Введение.
1.1 История возникновения и развития алкоголизма.
1.2 Действие алкоголя на организм человека.
1.2.1 Сердечно-сосудистая система.
1.2.2 Нарушение функций дыхания.
1.2.3 Действие на пищеварительную систему.
1.2.4 Нарушение функций почек.
1.2.5 Иммунная система.
1.2.6 Нервная система.
1.3 Стадии развития алкоголизма.
1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека.
1.5 Особенности алкоголизма у подростков.
1.6 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
1.6.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
1.6.2 Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
1.6.3 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.
1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией.
1.8 Профилактика алкоголизма.
2.1 1 этап. Планирование.
2.2 2 этап. Начальное диагностирование.
2.1.3 3 этап. Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об алкоголизме, снижение уровня употребления алкоголя среди школьников.
2.1.4 4 этап. Конечное диагностирование.
2.2 Рекомендации.
Введение.
Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком [4.c8].
...
1.1 История возникновения и развития алкоголизма.
Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу – богу вина, плодородия и веселья у древних римлян - праздник Бахуса, Дионису – богу вина у древних греков – праздник Диониса.
...
1.2.1 Сердечно-сосудистая система.
Болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место в структуре смертности населения высокоразвитых стран. В медицине существует термин «алкогольная кардиомиопатия», который обозначает поражение сердечной мышцы, обусловленное интоксикацией. Проявляется оно в виде внезапной сердечной слабости. Последняя сопровождается накоплением жидкости в плевральной полости, отеком ног и увеличением объема сердца. Первым предвестником заболевания могут быть нарушения сердечного ритма, которые не редко встречаются у мужчин в возрасте от 35 до 55 лет. Увеличение объема сердца обнаруживается при рентгенологическом исследовании грудной клетки и по изменениям электрокардиограммы. Кардиомиопатия может быть обусловлена и другими причинами, но алкогольная кардиомиопатия отличается обратимостью нарушений. Как только больной перестает употреблять спиртные напитки, его состояние быстро нормализуется.
...
1.2.2 Нарушение функций дыхания.
Дыхание – синоним жизни. Дыхание – процесс очень сложный, ибо оно складывается из дыхания всех клеток организма. Дыхательный процесс включает в себя четыре этапа: наполнение легких атмосферным воздухом – вентиляция легких; переход кислорода из легочных альвеол в кровь легочных капилляров и выделение из крови в альвеолы углекислоты, а затем выделение ее с выдыхаемым воздухом в атмосферу; доставка кислорода кровью к тканям и углекислоты из тканей к легким; потребление кислорода клетками – тканевое или клеточное дыхание. Нарушение любого из этих этапов газообмена часто приводит к серьезному расстройству дыхания.
У больных, страдающих первой стадией хронического алкоголизма, отмечается некоторая стимуляция функций внешнего дыхания: возрастает минутный объем дыхания, увеличивается минутное поглощение кислорода.
...
1.2.3 Действие на пищеварительную систему.
Больные хроническим алкоголизмом часто жалуются на нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. При обследовании у них нередко выявляется гастрит, иногда язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Алкоголь начинает действовать уже в ротовой полости, раздражая слизистую оболочку. Сильно алкоголь действует и на слизистую оболочку желудка. Толщина слизистой оболочки постепенно уменьшается, поверхность клеток слущивается, она часто бывает отечной, гиперемированной. Капилляры разрушаются, и не редко в желудочном содержимом можно обнаружить кровь.
С развитием алкоголизма нарушается функция слюнных желез. Если вначале слабые и не очень крепкие спиртные напитки усиленно гнали слюну, то постепенно ее выделение настолько уменьшается, что прохождение пищи по пищеводу становится затруднительным. Развиваются и другие патологические явления. Желудочное содержание попадает в дыхательные пути, развивается аспирационная пневмония.
...
1.2.5 Иммунная система.
Установлено, что более тяжелое течение инфекционных заболеваний у лиц, страдающих алкоголизмом, связано с повреждением иммунных механизмов: иммунная система находится под контролем нервной, а алкоголь, как известно, является нервно-паралитическим ядом. Исследования показали, что алкоголь нарушает процессы кровотворения, снижает выработку лимфоцитов, открывая, таким образом, дорогу болезнетворным агентам. Так же алкоголь способствует развитию аллергии. При хроническом алкоголизме у больных может возникнуть повышенная чувствительность, как к самому этанолу, так и к пищевым веществам, которые представляют собой сырье для получения спиртных напитков, вызывая замаскированную пищевую аллергию. Например, очень часто у лиц, страдающих аллергией к куриным белкам, наблюдается аналогичная реакция на белое сухое вино. Разгадка заключается в том, что для осветления вина применяется куриный белок. А затем аллергия распространяется и на все составные компоненты вина [6.c47].
...
1.2.6 Нервная система.
Этиловый алкоголь, поступая в организм человека, оказывает воздействие, прежде всего на центральную нервную систему. Причем степень нарушения ее деятельности определяется количеством принятого алкоголя, временем, прошедшим с момента его принятия, и исходным состоянием головного мозга.
Точно доказано, что из всех органов нашего тела именно головной мозг наиболее беззащитен перед ядовитым воздействием алкоголя. Это объясняется тем, что в клетках мозга содержится много особых жироподобных веществ – липоидов. Они легко вступают в химическую реакцию с алкоголем, частично растворяясь, в результате нервные клетки выходят из строя. Причем липоиды нервной ткани обладают повышенной восприимчивостью к спиртному. Если условно предположить, что у выпившего в крови содержится сто единиц алкоголя, то в печени его будет сто пятьдесят, а в головном мозге сто семьдесят единиц [21.c46].
...
1.3 Стадии развития алкоголизма.
Как и при любой другой болезни, симптомы алкоголизма меняются с течением времени и заболеваний. При алкоголизме выделяют три последовательные стадии:
Первая стадия алкоголизма. На первой, начальной стадии алкоголизма происходят и количественный, и качественные изменения. Учащается выпивка, употребление спиртного становится систематическим. Увеличивается количество спиртного, которое человек может выпить, - в пять и более раз по сравнению с изначальной толерантностью. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства, поскольку уже нет защитного рвотного рефлекса, который защищал бы организм от чрезмерных доз. Появляется не только устойчивость в дозе, но и в частоте употребления спиртного, поскольку организм приспосабливается к действию алкоголя.
...
1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека.
Социально полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способных к добросовестному высокопроизводительному труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающий нормы социального государства. Злоупотребление алкоголем ведет человека к потере его социально-ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех аспектах его социального бытия [7.c14].
Алкоголь и несчастные случаи.
Алкоголизм в целом и состояние алкогольного опьянения конкретно является причиной многих явлений и несчастных случаев. С состоянием алкогольного опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. При этом у злоупотребляющих алкоголем наблюдается наиболее тяжелые травмы: сильные ушибы, переломы костей, травмы головы.
...
1.5 Особенности алкоголизма у подростков.
Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.
Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше[24.c32].
...
1.6.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.
Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
индивидуально - личностный подход к ребёнку;
опора на положительные стороны личности ребёнка;
объективность подхода к ребёнку;
конфиденциальность.
...
1.6.2 Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков.
1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.
2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.
5. Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.
...
1.6.3 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.
Дети младшего школьного возраста. Социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.
Работа с детьми младшего школьного возраста нацелена на:
• формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребёнок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьёзные проблемы с успеваемостью в школе и желанием учиться.
...
1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией.
Алкоголизм-болезнь в основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него. Созависимость – это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.
В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории. Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным; она крайне необходима и членам их семей.
...
1.8 Профилактика алкоголизма.
«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.
Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных,
психолого-педагогических и психологических мероприятий. Перечислим их кратко:
• Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.
• При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.
• Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).
• Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.
• Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.
...
2.2 2 этап. Начальное диагностирование.
Включает в себя проведение теста « Определение уровня знаний об алкоголизме» [Приложение 4], скрининг - анкеты «уровень алкоголизма» [Приложение 3]. При анализе данных мы получили следующие результаты:
1. В 9а классе средний уровень знаний об алкоголизме у 9 учащихся, высокий уровень знаний у 4 учащихся, низкий уровень знаний не выявлен. В 11а классе средний уровень знаний об алкоголизме выявлен у 9 учащихся, высокий уровень знаний у 6 учащихся, низкий уровень знаний не выявлен. Как видно из этих данных у учащихся 9а и 11а класса преобладает средний уровень знаний. Более высокий уровень знаний у 11а класса. Это объясняется тем, что они в целом обладают большим объемом знаний и жизненным опытом [Приложение 5].
2. Среди мальчиков 9а класса имеют нулевой - первый уровни алкоголизма 3 подростка, второй уровень алкоголизма то же 3 подростка.
...
2.1.3 3 этап. Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об алкоголизме, снижение уровня употребления алкоголя среди школьников.
Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия:
1. Беседа по профилактике злоупотребления алкоголем среди школьников. Беседа сопровождается демонстрацией опыта о разрушительном действии алкоголя на клетки и сюжетно-ролевой игрой [Приложение 1].
2. Коллективный просмотр видеофильма из цикла катарсис, о последствиях алкоголизма.
3. Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора по делам несовершеннолетних по Бабушкинскому району по вопросам ответственности родителей за употребление детьми алкоголя.
4. Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкоголизма [Приложение 2].
5. Организация конкурса рисунков и плакатов во время недели здоровья и спорта.
6. Индивидуальная работа с родителями и отдельными учащимися.
...
2.1.4 4 этап. Конечное диагностирование.
После проведения данного комплекса мероприятий нами было проведено повторное диагностирование. Мы получили следующие результаты:
1. Уровень знаний об алкоголизме в 9а и 11а значительно возрос. В 9а средний уровень знаний выявлен у 4 учащихся, высокий уровень знаний у 9 учащихся. 5 учащихся приобрели высокий уровень знаний. В 11а классе средний уровень знаний выявлен у 4 учащихся, высокий у 11учащихся. 5 учащихся приобрели высокий уровень знаний [Приложение 5].
2. Изменился уровень алкоголизма среди юношей 9а и 11а классов. В 9а нулевой - первый уровни выявлены у 4 учащихся, второй уровень у 2 учащихся. 1 юноша перешел со второго уровня алкоголизма на первый уровень. В 11а ситуация такая же: нулевой - первый уровень выявлен у 2 учащихся, второй уровень у 1 учащегося. 1 юноша перешел со второго уровня на первый уровень [Приложение 7].
3. Изменился уровень алкоголизма среди девушек 9а и 11а классов.
...