Введение
1.1. Основные социально-демографические характеристики граждан старшего поколения
1.2. Социально-психологическое положение пожилых людей.
1.3. Старость как социальная проблема
2.3. Модели социального обслуживания пожилых людей
3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской
Введение
Актуальностью исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически остаются на том же уровне.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.
...
1.1. Основные социально-демографические характеристики граждан старшего поколения
Старость – самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности – они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов общества. Демографическое постарение требует от общества всё больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом досуга и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной группе отражает сущность любого государства независимо от его политического строя.
...
1.2. Социально-психологическое положение пожилых людей.
Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные14 признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми.
...
1.3. Старость как социальная проблема
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми?
Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли.
...
2.3. Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы досуга проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
В настоящее время в системе досуга населения действуют около 1.000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома – интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
...
1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – СПб, 2004.- 203 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. - М, 2007. – 290 с.
3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. - М., 2006. – 144 с.
4. Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. – 450 с.
5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 2002. – 198 с.
6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. – 345 с.
7. Бурльер Ф. Старение и старость. - М., 2002. -450 с.
8. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.
9. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2006. -390 с.
10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2005. – 322 с.
11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.
12. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М, 2005. – 465 с.
13. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. – 562 с.
14. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. – Самара, 2006. – 120 с.
15. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. – 332 с.
16. Комфорт А. Биология старения. - М., 2007. – 333 с.
17. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М., 2006. – 140 с.
18. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». - М., 2007. – 140 с.
19. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 2004. – 170 с.
20. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. – 337 с.
21. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». - М., 2006. – 155 с.
22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: «Дашков и Кº», 2003. – 278 с.
23. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. - М., 2006. – 258 с.
24. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. - Ульяновск, 2005. -120 с.
25. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 2007. -120 с.
26. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 2005. – 430 с.
27. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. – 155 с.
28. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. - М., 2006. – 270 с.
29. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: «Юристъ», 2006. – 670 с.
30. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. - М., 2006. – 140 с.
31. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 2004. – 440 с.
32. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.
33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. – 120 с.
34. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005. -145 с.
35. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007. – 133 с.
36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2005. – 433 с.
37. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. – 170 с.
38. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 2006. -560 с.
39. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. – 423 с.
40. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007. – 240 с.
41. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. - Новочеркасск – Ростов н/Д., 2007. – 432с.
42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.
43. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – СПб, 2004. – 203 с.
44. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005. – 268 с.
45. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. – 450 с.
46. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. -120 с.
47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. – 230 с.
48. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. – 122 с.
49. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.
50. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. – 103 с.
51. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. – 203 с.