Предметом исследования избраны проблемы подростковой субкультуры в изменяющейся социокультурной ситуации российской действительности XXI века.
1.1 Общая характеристика подростковой субкультуры
2.1 Семья как фактор социализации личности
2.2 Школа в становлении подростка
3.1 Книжная культура и развитие личности подростка в современной России
Заключение
Приложение 1
Список использованной литературы
1.1 Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).
Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры.
...
2.1 Семья как фактор социализации личности
Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений.
Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.
...
2.2 Школа в становлении подростка
Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками.
Такой «выход» за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками, роли самовоспитания, средств массовой информации и воздействия на личность. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. Школа оказывает влияние на многие аспекты развития.
...
3.1 Книжная культура и развитие личности подростка в современной России
Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари.
...
Заключение
Подростковая субкультура – это возрастная группа людей, объединенных интересами, системой ценностей, норм и правил поведения, в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Подростковая субкультура является важным этапом в развитии личности. В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами воспитания и образования, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели», к которым относятся средства массовой информации и электронные медиа. СМИ выполняет ряд функций: информационную, релаксационную, рекреативную. Благодаря СМИ происходит широкое ознакомление подростка с окружающим предметным миром. Из-за всеохватывающего и неизбежного влияния СМИ происходит трансформация подростковой субкультуры. СМИ ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры.
...
Приложение 1
Результаты социологического опроса.
Опрос проводился с 15 по 30 апреля 2009 года среди учеников 9-го и 11-го классов средней общеобразовательной школы города Кирова №22. Возраст опрошенных – от 14 до 16 лет. Общее количество участников составило 56 человек.
Основная цель проведения анкетирования среди подростков – это подкрепление основных концептуальных положений курсовой работы, касающихся проблем досуговых предпочтений подростка. Ответы, которые были получены, отражены в следующей таблице.
...
1) Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие/ Л.А. Акимова. – М., 2003.
2) Андреева Т.В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности// Вестн. С.-Петерб. Ун-та., сер. 6., - 2006. - № 2.
3) Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе// Формирование личности молодого человека в школе и вузе./Под общ.ред.А.С. Запесоцкого. – СПб. – 2001.
4) Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. – Смоленск, 1998.
5) Бутенко А.М. Подросток - чтение и использование компьютера// Социологическое Исследование. – 2001. - № 12.
6) Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян//Социологич.исслед. – 2006, - № 11.
7) Выготский Л.С. Проблема возраста //собр. соч. – М. 1984, т.4.
8) Вайнтштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций// МЭиМО. – 2002. – №7.
9) Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. – 2000, № 7.
10) Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. – 2004. – № 4
11) Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков// Соц.-гум. знания.- 2005.- № 5.
12) Земска М. Семья и личность// Перевод Покровского Н.С .- Прага, 1989.
13) Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. – М., 1997.
14) Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет// Библиотековедение. – 2005.-№2.
15) Кон И. Психология ранней юности. – М.,1989.
16) Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. – М., 2003.
17) Крылова Н.Б.Культурная деятельность подростка// Школьные технологии. – 2000, №5.
18) Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999. – 300с.
19) Мацковский М.С. Социология семьи.- М. – 1989.
20) Мид М. Культура и мир детства// М. – 1988.
21) Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества// МЭМО. – 2006. - № 8.
22) Прохоров А. Интернет в цифрах и фактах// Компьютер пресс. – 2006. - №2.
23) Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. – № 2.
24) Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени/ Ю.А. Стрельцов – М.: Просвещение, 1991.
25) Собкин В. Виртуальная атака// Первое сентября. – 2002. – № 8.
26) Социология / Кравченко А.И.// социологический словарь. – М. – 1997.
27) Ушакин С. Семейные узы. – М., 1992.
28) Фонвизин Д.И. Недоросль. – М., 1987.
29) Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений// Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. – СПб, 2001.
30) Чудинова В. Что читают современные подростки/ В. Чудинова, Е. Голубев а Н.// Воспитание школьников. - 2004. - N 4..
31) Э.Эриксон. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996
32) Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия// Педагогика. – 2001. - № 4.
33) Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. – 2003. - № 6.