навыков и совершенствовании имеющихся. Во время работы в качестве добровольцев сотрудники компаний приобретают большинство общетрудовых и социально-психологических навыков и качеств, необходимых для трудоустройства и успешного профессионального роста. Кроме того, возможность внести свой вклад в решение социальных проблем приносит чувство морального удовлетворения, формирует позитивное отношение к своей компании, развивает чувство гордости за себя и свою компанию. Участие в добровольческих мероприятиях позволяет погрузиться в новую, незнакомую среду, что обогащает личный опыт сотрудников, стимулирует творческое мышление и поиск нестандартных решений для поставленных задач.
Таким образом, основные выгоды для сотрудников таковы:
• обрести и развить профессиональные и личные навыки;
• укрепить чувство удовлетворенности работой в компании;
• повысить моральные качества и ответственность отношения к работе;
• улучшить навыки работы в команде и укрепить связи между разными отделами организации;
• развить творческое мышление и инновационный подход к решению проблемы;
• получить возможность самореализоваться в новой сфере деятельности и повысить уровень уверенности в себе;
• получить возможность внести свой вклад в решение социальных проблем.
В результате проведенного исследования, было выяснено, что максимально эффективными мерами по улучшению управления предприятием как социальной системой будут служить следующее:
1. введение дополнительных мотиваций при организации производства. Следует отметить, что лишение премии не является мотивацией. Более того - большинстве случаев свидетельствует что, депримирование является причиной негативного отношения к руководителю, возникновения халатности.
2. повышение уровня лояльности сотрудников к руководству и компании. Большую роль играет организация двустороннего общения, наличие механизма защиты права работника компании на труд и отдых.
3. усиленное внимание к отбору персонала, введение в него конкурсной системы. Данный метод позволит не только отсеять менее квалифицированных работников, но и повысит самомотивацию специалиста.
4. разработка качественных и полных должностных инструкций. Это позволит регламентировать процесс производства и конкретизировать обязанности работника.
5. упрощение структуры подразделений компании. Позволит более оперативно реагировать на возникновение спорных вопросов среди сотрудников и предупреждать их.
Таким образом, выполнение рекомендованных мероприятий: 1)проведение Дней дисциплины с награждением отличившихся сотрудников, 2) проведение выездных мероприятий отдыха сотрудников и их семей, 3) совершенствование должностных инструкций, 4) введение конкурсной системы в систему отбора персонала - эффективны уже на начальном этапе изменений, и начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества ОАО «Сбербанк Росси».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативно – правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - ст. 3301.
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 3. - ст. 140.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 1. - ст. 1.
II.Специальная литература
4. Агаларова Е.Г., Таран А.Г. Социально-этический маркетинг как маркетинг нового поколения // В сборнике: Экономика и маркетинг: новый взгляд. - 2013. - С. 32-37.
5. Аккоф Р. Искусство решения проблем. – М., 2012. – С.58.
6. Антонова З.Г., Лившиц В.И. Реформирование социальной политики на современном этапе развития страны // Известия Томского политехнического университета. - 2013. Т. 323. - № 6. - С. 25-33.
7. Богданова И.Н. Управление эффективностью использования рабочей силы // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2014. - № 1. - С. 277-281.
8. Болдырева Г.Е., Волохова М.Е. Анализ факторов, влияющих на управление человеческими ресурсами предприятия // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2014. - № 17. - С. 172-175.
9. Буранова Е.А. К вопросу о показателях экономической безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы//Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2014. -№ 4. -С. 113-115.
10. Верхоглазекнко В. Критериальное управление развитием компании. – М.: Инфра-М, 2014. – С.111.
11. Веснин В. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2014. - С.117.
12. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. – М.: Феникс, 2014. – С.172.
13. Волков Ю.Е. Социальные системы как объект социологического анализа // Социологические исследования. - 2009. - № 9. - С. 119-125.
14. Веснин В. Теория организации. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – С.72.
15. Гапоненко Л.Б. Права человека и социальность российского государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3-1 (53). - С. 74-77.
16. Гарбузова Т. Словарь экономических терминов для бизнесменов. - М.: Феникс, 2014. – С.51.
17. Гильманов А.З. Некоторые методологические аспекты управления предприятиями как социальными системами // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2014. - № 1. - С. 50-57.
18. Гумерова Г.И., Гусева К.Ф., Кононов А.Н., Путря М.Г. Профессиональный стандарт - ключевой элемент подготовки высококвалифицированных кадров // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 7. - С. 39-44.
19. Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013. - № 1. - С. 149-153.
20. Гапонова С.Н., Рац Г.И. Особенности системы социальных отношений как составной части социально-экономической системы // Вопросы новой экономики. - 2013. - № 4 (28). - С. 107-110.
21. Добреньков В., Кравченко А. Социология. Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – С.224.
22. Кузнецов Ю., Мелякова Е. Теория организации. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – С.199.
23. Лидер Ф.В. К вопросу о взаимосвязи функций и структуры в управлении социальными системами // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 3. - С. 113-117.
24. Новожилова Е.О. Исторические типы социально-экологических систем. Сравнительный анализ // Общество. Среда. Развитие. - 2014. - № 1 (30). - С. 141-145.
25. Кокин Ю.П. Социальная политика в современной России: направленность, актуальные проблемы, требующие решения // Апробация. - 2014. - № 7. - С. 6-8.
26. Королева О.Е., Яковлева Н.В. Государственная социальная политика в России: проблемы и пути преодоления // В сборнике: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. под общ. ред. М.В. Темлянцева. - Новокузнецк, 2014. - С. 93-95.
27. Красюкова Н.Л. Механизмы укрепления и развития социально-экономической политики России // В сборнике: Стратегии развития экономики России: проблемы и вызовы Научно-аналитический сборник. под общей редакцией Тупчиенко В.А. – М., 2015. - С. 31-53.
28. Красюк И.Н. Социально-этический маркетинг в современном обществе // В сборнике: Актуальные проблемы маркетинга в коммерческой деятельности компаний . – М., 2014. - С. 50-57.
29. Кузнецов Н.Г. Социально-этический маркетинг как современная концептуальная парадигма развития отношений обмена // Экономические науки. - 2012. - № 87. - С. 7-10.
30. Кузнецова И.Д. Активизация инновационной деятельности предприятий на основе механизма управления интеллектуальным капиталом // Известия высших учебных заведений. Экономика, финансы и управление производством. – 2011. - №3.- С. 45-50.
31. Латфуллин Г., Никитин А. Теория менеджмента. – СПб.: Питер, 2014. – С.264.
32. Лунёва Е.И. Социальное развитие предприятия сферы услуг как часть системы эффективного управления // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 5-1. - С. 7-16.
33. Москвитина О.А. Социальная политика и уровень жизни в стратегии экономической безопасности // В сборнике: Государственно-частное партнерство: потенциал, модели, перспективы развития Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, Академия права и управления ФСИН России. - Курск, 2015. - С. 213-215.
34. Мухаметшина Г.Р., Шакирова Д.Ш. Эволюция подходов к исследованию социально-трудовых отношений в истории экономической мысли: противоречия и преемственность // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. - № 7. - С. 60-64.
35. Парсонс Т., Смелсер Н. Хозяйство и общество // Экономическая социология. - 2011. Т. 12. - № 4. - С. 33-36.
36. Пимкин Ю.В. Социальная политика в Российской Федерации //
37. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Инновации всоциальной работе: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 256 с.
38. Вестник магистратуры. - 2014. - № 12-2 (39). - С. 159-160.
39. Полушкин Н.А. Социальная политика как одно из ведущих направлений стратегии развития государства // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 1046-1050.
40. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2012. - 30 января. - С.15-16.
41. Резник Г.А., Маскаев М.И. Модель и механизмы управления трудовым потенциалом современной организации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. - № 1. - С. 143-146.
42. Русанов Д. Н. Оценка производственной деятельности УИС с точки зрения эко¬номической безопасности //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. -2014. -№ 4. -С. 119-122.
43. Сухина Л.В. Социальный аспект экономической политики государства // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 10.
44. Садовникова Н.О. Стандарт повышения квалификациии профессиональной переподготовки кадров как инструмент управления обучением персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2014. - № 1 (10). - С. 26-32.
45. Семено А.А. Социально-педагогическое проектирование как педагогическая технология // Вестник УМО вузов России пообразованию вобласти социальной работы. 2012. № 1. С.117–128.
46. Степанова С.М. Управление человеческими ресурсами: потоковый подход // Известия высших учебных заведений. Экономика, финансы и управление производством. - 2012. - №2. - С. 102-207.
47. Сырбу А.Н., Федорова Ю.А. Роль кадровой политики в повышении конкурентоспособности предприятия // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2014. - № 10. - С. 40-43.
48. Суворова С.В., Кожамкулова А.М. Социально-этический маркетинг - концепция будущего // Академический вестник. - 2012. - № 2 (20). - С. 91-93.
49. Таланова А.В., Лымарева О.А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 12 (27). - С. 23.
50. Тагиева Д.И. Социальная политика государства // Экономика и социум. - 2014. - № 2-4 (11). - С. 541-544.
51. Торлопов В. А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспектива / В. А. Торлопов. – М. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С.118.
52. Шамшурин В.И. Социальная политика государства и гражданское общество // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2014. Т. 6. - № 1. - С. 11.
53. Швецова Л.И. Социальная политика как инструмент построения социального государства // Народонаселение. - 2014. - № 3 (65). - С. 4-11.
54. Шилякина А.Н. Проблемы социальной политики в России // В сборнике: Глобализация науки: проблемы и перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2014. - С. 101-103.
55. Экономическая безопасность России: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ, 2012. – С.224.
56. Экрол Р., Котлер Ф. Границы парадигмы маркетинга в третьем тысячелетии (часть 2) // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 6. - С. 438-452.
57. Яковлева Н.В. Социальная политика российского государства: опыт, проблемы, решения // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. - 2014. - С. 454-457.
58. «ВКонтакте» - крупнейшая социальная сеть в России и СНГ [Электронный ре¬сурс] Режим доступа: http://vk.com
59. YouTube - видеосервис. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://youtube.com.