ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Технологический процесс в социальной работе
1.2 Типологии социальных технологий
1.3 Общие технологические приемы в социальной работе
1.3.1 Социальная диагностика в технологиях социальной работы
1.3.2 Технология социальной экспертизы
2.2 Формы и методы социально-педагогических приемов в социальной сфере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях
Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов — в тысячу раз, а военная мощь — в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.
История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования.
...
1.1 Технологический процесс в социальной работе
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательной применений на практике на наш взгляд является важнейшим требованием к профессионалу. Что же вкладывается в понятия «социальная технология» и «технология социальной работы»?
Технология социальной работы — это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс.
Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.
...
1.2 Типологии социальных технологий
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы — медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания — обладают своей спецификой.
Любая социальная технология, будучи конкретно направленной, на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.
В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий.
...
1.3.1 Социальная диагностика в технологиях социальной работы
В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями — родителей, мужа или жены, друзей, коллег и т.д. Это делается для того, чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее.
Термин «диагностика» (от греч. diagnostikos — способность распознавать) позаимствован из медицины для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы.
...
1.3.2 Технология социальной экспертизы
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключение.
Социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты.
...
2.2 Формы и методы социально-педагогических приемов в социальной сфере
Трансформация общественных отношений невозможна без глубоких изменений в сознании и поведении людей. И здесь огромная роль принадлежит образованию. В докладе ЮНЕСКО о положении дел в образовании (1991 г.) отмечалось, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защиту окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальной культуры, не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии»[3]. Эффективное использование социальных технологий предполагает развитие системы обучения и воспитания, совершенствование педагогических методов и методик.
Радикальные социально-экономические изменения в России создали принципиально новую ситуацию в сфере образования.
...
1. Библиотечка социального работника. 1993 г.
2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.
3. Журавлев А.И. Педагогика в системе наук о человеке. М„ 1990.
4. Иванов В.Н., Лесников Г.Н., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. М.,1994.
5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. Проблемы методологии и теории. СПб., 1996.
6. Как лучше помочь бедным // Социальное обеспечение, 1994, № 1.
7. Луков В.А. Социальная экспертиза. М., 1996.
8. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994
10. Общие основы методики социальной работы. / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: ЦСП, 1999.
11. Основы социальной работы. Под. Ред. П.Д. Павленка. – М.:Инфра, 1999. оциальная работа. вып7 N 1, 2. М.1992 г.
12. Пинкус А.,Минахин А. Практика социальной работы. М. "Союз". 1993г.
13. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. I и II. М. "Прометей".1992 г.
14. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1991.
15. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
16. Рахманов В. Критерии бедности // Социальная защита, 1993, №8.
17. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.
18. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
19. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристъ, 1997.
20. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М., 1992.
21. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации. // СОЦИС. 1995. № 4.
22. Социальная зашита: региональные модели. — М, Уорлд Лернинг, 1995.
23. Справочное пособие по социальной работе. — М, 1997.
24. Социальная работа. вып.7 №1, 2.М.1992г.
25. Социальная работа: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т, — М.— Тула, 1993.
26. Социальная работа. Под ред. Курбатова В.И. – Р/Дон, 1999г.
27. 1991Социальная работа с пожилыми. М.: Институт социальной работы, 1995.
28. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1994.
29. Теория и источники социальной работы. М. "Союз". 1994 г.
30. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. М.,1994.
31. Теория и методика социальной работы (ТМСР). Под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАСБУ, 1993г. – вып.1, 1995г. – вып.2.
32. ТМСР. Ч.1,2. Под.ред. и.Г. Зайнышева. – М.: Союз, 1994.
33. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. М., 1994.
34. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. — М: РГСУ, 1992.
35. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.т1-2 Москва-тула. 1993 г.
36. Технологии социальной работы. Учебник под ред Е.И.Холостовой. М., 2001
37. Технология социальной работы. Под ред. И.Г. Зайнышева: Уч.пособие – М,: 2000
38. Технология социальной работы: Учебно-методические материалы. М., 1996.
39. Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М., 1993.
40. Ядов В.А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. Самара, 1995.