1 Анализ теорий профессионального становления личности
2 Профессионализм личности и деятельности социального работника
2.1 Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
2.2 Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
3 Методы диагностики профессионализма
3.1 Методика изучения коммуникативных способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованных источников
1 Анализ теорий профессионального становления личности
Понять личность можно в ее предметных, социальных связях, которые изменяются и развиваются в реальных жизненных циклах. Личность, как отмечал Б. Г. Ананьев, всегда моложе "индивида" в одном и том же человеке. История личности ли ее жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, начинается, однако, много позже. Развитие личности проявляется в смене ее общественных функций, ролей и состояний. Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда по времени не совпадает.
В ходе исследования выявлена и обоснована тенденция целостности и непрерывности профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. Эта тенденция отражает противоречие между сложившимися образованиями личности и внешними условиями ее жизнедеятельности.
...
2.1 Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс трансформации социума в целом. Осуществляя профессиональную деятельность, он непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов). В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Возможность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отношений «специалист-клиент» обеспечивается высокими требованиями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.
Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловлена:
- характеристиками преморбидной (предшествующей) структуры личности;
- качеством профессионального образования;
- наличием опыта профессиональной деятельности. [16, с.
...
2.2 Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Слово "акмеология" восходит к древнегреческому "акме", происходящему, в свою очередь, от слова "ахis" ("острие") и означающему "высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора"; "еn аkmу eindi" (быть в акме) означает "быть в полном цвете, на высшей степени развития".
Понятие "акме", сформулированное П. А. Флоренским и Н. А. Рыбниковым и наиболее содержательно определенное Б. Г. Ананьевым, было связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами, понятием "пика" карьеры, которое также было ново для отечественной традиции и существенно для психологии профессий. Ананьев конкретизирует понятие "пика" или вершины жизни. В возрастной и социальной периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованности в жизни.
Б. Г.
...
3.1 Методика изучения коммуникативных способностей
Теоретическое обоснование. В процессе трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, результат которого проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в эффективности их деятельности. Именно коммуникативное взаимодействие формирует целостность организации.
Коммуникация людей представляет собой преимущественно их взаимодействие друг с другом с определенными целями:
- получение или сообщение сведений, необходимых для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;
- собственно воздействие, т.е. управление поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;
- удовлетворение собственной потребности человека в общении.
В целом коммуникация включает в себя два взаимозависимых аспекта: коммуникация как структура и коммуникация как процесс, т. е.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решаемых задач и проблем. Успех этой деятельности, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности к деятельности и развитости определенных профессиональных и личностных качеств.
Мы рассматривали целостность и непрерывность профессионально-личностного развития, его стадии и этапы, закономерности, опираясь на концептуальные исследования отечественных и зарубежных ученых, показывающих сложность и динамичность этого процесса.
...
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Методика изучения коммуникативных способностей
Вопросы
1.Всегда ли вы планируете результат (цель)
предстоящего разговора с человеком этапы и способы его достижения?
7
6
5
4
3
2
1
2.Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?
7
6
5
4
3
2
1
3.Способны ли вы разговаривать, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, продолжительный настрой на предстоящий разговор?
7
6
5
4
3
2
1
4.Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжить начатый разговор?
7
6
5
4
3
2
1
5.Если ваш собеседник находится в возбуждённом состоянии, можете ли вы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?
7
6
5
4
3
2
1
6.Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?
7
6
5
4
3
2
1
1. Баркер Р. Словарь социальной работы. – М.: Изд-во «Логос», 1994. – 645с.
2. Бодалев А.А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: ВЛАДОС, 1999. – 332с.
3. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С. 12-13.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Изд-во «Аргус», 1994. – 442с.
5. Доэл. М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников. – М.: Изд-во РАГС, 1995. – 478с.
6. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы.// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С. 10 – 11.
7. Змеев С.И. Андрогогика: становление пути развития// Педагогика. - 1995. - №2. - С. 65-66.
8. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы.// Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 24-26.
9. Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Изд-во РАУ, 1993. – 293с.
10. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника)// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. – С. 82-87.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павлов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 395с.
12. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. - 1995. - №6. - С. 41-48.
13. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208с.
14. Никитин В.А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Норма», 2002. – 298с.
15. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395с.
16. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова. – 2-е изд, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 288с.
17. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М.Панова и Е. И. Холостовой. М.: Изд-во ПРАВДА, 1997. – 708с.
18. Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И.Жукова, М.: Изд-во «Аспект – Пресс», 1995. – 384с.
19. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Изд-во «Норма», 1994. Т I. – 749с.
20. Топчий Л.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №5. - С. 5 – 6.
21. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.
22. Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пособие. М., Изд-во РАУ. 2004. – 433с.
23. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, подготовка // Социальная работа. - 1992. - №5. – С. 13-16.
24. Шмелёва Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 196 с.
25. Шмелева Н.Б. Профессиональная подготовка студентов – будущих специалистов по социальной работе (Акмеологический подход)// Российский журнал социальной работы. - 1996. - №1. – С. 109-113.
26.