2.1. Методика проведения исследования.
2.3.Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежиг.Ставрополя и Кисловодска
2.5. Образование и трудовая деятельность молодежи.
5. Молодежь и власть: отношение к политике и деятельности аппарата местного самоуправления.
2.7.Ценностные ориентации молодежи.
Заключение
Литература
2.1. Методика проведения исследования.
Изучив молодежь, как особую социальную группу, и выявив общероссийские тенденции существования, генезиза и развития этой категории населения, следует перейти непосредственно к результатам нашего исследования.
Исследование проводилось путем анкетирования; так же во внимание принимались несколько интервью с представителями более зрелого возраста, которые попытались со стороны оценить и обозначить некоторые плюсы и минусы нынешней молодежи.
В анкетировании участвовало 160 человек, причем 80 человек были опрошены в городе Кисловодске и 80 – в Ставрополе. Опрос был абсолютно анонимный и проводился среди лиц от 15 до 30 лет. Довольно широкие возрастные рамки были поделены на 4 возрастные категории: от 15 до 17 лет, от 18 до 20 лет, от 21 до 25 лет, и наконец, от 26 до 30 лет.
В опросе принимало участие равное количество мужчин и женщин.
...
2.3.Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи г.Ставрополя и Кисловодска
Следующий блок нашего исследования посвящен здоровью молодых граждан, а так же их отношению к вредным привычкам.
На вопрос: «Считаете ли вы, что вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье?» - большинство опрошенных обоих городов ответили: «Да» (Табл. 7). Отрицательный ответ дали около 10% молодежи и затруднились ответить на поставленный вопрос около 3%.
Несомненно, молодое поколение Ставрополя и Кисловодска, как и всей страны, я думаю, отрицательно относится к таким насущным проблемам как алкоголизм, наркомания и табакокурение. Средствами массовой информации края, муниципальными образовательными учреждениями городов активно ведется пропаганда здорового образа жизни среди молодежи. Все действительно осознают, что злоупотребление вышеуказанными веществами в столь раннем возрасте может привести к катастрофе не только локального, но и глобального масштаба.
...
2.5. Образование и трудовая деятельность молодежи.
После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику.
От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.
Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д.
...
5. Молодежь и власть: отношение к политике и деятельности аппарата местного самоуправления.
6. Блок, отражающий жизненные ценности молодежи.
2.2. Общие сведения об анкетируемых.
Итак, перейдем к анализу полученных данных.
В первом блоке вопросов, освещающем общие сведения об опрашиваемых наибольший интерес представляет вопрос о национальной принадлежности анкетируемых. Как показывает таблица 5 В Ставрополе из всех опрошенных 98,75% молодого населения – русские и 1,25% армяне, в Кисловодске же национальный состав представляет собой более пеструю картину. Среди анкетируемых больший процент принадлежит опять-таки русскому населению, но так же представлены и другие этносы, такие как украинцы, армяне, карачаевцы, туркмены, греки, кабардинцы и т.д.
Таблица 5.
Национальный состав опрошенных.
...
2.7.Ценностные ориентации молодежи.
Следующий, заключительный блок вопросов нашего исследования посвящен ценностным ориентациям и приоритетам нынешней молодежи городов разного функционального типа.
Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.
В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности.
...
Заключение
Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь
сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что
нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность.
Образ территории действительно накладывает некоторые социальные различия в поведенческие и духовные аспекты жизни всего населения, и молодежи в частности.
В ходе работы мы изучили молодежь как особую социальную группу,
Провели социологический опрос путем анкетирования среди молодежи городов разного функционального типа на примере г.Ставрополя и Кисловодска. Далее был составлен современный социальный портрет вышеуказанных городов.
...
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П.,Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. –576 с.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
3. Девятков В. “Пожелай мне удачи в бою…” //Тюменские известия от 16 октября 2003 года.
4. Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 520 с.
5. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №1
6. Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999
– № 7. – С.23-31.
7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.
8. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
9. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.: Юнита, 1990.
10. Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.
11. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5.
12. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании //Социс. – 2000 - №7. – С. 50-57.
13. Менеджмент в социальной сфере /Под ред. А.Н.Силина. – Тюмень: Издательство “Вектор Бук”, 2000. – 192 с.
14. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2002. №1.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003
16. Никольский Д. Социология молодежи. – М.: Феникс, 2002.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: «Акдемия», 2003.
18. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №5. С.18-35.
19. Преступность в 21 веке //Социс. – 1996. – № 7.
20. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник. - М.: Юнита, 2001
21. Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.
22. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания /Сер.: Путь к новой жизни. – 1999. – № 12. – 200 с.
23. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 1999.
24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ, 1999.
25. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998.
26. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. №
27. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". - СПб.: Питер, 1999.
28. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 1999.
29. Сунгатуллина Г. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности // Вестник МГУ.– 2002.- №3. – С.158-163.
30. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль. 1999. № 10.
31. Формирование мировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. – М.: Академия, 1999.
32. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. №3
33.