Глава I. Методы проведения исследований
1. Метод прямого наблюдения;
2. Метод анализа документов.
2.2. Формализованный анализ документов
Выводы к главе I:
Глава II. Социальная успешность, как результат социализации
2.1. Практическое применение методик социальных исследований
2.2. Зависимость социальной успешности от степени социализации
Список использованных источников и литературы:
Глава I. Методы проведения исследований
1.1. Метод прямого наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание в основе своей содержит наблюдения. Наблюдение – есть той базой, на основе которой можно делать выводы. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других – пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:
1. научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.
2. наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.
2. Метод анализа документов.
У этих методов есть свои преимущества и недостатки, постараемся выявить проблемы, связанные с применением каждого из этих методов, а так же укажем пути решения или предотвращения данных проблем.
Глава I. Методы проведения исследований
1.1. Метод прямого наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание в основе своей содержит наблюдения. Наблюдение – есть той базой, на основе которой можно делать выводы. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других – пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:
1. научное наблюдение подчинено главной задаче исследования.
...
2.2. Формализованный анализ документов
Как замечает В.А. Ядов: «Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые, признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Основные методики были сформулированы английскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Барельсоном. Техника контент-анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях.
Применявшиеся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды, этот прием стал ныне сильным средством анализа всевозможных официальных документов.
...
Выводы к главе I:
Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.
Наблюдение как метод социологического исследования способствует получению весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.
Наблюдение – незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Т.е., как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т.п.
Включённое наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, повысить обоснованность интерпретации данных.
Важнейшее из преимуществ наблюдения – это его непосредственность.
...
2.1. Практическое применение методик социальных исследований
В качестве примера социологического исследования успешности можно привести работу Клеймёновой Ю.Э. «Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе».
Работа посвящена выявлению ведущих социально-психологических факторов, обусловливающих успешность предпринимательской карьеры в малом бизнесе, и разработке научных основ управления карьерой предпринимателя. Цель исследования являлось изучение социально-психологических факторов успешности карьеры предпринимателя малого бизнеса, выделение среди них наиболее значимых, оказывающих наиболее значительное влияние на карьерную успешность в малом бизнесе.
Для достижения поставленной цели решался ряд теоретических, методических и эмпирических задач:
Теоретические и методические задачи:
1. Выявление основных аспектов изучения карьеры малого предпринимательства в рамках социальной психологии.
2.2. Зависимость социальной успешности от степени социализации
Проведенный теоретический анализ позволил прийти к единственному пониманию карьеры, которое применимо к термину «предпринимательская карьера» в малом бизнесе – это не служебное должностное продвижение, а развитие профессионализма и социально-психологическое развитие, достижение общественного признания в профессиональной среде. Исходя из этого, оценка успешности карьеры не может осуществляться лишь по объективным внешним проявлениям (таким как смена должностей), и строится в системе объективных (достижение, получающее социальную оценку) и субъективных критериев (самооценка, строящаяся на основе соотношения ожиданий достижениям).
В предпринимательской среде успешность карьеры идентифицируется с успешным развитием собственной фирмы. При этом предпринимателями признается существование пробела в знаниях о возможных способах и средствах развития карьеры.
...
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.; «Социологический словарь»; Казань,
2. 1997 г.;
3. Андреева Г.М.; «Социальная психология»; М., 1994 г.;
4. Деларю В.В.; «Социальная экология и массовое сознание»; Волгоград, 2000 г.;
5. Клеймёнова Ю.Э.; «Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе»; М., 2007 г.;
6. Клейменова Ю.Э.; «Социально-психологические критерии успешности карьеры предпринимателя» // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. №5 (21) /2006 г.;
7. Комаров М.С., Яковлев М.А.; «Социология. Словарь-справочник.»; М., 1990 г.;
8. Осипов Г.В., Кабыща А.В.; «Социология. Учебник для вузов.»; М., 1995 г.;
9. Рябова Ю.Э.; Социально-психологическая диагностика предпринимателей и их карьеры в малом бизнесе. // Актуальные проблемы управления - 2006: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. - М., 2006 г.;
10. Слепенков И.М., Аверин Ю.П.; «Основы теории социального управления»; М., 1994 г.;
11. Ядов В.А., Семенова В.В. ; «Стратегия социологического исследования»; М., 1998 г.;
12. Ядов В.А.; «Методы сбора социологической информации»; М., 1990 г.