Каждый человек рождается в определенной семье и становясь ее членом, становится и частью общества. В семье осуществляется основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности.
Семья является посредником между ребенком и обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом.
В условиях современного общества наблюдается кризисное состояние семьи. Безработица, постоянный рост цен ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Общение средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным с 1992 года наблюдается уменьшение населения. Если в 1995 года прирост населения составил 749, 9 т. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 т. человек. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании.
За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах Культуры, Домах пионеров. Государство устранилось от помощи семье.
Снизилось государственное финансирование женских консультаций, родительных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка.
В самом тяжелом положении находятся семьи, где есть несовершеннолетние дети, а также неполные семьи. Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причина и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозможность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи. Особенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25, 9% населения.
В сложившейся ситуации многие семьи нуждаются в оказании помощи специалистов. В связи с этим 1991 году в России была введена профессия – социальный педагог.
Социальный педагог – специалист способный оказать помощь и поддержку в преодолении ряда проблем, в том числе и семейных проблем.
В своей работе мы хотели бы рассмотреть тему: «работа с семьей, как одно из направлений деятельности семейного социального педагога», ставя перед собой цель – представить деятельность социального педагога в семье.
Для этого необходимо реализовать ряд задач:
• рассмотреть становление семьи как социального института в русской социо – культурной традиции;
• дать определение понятию семьи и представить ее функции;
• выявить негативные и позитивные факторы развития семьи;
• рассмотреть различные типы семей с точки зрения необходимости социально – педагогического вмешательства;
• рассмотреть систему социально – педагогической поддержки семье и детям;
• определить роль социального педагога в семье;
• рассмотреть методы и формы работы семейного социального педагога с семьей «группы риска»;
• исследовать метод социального диагностирования на практике;
• проанализировать уровень благополучия в различных семьях.
Объектом исследования служит семейное воспитание. Предметом же является деятельность социального педагога в отношении социализации личности ребенка в семье.
В работе используются и реализуются следующие методы: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, социальное диагностирование.
1. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. Семья. Книга для чтения. – М., 1991.
2. Л. Анзорг. Дети и семейный конфликт. – М., 1987.
3. М.И. Буянов. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Ю.В. Василькова. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2000.
5. Ю.В. Василькова. Социальная педагогика. – М., 2000.
6. К. Витек. Проблемы семейного благополучия. – М., Прогресс, 1988.
7. М.А. Галагузова. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2000.
8. Н.М. Ершова. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980.
9. А.Н. Кравченко. Основы социологии. – М., 1998.
10. Т.В. Лодкина. Семейный социальный педагог. Теория и практика. – Москва. Вологда, 1997.
11. А.С. Макаренко. Книга для родителей. – Киев, 1987.
12. Т.В. Мичелева. Опыт работы с детьми и семьи «группы риска» комплекса социальной поддержки детей и молодежи. «Свет» Волжского // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитации. №2.
13. А.В. Мудрик. Социальная педагогика. – М., 1999.
14. Б.Н. Никитин, Л.А. Никитина. Мы и наши дети. – М., 1986.
15. О.В. Овчарова. Справочник книга социального педагога. – М., 2001.
16. Л.Я. Олиференко. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» - М., 2002.
17. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.
18. Р.У. Ричардсон. Силы семейных уз. – С-П., 1994.
19. М.И. Рожкова. Воспитание трудного ребенка. – М., 2001.
20. М. Сафронова. Вопросы социальной работы. Выпуск -2. – Вологда, 1999.
21. В.А. Сухомлинский. Родительская педагогика – М., 1987.
22. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М., 2000.
23. М.В. Фирсов. Теория социальной работы – М., 2000.
24. А. Фромм. Азбука для родителей. – М., 1994. А.Ф. Чуянов. Вопросы социальной работы. – В., 1997.
25. Х. Штольц. Каким должен быть твой ребенок? – М., 1987.
26. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства. – М., 1993.
27. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. Вып. 2 – М., Институт Молодежи, 1992.
28. Семейная педагогика: Педагогика «любви и свободы» - М., Аргументы и факты, 1993.
29. Журнал Воспитание школьников №4 (1998).
30. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995).
31. Журнал «Ридерз Дайджест» Л. Лебедева Как преодолеть кризис рождаемости в России? №4. 2001.