1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.3.1 Статус безработного
1.3.2 Малообеспеченность безработного
1.3.3 Социальная деградация
1.3.4 Проблемы в семейных отношениях безработного
2.1 Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
2.3 Биржа труда, ее место в экономике Республики Башкортостан, функции, роль и задачи
3.1 Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом
3.2 Деятельность социального работника в оказании помощи безработным
3.3 Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей. Функции социального работника
Заключение
Список литературы
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Современное понимание рынка труда не может не принимать во внимание принципиальное отличие объекта купли-продажи на данном рынке от прочих товаров и услуг.
...
1.3.1 Статус безработного
Отсутствие работы не всегда приводит к юридическому признанию человека безработным. И это является одной из проблем безработного - получить статус безработного, так как его присваивают далеко не всем безработным гражданам. Для получения статуса безработного необходимо:
обращение за работой в службу занятости и регистрация в ее списках;
отсутствие подходящий (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы:
формальное признание лица (при условии вышеперечисленного) безработным. [38, c.89]
Из этого следует, что целый ряд индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах занятости. В силу низкой информированности общества некоторые люди не знают о возможности искать работу через биржу труда - как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.
...
1.3.2 Малообеспеченность безработного
Одна из наиболее острых социальных проблем безработного - снижение его жизненных стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Учитывая, что средняя заработная плата по стране чрезвычайно низкая, а другие источники доходов либо чрезвычайно скудны (пособие, стипендии, пенсии и т.д.), либо весьма ненадежны (доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды от акций и других ценных бумаг), утрата источника регулярного заработка весьма очень быстро превращает даже вполне обеспеченную семью в нуждающуюся. Семья же со скромными доходами, не имеющая больших запасов на период экономических трудностей, может начать бедствовать. Учитывая глубину социально-экономического кризиса в рациональной экономике и исторически сложившуюся слабую подвижность рабочей силы, нередка ситуация, когда безработными (или частично безработными) являются оба супруга в семье.
...
1.3.3 Социальная деградация
Еще одна из наиболее злободневных проблем безработного - является социальная деградация.
Кратковременная утрата работы и связанные с ней временные трудности, как правило, не влияют на статус индивида и его семьи, если через недолгое время он может найти равноценную по положению и доходу работу. В том же случае, если состояние безработицы затягивается и нет надежды на его скорое прекращение, на нахождение равноценной, подходящей по квалификации и по всем другим параметрам работы, но может наступить утрата социальных качеств, которая предопределяет неудачу в поисках работы. Человек теряет квалификацию и навыки, что не проходит бесследно, особенно если человеку уже за 40 лет. Но что еще важнее, он теряет уверенность в себе. Заниженная самооценка в дальнейшем уменьшает инициативу и предприимчивость, что мешает искать работу или другой вид обеспечения в жизни. [51, c.55-57]
Также очень опасна для безработного психологическая депривация.
...
1.3.4 Проблемы в семейных отношениях безработного
Перестройка поведения, степени обеспеченности, взаимоотношений влияет на семью безработного. Так, человек, который ежедневно уходил на работу, и это вошло в сложившийся стереотип поведения всех домочадцев, теперь остается дома. Вместо того чтобы приносить домой достаточное содержание для семьи, он в лучшем случае приносит пособие. Пользовавшийся самоуважением и уважением окружающих, индивид замечает, что к нему менее прислушиваются, его авторитет поставлен под сомнение, его суждения не ценятся. [51, c.60]
Дети болезненно переживает крушение нормальной системы, к которой родители олицетворяли устойчивость, надежность, естественную защиту. Если родители (родитель) не в состоянии обеспечить даже витальные потребности детей, это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между родителями и детьми, на психике детей.
...
2.1 Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.[32, c.54]
Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения - работающих, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения.
...
2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
В условиях обострившейся ситуации на рынке труда задачи государственных органов, формирующих и осуществляющих политику занятости на российском рынке труда в целях недопущения чрезмерных объемов массовой безработицы и предотвращения расползания ее застойных форм, многократно усложняются. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит деление общества на тех, кто в состоянии самостоятельно обеспечить приемлемое существование себе и своим детям, занимаясь бизнесом либо, работая по найму, и на лиц, нуждающихся в содействии со стороны государства в подборе необходимого им места работы. Как правило, это лица с пониженной работоспособностью, составляющие основной контингент обращающихся в службу занятости, и которые, имея наименьшие шансы самостоятельного трудоустройства, маргинальны на рынке труда. [43, c.
...
2.3 Биржа труда, ее место в экономике Республики Башкортостан, функции, роль и задачи
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства труда или аналогичного ему органа.
Уфимская биржа труда - государственная организация, входит в систему государственной службы занятости населения Республики Башкортостан.
Уфимская биржа труда организована приказом № 83-0 от 19 августа 1998 года Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан, реорганизуется и ликвидируется приказом Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан по согласованию с Администрацией города Уфы.
Местонахождение Уфимской биржи труда: 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, Б. Ибрагимова 47/1. [8, c.
...
3.1 Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом
Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 4 их основные вида:
обязательное страхование. Оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.;
социальное страхование, распространенное в Греции, Израиле, Исландии, Норвегии и др.;
системы вспомоществования, существующие в Австрии, Венгрии, Новой Зеландии;
добровольное страхование, существующее в Дании и дополнительно к основным видам - в Финляндии, Швеции и др.
Однако многие программы основаны на сочетании этих видов и представляют смешанный тип или относятся к системе социального страхования в целом. Это, например, программы Ирландии, Нидерландов, Португалии, Франции и др. Помимо этого, дополнительная помощь безработным оказывается через программы, основанные на проверке уровня доходов семьи, исходя из ее нуждаемости.
...
3.2 Деятельность социального работника в оказании помощи безработным
Психотерапия и психокоррекция
Учетом и регистрацией безработных, расчетом размеров пособий для них занимаются сотрудники служб занятости. Деятельность социального работника должна заключаться, прежде всего, в оказании психологической помощи индивиду, потерявшему работу. Эта деятельность включает в себя психодиагностику с определением состояния безработного, психотерапию последствий влияния на состояние безработного различных отрицательных факторов, психокоррекцию личностных и психических отклонений. [5, c.11]
Применяются индивидуальные и групповые терапевтические беседы, психотренинг, релаксационные упражнения, рациональная терапия. Цель таких воздействий - внушить безработному более высокую самооценку, уверенность в своих силах, снять депрессивные явления. [5, c.
...
3.3 Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей. Функции социального работника
Очень часто безработным и их семьям требуется помощь. Однако это не означает низведение человека до роли опекаемого и потребителя государственных услуг. Главный принцип здесь - усиление позиций каждого человека. Имеется в виду возможность получения или повышения образования, профессии, приобретения собственности, достижения более высокого уровня материального благополучия и т.д. [19, c.60]
Таким образом, основная помощь должна быть направлена на предоставление безработным работы, с тем, чтобы они ни от кого не зависели и сами могли удовлетворить все свои потребности.
Приоритетным направлением помощи безработным в настоящее время должно быть сохранение действующих рабочих мест.
...
Заключение
Безработица – одна из самых больших и трудноразрешимых проблем современной России. В основном, задачу защиты занятости граждан приписывают к обязанностям государства. Но, к сожалению, государство не может в полной мере выполнить эти обязанности. Это связано с общей нестабильностью в обществе, социально-экономическим кризисом в стране. Ныне в России по официальным данным более 5 млн. безработных, а по другим источникам от 5 до 15 миллионов. Как показывают социологические исследования, в числе безработных в России оказываются в первую очередь неквалифицированные или малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы - молодежь, пожилые, женщины с детьми, которые составляют 70% безработных.
...
1. Алексеев А.И., Симагин Ю.А. Географические аспекты изучения безработицы в России// Вестник Московского университета. – 1999. - № 1, с.40-43
2. Аллагулова Н.К. Рынок труда и его регулирование в условиях переходной экономики; автореферат. – Уфа, 1997. с.4-5
3. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике// Вопросы экономики. - № 5. - № 1999, с.4-5
4. Баринова М. Малый бизнес решит большие задачи, если получит реальную поддержку// Человек и труд. – 1996. - № 2, с.11, 13-14
5. Бороденский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице: моск.обл. по организации профессионального обучения и переподготовки кадров// Человек и труд. – 1998. - № 9, с.11, 13
6. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость// Социс. – 1993. - № 10, с.101-108
7. Быкова С.Н. Молодежь на пороге рынка: между бедностью и нищетой// Социс. – 1999. - № 9, с.12-14
8. Взгляд из-за океана// Биржа труда. – 2001. - № 4, с.2-3, 11-12, 20-22
9. Власов В. Кто поможет безработному?// Профсоюзы. – 1996. - № 8, с.2-3
10. Вологодин С. Если вы безработный: о социальных гарантиях: юридическая консультация// Народный депутат. – 1994. - № 3, с.61
11. Время М.Н. № 31, 23 февраля 1999, с.10-11
12. Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы: оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда// Вопросы экономики. – 1997. - № 2, с.125
13. Гузанова В. Качественные сдвиги в системе занятости// Социс. – 1999. – № 1, с.106-109
14. Гуслекова И.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы/ ИСР, ассоциация работников социальных служб. – М.: 1997, с.198
15. Домовский С.Е. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социс. – 1994. - № 5, с.22-25
16. Демидова Т.Е. Стресс на работе// Российский журнал социальной работы. – 1996. - № 1, с.151-155
17. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: изд-во Высшая школа, 1989. с.92-93
18. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России. – М., 1999. с.4-8
19. Желяг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы// Российский журнал социальной работы. – 1995. - № 2, с.60
20. Закон РБ "О занятости населения в РБ"// Сборник законодательных и нормативно-правовых актов по занятости населения в РБ
21. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ"// Человек и труд. – № 6.
22. Занятость, безработица, служба занятости: толковый словарь терминов и понятий/ Под ред. Ю.В. Колесникова. – М.: Нива России, 1996. с.288
23. Занятость населения и рынок труда: учебно-методические материалы/ Под ред. Л.Т. Столяренко. – М.: изд-во МГСУ, 1999. с.10-11
24. Золотова И., Зуев А. Молодежь на рынке труда// Общественные науки и современность. – 2000. - № 5, с.12
25. Карелин И.Ю. Методология управления рынком труда: автореферат. – Уфа, 1998. с.15
26. Катульский Е.Ф. Основные направления государственной политики на российском рынке труда// Общество и экономика. – 1997. - № 7-8, с.8-15
27. Климентский М. Многоликая безработица: проблемы развитой рыночной экономики и позиции профсоюзов// Профсоюзы. – 1996. - № 9, с.34-35
28. Кононова Л. Сущность и принципы государственной молодежной политики// Вестник социальной работы. – 1994. - № 1, с.5-7
29. Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 2001. с.13-14
30. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд. – М., 1999. с.8-10
31. Курс экономики/ Под ред. А.А. Райзберга. – 1997, с.13-14
32. Кязимов К. Нельзя отказываться от активной политики занятости// Человек и труд. – 2001. - № 10, с.54-57
33. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника)// Российский журнал социальной работы. – 1996. - № 2, с.55-56
34. Лаврикова А.И. Проблемы занятости женщин в сфере труда// Социальная работа с семьей. – М., 1996. с.74-79
35. Лещинская Г. Молодежный рынок труда// Экономист. – 1996. - № 8, с.7-10
36. Микульский К.И. Формирование новой экономической модели и проблема занятости// Общество и экономика. – 1999. - № 7, с.15-17, 20-21
37. Мишин А. АО "Полиэкс": ставка на развитие трудового потенциала// Человек и труд. – 1997. - № 10, с.86-87
38. Никифорова А.Л. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 1991. с.89
39. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости/ Сборник инструктивно-методических материалов. – М.: РУЦФСЗ, 1994. с.5-10
40. Осанкин В. Челябинская область: парадоксы рынка труда// Человек и труд. – 1997. - № 10, с.58
41. Основы теории социальной работы// Институт социальной работы. – 1997. - № 187
42. Полиновский Г. Шанс для безработного// Версия. – 2000. - № 7, с.2-3
43. Положение безработных и государственная политика на рынке труда// Вопросы экономики. – 1999. - № 2, с.102-108
44. Популярный экономический словарь/ Под ред. Т.Я. Киперман, Б.С. Сурганова. – М.: Экономика, 1999. с.44-46
45. Практика занятости: проблемы и опыт/ Сборник статей работников служб занятости. – М., 2000. с.20-21
46. Программа социальной работы с безработными и их семьями/ Под ред. Бреевой. – М.: Центр общечеловеческих знаний. – 1995, с.76, 78, 80
47. Прокопов Ф.Г. безработица в переходной экономике России// Человек и труд. – 1999. - № 1, с.37
48. Прокопов Ф.Г. Получать пособие или трудиться?// Социальная защита. – 1997. - № 8, с.28, 30
49. Роин В. Как оценивать профессиональный риск// Человек и труд. – 1999. - № 10, с.12
50. Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. Т.1, с.198-203; Т.2, с.225
51. Ростовский В. Социально-психологический анализ безработицы// Экономика и управление. – 1996. - № 5, с.55-63
52. Ростовский В. Социально-экономический анализ безработицы// Экономика и управление. – 1996. - № 3, с.64-68
53. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. – М.: РЭА, 2001. с.10-12
54. Русалинова А. Социальных партнеров должно быть четыре// Человек и труд. – 1998. - № 1, с.63-64
55. Российский экономический журнал. – 1996, с.88-89
56. Саруханов Э.Р. Проблема занятости в период перехода к рынку. – М.: изд-во высшая школа, 1989. с.5-8
57. Сафонов А.Е. Новые инструменты государственной политики занятости// Общество и экономика. – 1999. - № 7-8, с.15-16
58. Сетиков А.Н. Проблема понимания в аспекте профессиональной деятельности социального работника// Российский экономический журнал. – 1997. - № 1, с.90-91, 93-94
59. Синг О.Р. Опыт организации практической подготовки социальных работников: процесс, перспективы// Обучения практике социальной работы: международный опыт и перспективы. – М., 1997. С.37-38
60. Симин А. Опыт функционирования организаций предпринимателей на Западе// Человек и труд. – 1998. - № 1, с.10, 15-16, 21, 76
61. Словарь современной экономики/ Под ред. Л. Лопатникова. – М., 1999. с.76
62. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации// Социс. – 1995. - № 4, с.15-18
63. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений// Человек и труд. – 1998. - № 1, с.50-51
64. Соколова Т.Н. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции// Социс. – 1996. - № 2, с.7-10
65. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения// Российский журнал социальной работы. – 1995. - № 2, с.47-51
66. Социологический справочник/ Под общей ред. В.И. Воловича. – Киев: Политиздат Украины, 1990. с.382
67. Социальная работа: вопросы и ответы: учебное пособие. – М.: институт социальной работы, 1997. с.122
68. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина/ Под общей ред. С.И. Гсляковой. – Барнаул, 1995. с.80
69. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы/ Сборник научных очерков. – М.: изд-во Флинта, 1998. с.7-8, 134-135, 140-142, 144
70. Социально трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы/ Под ред. Акимова, Волгина. – М.: изд-во Молодая гвардия, 1996. с.210-216
71. Студенцов В.Б. Государственное предпринимательство// Общество и экономика. – 1997. - № 3-4, с.26
72. Сухоруков М. Социальная работа в России// Социальная защита. – 1996. - № 6, с.20-22
73. Теория и методика социальной работы/ Под ред. В.И. Жукова и др. – М.: Союз, 1994. Ч.1, с.342
74. Федеральный закон от 20.04.96 г. "О занятости населения"
75. Хахулина Л. Поведение работников на рынке труда в условиях перехода к рыночной экономике// Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. – М., 1996. С.13, 27-28
76. Чернина Н.В. О новой модели занятости// Российский журнал социальной работы. – 1999. - № 1, с.50-53, 55-56
77. Четвернина Т. Социальный портрет безработной// Социальная защита. - № 4, с.10
78. Читов А.С., Богамолов Ю.П. Занятость и экономическая реформа. – М.: НИЭИ, 1992. с.71, 74, 76
79. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании ИФСР)// Российский журнал социальной работы. – 1995. - № 2, с.122-126
80.