Введение
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
2.1. Организация работы Центра
2.2. Экспериментальное исследование
2.3. Диагностика работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации
Введение
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях.
В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.).
...
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка
Две основные сферы обитания ребенка (они же являются основными институтами влияния на его воспитание) – это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей, времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка. В данной статье мы не станем акцентировать внимание на проблемах образования и воспитания в школе, а сконцентрируемся на проблемах семьи.
Поскольку непосредственно семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная структура, то никто до поры до времени и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку проблемы семьи – проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать.
...
1.2. Принятие эффективного решения в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Крики о «гибели нации», с одной стороны – очень удобный политиканский маневр, с помощью которого в любой момент (в особенности же – перед теми или иными выборами) можно привлечь внимание к своей персоне или к какой-либо политической силе; с другой стороны, это – очень простая и безболезненная форма декларативного кликушества, прикрываясь которой легко уходить от практических и, главное, разумных шагов по решению социальной проблемы.
«Детская» тема, в этом смысле, несколько специфична. Сами дети, не являясь избирателями (до поры до времени), не могут выразить своего отношения к политическим играм. Вместе с тем, действия, которые сегодня предпринимаются в отношении детей, через несколько лет именно они будут оценивать. История человечества подтверждает, что очень немногие поколения «отцов» удостаивались похвалы «детей».
...
1.3. Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[44, с. 49].
...
2.1. Организация работы Центра
Государственное учреждение социального обслуживания «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» (сокращенное наименование – ГУСО «СРЦН» «Алые паруса»).
Центр создан в целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной, социально-психологической помощью.
В Центр принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.
Основные задачи Центра:
- Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, указание помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.
- Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних.
...
2.2. Экспериментальное исследование
Мною проведено социально-психологическое исследование с целью изучения организованной деятельности как условия успешной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации. Было проведено тестирование детей 2-х возрастных групп, а так же родителей с целью прогнозирования и предотвращения возникновения сложных педагогических ситуаций в общении с детьми и подростками.
...