1 Роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации
1.1 Причины и предпосылки создания службы занятости
1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости
1.3 Основные направления деятельности служб занятости
1.4 Значение негосударственных служб занятости
1.5 Эффективность служб занятости
2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области
2.4 Предложения по комплексу мер, направленных на поддержание занятости населения
3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Волгоградской области
3.1 Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда
3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения
3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан
3.4 Комплекс мер по повышению эффективности работы службы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
1.1 Причины и предпосылки создания службы занятости
На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.
Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.
Действительность же показала обратное. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства.
...
1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:
– тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
– предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
– государству.
Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.
Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна.
...
1.3 Основные направления деятельности служб занятости
Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.
Тем не менее, среди этого множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.
Государственные службы занятости – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей.
...
1.4 Значение негосударственных служб занятости
Процесс перехода от планово-распределительной к рыночной системе в условиях экономического кризиса характеризуется тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Но, не смотря на возрастающее число заявок подбор персонала в государственных службах занятости затруднен по ряду причин. Это объясняется низким уровнем предлагаемой заработной платы, высокой интенсивностью работы, либо вакансией с низкой квалификацией. Ситуация осложняется тем, что работодатели не стремятся предоставлять информацию об открывающихся вакансиях в государственные службы занятости во избежание раскрытия коммерческой тайны, а так же потока работников с низкой квалификацией. Они предпочитают «переставлять» работников внутри фирмы, либо пользоваться услугами кадровых агентств [8, С. 76].
По оценкам специалистов, в российской промышленности осталось только 5% рабочих высшей квалификации.
...
1.5 Эффективность служб занятости
Безусловным принципом деятельности службы занятости является активный характер воздействия на рынок труда. При этом виды и формы воздействия имеют различную степень социальной эффективности и оцениваются, как правило, дифференцированно. Общепринятое понимание активности политики занятости связывается с осуществлением мер, направленных на изменение социально-профессиональных и психологических характеристик безработного, и в меньшей степени – с воздействием на рынок рабочих мест, освоением новых сфер и видов занятости, взаимодействием с другими институализированными агентами рынка труда. Пассивность политики занятости определяется как выраженная ориентация на осуществление функций регистрации и контроля, формирование фонда занятости и выплаты пособий.
Нужно отметить некоторую условность разделения политики занятости на активную и пассивную.
...
2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области
2.1 Организация деятельности Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области
Государственное учреждение Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области зарегистрирован с 26 декабря 2000 года.
В своей работе руководствуется Федеральным Законом 1032-ФЗ от 19.04.1991 года, Уставом ГУ Октябрьский ЦЗН, Постановлениями правительства РФ и Приказами Минздравсоцразвития России. Финансируется из средств федерального и областного бюджетов. Лимиты устанавливаются согласно Постановления правительства РФ № 35 от 22.01.2007 г. «Об утверждении методики определения общего объема средств». Средства расходуются согласно Административных регламентов утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 819 от 30.11.2006 г.
...
2.4 Предложения по комплексу мер, направленных на поддержание занятости населения
Мероприятия по поддержанию занятости населения в принципе включают в себя широкий спектр действий по регулированию экономических и социальных процессов.
...
3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Волгоградской области
3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения
В настоящее время отсутствуют нормативы расходов на реализацию конкретных активных программ содействия занятости населения, что приводит к неравномерному распределению средств на эти цели в ГУ «Октябрьский центр занятости населения» и невозможности объективного планирования объемов финансирования на перспективу. В результате зачастую отмечается недостаток финансовых средств в одних субъектах и их излишек – в других.
Разработка нормативов затрат позволит более обоснованно определять объемы затрат на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, распределять бюджетные средства с учетом реальной потребности и контролировать их использование.
...
3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан
Важнейшее направление работы ГУ «Октябрьский центр занятости населения» – социальная поддержка безработных граждан.
Основными получателями пособий по безработице являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, небольшой трудовой стаж, кто не способен в силу ряда обстоятельств справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины – лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
...
3.4 Комплекс мер по повышению эффективности работы службы
Если говорить о социально-экономической политике в целом, то главное заключается в приоритете «человеческого измерения» в осуществлении управления социальными процессами. «Человеческое измерение» – это безусловное отражение требования Конституции о направленности государственной политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, любые решения и программы должны быть направлены на повышение индекса человеческого развития, включающего такие аспекты, как состояние здоровья, уровень и качество жизни, уровень образования, социальной защищенности и безопасности, занятости. Другой принципиальный момент связан со стратегией развития. В его основу должна быть заложена модель устойчивого развития, а не выживания. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что социальная политика Октябрьского района в полной мере отражает эти принципы.
...
Заключение
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
...
Глоссарий
№ п\п
Понятие
Содержание
1
Аутплейсмент (Outplacement)
вид услуги, при которой агентство занимается целенаправленным трудоустройством персонала, увольняемого из компании–заказчика в определенные сроки и на определенных условиях
2
Безработица
Ситуация в экономике, когда часть экономически активного на селения не может применить свою рабочую силу. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать.
3
Безработные граждане
Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
4
Биржа труда
Рынок, созданный для того, чтобы соединить потребности тех, кто ищет работу (предложение труда), и компаний, государственных и других организаций, которым необходимо заполнить свои вакансии (спрос на труд).
...
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Справочно-правовая система «Гарант» : [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля 2009 г.)// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». –Последнее обновление 26.04.2010 г.
3. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–Ф// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант - сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
5. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ
«Об объединениях работодателей» (с изменениями от 5 декабря 2009 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
7. Приказ Об утверждении регламента Федеральной службы по труду и занятости от 11 сентября 2007 г. № 211// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 26.04.2010 г.
8. Аганбекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике [Текст] : / Р.Л. Аганбекян; Моск. гос. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2007. – 279 с.
9. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 407 с.
10. Адамчук В.В. Экономика труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. - М.: Финстатинформ, 2007. – 431 с.
11.Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: Учеб. пособие [Текст] : / Б.Ф. Андреев. – СПб.: Лениздат, 2007. – 574 с.
12. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах [Текст]: / С.А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2008. – 188 с.
13. Барр Н. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переходный период и дальнейшее развитие. [Текст]: / Н. Барр – М.: Юрайт, 2007.– 431 с.
14. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. [Текст]: / В.С. Боровик – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 286 с.
15. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. [Текст] : / Е.Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2007. – 567 с.
16. Горелов И.А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. [Текст]: /И.А. Горелов – СПб.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 450 с.
17. Вереникин А.О. Занятость и государство в переходной экономике [Текст]: / А.О. Вереникин; МГУ. – М.: ТЭИС, 2008. – 116 с.
18. Виноградов, В.В. Экономика России: Учеб. пособие [Текст] : / В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. – 319 с.
19. Гатаулин А.М. Экономическая теория: Толковый терминол. слов.: Учеб. Пособие [Текст] : / А.М. Гатаулин. – М.: Колос, 2007. – 247 с.
20. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. [Текст] : / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2008. – 399 с.
21. Гриценко Ю.М. Сборник справочных пособий по трудовому законодательству (в схемах и таблицах) [Текст] : / Ю.М. Гриценко. – Ульяновск, 2007. – 236 с.
22. Еремина С.Н. Трудовое право для работодателя: Справ. [Текст] : / С.Н. Еремина. – М.: Эксперт. бюро: ПРИОР, 2009. – 414 с.
23. Кабалина В., Кларк С. Занятость и трудовые отношения в новом частном секторе / Новые формы занятости. [Текст]: /В. Кабалина – М.: БЕКК, 2008. – 392 с.
24. Капелюшников Р.И. Проблема безработицы в российской экономике. [Текст]: /Р.И. Капелюшников – М.: Экономика, 2006. – 254 с.
25. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. [Текст]: / Р.И. Капелюшников М.: ГУ ВШЭ, 2001. 309 с.
26. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. [Текст] : / Дж. М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 2007. – 352 с.
27. Козлов А.Г. Социальная сущность безработицы. [Текст]: / А.Г. Козлов – М.: Юристъ, 2008. – 281 с.
28. Кокин Ю.Л., Стрельникова Л.В. В помощь безработному. [Текст]: /Ю.Л. Кокин – М.: Юридическая литература, 2009. – 180 с.
29. Коммандер С., Емцов Р. Безработица в России: масштабы, характеристики и региональные параметры // Бедность в России [Текст]: / Под ред. Дж. Клугман. –М.: МИД, 2007. – 380 с.
30. Куприянова З. Оценка работниками их положения на рынке труда [Текст]: // З. Куприянова. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. №6. С. 23–29
31. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда [Текст] : / И.И. Кулинцев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 273 с.
32. Курбанов Н.Х. Общий рынок труда стран СНГ: проблемы формирования и развития [Текст] : / Н.Х. Курбанов. – М., 2006. – 216 с.
33. Магомедов М.М. Трудовой потенциал [Текст] : / М.М. Магомедов. – М., 2008. – 170 с.
34. Мацкуляк И.А. Стратегия занятости, предотвращение безработицы. [Текст]: / И.А. Мацкуляк – М.: Юридическая литература, 2007. – 387 с.
35. Малева Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости [Текст]: / Под ред. Т. Малевой. М.: Академия, 2008. – 220 с.
36. Мацкуляк И.А. Стратегия занятости, предотвращение безработицы. [Текст]: / И.А. Мацуляк. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 476 с.
37. Меньшиков С. Новая экономика. Основы экономических знаний: Учеб. пособие [Текст] : / С. Меньшиков. – М.: Междунар. отношения, 2007. – 394 с.
38. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика: Толкование 4000 терминов: Слов. [Текст] : / В.А. Новиков; Моск. психолого-соц. ин-т. – М.: Флинта, 2008. – 371 с.
39. Павлова Н. Трудовые контракты (срочные, сезонные, временные и постоянные) [Текст] : / Н. Павлова. – М.: ПРИОР, 2007. – 64 с.
40. Палий В.Ф. Финансовый учет: Учеб. Пособие [Текст] : / В.Ф. Палий, В.В. Палий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 664 с.
41. Павленко В.А. Рынок труда. [Текст]: / В.А. Павленко – М.: Юристъ, 2006. – 461 с.
42. Пешехонов Ю. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики [Текст]: // Проблемы теории и практики управления. 2010. №2. С. 54–59
43. Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях [Текст] : / Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин, Е.Б. Пошерстник. – 6-е изд., перераб и доп. – М.; СПб.: «Изд. дом Герда», 2008. – 387 с.
44. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России [Текст] : / Ф.Т. Прокопов; МГУ. – М., ТЕИС, 2008. – 312 с.
45. Прокопов Ф.Т. Политика противодействия безработице [Текст] : / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро экон. анализа. – М.: РОССПЭН, 2007. – 182 с.
46. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. [Текст]: / В.И. Плакся –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 503 с.
47. Росс С. Основы корпоративных финансов: Пер. с англ. [Текст] : / С. Росс, Р. Вестерфилд, Б. Джордан. – М.: Лаб. Базовых Знаний, 2007. – 718 с.
48. Сычева И.Н. Занятость как фактор трансформации социальной структуры региона [Текст] : / И.Н. Сычева; Алт. гос. техн. ун-т. – Барнаул, 2006. – 160 с.
49. Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации. Проблемы и перспективы [Текст] : / В.Ю. Фадеев. – М.: Наука, 2007. – 271 с.
50. Чернейко Д.С. Безработица и неполная занятость в переходной экономике: Препр. [Текст] : / Д.С. Чернейко; СПбУЭФ. – СПб., 2008. – 28 с.
51. Черняк Т.В. Конфликты в организации и технология их разрешения: Учеб. Пособие [Текст] : / Т.В. Черняк; Сиб. акад. гос. службы. – Новосибирск, 2007. – 120 с.