Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений
15. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику \ А.В. Мудрик. – М.: 1997. – 110 с.
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей требуется систематическая квалифицированная помощь.
Главной целью семьи является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6]. Так, если в 2005 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 25%, то в 2007 году она превысила 30%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер, М.И. Несмея
нова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов.
Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения. В настоящее время государство, общество не только заинтересовано в социальной поддержке детей из неполных семей, но и организует этот вид помощи, учитывая массовый характер проблем.
На данный момент социальная поддержка детей из неполных семей только начинает выстраиваться. Проблема оказания социальной поддержки частично отражена в трудах таких авторов как Р.А. Овчарова, А.А. Бодалева, В.В. Столина, М.А. Галагузовой, 3. Матейчек, СИ. Гурко.
Анализ данных исследований и практики помощи показывают, что пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по организации данного процесса. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью решения проблем детей из неполных семей и недостатком практических рекомендаций социальным работникам по работе с этими детьми.
Проблема состоит в поиске способов социальной работы с детьми из неполных семей и реализации ее на практике в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования – социальная поддержка детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание социальной поддержки детей из неполных семей в Центре детского творчества.
Цель исследования: определить содержание и формы социальной поддержки детей из неполных семей и коррекции детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: социальная поддержка детей из неполных семей будет успешной при:
• выявлении и изучении проблем детей из неполных семей;
• определении путей, форм, методов для социальной поддержки детей из неполных семей.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить социальные проблемы детей из неполных семей.
2. Проанализировать систему социальной поддержки детей из неполных семей в Центре детского творчества.
База исследования: Центр детского творчества г. Асбеста.
Методы исследования:
Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнение и систематизация.
Эмпирические – изучение документов, анкетирование, наблюдение за деятельностью специалиста по социальной работе в Центре детского творчества по осуществлению социальной поддержки детей из неполных семей.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений
В первой главе – «Теоретические основы социальной поддержки детей из неполных семей» рассмотрены виды, причины возникновения и проблемы неполной семьи и социальная поддержка детей из неполных семей.
Во второй главе – «Организация социальной поддержки детей из неполных семей» рассмотрен диагностика проблем, потребностей детей из неполных семей и деятельность специалиста Центра детского творчества по социальной поддержке детей из неполных семей
В Заключении сделаны обобщающие выводы по теоретическим основам социальной поддержки детей из неполных семей. Выделены проблемы детей из неполных семей. Проанализирована организация социальной поддержки детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования и деятельность специалиста Центра детского творчества по социальной поддержке детей из неполных семей.
Приложения содержат материалы, иллюстрирующие содержание работы.
1. Бучинская, Л.М. Семья: тысячи проблем воспитания / Л.М. Бучинская. – Пермь.: Кн. Изд-во, 1988. – 186 с.
2. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
3. Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р. Вишневский. – М.: Социум, 2000.
4. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций/ М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 416 с.
5. Ершова, Н.М. Воспитание детей в неполной семье / Н.М. Ершова. – М.: Прогресс, 1980. – 206 с.
6. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
7. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.
8. Ивер-Жалю, Э. Неполные семьи во Франции / Э. Ивер-Жалю. // Социс..1991 – №5. – 118 с.
9. Кахуто, С.В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания / С.В. Кахуто // Работник социальной службы. – 2002. – №4. – С 11–12.
10. Козлова, А.В. Основы планирования семьи / А.В. Козлова. – М.: Мысль. 1994 – 205 с.
11. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, И. Матейчек. – 1-е изд. Русское. Прага. ЧССР.: Авиценум, – 1992. – 320 с.
12. Литвак, Р.А. Социальная педагогика6 экспресс – учебное пособие. – Челябинск.: 1989. – 263 с.
13. Мартеменко, А.В. Медико-социальная работа \ А.В. Мартеменко. – М.: Наука, 1999. – 148 с.
14. Мартеменко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование / А.В. Мартеменко. – М.: Наука, 1999. – 140 с.
15. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику \ А.В. Мудрик. – М.: 1997. – 110 с.
16. Неполная семья как объект диффиринцированной социальной защиты / под ред. Б.С. Павлова. – Институт экономики УрР РАН, Ч. 2 – Екатеринбург, 1999. – 96 с.
17. Нортова – Бочавер, С.К. Ребенок в карусели развода / С.К. Нортова – Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. – М.: Политиздат, – 1998. – 292 с.
18. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», – 1996. – 240 с.
19. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования:
Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера» – 2000. – 448 с.
20. Пикхарт, К.Е. Руководство для одиноких родителей / К.Е. Пикхарт. – М.: Просвещение, – 1998. – 345 с.
21. Полиповский, В.Я. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. // Общ. ред. и предисл. В.Я. Полиповского. – М.: Прогресс, – 1992. – 256 с.
22. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара. Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
23. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. – М.: Мастерство, – 2001. – 78 с.
24. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. /под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук – М.: Педагогика – 1989. – 208 с.
25. Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. / Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР. – М.: Педагогика – 1981. – 96 с.
26. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя. – М.: Педагогический поиск – 2002. – 84 с.
27. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 1987. – 352 с.
28. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев., М.С. Мацковский. – М.: «Статиститка», 1978. – 224 с.
29. Харчев, А.Г. Социология воспитания6 о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности/ А.Г. Харчев – М.: Политиздат, 1990. – 222 с.
30. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с финск. Книга для воспитателей дет. Сада и родителей/ Ю. Хямяляйнен. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.
31. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога/ И.А. Шептенко, Г.А. Воронина // под общ. ред. В. А Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
32.