На сегодняшний государственная политика в области образования активно внедряет инклюзивный процесс в образовательную среду.
Стандарт начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся обеспечивает формирование личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).[1]
Актуальность темы представленного исследования несомненна и связана с тем, что обучение слабослышащих детей является важной психолого-педагогической проблемой, которая имеет длительную традицию с одной стороны, но и определенный дефицит современных иссле- дований с другой. Основной вектор исследований в этой области традицион- но связан с психофизиологическими особенностями людей с сенсорной недо- статочностью, когнитивными компонентами развития и спецификой обуче- ния. Особый аспект проблемы состоит в изучение эмоциональной сферы слабослышащих, поскольку именно смысловая сфера является основой личностного развития человека на всех этапах его жизнедеятельности, и в связи со слуховой ограниченностью смысловые образования глухих будут иметь свои уникальные особенности. Проблемы в развитии смысловой сферы глухих порождают сопряженную проблему, связанную с организацией учебного процесса для детей с данными сенсорными особенностями.
Важность выбранной для исследования темы определяется в первую очередь запросами практики. И это является очевидным, так как подтверждается необходимостью создания и привнесения в практику учебного процесса методов и технологий, которые будут инициировать именно смысловое развитие слабослышащих. В качестве такого ресурса выступает арт-терапия, практико-ориентированное направление в современной психотерапии и педагогической психологии, в рамках которого совокупность психотехник и смыслотехник используется как комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.
В последнее время заметно возрос интерес к эмоциональному развитию детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии и сурдопедагогике. Эта проблема нашла отражение в работах: Л.С. Выготского, Б. Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, В. Петшака, Б. Г. Речицкой, Т. В. Сухановой и др.
Так, Т.Г. Казакова [28], К.Д. Ушинский [55], Я.А. Коменский [32] отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, танцуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Специалисты (Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева) подчеркивают роль арт- терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности арт-терапии по отношению к старшим дошкольникам с нарушением слуха имеют огромный потенциал.
Мы обратились к дошкольному периоду развития ребенка не случайно. Этот возраст является сензитивным в воспитательном процессе для развития эмоциональной сферы, что отражено в работах отечественных ученых (Т. В. Антонова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Зльконин, и др.).
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Танцевальная терапия работает одновременно на двух пластах, эффект достигается быстрее, тем самым демонстрируется ее сильный лечебный потенциал.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха посредством арт-терапии и отсутствием научно-практических рекомендаций в этом направлении. Данное противоречие обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель нашего исследования: изучить особенности деятельности социального педагога по формирование эмоциональной сферы слабослышащих старших дошкольников.
Объектом исследования являлась эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста имеющих нарушение слуха.
Предметом исследования методы работы социального педагога по формирование эмоциональной сферы слабослышащих старших дошкольников процессе танцевальной терапии.
Гипотеза исследования работа социального педагога по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного имеющих нарушения слуха,будет эффективной при услвоии использования танцевальной терапии.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи экспериментального исследования:
- проанализировать состояние развития эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха;
- изучить воздействие музыки на развитие эмоций ребёнка;
- подобрать диагностический инструментарий и методы использования музыки на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста имеющих нарушение слуха;
- установить изменения в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха после воздействия танцевальной терапии.
Теоретические основы исследования: Положение современной психологии о способах психологической коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушением слуха посредством арт- терапии (А.И. Копытин, Б. Корт, И.В. Сусанина).
Практическая значимость: полученные в исследовании данные и разработанная коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в работе с детьми с нарушением слуха для коррекции эмоциональной сферы. Результаты исследования, несомненно, могут принести пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей, родителей.
Методологические основы исследования: мы придерживались теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций; концепция В. Петшака о развитии эмоциональной сферы детей, с нарушением в развитии, опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Методы и методики исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, танцевальная терапия.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение 2
1. Теоретические основы оказания социально-педагогической помощи слабослышащим дошкольникам 6
1.1 Развитие ребенка дошкольного возраста в оценке отечественных и зарубежных исследователей 6
1.2 Специфика формирования эмоциональной сферы ребенка в норме и с нарушением слуха 10
1.3 Работа социального педагога с семьей слабослышащего ребенка 17
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной сферы слабослышащих старших дошкольников 43
2.1 Организация и методика опытно-экспериментальной работы 43
2.2 Программа работы по формированию эмоциональной сферы слабослышащих старших дошкольников с использованием танцевальной терапии 49
2.3Диагностика развития эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника в системе опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 80
Список использованной литературы 84
Приложения 91
Глоссарий……………………………………………………………………….104
Проведенное исследование и анализ его результатов позволили сформулировать следующие выводы: эмоциональное благополучие ребенка определяется как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребенка к миру, окружающим людям, к самому себе, влияющее на его познавательную и эмоционально-волевую сферы, отношения со взрослыми и сверстниками; -наиболее распространенным среди всех встречающихся у детей отклонений, в том числе у детей с ОВЗ, с нарушение слуха, в силу чего исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха является особенно значимым, любое отклонение от нормы сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка; для эмоционально-личностной сферы детей с нарушение слуха характерны сниженный тонус настроения, повышенная тревожность, переживание комплекса заниженной самооценки у одних и наличие агрессивно-напряженного состояния у других, ощущение психологического дискомфорта, эмоциональная возбудимость, невнимательность, частая смена настроений, неорганизованность, импульсивность, неуравновешенность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательной активности, недостаточный уровень развития мыслительных операций, слабая память; наиболее результативным методом коррекционной работы в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушение слуха является арттерапия, т.е. метод воздействия средствами искусства; для реабилитации детей с нарушение слуха особая роль принадлежит танцам вследствие связи музыки с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие; активизация деятельности правого полушария при музицировании и создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью; танцы как вид музыкальной деятельности является наиболее доступным видом искусства для дошкольников с нарушение слуха, оказывающим глубокое воздействие на эмоциональную сферу, развитие психических функций, на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы.
В процессе теоретического анализа были выявлены и обоснованы педагогические условия формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушение слуха посредством арт-терапии, которые были апробированы в процессе опытно-экспериментальной работы в компенсирующей группе коррекционного детского сада в количестве 16 человек с диагнозом нарушение слуха.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование уровня эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушение слуха, анализ результатов которой свидетельствовал о ряде проблем, как в эмоциональном развитии детей, так и в области педагогической компетентности родителей (законных представителей).
На основе анализа результатов констатирующей диагностики была разработана и реализована специальная программа танц-терапии , основная цель которой заключалась в развитии эмоциональной сферы и формировании эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушение слуха посредством музыкальных движений, музыкально-игровым творчеством.
Одновременно с реализацией программы музыкальных занятий была разработана и реализована программа работы с семьями воспитанниковс целью привлечения родителей (законных представителей) к участию в культурно-досуговых мероприятиях для укрепления детско-родительских отношений и повышения педагогической компетентности в области эмоционального развития детей с нарушение слуха.
Наблюдения за детьми с нарушение слуха в течение формирующего этапа экспериментальной работы позволил констатировать, что последовательное решение задач при соблюдении принципов равенства, сотрудничества, опоры на «зону ближайшего развития», способствует формированию устойчивого положительного эмоционального состояния детей, их эмоциональной сферы .
Анализ результатов контрольной диагностики выявил выраженную положительную динамику в уровне эмоциональной сферы всех детей группы, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы.
В результате такой совместной работы, к времени выпуска детей из МДОУ реально удается достигнуть следующих результатов:
1) Увеличивается число родителей, заинтересованных в состоянии внутреннего мира своего ребенка, имеющего сложную структуру нарушения, изменяется характер вопросов, задаваемых родителям педагогу, возрастает интерес родителей к поделкам, рисункам детей.
2) Уменьшается количество агрессивных проявлений, эмоциональных срывов детей благодаря целенаправленной работе педагогов и родителей, которые осуществляют совместную деятельность по коррекции социального развития детей.
3) Происходит заметная положительная динамика в социальном развитии детей. В первую очередь, это выражается в том, что значительно большее количество детей начинают организовывать совместные со сверстниками игры. У детей формируются такие социальные умения, как взаимодействие со сверстниками и принятие помощи взрослого. Вектор, отражающий способы решения конфликтных ситуаций (как самостоятельно, так и с помощью взрослых), меняется в сторону конструктивных способов решения споров в учебной, игровой и в повседневной деятельности, дети становятся терпимее друг к другу.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о решении всех поставленных задач и подтверждении положений гипотезы исследования.
Проблема формирования эмоциональной сферы детей с нарушение слуха посредством арт-терапии и обширна и многогранна, ее дальнейшее изучение может осуществляться в разных направлениях, например, в области изучения влияния различных видов музыкальной деятельности на эмоциональное развитие разных категорий детей с нарушение слуха .
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
2. Проект специальных требований в федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования для глухих детей в условиях инклюзивного образования: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/01_%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%B5_09112014.pdf, вход свободный, (дата обращения 1.10.2016)
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Алексеева.- СПб., 2016. - 224с.
4. Алямовская, В.Г. Предупреждение психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. — М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
5. Арнаутова, Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательнрых учреждений. — М.:ВЛАДОС, 2008 - 213с.
6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] учебное пособие для студ. высш. и средних уч. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 248с.
7. Банщикова, Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%C1%E0%ED%F9%E8%EA%EE% E2%E0 %D2 %CD 3 2001■htm/, вход свободный, (дата обращения 1.10.2016)
8. Божович, Л.И. Этапы развития личности/Л.И. Божович. — Воронеж, 2015. — 349с.
9. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР [Текст]/Н.Ю. Борякова//Дефектология, . – 2003. – № 1. – С. 23-25
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
11. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2004. - 496с.
12. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - С. 12-23.
13. Гармаева, Т. В. Развитое у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности [Текст] / Т. В. Гармаева, Л. В. Попова // Психолог в детском саду. 2008. - №4. - С. 22-39.
14. Гаспарова,Е.А. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание.– 2009. – № 3. – С.44-49
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-304с.
16. Григорьева, А.И., Дьячкова, Т.В., Брызжева Н.В. Особенности организации воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и 111 ПРО ТО», 2014.-100с. 21.
17. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций[Текст]/Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 148с.
18. Дворникова, Е. И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы [Текст]/ Е. И. Дворникова. Ставрополь: — Сервис-школа, 2002. - 208с. . Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия / Н.Ю. Оганесян, – СПб.: Речь, 2011. – 288 с.
19. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей- предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») [Текст] / О.Г. Приходько и др.. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 227 с.
20. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) [Электронный ресурс]/составитель Н.Д. Денисова : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/preview/4018486 , вход свободный, (дата обращения 1.10.2016)
21. Дилео,Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2001.- 272 с.
22. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб.: КАРО, 2008. - 336 с.
23. Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. – 2016. – № 3. – С.45-49
24. Захарова, И. Г., Ершова, Ю. В. Использование элементов арттерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 62-65.
25. Карпова, С.И. Методика формирования художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной ритмикой. Методическое пособие [Текст]/С.И. Карпова. — Одинцово: ОГУ, 2014. - 143с.
26. Коломинский Я.Л., Панько, Е.А. Психология детей шестилетнего возраста [Электронный ресурс]. - Минск: Университетское. - 1999. - 234 с.
27. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [ Текст]/Т.С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 160 с.
28. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография [Текст]/Т.С. Комарова. — М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 144 с.
29. Копытин, А. И., Свистовская, Е. Е.. Арттерапия детей и подростков [Текст]. — М.: Когито центр, 2006. - 197 с.
30. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 366 с.
31. Котова, Е.В. В мире детских эмоций: программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 80с.
32. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. - М., 2003.- 176с.
33. Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И Перегуда, O.A. Шаграева. — М.: Академия, 2003. - 176 с.
34. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет/ Н.Л. Кряжева. - Ярославль: — Академия развития, 2000.- 208 с.
35. Лебедева, Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст]/ Л.Д.Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. -125с.
36. Лебединский, В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей/ М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. — М.: УМК «Психология», 2003. - 98с.
37. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. Ст./ под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец. - М.; Международный образовательный психологический колледж, 1995.- 144 с.
38. Лисина, М.Н. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ под ред. М.И. Лисиной. — М., 1980.- 124 с.
39. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]/Б.С.Мухина. — М.: ООО Апрель пресс, ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2009. - 352 с.
40. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Назарова / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-304 с.
41. Неменский, Б. М., Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
42. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для практических работников и дошкольных образовательных учреждений [Текст]/Г.П. Новикова. М.: АРКТИ, 2010. - 202 с.
43. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник. - М.: Педагогическое общество Россия, 2003. – 448 с.
44. Осипива, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова.- М.: 2000. – 512 с.
45. Основы специальной психологии: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 480с.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999. - 527 с.
47. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. – 1989.-№4.- 37с.
48. Плахова, Т.В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей / Т.В. Плахова, Л.В. Дмитриева // Дефектология. - 2004. - №2. - С. 40-42.
49. Пожиткина, Н.В., Савенок, Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоциональной сферы дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: :http://psychology.snauka.ru/2012/06/856, вход свободный, (дата обращения 1.10.2016)
50. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Т.Ц. «Сфера», 2007. - 528с.
51. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Кравасарского. - Спб., 2003.-1024с.
52. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова.- М.: Просвещение, 2002. - 158с.
53. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников.- М.: Знание,1980. - 57с.
54. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 36-41.
55. Рубинштейн, С.Л. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб.пособие / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
56. Смирнова, Е.О. Детская психология. - М., - 2003.- 304 с.
57. Соколова, Е.Т. Общая психотерапия / Е.Т. Соколова. - М.: Тривола, 2001.-304 с.
58. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии /Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.- М.: Академия – 2000.- 291 с.
59. Ходоров, Д. Танцевальная терапия и глубинная психология / Д. Ходоров. – М.: Когито-центр, 2009. – 220 с.
60. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 304 с.
61. Шутова, Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) /составитель Н.Д. Денисова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http: // : http://www.studfiles.ru/preview/4018486, вход свободный, ((дата обращения 1.10.2016)
62. Эльконин, Д.Б. Детская психология.- М.: Академия — 2007.-384с.
63. Яхтина, Е.З. Методика музыкально- ритмических занятий с детьми имеющими нарушение слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.З. Яхтина / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 207с.