Социология как наука
Функции социологического знания
Функции социологии:
Общая характеристика предметной области социологии.
Специфика социологического объяснения.
Система социологического знания.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Признаки социального действия
Теории социального взаимодействия
Концепция социального обмена
Концепция символического интеракционизма
Концепция управления впечатлениями
Культура
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
2. Символизм
3. Адаптивно-деятельностный подход
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
2. Ценности
3. Функции культуры
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
5. Процессы изменений в культуре
Социальная коммуникация
1. Основные определения и модели процесса коммуникации
2. Виды социальной коммуникации
3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Социальный стереотип
Информационные барьеры
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
2. Виды и функции малых групп
3. Групповая динамика
4. Изучение малых групп
1. Эксперимент
Социальная структура
1. Социальные общности
2. Социальная мобильность
1. Понятие института и институционализация
2. Признаки социальных институтов.
3. Функции социальных институтов.
Функции социологического знания
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.
...
Общая характеристика предметной области социологии.
Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).
Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.
Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.
Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.
Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц.
...
Система социологического знания.
Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.
Основные признаки соц. систем:
• качественная определенность
• выделенность относительно среды существования
• гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.
• наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.
Система социологического знания в качестве элементов включает:
• социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:
• общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах.
...
Признаки социального действия
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
• нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
• волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
• наличие знаковых механизмов регуляции
В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е.
...
Социальное действие и социальное взаимодействие
Признаки социального действия
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
• нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
• волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
• наличие знаковых механизмов регуляции
В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е.
...
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
• совместный труд
• спорт
• образование
• наличие ритуалов
• системы родства
• правила взаимодействия полов
• язык
• и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".
...
1. Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
• передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
• процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
• механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
1. поведенческий эффект
2. оценочные (аксиологические) эффекты
3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
4. познавательный (когнитивный) эффект
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.
...
3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.
...
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.
• слух-мечта
• слух-пугало
• слух-разделитель
Факторы распространения слухов
• проблемная ситуация, создающая информационную потребность
• неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
• уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.
Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
а) индивидуальный уровень
• адаптация к среде
• дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
• сплочение
• разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми.
...
1. Характеристики малой группы
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
• формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
• неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
• группы членства (все люди в группе)
• референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
3. Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы:
• сплочение или разобщение групп;
• процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
• становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни.
...
1. Эксперимент
Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.
Схема эксперимента:
1. выдвижение гипотез
2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.
Пример:
Хоторнские эксперименты (1927-1932)
Тема: Повышение производительности труда.
1. Условия труда - фактор производительности.
Факторная характеристика - освещенность рабочего места,
нейтральная - содержание труда,
контрольная - производительность труда.
2. Организация труда
Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
3.
...
1. Социальные общности
Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
• Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
• Реальные
• Массовые (агрегаты)
• Групповые
• Малая социальная группа
• Большая социальная группа
• Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности - большие и малые социальные группы.
...
2. Социальная мобильность
Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.
Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.
Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.
Нисхождение - всё наоборот.
Каналы социальной циркуляции:
Армия
Церковь
Образование
Брак
Политические и профессиональные организации.
Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.
Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.
...
1. Понятие института и институционализация
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
• возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
• появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
• принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
...
2. Признаки социальных институтов.
Семья
Образование
Государство
Экономика
Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения
учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся
конституция
Статусы:
жена, ребёнок, теща
Студент, преподаватель, декан
президент, политический лидер
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь...
любовь к знаниям, карьерная ориентация
получение прибыли, расчетливость, бережливость
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь
идеология академической свободы, равенство при обучении
право на труд, свободная торговля.
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.
брачные ритуалы
эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни,
флаг
фабричная марка
V. Материальные условия.
дом, мебель
аудитории, библиотеки, оборудование.
...