Глава I. Теоретические основы социальной работы с малообеспеченными семьями
1.1 Общая характеристика малообеспеченных семей
Глава II. Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Волгоградской области
2.1 Особенности региональной социальной политики с малообеспеченными семьями
2.2 Содержание деятельности социального работника по оказанию помощи малообеспеченным семьям
Заключение
5. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000г.
Сегодня повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В результате проведения либеральных реформ в 90-х годах ХХ века наша страна подверглась интенсивным процессам социально-экономических преобразований, которые повлекли за собой изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Произошла трансформация социальной структуры российского общества, сложилась глубокая социальная поляризация. Обесценивание доходов в результате гиперинфляции привело к массовому снижению уровня жизни россиян. В бедственном положении оказались не только те, кто и в прошлом жил за чертой бедности, но и огромная доля трудоспособного, работающего, довольно благополучного до недавних пор среднедоходного слоя населения.
В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.
Именно неудовлетворительное социально-экономическое положение значительной части семей вызывает социальную напряженность, негативно влияет на все процессы в обществе, препятствует успешному развитию страны.
Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д.
Сейчас в России довольно большая часть населения, уровень доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. А ведь от этого страдает и экономика страны в целом, а значит и каждый гражданин, живущий в России. Тем более что у нас в стране предложенная социальная поддержка от государства не настолько хороша и эффективна, как хотелась бы ее видеть.
Сейчас в России проживает порядка 25-30% малообеспеченных граждан и семей. Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению экономики, сдерживающему ее развитие. Призванная решить данную проблему и вводимая с 2005 года реформа замены льгот денежными компенсациями пока не выполняет эту задачу, ибо механизмы ее решения недостаточно продуманы и направлены скорее на сугубо прагматическое сокращение бюджетных расходов и обязательств, нежели на реальную поддержку нуждающихся слоев населения в силу предельно низких установленных нормативов компенсационных выплат.
Однако программы и механизмы федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения реализуются без четко выраженной стратегии. Недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для данной категории населения. Все это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Объект исследования - социальная работа с малообеспеченными семьями.
Предметом исследования является деятельность социального работника с малообеспеченными семьями.
Цель: проанализировать эффективность системы социальной поддержки малообеспеченных семей.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «малообеспеченная семья».
2. Рассмотреть государственную и социальную политику в отношении малообеспеченных семей.
3. Выявить особенности региональной социальной политики в отношении малообеспеченных семей.
4. Описать содержание деятельности социального работника по оказанию помощи малообеспеченным семьям.
При подготовке работы были рассмотрены законодательные и нормативные документы, определяющие институциональные основы социальных гарантий государства.
Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования, проведенного в данной работе, состоит в том, что его результаты могут быть использованы при корректировке социальной работы с малообеспеченными слоями населения.
Способами и методами написания данной работы выступают сбор нужной информации из лекционного материала, использование курсовых работ подобной темы, использование федеральных и областных законодательных правовых актов, научной литературы.
1. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Белка, 2004. – С. 268.
2. Байгереев С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. 1999. – С. 197.
3. Гусев А.Н. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2001. – С. 231.
4. Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2001 .№ 6. С. 33.
5. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000г.
6. Закона Волгоградской области «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области (от 10 апреля 2007г. № 1442 – ОД).
7. Закон Волгоградской области «О дополнительной государственной поддержке граждан в связи с рождением ребёнка» (от 8 августа 2005 г. № 1097 – ОД).
8. Закон Волгоградской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области» (от 21 ноября 2008г. № 1829 - ОД).
9. Закон Волгоградской области «О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов» (от 17 мая 2006 г. № 1228 - ОД).
10. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.:РАГС, 2003. – С. 264.
11. Карелова Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2002.-№6.- С. 24-28.
12. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
13. Кудрявцев М.В. Социальное обеспечение в Российской Федерации 1999. – С. 358.
14. Курбатов В.И. Социальная работа. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 256.
15. Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1992 года № 121
16. Постановление от 29 декабря 2008 года № 1788 «Об индексации социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, в 2009 году»
17. ФЗ «О государственной социальной помощи» №178 - ФЗ от 17.17.1999г. (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004г., 25 ноября 2006г., 18 октября 2007г.).
18. ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997г. (с изменениями от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г.).
19. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. (с изменениями от 31 декабря 2002г., 23 декабря 2003г., 5 марта 2004г.).
20. Холостова Е.Н. Социальная политика. Москва. 2003. – С. 274.
www.sovet.ru
www. gosuslugi.ru
www. volgadmin.ru
www.volganet.ru